Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к самообслуживанию
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста. Путем тестирования оценивают следующие критерии: мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, забота о своем здоровье, бытовая жизнь, каждый критерий оценки этих способностей оценивают по 4-балльной системе. Тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования. При этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла. Несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить ограничения жизнедеятельности в категории способность к самообслуживанию у детей различного возраста, а также составить индивидуальную программу реабилитации. 1 табл., 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения при динамическом наблюдении.
Способность к самообслуживанию - важнейшая категория жизнедеятельности человека, предполагающая его физическую независимость в окружающей среде. Этот раздел жизнедеятельности относится к осуществлению заботы о себе, способности мытья и вытирания, ухода за своим телом и его частями, одеванию и раздеванию, приему пищи и питья, заботе о своем здоровье, выполнению повседневной бытовой деятельности.
Известен способ оценки способности к самообслуживанию и социальной адаптации у постинсультных больных, согласно которому на основании результатов тестирования 201 пациента, перенесшего инсульт головного мозга, сопоставлены наиболее употребительные шкалы, оценивающие функциональное состояние больного. Выделены наиболее показательные и информативные шкалы в зависимости от области назначения (И.П.Ястребцева, А.Н.Новосельский, Вестник Ивановской медицинской академии, т.11, №3-4, с.36-38, 2006).
Известна градация нуждаемости в уходе:
1 степень (потребность значительна) - необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в двух услугах однократно в течение дня и неоднократно в течение недели - в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум - 90 мин в день;
2 степень (потребность весьма значительна) - необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в помощи трижды в день в разное время дня и дополнительно неоднократно в течение недели - в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум - 3 часа в день;
3 степень (уход крайне необходим) - пациентам постоянно необходима помощь при гигиенических процедурах, приеме пищи, передвижении, а также неоднократная в течение недели помощь по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум - 5 часов в день (http://www.meduhod.ru/components/observation/samoobsluzhivanie.shtml).
Разработаны «Карты оценки способности пациента к самообслуживанию» (Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по здравоохранению. Распоряжение от 15 декабря 2005 года N 468-р «Об утверждении перечня критериев оценки потребности пациентов в услугах гериатрической помощи»).
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), принятая ВОЗ в 2001 году, трактует данную категорию жизнедеятельности как «способность к самообслуживанию» и выделяет следующие критерии: мытье; уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, забота о своем здоровье, бытовая жизнь.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к самообслуживанию характеризуется как способность человека осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности: 1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.
Задачей изобретения является разработка достоверного балльного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста.
Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.
Поставленная задача решается проведением тестирования по критериям, характеризующим «способность к самообслуживанию». Вычисляют степень нарушения каждого критерия, характеризующего способность к самообслуживанию, на основе применения балльной системы оценки.
Способ осуществляют следующим образом. Оценивают следующие критерии: мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, забота о своем здоровье, бытовая жизнь, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3 месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на: 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
Способность к самообслуживанию у детей различного возраста во многом зависит от развития у него двигательных навыков, а также развития его психической сферы. Поэтому оценка критериев, характеризующих способность к самообслуживанию, должна учитывать возраст ребенка и этапы становления различных функций, обеспечивающих эти способности.
Нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к самообслуживанию у детей различного возраста. При этом каждый критерий оценки этих способностей оценивают по 4-балльной системе. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде.
У детей в возрасте 0-3 года один возрастной период - это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период - 1 год, затем - возраст 10 лет, 15 лет.
Для определения степени нарушений способности к самообслуживанию целесообразно проводить тестирование за период трех возрастных периодов, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3 месяцев - за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов.
МКФ расценивает снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютные ограничения (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342 с.).
Пример осуществления способа
Пример 1
Мальчик Сулейманов Рустам, 15 лет. Диагноз: Болезнь Вильсона, смешанная форма (акинетико-ригидная форма), цирроз печени; дементный синдром. Ребенка тестировали по критериям, характеризующим способность к самообслуживанию. Оценивают следующие параметры: мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, забота о своем здоровье, бытовая жизнь.
Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за период 7-15 лет. Конкретные параметры оценки приведены в таблице.
Таблица 1 | |||
Критерий | Оценка | Исполнение критерия | Оценка |
Процесс приема пищи внутрь через рот не нарушен | 3 | Процесс приема пищи внутрь через рот нарушен | 0 |
Мочеиспускание не нарушено | 3 | Мочеиспускание нарушено | 0 |
Дефекация не нарушена | 3 | Дефекация нарушена | 0 |
Мытье осуществляет самостоятельно, но под руководством взрослого | 0 | Мыться самостоятельно, но под руководством взрослого, не может | 0 |
Самостоятельно пользуется зубной щеткой | 0 | Зубной щеткой пользовать самостоятельно не может | 0 |
Пользуется туалетом самостоятельно | 0 | Пользоваться туалетом самостоятельно не может | 0 |
Одевается самостоятельно | 0 | Одеваться самостоятельно не может. | 0 |
Раздевается самостоятельно | 0 | Раздеваться самостоятельно не может | 0 |
Обувается самостоятельно | 0 | Обуваться самостоятельно не может. | 0 |
Разувается самостоятельно | 0 | Разуваться самостоятельно не может | 0 |
Моется самостоятельно | 1 | Самостоятельно мыться не может | 1 |
Уход за частями тела осуществляется под контролем взрослого | 1 | Ухаживать за частями тела под контролем взрослого не может | 1 |
Самостоятельно ухаживает за волосами, но под контролем взрослого | 1 | Самостоятельно, но под контролем взрослого, ухаживать за волосами не может | 1 |
Полное овладение навыками самообслуживания, но под контролем взрослого | 1 | Осуществлять полное самообслуживание под контролем взрослого не может | 1 |
Самостоятельно пользуется зубной щеткой | 1 | Самостоятельно пользоваться зубной щеткой не может | 1 |
Может самостоятельно мыть части тела, используя воду, мыло и другие вещества | 2 | Самостоятельно мыть части тела не может | 2 |
Может самостоятельно мыть все тело (принимать ванну или душ) | 2 | Самостоятельно мыть все тело (принимать ванну или душ) не может | 2 |
Может самостоятельно вытираться | 2 | Самостоятельно вытираться не может | 2 |
Может самостоятельно заботиться о поверхности и влажности кожи | 2 | Самостоятельно заботиться о поверхности и влажности кожи не может | 2 |
Может самостоятельно заботиться о гигиене ротовой полости | 2 | Самостоятельно заботиться о гигиене ротовой полости не может | 2 |
Может самостоятельно заботиться о волосах на голове и лице | 2 | Самостоятельно заботиться о волосах на голове и лице не может | 2 |
Может самостоятельно чистить, подстригать ногти на руках | 2 | Самостоятельно чистить, подстригать ногти на руках не может | 2 |
Может самостоятельно чистить, подстригать ногти на ногах | 2 | Самостоятельно чистить, подстригать ногти на ногах не может | 2 |
Может самостоятельно координировать и управлять мочеиспусканием | 3 | Самостоятельно координировать и управлять мочеиспусканием не может | 2 |
Может самостоятельно координировать и управлять дефекацией | 3 | Самостоятельно координировать и управлять дефекацией не может | 2 |
Может самостоятельно координировать и осуществлять мероприятия при менструации | 2 | Самостоятельно координировать и осуществлять мероприятия при менструации не может | 2 |
Может самостоятельно выполнять координированные действия при надевании одежды | 2 | Самостоятельно выполнять координированные действия при надевании одежды не может | 2 |
Может самостоятельно выполнять координированные действия при снятии одежды | 2 | Самостоятельно выполнять координированные действия при снятии одежды не может | 2 |
Может самостоятельно надевать и снимать носки, чулки и обувь | 2 | Самостоятельно надевать и снимать носки, чулки и обувь не может | 2 |
Может самостоятельно следовать правилам и условностям своего окружения и культуры при выборе одежды и одевании в соответствии с климатическими условиями | 3 | Самостоятельно следовать правилам и условностям своего окружения и культуры при выборе одежды и одевании в соответствии с климатическими условиями не может | 2 |
Может самостоятельно резать, ломать пищу на куски, открывать банки, использовать столовые приборы, принимать пищу | 2 | Самостоятельно резать, ломать пищу на куски, открывать банки, использовать столовые приборы, принимать пищу не может | 2 |
Может самостоятельно смешивать, размешивать и разливать жидкости для питья, открывать бутылки и банки, пить через соломинку, пить воду, текущую из крана или фонтана, сосать грудь или рожок | 2 | Самостоятельно смешивать, размешивать и разливать жидкости для питья, открывать бутылки и банки, пить через соломинку, пить воду, текущую из крана или фонтана, сосать грудь или рожок не может | 2 |
Может самостоятельно ощущать потребность и обеспечивать себе пребывание в комфортных условиях, без жары и холода и при адекватном освещении | 2 | Самостоятельно ощущать потребность и обеспечивать себе пребывание в комфортных условиях, без жары и холода и при адекватном освещении не может | 2 |
Может самостоятельно ощущать потребность в потреблении полноценных продуктов питания, а также в поддержании физической формы | 3 | Самостоятельно ощущать потребность в потреблении полноценных продуктов питания, а также в поддержании физической формы не может | 2 |
Может самостоятельно обращаться за профессиональной медицинской помощью, следовать медицинским рекомендациям и советам, предохраняться от травм, заразных болезней, наркотиков и болезней, передающихся половым путем | 2 | Самостоятельно обращаться за профессиональной медицинской помощью, следовать медицинским рекомендациям и советам, предохраняться от травм, заразных болезней, наркотиков и болезней, передающихся половым путем, не может | 2 |
Может самостоятельно приобретать за деньги товары и услуги повседневного потребления | 2 | Самостоятельно приобретать за деньги товары и услуги повседневного потребления не может | 2 |
Может самостоятельно стирать белье и одежду вручную и развешивать их для сушки | 2 | Самостоятельно стирать белье и одежду вручную и развешивать их для сушки не может | 2 |
Может самостоятельно мыть тарелки, кастрюли, горшки, столовые приборы, кухонный стол и пол на кухне и в столовой | 2 | Самостоятельно мыть тарелки, кастрюли, горшки, столовые приборы, кухонный стол и пол на кухне и в столовой не может | 2 |
Может самостоятельно убирать жилую часть дома | 2 | Самостоятельно убирать жилую часть дома не может | 2 |
Может самостоятельно использовать все виды домашних приборов | 2 | Самостоятельно использовать все виды домашних приборов не может | 2 |
Может самостоятельно удалять домашний мусор | 2 | Самостоятельно удалять домашний мусор не может | 2 |
Может самостоятельно поддерживать в рабочем состоянии средства личного передвижения, поддерживать в рабочем состоянии средства связи. | 2 | Самостоятельно поддерживать в рабочем состоянии средства личного передвижения, поддерживать в рабочем состоянии средства связи не может | 2 |
Может самостоятельно заботиться о комнатных растениях | 2 | Самостоятельно заботиться о комнатных растениях не может | 2 |
Может самостоятельно заботиться о домашних животных | 2 | Самостоятельно заботиться о домашних животных не может | 2 |
Набрано баллов 76 из максимально возможных 135 баллов | |||
нет ограничений (отставание на 0-4%) | 130-135 баллов | ||
незначительные ограничения 1 степень (отставание на 5-24%) | 103-129 баллов | ||
умеренно выраженные ограничения, 2 степень (отставание на 25-49%) | 69-102 балла | ||
тяжелые ограничения, 3 степень (отставание на 50-95%) | <69 баллов | ||
Заключение: Имеются умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» 2 степени. |
Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», разработке индивидуальной программы реабилитации и оценке эффективности ее выполнения.
Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к самообслуживанию, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к самообслуживанию, на основе балльной системы, отличающийся тем, что оценивают следующие критерии: мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, забота о своем здоровье, бытовая жизнь, каждый критерий оценки этих способностей оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3 месяцев - за 3 прошедших месяца: на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев - за прошедшие 12 месяцев - 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет - ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет - за три, предыдущих к моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет - за три, предыдущих к моменту освидетельствования, возрастных периода 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода - в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% - как незначительные ограничения - 1 степень, снижение на 25-49% - как умеренно выраженные ограничения - 2 степень, снижение на 50-95% - как тяжелые ограничения - 3 степень, на 96-100% - как абсолютное ограничение жизнедеятельности.