Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к ориентации
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к ориентации» у детей различного возраста. Проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к ориентации. Оценивают определение времени по окружающим признакам, определение местонахождения, определение местоположения внешних объектов, событий и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам, осознание собственной личности, мысленного образа, схемы тела и его частей, восприятие и адекватное реагирование на поступающую информацию. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить степень нарушения способности контролировать к ориентации у детей различного возраста. 1 табл., 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к ориентации» у детей различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения при наблюдении в динамике.
Под способностью к ориентации понимается способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»).
Известны критерии оценки степени ограничения жизнедеятельности больных с органическими заболеваниями головного мозга, разработана ориентировочная шкала определения ограничения жизнедеятельности больных при органической патологии головного мозга. На основании шкалы определяют рекомендации по группе инвалидности и степени тяжести заболевания (В.В.Бычкова, Э.С.Вишневская, «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», 2009, 2, с.142-145).
Известен способ диагностики психического развития детей от рождения до 3 лет, в котором выделяют четыре возрастных периода (первое и второе полугодия первого года жизни, второй и третий годы жизни) и дают их психологические характеристики, причем для каждого периода представлены методики, выявляющие уровень развития общения и предметной деятельности ребенка. Описание каждой методики содержит характеристику измеряемых параметров и показателей, включает диагностические ситуации, шкалы оценки параметров и показателей, протоколы регистрации данных, а также рекомендации по составлению заключений по результатам диагностики ребенка в соответствующем возрастном периоде (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., и др. «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет», - М.: МГППУ, с.2003, - 128).
Известна диагностика развития детей от 3 до 10 лет: память, внимание, мышление, навыки учебной деятельности, личность. Приводится описание тестовых заданий и методик, которые помогут родителям самостоятельно определить уровень развития основных психических функций (памяти, внимания, мышления и речи) у их детей. Все задания разделены на две группы: для детей от 3-х до 6 лет, для детей от 6 до 10 лет (http://vnika.ucoz.ru/index/diagn/0-23).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к ориентации характеризуется как способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения в способности к ориентации, выделяют 3 степени их выраженности: 1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств; 2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень - неспособность к ориентации и нуждаемость в постоянной помощи или надзоре других лиц.
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), принятая ВОЗ в 2001 году, трактует данную категорию жизнедеятельности как «способность к самообслуживанию» и выделяет следующие критерии: определение времени по окружающим признакам, определение местонахождения, определение местоположения внешних объектов, событий и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам, осознание собственной личности, мысленного образа, схемы тела и его частей, восприятие и адекватное реагирование па поступающую информацию.
Задачей изобретения является разработка достоверного балльного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к ориентации» у детей.
Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к ориентации» у детей различного возраста при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления категории «ребенок-инвалид», составления индивидуальной программы реабилитации.
Способ осуществляется следующим образом. Проводят тестирование по критериям, характеризующим способность к ориентации. Оценивают: определение местонахождения по атрибутам пространственных ориентиров, запахов, звуков; умение изображать особенности разных времен года с выбором средства выражения; изображение человека во взаимодействии с природой; ориентация в пространстве, понимание связи между предметами; усваивание представления о больших промежутках времени; последовательности событий во времени, способность различать произведения по их принадлежности к разным видам жанра; способность владеть количественными соотношениями временных величин; способность к ориентации во времени; способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени; способность правильно местополагать внешние объекты и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам; способность осознавать собственную личность, строение тела и его частей; восприятие и адекватное реагирование на поступающую информацию, понимание связи между предметами и людьми; каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на: 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
Навыки различных действий, относящихся к способности к ориентации, формируются у детей по мере их роста и развития. Поэтому оценка критериев, характеризующих способность к ориентации, должна учитывать возраст ребенка и этапы становления различных функций, обеспечивающих эти способности. С этой целью в качестве вспомогательного инструмента нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к ориентации у детей различного возраста. При этом каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. У детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет, 15 лет. Для определения степени нарушений способности к ориентации проводят тестирование по критериям за три возрастных периода, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3 месяцев - за 3 прошедших месяца - один возрастной период; в возрасте 6 месяцев - за 6 прошедших месяцев 3 и 6 месяцев - 2 возрастных периода; начиная с 9 месяцев тестирование проводят за 3 возрастных периода: в возрасте 9 месяцев - за 3, 6 и 9 месяцев; в возрасте 12 месяцев - за 6, 9 и 12 месяцев; в возрасте 18 месяцев - за 9, 12 и 18 месяцев; в возрасте 2 года - за 12, 18 и 24 месяцев; в возрасте 2,5 года - за 18, 24 месяца и 2,5 года; в возрасте 3 года - за 2, 2,5 и 3 года; в возрасте 4 года - за 2, 5, 3 и 4 года; в возрасте 5 лет - за 3, 4 года и 5 лет; в возрасте 6 лет - за 4 года, 5 и 6 лет; в возрасте 7 лет - за 5, 6 и 7 лет; в возрасте 10 лет - за 6, 7 и 10 лет; в возрасте 15 лет - за 7, 10 и 15 лет. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов (МКФ).
МКФ расценивает снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% - как незначительные ограничения, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения, на 50-95% - как тяжелые ограничения, на 96-100% - как абсолютные ограничения [Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342].
В предлагаемом способе мы принимаем эту оценку. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на: 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
Пример осуществления способа
Пример 1. Мальчик Сулейманов Рустам, 15 лет. Диагноз: Болезнь Вильсона, смешанная форма (акинетико-ригидная форма), цирроз печени; дементный синдром.
Проводят тестирование с оценкой критериев, определяющих способность к ориентации, которые ребенок должен был освоить, за три возрастные периода, предыдущие моменту освидетельствования, т.е. в возрасте 7, 10 и 15 лет.
При этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов.
Таблица | ||||
Критерии, определяющие способность к ориентации | Необходимое количество баллов | Набранные баллы | ||
Показатели, которые необходимо освоить в 7 лет | Определяет местонахождение по атрибутам пространственных ориентиров, запахов, звуков. | 3 | Местонахождение по атрибутам пространственных ориентиров, запахов, звуков не определяет. | 0 |
Умеет изображать особенности разных времен года с выбором соответствующей техники, средства выражения. | 3 | Изображать особенности разных времен года с выбором соответствующей техники, средства выражения, не умеет. | 0 | |
Изображает человека во взаимодействии с природой. | 3 | Человека во взаимодействии с природой изображать не умеет. | 0 | |
Способен ориентироваться в пространстве, воспринимать и адекватно реагировать на поступающую информацию, понимать связи между предметами и людьми. | 3 | Ориентироваться в пространстве, воспринимать и адекватно реагировать на поступающую информацию, понимать связи между предметами и людьми, не способен. | 0 | |
Усваивает представления о больших промежутках времени (исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей, существования вещей и т.п.). | 3 | Нет представлений о больших промежутках времени (исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей, существования вещей и т.п.). | 0 | |
Различает произведения по их принадлежности к разным видам жанра; из предложенных 5 произведений правильно определяет все виды жанров. | 3 | Произведения по их принадлежности к разным видам жанра не различает. | 0 | |
10 лет | Владеет количественными соотношениями временных величин. | 3 | Количественными соотношениями временных величин не владеет. | 1 |
Способен к ориентации во времени. | 3 | Ориентироваться во времени не может. | 1 | |
Показатели, которые необходимо освоить к 15 годам | Полностью самостоятельно ориентируется в пространстве и времени по отношению к окружающей среде, к обществу. | 3 | Самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени по отношению к окружающей среде, к обществу не может. | 2 |
Способен правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам. | 3 | Правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам не способен. | 2 | |
Способен осознавать собственную личность, мысленный образ, строение тела и его частей, дифференцировать «правое и левое» и др. | 3 | Осознавать собственную личность, мысленный образ, строение тела и его частей, дифференцировать «правое и левое» и др., - не может. | 2 | |
Воспринимает и адекватно реагирует на поступающую информацию, понимает связи между предметами и людьми. | 3 | Воспринимать и адекватно реагировать на поступающую информацию, понимать связи между предметами и людьми, - не может. | 2 | |
Максимально возможное количество баллов: 36 | Набрано баллов: 10 | |||
Нет ограничений (отставание на 0-4%) | 35-36 | |||
Незначительные ограничения (отставание на 5-24%) | 27-34 | |||
Умеренные ограничения (отставание на 25-49%) | 18-26 | |||
Тяжелые ограничения (отставание на 50-95% и более) | <18 | |||
Заключение: У больного наблюдают снижение количества набранных баллов на 72%, т.е. у него имеются тяжелые ограничения жизнедеятельности 3 степени в категории «способность к ориентации». |
Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к ориентации» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», разработки индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.
Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к ориентации, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к ориентации, на основе балльной системы, отличающийся тем, что оценивают следующие критерии: определение местонахождения по атрибутам пространственных ориентиров, запахов, звуков; умение изображать особенности разных времен года с выбором средства выражения; изображение человека во взаимодействии с природой; ориентация в пространстве, понимание связи между предметами; усваивание представления о больших промежутках времени; последовательности событий во времени, способность различать произведения по их принадлежности к разным видам жанра; способность владеть количественными соотношениями временных величин; способность к ориентации во времени; способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени; способность правильно местополагать внешние объекты и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам; способность осознавать собственную личность, строение тела и его частей; восприятие адекватно реагирование на поступающую информацию, понимание связи между предметами и людьми; каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования, в возрасте 3-х месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет; в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.