Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к обучению и применению знаний
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории способность к обучению и применению знаний различного возраста. Путем тестирования проводят оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к обучению и применению знаний, таких как способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить степени нарушения способности к обучению и применению знаний у детей различного возраста. 2 табл., 2 прим.
Реферат
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности у детей в категории «способность к обучению» различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения при динамическом наблюдении.
Известны критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическими заболеваниями головного мозга, разработана ориентировочная шкала определения ограничения жизнедеятельности больных при органической патологии головного мозга. На основании шкалы определяют рекомендации по группе инвалидности и степени тяжести заболевания (В.В.Бычкова, Э.С.Вишневская. «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», 2009, 2, с.142-145).
Известен способ оценки способности к обучению в школе для детей 5-7 лет с целью диагностики психологической готовности детей 5-7 лет к школьному обучению и уровня умственного развития ребенка. Тест состоит из 15 заданий, для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту, все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя (http://www.child-psy.ru/tests/305.html).
Способ выбран в качестве прототипа.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к обучению и применению знаний характеризуется как способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).
Задачей изобретения является разработка достоверного балльного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» у детей.
Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» у детей различного возраста при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», составления индивидуальной программы реабилитации.
Поставленная задача решается проведением тестирования по критериям, характеризующим «способность к обучению и применению знаний».
Способ осуществляется следующим образом.
При тестировании оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний, каждый критерий оценки этих способностей оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастных периода, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования, при этом способность самостоятельно выполнять какое-либо действие в соответствии с возрастной нормой оценивают в 3 балла, неспособность выполнять какое-либо действие или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в освоении ребенком навыка на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая принята ВОЗ в 2001 году, трактует данную категорию жизнедеятельности как «обучение и применение знаний» и выделяет следующие разделы:
- способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, в том числе: использование зрения, слуха, использование других ощущений;
- базисные навыки при обучении, в том числе: копирование, повторение, усвоение навыков чтения, усвоение навыков письма, усвоение навыков счета, приобретение практических навыков, в том числе: простых комплексных;
- применение знаний, в том числе: концентрация внимания, мышление, чтение, письмо, вычисление, решение простых и сложных проблем, принятие решений.
Нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к общению у детей различного возраста. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе. При этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов.
МКФ предлагает расценивать снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% - как незначительные ограничения, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения, на 50-95% - как тяжелые ограничения, на 96-100% - как абсолютные ограничения (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342 с.).
Отсутствие нарушений способности к общению соответствует снижению количества набранных относительно возрастной нормы баллов на 0-4%, 1 степень нарушения способности к общению соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 5-24% от возрастной нормы, 2 степень нарушений соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 25-49% от возрастной нормы, 3 степень нарушений соответствует снижению количества набранных при тестировании баллов на 50-95% и более от возрастной нормы.
Навыки различных действий, относящихся к способности к обучению и применению знаний, формируются у детей по мере их роста и развития. Поэтому оценка критериев, характеризующих способность к обучению и применению знаний, должна учитывать возраст ребенка и этапы становления различных функций, обеспечивающих эти способности: у детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет.
Для определения степени нарушений способности к обучению и применению знаний проводят тестирование за период трех возрастных периодов, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три предыдущих моменту освидетельствования возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет.
Примеры осуществления способа
Пример 1
Мальчик Зайцев Михаил, 1 год. Диагноз: гликогеновая болезнь 0 типа.
Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за эпикризный срок.
Конкретные критерии оценки приведены в таблице 1
Таблица 1 | |||
Критерии | Оценка | Исполнение критерия | Оценка |
Прослеживает глазами за двигающимся предметом на 180º. | 3 | Глазами за двигающимся предметом не прослеживает. | 0 |
Различает желтый и синий цвета. | 3 | Желтый и синий цвета не различает. | 0 |
Начинает различать предметы по размеру. | 0 | Предметы по размеру не различает. | 0 |
Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами (фиксирует на нем взгляд). | 3 | Голову в сторону невидимого источника звука не поворачивает, взгляд на нем не фиксирует. | 0 |
Адекватно реагирует на спокойные и плясовые мелодии. | 0 | На спокойные и плясовые мелодии не реагирует. | 0 |
Повышенное внимание к новым предметам. | 0 | Повышенного внимания к новым предметам не отмечается. | 0 |
Сформирован «комплекс оживления», когда ребенок отвечает эмоциями на обращение к нему, узнает мать или близкого человека. | 3 | "Комплекс оживления" отсутствует. | 0 |
Обращает внимание на мелкие контрастные предметы. | 0 | На мелкие контрастные предметы внимания не фиксирует. | 0 |
Различает красный и зеленый цвета. | 3 | Красный и зеленый цвета не различает. | 0 |
Узнает голос матери или близкого человека. | 3 | Голос матери или близкого человека не узнает. | 0 |
Элементы гуления. | 3 | Элементов гуления не наблюдается. | 0 |
Ребенок может дифференцировать выражение лица. | 0 | Выражения лица ребенок не дифференцирует. | 0 |
По внешнему виду отличает близких людей от чужих. | 0 | По внешнему виду близких людей от чужих не отличает. | 0 |
Рассматривает другого ребенка, радуется, тянется к нему, гулит, берет у него из рук игрушку. | 0 | При контакте с другим ребенком проявлений интереса к нему, радости и желания вступить в контакт нет. | 0 |
Выраженный "комплекс оживления": проявляется радость, ребенок громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение. | 0 | "Комплекс оживления" отсутствует. | 0 |
На неблагополучие ребенок реагирует эмоционально, привлекая к себе внимание. | 3 | На неблагополучие эмоциональная реакция ребенка с целью привлечения к себе внимания ослаблена. | 0 |
Оживленно реагирует на живое лицо и не реагирует на его цветную фотографию. | 0 | Различий реакции ребенка на живое лицо и его цветную фотографию нет. | 0 |
Различает интонации голоса взрослого. | 3 | Различий в реакции ребенка на интонацию голоса не отмечается. | 0 |
Отличает изменения формы от изменения отдельных признаков предмета. | 0 | Изменения формы от изменений отдельных признаков предмета не отличает. | 0 |
Оценивает отличия любого признака предмета как новый предмет. | 0 | Отличия любого признака предмета как новый предмет не оценивает. | 0 |
Формируются целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения (бимануальная координация под зрительным контролем). | 0 | Целенаправленных движений под контролем зрения нет. | 0 |
Развивается произвольная регуляция движений глаз, что обеспечивает получение пространственной зрительной информации и определяет развитие и совершенствование движений. | 3 | Произвольной регуляции движений глаз нет. | 0 |
Ребенок по-разному реагирует на свое и чужое имя. | 3 | Дифференцированной реакции ребенка на свое и чужое имя нет. | 0 |
Может есть с ложки полугустую и густую пищу, снимая ее губами. | 0 | Есть с ложки полугустую и густую пищу, снимая ее губами, не может. | 0 |
Небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или из чашки. | 0 | Пить из блюдца или из чашки небольшое количество жидкой пищи не пытается. | 0 |
Способен брать предмет руками. | 3 | Брать предмет руками не может. | 0 |
Держит в руках бутылочку. | 3 | Бутылочку в руках не держит. | 0 |
Берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в руке. | 0 | Брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в руке не может. | 0 |
Понимает собственное имя. | 3 | Собственное имя не понимает. | 0 |
Способен не только дифференцировать выражение лица, но и различать мимику и жесты. | 0 | Дифференцировать выражение лица, различать мимику и жесты не способен. | 0 |
Ребенок способен различать объекты по размеру. | 1 | Различать объекты по размеру не может. | 1 |
Не только различает интонацию голоса, но и по-разному на нее реагирует. | 1 | Реакция на различную интонацию голоса отсутствует. | 1 |
Пьет из чашки, которую держит взрослый. | 1 | Из чашки, которую держит взрослый, не пьет. | 1 |
Хорошо сидит без поддержки. | 3 | Без поддержки не сидит. | 1 |
Долго занимается игрушками. | 1 | Долго заниматься игрушками не может. | 1 |
На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся на постоянном определенном месте (часы, кукла и т.д.) | 1 | На вопрос «где?» находящийся на постоянном определенном месте предмет (часы, кукла и т.д.) взглядом не находит. | 1 |
Сидя следит за предметом. | 3 | Сидя, за предметом не следит. | 1 |
Подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, толкает мяч). | 1 | Действиям взрослого с игрушками не подражает. | 1 |
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете. | 1 | Взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже должны быть в лепете, не подражает. | 1 |
Повторяет простые (одно- или двухсложные) слова. | 1 | Простые (одно- или двухсложные) слова не повторяет. | 1 |
Ест корочку хлеба, которую держит в руке сам. | 3 | Не ест корочку хлеба, которую держит в руке сам. | 1 |
Пьет из чашки, которую держит взрослый. | 1 | Не пьет из чашки, которую держит взрослый. | 1 |
По вербальной просьбе взрослого (без показа) выполняет разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку»). | 1 | По вербальной просьбе взрослого (без показа) не выполняет разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку»). | 1 |
Сам садится, сидит и ложится. | 3 | Сам не садится, не сидит и не ложится. | 1 |
Находит несколько предметов на постоянных местах. | 1 | Несколько предметов на постоянных местах не находит. | 1 |
Резко повышается способность различать объекты по размеру. | 1 | Объекты по размеру не различает. | 1 |
Отмечается повторение увиденных или услышанных жестов, мимики, звуков и слогов. | 1 | Увиденные или услышанные жесты, мимику, звуки и слоги не повторяет. | 1 |
Отмечаются первые проявления произвольности внимания (внимание к исчезнувшему объекту). | 1 | Проявлений произвольности внимания (внимание к исчезнувшему объекту) нет. | 1 |
Ребенок долго и разнообразно занимается игрушками, действует ими в зависимости от их свойств. | 1 | Долго и разнообразно заниматься игрушками, действовать ими в зависимости от их свойств не может. | 1 |
Ощущает предмет в пространстве - ищет упавший предмет. | 2 | Предмет в пространстве не ощущает - упавший предмет не ищет. | 2 |
Формируется способность опознания формы предмета при изменениях цвета. | 2 | Способности опознания формы предмета при изменениях цвета нет. | 2 |
Ребенок откликается на свое имя, реагирует на вопрос «где?». | 2 | На свое имя не откликается, на вопрос «где?» не реагирует. | 2 |
Выполняет плясовые движения под музыку. | 2 | Плясовых движений под музыку не выполняет. | 2 |
Ребенок, подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | 2 | Новые слоги, которых нет в лепете, подражая взрослому, не повторяет. | 2 |
При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-воровка», играет в прятки и т.д.). | 2 | Разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-воровка», играет в прятки и т.д.) при заигрывании не выполняет. | 2 |
Пьет из чашки, которую держит взрослый. | 2 | Из чашки, которую держит взрослый, не пьет. | 2 |
Учится пить из чашки, слегка придерживая ее ручками. | 3 | Из чашки, слегка придерживая ее ручками, пить не пытается. | 2 |
Начинает формироваться навык опрятности (высаживается на горшок). | 2 | На горшок не высаживается. | 2 |
Сам встает, держась за опору, стоит и опускается. | 3 | Вставать, держась за опору, стоять и опускаться не может. | 2 |
В 10 месяцев - ходит, держась за опору. | 3 | Не ходит, держась за опору. | 2 |
Копирует мимику, жесты, движения, звуки, слоги и простые слова. | 2 | Мимику, жесты, движения, звуки, слоги и простые слова не копирует. | 2 |
Знает 2-3 слова из 2 слогов. Многократно их повторяет. | 2 | 2-3 слова из 2 слогов не знает, многократно их не повторяет. | 2 |
Повторяет разученные игровые действия. | 2 | Разученные игровые действия не повторяет. | 2 |
Полностью самостоятельно стягивает шапку с головы. | 2 | Самостоятельно стягивать шапку с головы не может. | 2 |
Берет кусочки хлеба и съедает их. | 2 | Не может брать кусочки хлеба и их съедать. | 2 |
На просьбу «дай» находит и дает знакомые предметы. | 2 | На просьбу «дай» знакомые предметы находить и давать не может. | 2 |
Ребенок пьет из стакана, не проливая, если стакан держат. | 2 | Пить из стакана, не проливая, если стакан держат, не может. | 2 |
Самостоятельно пьет из чашки (берет, держит ее ручками и пьет). | 2 | Самостоятельно пить из чашки не может. | 2 |
Показывает указательным пальцем в указанное направление. | 2 | Показывать указательным пальцем в указанное направление не может. | 2 |
Снимает расстегнутые туфли. | 2 | Расстегнутые туфли не снимает. | 2 |
Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все мячи, все машины, часы и пр.). | 2 | Обобщений в понимаемой речи нет. | 2 |
Ребенок различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову взрослого). | 2 | Предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову взрослого) не различает. | 2 |
Узнает предметы по картинке. | 2 | Предметы по картинке не узнает. | 2 |
Ребенок прислушивается к собственным звукам (связь между речью и слухом). | 3 | К собственным звукам (связь между речью и слухом) не прислушивается. | 2 |
Легко подражает новым слогам и двухсложным словам. | 2 | Новым слогам и двухсложным словам не подражает. | 2 |
Повторяет новые слоги и простые слова. | 2 | Новые слоги и простые слова не повторяет. | 2 |
По вербальной просьбе взрослого выполняет ранее разученные действия с игрушками. | 2 | По вербальной просьбе взрослого ранее разученные действия с игрушками не выполняет. | 2 |
Ребенок пробует рисовать карандашом. | 2 | Рисовать карандашом не пробует. | 2 |
Ребенок пьет из стакана, не проливая, если стакан держат. | 2 | Из стакана, не проливая, если стакан держат, не пьет. | 2 |
Самостоятельно пьет из чашки (берет, держит ее ручками и пьет). | 2 | Самостоятельно из чашки не пьет. | 2 |
Показывает указательным пальцем в указанное направление. | 2 | Указательным пальцем в указанное направление не показывает. | 2 |
Ребенок, показывая предмет, пытается его назвать. | 2 | Показывая предмет, назвать его не пытается. | 2 |
Возникают проявления произвольного направленного внимания (ожидание появления исчезнувшего из поля зрения привлекательного объекта). | 2 | Проявлений произвольного направленного внимания (ожидание появления исчезнувшего из поля зрения привлекательного объекта) нет. | 2 |
Активное зрительное исследование обстановки, избирательное отношение к окружающим. | 2 | Активного зрительного исследования обстановки, избирательного отношения к окружающим нет. | 2 |
Понимает значение слова «нельзя» (прекращает действие); понимает некоторые обобщенные команды (сложи игрушки). | 2 | Значения слова «нельзя» и некоторые обобщенные команды (сложи игрушки) не понимает. | 2 |
Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. | 2 | Игрушку, спрятанную другим ребенком, не ищет. | 2 |
Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это эмоциями (смехом и лепетом). | 2 | Другому ребенку игрушку, сопровождая это эмоциями (смехом и лепетом), не протягивает. | 2 |
К концу первого года жизни у ребенка появляется способность воспринимать и интерпретировать письменный материал: он с интересом рассматривает яркие картинки. | 2 | Яркие картинки с интересом не рассматривает. | 2 |
Охотно общается с другими детьми и взрослыми, четко дифференцируя при этом, кто ему нравится, а кто нет. | 2 | С другими детьми и взрослыми, четко дифференцируя при этом, кто ему нравится, а кто нет, не общается. | 2 |
По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.). | 2 | Разученных действий, не подсказанных предметами (вождение куклы, кормление собачки и др.), по словесной инструкции не выполняет. | 2 |
Узнает близких по фотографии. | 2 | Близких по фотографии не узнает. | 2 |
Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по вербальной просьбе взрослого). | 2 | Предметы по форме (кирпичик от кубика) по вербальной просьбе взрослого не различает. | 2 |
Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых. | 2 | Названий нескольких предметов, действий, имен детей и взрослых (без показа) не понимает. | 2 |
Выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай кому-то, положи на место и пр.). | 2 | Отдельные поручения (принеси, найди, отдай кому-то, положи на место и пр.) не выполняет. | 2 |
Набрано баллов из 163 максимально возможных | 282 | ||
Нет ограничений (отставание на 0-4%) | 271-282 | ||
1 степень (отставание на 5-24%) | 214-270 | ||
2 степень (отставание на 25-49%) | 144-213 | ||
3 степень (отставание на 50-95%) | <144 | ||
Заключение: имеются умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» 2 степени (отставание на 42%). |
Пример 2
Мальчик Курганский Артем, 12 лет. Диагноз: хронический гастродуоденит.
Ребенку проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к общению. Оценивают следующие параметры: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых так и комплексных, применение знаний. Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за период 7-12 лет. Конкретные критерии оценки приведены в таблице 2.
Таблица 2 | |||
Критерии | Оценка | Исполнение критерия | Оценка |
Понимает и усваивает рассказы взрослого, изложенные в устной форме, а также услышанное по радио, телевизору или из других источников информации. | 3 | Рассказы взрослого, изложенные в устной форме, а также услышанное по радио, телевизору или из других источников информации не понимает и не усваивает. | 0 |
Слушает и воспринимает музыкальные произведения. | 3 | Музыкальные произведения не слушает и не воспринимает. | 0 |
Дети хорошо имитируют или подражают, например, жесты, звуки или буквы алфавита, геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. | 3 | Имитировать или подражать, например, жесты, звуки или буквы алфавита, геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции, не может. | 0 |
Дети повторяют в определенной последовательности счет десятками или декламирует стихотворения. | 3 | Повторять в определенной последовательности счет десятками или декламировать стихотворения не может. | 0 |
С легкостью ловит мяч средних размеров или пытается кидать маленький (теннисный) мячик в цель. | 3 | Ловить мяч средних размеров или пытаться кидать маленький (теннисный) мячик в цель не может. | 0 |
Владеет гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином. | 3 | Гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином не владеет. | 0 |
Запоминание и опознавание геометрических фигур осуществляется по типу взрослого, а идентификация и различение букв затруднены. | 3 | Запоминание и опознавание геометрических фигур затруднены, а идентификация и различение букв отсутствуют. | 0 |
Воспринимает не менее 5 слов из 10 прочитанных. | 3 | Воспринимать не менее 5 слов из 10 прочитанных не может. | 0 |
После 3-4 прочтений воспроизводит 9-10 слов. | 3 | После 3-4 прочтений 9-10 слов не воспроизводит. | 0 |
Через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше. | 3 | Через один час забывает более 2 слов, воспроизводившихся раньше. | 0 |
Сформировано полноценное речевое общение. | 3 | Речевое общение не сформировано. | 0 |
Наблюдает и изображает явления окружающей жизни, лепит и конструирует фигурки животных. | 3 | Наблюдать и изображать явления окружающей жизни, лепить и конструировать фигурки животных не может. | 0 |
1 класс - ребенок владеет навыками чтения: читает правильно (без ошибок), читает выразительно (соблюдает паузы, тон, темп чтения, логическое ударение), читает осознанно, понимая прочитанное (может ответить на вопросы, выделить главную мысль, кратко пересказать). | 3 | 1 класс - навыками чтения не владеет. | 1 |
2 класс - чтение целыми словами со скоростью чтения не менее 45-50 слов в минуту. | 3 | 2 класс - читать целыми словами со скоростью чтения не менее 45-50 слов в минуту не может. | 1 |
3 класс - чтение целыми словами со скоростью чтения не менее 70-75 слов в минуту. | 3 | 3 класс - читать целыми словами со скоростью чтения не менее 70-75 слов в минуту не может. | 1 |
4 класс - чтение целыми словами со скоростью чтения не менее 80-90 слов в минуту. | 1 | 4 класс - читать целыми словами со скоростью чтения не менее 80-90 слов в минуту не может. | 1 |
1-4 классы - в письменных работах отсутствуют орфографические (или 1-2 орфографические ошибки) и дисграфические ошибки. | 3 | 1-4 классы - в письменных работах много орфографических и дисграфических ошибок. | 1 |
Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 1 класса - 15-17 букв в минуту. | 3 | В конце 1 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 15-17 букв в минуту не может. | 1 |
Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 2 класса - 35-45 букв в минуту. | 3 | В конце 2 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 35-45 букв в минуту не может. | 1 |
Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 3 класса - 55-65 букв в минуту. | 3 | В конце 3 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 55-65 букв в минуту не может. | 1 |
Скорость письма при трехминутном переписывании в конце 4 класса - 75-80 букв в минуту. | 1 | В конце 4 класса при трехминутном переписывании писать со скоростью 75-80 букв в минуту не может. | 1 |
Спокойно и сосредоточенно занимается учебной деятельностью на уроках, выполняет домашние задания. | 1 | Спокойно и сосредоточенно заниматься учебной деятельностью на уроках, выполнять домашние задания не может. | 1 |
Не отвлекается, на уроках дисциплинирован. | 1 | На уроках не дисциплинирован, отвлекается. | 1 |
Ориентируется в тестовых схемах лабиринта, отражающего последовательность пути для решения определенных задач. | 3 | В тестовых схемах лабиринта, отражающего последовательность пути для решения определенных задач, не ориентируется. | 1 |
Понимает смысл изображенного на картинке сюжета, может выделить главное и выразить это в виде устной речи. | 3 | Смысл изображенного на картинке сюжета не понимает, выделить главное и выразить это в виде устной речи не может. | 1 |
Может выделять группы предметов по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может - по внешнему признаку ("все большие" или "они красные"), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что "платье висит в шкафу"). | 3 | Выделять группы предметов по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), по внешнему признаку ("все большие" или "они красные"), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что "платье висит в шкафу") не может. | 1 |
Понимает главную мысль текста, выраженного в письменной форме и умеет выразить ее. | 3 | Главную мысль текста, выраженного в письменной форме, не понимает, выразить ее не умеет. | 1 |
Правильно отвечает на поставленные вопросы. | 3 | На поставленные вопросы правильно не отвечает. | 1 |
Различает, называет элементы книг. | 3 | Не различает и не называет элементы книг. | 1 |
Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг. | 1 | Не может привести примеры произведений из круга детского чтения, не ориентируется в мире книг. | 1 |
Различает произведения по их принадлежности к разным видам жанра; из предложенных 5 произведений правильно определяет все виды жанров. | 3 | Произведения по их принадлежности к разным видам жанра не различает; из предложенных 5 произведений не определяет все виды жанров. | 1 |
Читает осознанно, не делает неоправданных пауз. | 3 | Не может читать осознанно, не делая неоправданных пауз. | 1 |
Прочитанное пересказывает логично, полно, не допускает речевых ошибок. | 1 | Не может пересказать прочитанное логично, полно, не допуская речевых ошибок. | 1 |
К концу младшего школьного возраста ребенок способен письменно описывать события или составлять письма. | 3 | К концу младшего школьного возраста письменно описывать события или составлять письма не может. | 1 |
К концу младшего школьного возраста ребенок умеет производить вычисления с применением математических принципов для решения задач, которые сформулированы в словах, и записать результат. | 3 | К концу младшего школьного возраста производить вычисления с применением математических принципов для решения задач, которые сформулированы в словах, и записать результат не может. | 1 |
Умеет изображать особенности разных времен года с выбором соответствующей техники, средства выражения. | 3 | Изображать особенности разных времен года с выбором соответствующей техники, средства выражения не умеет. | 1 |
Изображает человека во взаимодействии с природой. | 3 | Изображать человека во взаимодействии с природой не может. | 1 |
Количество набранных баллов в возрасте 12 лет | 99 (из возможных 111) | ||
Нет ограничений (отставание на 0-4%) | 107-111 | ||
Незначительные ограничения (отставание на 5-24%) | 84-106 | ||
Умеренные ограничения (отставание на 25-49%) | 57-83 | ||
Тяжелые ограничения (отставание на 50-95% и более) | <57 | ||
Заключение: имеются незначительно выраженные ограничения жизнедеятельности в категории «способность к обучению и применению знаний» - 1 степень (отставание на 11%). |
Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к обучению» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», разработки индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.
Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к общению и применению знаний, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к общению, на основе балльной системы, отличающийся тем, что оценивают следующие критерии: способность целенаправленно использовать органы чувств при обучении, базисные навыки при обучении, приобретение практических навыков, как простых, так и комплексных, применение знаний, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет; в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.