Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к обучению и применению знаний

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории способность к обучению и применению знаний различного возраста. Путем тестирования проводят оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к обучению и применению знаний, таких как способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить степени нарушения способности к обучению и применению знаний у детей различного возраста. 2 табл., 2 прим.

Реферат

Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории «способность к обучению» различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения при динамическом наблюдении.

Известны критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическими заболеваниями головного мозга, разработана ориентировочная шкала определения ограничения жизнедеятельности больных при органической патологии головного мозга. На основании шкалы определяют рекомендации по группе инвалидности и степени тяжести заболевания (В.В.Бычкова, Э.С.Вишневская. «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», 2009, 2, с.142-145).

Известен способ оценки способности к обучению в школе для детей 5-7 лет с целью диагностики психологической готовности детей 5-7 лет к школьному обучению и уровня умственного развития ребенка. Тест состоит из 15 заданий, для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту, все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя (http://www.child-psy.ru/tests/305.html).

Способ выбран в качестве прототипа.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к обучению и применению знаний характеризуется как способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).

Задачей изобретения является разработка достоверного балльного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» у детей.

Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» у детей различного возраста при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», составления индивидуальной программы реабилитации.

Поставленная задача решается проведением тестирования по критериям, характеризующим «способность к обучению и применению знаний».

Способ осуществляется следующим образом.

При тестировании оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний, каждый критерий оценки этих способностей оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастных периода, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования, при этом способность самостоятельно выполнять какое-либо действие в соответствии с возрастной нормой оценивают в 3 балла, неспособность выполнять какое-либо действие или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в освоении ребенком навыка на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая принята ВОЗ в 2001 году, трактует данную категорию жизнедеятельности как «обучение и применение знаний» и выделяет следующие разделы:

- способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, в том числе: использование зрения, слуха, использование других ощущений;

- базисные навыки при обучении, в том числе: копирование, повторение, усвоение навыков чтения, усвоение навыков письма, усвоение навыков счета, приобретение практических навыков, в том числе: простых комплексных;

- применение знаний, в том числе: концентрация внимания, мышление, чтение, письмо, вычисление, решение простых и сложных проблем, принятие решений.

Нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к общению у детей различного возраста. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе. При этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов.

МКФ предлагает расценивать снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% - как незначительные ограничения, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения, на 50-95% - как тяжелые ограничения, на 96-100% - как абсолютные ограничения (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342 с.).

Отсутствие нарушений способности к общению соответствует снижению количества набранных относительно возрастной нормы баллов на 0-4%, 1 степень нарушения способности к общению соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 5-24% от возрастной нормы, 2 степень нарушений соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 25-49% от возрастной нормы, 3 степень нарушений соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 50-95% и более от возрастной нормы.

Навыки различных действий, относящихся к способности к обучению и применению знаний, формируются у детей по мере их роста и развития. Поэтому оценка критериев, характеризующих способность к обучению и применению знаний, должна учитывать возраст ребенка и этапы становления различных функций, обеспечивающих эти способности: у детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет.

Для определения степени нарушений способности к обучению и применению знаний проводят тестирование за период трех возрастных периодов, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет.

Примеры осуществления способа

Пример 1

Мальчик Зайцев Михаил, 1 год. Диагноз: гликогеновая болезнь 0 типа.

Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за эпикризный срок.

Конкретные критерии оценки приведены в таблице 1

Таблица 1
Критерии Оценка Исполнение критерия Оценка
Прослеживает глазами за двигающимся предметом на 180º. 3 Глазами за двигающимся предметом не прослеживает. 0
Различает желтый и синий цвета. 3 Желтый и синий цвета не различает. 0
Начинает различать предметы по размеру. 0 Предметы по размеру не различает. 0
Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами (фиксирует на нем взгляд). 3 Голову в сторону невидимого источника звука не поворачивает, взгляд на нем не фиксирует. 0
Адекватно реагирует на спокойные и плясовые мелодии. 0 На спокойные и плясовые мелодии не реагирует. 0
Повышенное внимание к новым предметам. 0 Повышенного внимания к новым предметам не отмечается. 0
Сформирован «комплекс оживления», когда ребенок отвечает эмоциями на обращение к нему, узнает мать или близкого человека. 3 "Комплекс оживления" отсутствует. 0
Обращает внимание на мелкие контрастные предметы. 0 На мелкие контрастные предметы внимания не фиксирует. 0
Различает красный и зеленый цвета. 3 Красный и зеленый цвета не различает. 0
Узнает голос матери или близкого человека. 3 Голос матери или близкого человека не узнает. 0
Элементы гуления. 3 Элементов гуления не наблюдается. 0
Ребенок может дифференцировать выражение лица. 0 Выражения лица ребенок не дифференцирует. 0
По внешнему виду отличает близких людей от чужих. 0 По внешнему виду близких людей от чужих не отличает. 0
Рассматривает другого ребенка, радуется, тянется к нему, гулит, берет у него из рук игрушку. 0 При контакте с другим ребенком проявлений интереса к нему, радости и желания вступить в контакт нет. 0
Выраженный "комплекс оживления": проявляется радость, ребенок громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение. 0 "Комплекс оживления" отсутствует. 0
На неблагополучие ребенок реагирует эмоционально, привлекая к себе внимание. 3 На неблагополучие эмоциональная реакция ребенка с целью привлечения к себе внимания ослаблена. 0
Оживленно реагирует на живое лицо и не реагирует на его цветную фотографию. 0 Различий реакции ребенка на живое лицо и его цветную фотографию нет. 0
Различает интонации голоса взрослого. 3 Различий в реакции ребенка на интонацию голоса не отмечается. 0
Отличает изменения формы от изменения отдельных признаков предмета. 0 Изменения формы от изменений отдельных признаков предмета не отличает. 0
Оценивает отличия любого признака предмета как новый предмет. 0 Отличия любого признака предмета как новый предмет не оценивает. 0
Формируются целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения (бимануальная координация под зрительным контролем). 0 Целенаправленных движений под контролем зрения нет. 0
Развивается произвольная регуляция движений глаз, что обеспечивает получение пространственной зрительной информации и определяет развитие и совершенствование движений. 3 Произвольной регуляции движений глаз нет. 0
Ребенок по-разному реагирует на свое и чужое имя. 3 Дифференцированной реакции ребенка на свое и чужое имя нет. 0
Может есть с ложки полугустую и густую пищу, снимая ее губами. 0 Есть с ложки полугустую и густую пищу, снимая ее губами, не может. 0
Небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или из чашки. 0 Пить из блюдца или из чашки небольшое количество жидкой пищи не пытается. 0
Способен брать предмет руками. 3 Брать предмет руками не может. 0
Держит в руках бутылочку. 3 Бутылочку в руках не держит. 0
Берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руке. 0 Брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в руке не может. 0
Понимает собственное имя. 3 Собственное имя не понимает. 0
Способен не только дифференцировать выражение лица, но и различать мимику и жесты. 0 Дифференцировать выражение лица, различать мимику и жесты не способен. 0
Ребенок способен различать объекты по размеру. 1 Различать объекты по размеру не может. 1
Не только различает интонацию голоса, но и по-разному на нее реагирует. 1 Реакция на различную интонацию голоса отсутствует. 1
Пьет из чашки, которую держит взрослый. 1 Из чашки, которую держит взрослый, не пьет. 1
Хорошо сидит без поддержки. 3 Без поддержки не сидит. 1
Долго занимается игрушками. 1 Долго заниматься игрушками не может. 1
На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся на постоянном определенном месте (часы, кукла и т.д.) 1 На вопрос «где?» находящийся на постоянном определенном месте предмет (часы, кукла и т.д.) взглядом не находит. 1
Сидя следит за предметом. 3 Сидя, за предметом не следит. 1
Подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, толкает мяч). 1 Действиям взрослого с игрушками не подражает. 1
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете. 1 Взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже должны быть в лепете, не подражает. 1
Повторяет простые (одно- или двухсложные) слова. 1 Простые (одно- или двухсложные) слова не повторяет. 1
Ест корочку хлеба, которую держит в руке сам. 3 Не ест корочку хлеба, которую держит в руке сам. 1
Пьет из чашки, которую держит взрослый. 1 Не пьет из чашки, которую держит взрослый. 1
По вербальной просьбе взрослого (без показа) выполняет разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку»). 1 По вербальной просьбе взрослого (без показа) не выполняет разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку»). 1
Сам садится, сидит и ложится. 3 Сам не садится, не сидит и не ложится. 1
Находит несколько предметов на постоянных местах. 1 Несколько предметов на постоянных местах не находит. 1
Резко повышается способность различать объекты по размеру. 1 Объекты по размеру не различает. 1
Отмечается повторение увиденных или услышанных жестов, мимики, звуков и слогов. 1 Увиденные или услышанные жесты, мимику, звуки и слоги не повторяет. 1
Отмечаются первые проявления произвольности внимания (внимание к исчезнувшему объекту). 1 Проявлений произвольности внимания (внимание к исчезнувшему объекту) нет. 1
Ребенок долго и разнообразно занимается игрушками, действует ими в зависимости от их свойств. 1 Долго и разнообразно заниматься игрушками, действовать ими в зависимости от их свойств не может. 1
Ощущает предмет в пространстве - ищет упавший предмет. 2 Предмет в пространстве не ощущает - упавший предмет не ищет. 2
Формируется способность опознания формы предмета при изменениях цвета. 2 Способности опознания формы предмета при изменениях цвета нет. 2
Ребенок откликается на свое имя, реагирует на вопрос «где?». 2 На свое имя не откликается, на вопрос «где?» не реагирует. 2
Выполняет плясовые движения под музыку. 2 Плясовых движений под музыку не выполняет. 2
Ребенок, подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. 2 Новые слоги, которых нет в лепете, подражая взрослому, не повторяет. 2
При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-воровка», играет в прятки и т.д.). 2 Разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-воровка», играет в прятки и т.д.) при заигрывании не выполняет. 2
Пьет из чашки, которую держит взрослый. 2 Из чашки, которую держит взрослый, не пьет. 2
Учится пить из чашки, слегка придерживая ее ручками. 3 Из чашки, слегка придерживая ее ручками, пить не пытается. 2
Начинает формироваться навык опрятности (высаживается на горшок). 2 На горшок не высаживается. 2
Сам встает, держась за опору, стоит и опускается. 3 Вставать, держась за опору, стоять и опускаться не может. 2
В 10 месяцев - ходит, держась за опору. 3 Не ходит, держась за опору. 2
Копирует мимику, жесты, движения, звуки, слоги и простые слова. 2 Мимику, жесты, движения, звуки, слоги и простые слова не копирует. 2
Знает 2-3 слова из 2 слогов. Многократно их повторяет. 2 2-3 слова из 2 слогов не знает, многократно их не повторяет. 2
Повторяет разученные игровые действия. 2 Разученные игровые действия не повторяет. 2
Полностью самостоятельно стягивает шапку с головы. 2 Самостоятельно стягивать шапку с головы не может. 2
Берет кусочки хлеба и съедает их. 2 Не может брать кусочки хлеба и их съедать. 2
На просьбу «дай» находит и дает знакомые предметы. 2 На просьбу «дай» знакомые предметы находить и давать не может. 2
Ребенок пьет из стакана, не проливая, если стакан держат. 2 Пить из стакана, не проливая, если стакан держат, не может. 2
Самостоятельно пьет из чашки (берет, держит ее ручками и пьет). 2 Самостоятельно пить из чашки не может. 2
Показывает указательным пальцем в указанное направление. 2 Показывать указательным пальцем в указанное направление не может. 2
Снимает расстегнутые туфли. 2 Расстегнутые туфли не снимает. 2
Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все мячи, все машины, часы и пр.). 2 Обобщений в понимаемой речи нет. 2
Ребенок различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову взрослого). 2 Предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову взрослого) не различает. 2
Узнает предметы по картинке. 2 Предметы по картинке не узнает. 2
Ребенок прислушивается к собственным звукам (связь между речью и слухом). 3 К собственным звукам (связь между речью и слухом) не прислушивается. 2
Легко подражает новым слогам и двухсложным словам. 2 Новым слогам и двухсложным словам не подражает. 2
Повторяет новые слоги и простые слова. 2 Новые слоги и простые слова не повторяет. 2
По вербальной просьбе взрослого выполняет ранее разученные действия с игрушками. 2 По вербальной просьбе взрослого ранее разученные действия с игрушками не выполняет. 2
Ребенок пробует рисовать карандашом. 2 Рисовать карандашом не пробует. 2
Ребенок пьет из стакана, не проливая, если стакан держат. 2 Из стакана, не проливая, если стакан держат, не пьет. 2
Самостоятельно пьет из чашки (берет, держит ее ручками и пьет). 2 Самостоятельно из чашки не пьет. 2
Показывает указательным пальцем в указанное направление. 2 Указательным пальцем в указанное направление не показывает. 2
Ребенок, показывая предмет, пытается его назвать. 2 Показывая предмет, назвать его не пытается. 2
Возникают проявления произвольного направленного внимания (ожидание появления исчезнувшего из поля зрения привлекательного объекта). 2 Проявлений произвольного направленного внимания (ожидание появления исчезнувшего из поля зрения привлекательного объекта) нет. 2
Активное зрительное исследование обстановки, избирательное отношение к окружающим. 2 Активного зрительного исследования обстановки, избирательного отношения к окружающим нет. 2
Понимает значение слова «нельзя» (прекращает действие); понимает некоторые обобщенные команды (сложи игрушки). 2 Значения слова «нельзя» и некоторые обобщенные команды (сложи игрушки) не понимает. 2
Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. 2 Игрушку, спрятанную другим ребенком, не ищет. 2
Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это эмоциями (смехом и лепетом). 2 Другому ребенку игрушку, сопровождая это эмоциями (смехом и лепетом), не протягивает. 2
К концу первого года жизни у ребенка появляется способность воспринимать и интерпретировать письменный материал: он с интересом рассматривает яркие картинки. 2 Яркие картинки с интересом не рассматривает. 2
Охотно общается с другими детьми и взрослыми, четко дифференцируя при этом, кто ему нравится, а кто нет. 2 С другими детьми и взрослыми, четко дифференцируя при этом, кто ему нравится, а кто нет, не общается. 2
По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.). 2 Разученных действий, не подсказанных предметами (вождение куклы, кормление собачки и др.), по словесной инструкции не выполняет. 2
Узнает близких по фотографии. 2 Близких по фотографии не узнает. 2
Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по вербальной просьбе взрослого). 2 Предметы по форме (кирпичик от кубика) по вербальной просьбе взрослого не различает. 2
Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых. 2 Названий нескольких предметов, действий, имен детей и взрослых (без показа) не понимает. 2
Выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай кому-то, положи на место и пр.). 2 Отдельные поручения (принеси, найди, отдай кому-то, положи на место и пр.) не выполняет. 2
Набрано баллов из 163 максимально возможных 282
Нет ограничений (отставание на 0-4%) 271-282
1 степень (отставание на 5-24%) 214-270
2 степень (отставание на 25-49%) 144-213
3 степень (отставание на 50-95%) <144
Заключение: имеются умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» 2 степени (отставание на 42%).

Пример 2

Мальчик Курганский Артем, 12 лет. Диагноз: хронический гастродуоденит.

Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за период 7-12 лет. Конкретные критерии оценки приведены в таблице 2.

Таблица 2
Критерии Оценка Исполнение критерия Оценка
Понимает и усваивает рассказы взрослого, изложенные в устной форме, а также услышанное по радио, телевизору или из других источников информации. 3 Рассказы взрослого, изложенные в устной форме, а также услышанное по радио, телевизору или из других источников информации не понимает и не усваивает. 0
Слушает и воспринимает музыкальные произведения. 3 Музыкальные произведения не слушает и не воспринимает. 0
Дети хорошо имитируют или подражают, например, жесты, звуки или буквы алфавита, геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. 3 Имитировать или подражать, например, жесты, звуки или буквы алфавита, геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции, не может. 0
Дети повторяют в определенной последовательности счет десятками или декламирует стихотворения. 3 Повторять в определенной последовательности счет десятками или декламировать стихотворения не может. 0
С легкостью ловит мяч средних размеров или пытается кидать маленький (теннисный) мячик в цель. 3 Ловить мяч средних размеров или пытаться кидать маленький (теннисный) мячик в цель не может. 0
Владеет гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином. 3 Гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином не владеет. 0
Запоминание и опознавание геометрических фигур осуществляется по типу взрослого, а идентификация и различение букв затруднены. 3 Запоминание и опознавание геометрических фигур затруднены, а идентификация и различение букв отсутствуют. 0
Воспринимает не менее 5 слов из 10 прочитанных. 3 Воспринимать не менее 5 слов из 10 прочитанных не может. 0
После 3-4 прочтений воспроизводит 9-10 слов. 3 После 3-4 прочтений 9-10 слов не воспроизводит. 0
Через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше. 3 Через один час забывает более 2 слов, воспроизводившихся раньше. 0
Сформировано полноценное речевое общение. 3 Речевое общение не сформировано. 0
Наблюдает и изображает явления окружающей жизни, лепит и конструирует фигурки животных. 3 Наблюдать и изображать явления окружающей жизни, лепить и конструировать фигурки животных не может. 0
1 класс - ребенок владеет навыками чтения: читает правильно (без ошибок), читает выразительно (соблюдает паузы, тон, темп чтения, логическое ударение), читает осознанно, понимая прочитанное (может ответить на вопросы, выделить главную мысль, кратко пересказать). 3 1 класс - навыками чтения не владеет. 1
2 класс - чтение целыми словами со скоростью чтения не менее 45-50 слов в минуту. 3 2 класс - читать целыми словами со скоростью чтения не менее 45-50 слов в минуту не может. 1
3 класс - чтение целыми словами со скоростью чтения не менее 70-75 слов в минуту. 3 3 класс - читать целыми словами со скоростью чтения не менее 70-75 слов в минуту не может. 1
4 класс - чтение целыми словами со скоростью чтения не менее 80-90 слов в минуту. 1 4 класс - читать целыми словами со скоростью чтения не менее 80-90 слов в минуту не может. 1
1-4 классы - в письменных работах отсутствуют орфографические (или 1-2 орфографические ошибки) и дисграфические ошибки. 3 1-4 классы - в письменных работах много орфографических и дисграфических ошибок. 1
Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 1 класса - 15-17 букв в минуту. 3 В конце 1 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 15-17 букв в минуту не может. 1
Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 2 класса - 35-45 букв в минуту. 3 В конце 2 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 35-45 букв в минуту не может. 1
Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 3 класса - 55-65 букв в минуту. 3 В конце 3 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 55-65 букв в минуту не может. 1
Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 4 класса - 75-80 букв в минуту. 1 В конце 4 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 75-80 букв в минуту не может. 1
Спокойно и сосредоточенно занимается учебной деятельностью на уроках, выполняет домашние задания. 1 Спокойно и сосредоточенно заниматься учебной деятельностью на уроках, выполнять домашние задания не может. 1
Не отвлекается, на уроках дисциплинирован. 1 На уроках не дисциплинирован, отвлекается. 1
Ориентируется в тестовых схемах лабиринта, отражающего последовательность пути для решения определенных задач. 3 В тестовых схемах лабиринта, отражающего последовательность пути для решения определенных задач, не ориентируется. 1
Понимает смысл изображенного на картинке сюжета, может выделить главное и выразить это в виде устной речи. 3 Смысл изображенного на картинке сюжета не понимает, выделить главное и выразить это в виде устной речи не может. 1
Может выделять группы предметов по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может - по внешнему признаку ("все большие" или "они красные"), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что "платье висит в шкафу"). 3 Выделять группы предметов по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), по внешнему признаку ("все большие" или "они красные"), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что "платье висит в шкафу") не может. 1
Понимает главную мысль текста, выраженного в письменной форме и умеет выразить ее. 3 Главную мысль текста, выраженного в письменной форме, не понимает, выразить ее не умеет. 1
Правильно отвечает на поставленные вопросы. 3 На поставленные вопросы правильно не отвечает. 1
Различает, называет элементы книг. 3 Не различает и не называет элементы книг. 1
Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг. 1 Не может привести примеры произведений из круга детского чтения, не ориентируется в мире книг. 1
Различает произведения по их принадлежности к разным видам жанра; из предложенных 5 произведений правильно определяет все виды жанров. 3 Произведения по их принадлежности к разным видам жанра не различает; из предложенных 5 произведений не определяет все виды жанров. 1
Читает осознанно, не делает неоправданных пауз. 3 Не может читать осознанно, не делая неоправданных пауз. 1
Прочитанное пересказывает логично, полно, не допускает речевых ошибок. 1 Не может пересказать прочитанное логично, полно, не допуская речевых ошибок. 1
К концу младшего школьного возраста ребенок способен письменно описывать события или составлять письма. 3 К концу младшего школьного возраста письменно описывать события или составлять письма не может. 1
К концу младшего школьного возраста ребенок умеет производить вычисления с применением математических принципов для решения задач, которые сформулированы в словах, и записать результат. 3 К концу младшего школьного возраста производить вычисления с применением математических принципов для решения задач, которые сформулированы в словах, и записать результат не может. 1
Умеет изображать особенности разных времен года с выбором соответствующей техники, средства выражения. 3 Изображать особенности разных времен года с выбором соответствующей техники, средства выражения не умеет. 1
Изображает человека во взаимодействии с природой. 3 Изображать человека во взаимодействии с природой не может. 1
Количество набранных баллов в возрасте 12 лет 99 (из возможных 111)
Нет ограничений (отставание на 0-4%) 107-111
Незначительные ограничения (отставание на 5-24%) 84-106
Умеренные ограничения (отставание на 25-49%) 57-83
Тяжелые ограничения (отставание на 50-95% и более) <57
Заключение: имеются незначительно выраженные ограничения жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» - 1 степень (отставание на 11%).

Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», разработки индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.

Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению и применению знаний, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к общению, на основе балльной системы, отличающийся тем, что оценивают следующие критерии: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых, так и комплексных, применение знаний, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет; в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.