Способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, в частности к физическому воспитанию детей 7-10 лет в условиях школы. Для этого во время проведения урока по физическому воспитанию выполняют упражнения в условиях насыщения помещения спортивного зала аэрозолем морской воды. Подбор физических упражнений осуществляют в зависимости от сезонов года. В осенний период упражнения, развивающие выносливость, составляют 30-40% от общего числа упражнений. В зимний период упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, составляют не менее 30% от общего числа; упражнения, развивающие гибкость, составляют не менее 20%; упражнения, развивающие координационные способности, составляют не менее 30%. В весенний период упражнения, развивающие скоростные способности, составляют 30-40% от общего числа упражнений. Насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в два этапа. Первый этап проводят в конце осеннего и начале зимнего периода в ходе заключительной части каждого урока, продолжительностью 4 минуты, увеличивая это время через каждые четыре урока на 2 минуты, до достижения продолжительности 8-10 минут. Второй этап осуществляют в конце зимнего и начале весеннего периода в ходе основной части урока продолжительностью 10 минут, постепенно через каждые четыре занятия увеличивая это время на 5 минут до достижения продолжительности 25-35 минут. При этом насыщение помещения спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в течение 15-17 дней в каждый период. Дополнительно вводят мультивитаминный комплекс в конце урока после насыщения спортивного зала аэрозолем морской воды. Способ обеспечивает существенное улучшение состояния здоровья детей младшего школьного возраста, профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, улучшение показателей физической подготовленности и функциональных показателей основных систем организма. 5 з.п. ф-лы, 4 ил., 6 табл., 2 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине и физическому воспитанию, а именно к способам воздействия на организм, направленным на его укрепление и оздоровление. Данное изобретение может быть использовано для сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, улучшения адаптивных механизмов, повышения показателей физического развития и физической подготовленности школьников 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы.
В настоящее время отмечается высокий уровень заболеваемости детского населения: только 32,1% обследованных являются здоровыми, более чем у половины (51,7%) обнаружены функциональные отклонения, а каждый шестой ребенок (16,1%) страдает хроническими заболеваниями. Анализ медицинских статистических материалов свидетельствует о росте данных показателей. Вместе с тем, одними из самых распространенных являются заболевания верхних дыхательных путей, которым в большей степени подвержены дети младшего школьного возраста.
Значительное влияние на здоровье, адаптивные возможности и успешность обучения детей 7-10 лет оказывают сезонные внешнесредовые погодные условия, играющие не последнюю роль в росте числа заболеваний у детского населения. Основываясь на собственном анализе данных о заболеваемости, были установлены наиболее критические периоды года, с точки зрения влияния основных факторов внешней среды на приспособительные механизмы организма человека - это конец осеннего - начало зимнего и конец зимнего - начало весеннего периодов, в течение которых наблюдаются большие колебания температуры окружающей среды, атмосферного давления воздуха и значительные величины относительной влажности воздуха, скорости ветра.
Многое исследователи отмечают в своих работах существование прямой зависимости здоровья, адаптивных возможностей, эффективности защитных механизмов организма человека от двигательного статуса [Бауэр Э.С. Теоретическая биология. - М.: - Л.: ВИЭМ, 1994. - 206 с.; Chen H-J., Kuo C-S. Relationship between respiratiry musche function and age, sex, and other factors // J.Appl.Physiol. - 1989. - JV №2. - P.943-948; Pressure support ventilation In "Principles and practice of mechanical ventilation" / M.B.Amato, C.S.Barbas, J.Bonassa, P.H.Saldiva, V.A.Zin, C.R.deCarvalho. L.Brochard / ed. by MJ. To-bin. - McGraw-Hill, 1994. - P.45-48 и др.].
Вместе с тем в настоящее время в содержании процесса физического воспитания школьников 7-10 лет аспект их здоровья, физического, функционального развития и умственной работоспособности в различные климатические сезоны года учтен недостаточно.
Исходя из вышеизложенного одним из рациональных путей улучшения здоровья, физического и психофизиологического состояния учащихся 7-10 лет является комплексное совершенствование процесса физического воспитания в общеобразовательных школах, в том числе и на основе учета факторов климатических сезонов года.
В настоящее время существует множество способов профилактики заболеваний и оздоровления организма путем использования средств физической культуры. Такие способы описаны в патентах России №№2213550, 2201192, 2237461, 2179430, 2173973, 2234301, 2166921, 2203015, 2200527, 2112487, 2112488, 2139025, 2136257, 2127574. 2121332, 2173973, 2038066, 2038067, 2102961, 2188046 и др.
Использование данных способов оздоровления организма, безусловно, приносит положительный эффект, вместе с тем их применение ограничено в условиях общеобразовательных школ по причине неадаптированности для реализации в образовательном процессе.
Известен способ оздоровления детей (Россия пат. №2322225), при котором совместно с лечебной гимнастикой (с преобладанием дыхательных упражнений), массажем грудной клетки и ингаляцией с минеральной водой назначают радоновые ванны.
Способ сложен, требует наличия специальных условий, в частности в связи с применением массажа и водных процедур, и поэтому не может применяться в общеобразовательной школе.
Известен способ оздоровления детей (Россия пат. №2391960), от предыдущего он отличается дополнительным применением лечебного питания и аппликации тамбуканской илово-сульфидной грязи на шейно-воротниковую зону.
Как и предыдущий, способ сложен, требует наличия специальных условий, которые не представляется возможным создать в общеобразовательной школе.
Известен способ оздоровления организма детей в процессе обучения (Россия пат. №2336068), заключающийся в выполнении упражнений, способствующих восстановлению осанки.
Способ эффективен в условиях общеобразовательной школы, однако способствует лишь восстановлению осанки и не предназначен для решения проблемы частоты заболеваемости детей младшего школьного возраста.
Известен способ обучения (Россия пат. №2229869), заключающийся в проведении в ходе уроков и перемен лечебно-профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональную разрядку, снятие усталости, восстановление осанки.
Способ предусматривает мероприятия продолжительностью не более 3 минут каждый час работы, что позволяет снизить общую утомляемость, усталость и статическое напряжения, но вместе с тем не обеспечивает снижение заболеваемости у младших школьников.
Известен способ оздоровления детей (Россия пат. №2017498), заключающийся в профилактике респираторных заболеваний путем трехэтапной аэрозольтерапии.
Способ эффективен и позволяет снизить заболеваемость детей в 2,5 раза, вместе с тем, применение данного способа в общеобразовательной школе нецелесообразно, так как он требует ежедневной индивидуальной работы с каждым ребенком, что невозможно реализовать в условиях массового образовательного процесса.
Задачей является сохранение и укрепление здоровья детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы.
Технический результат: снижение заболеваемости детей 7-10 лет, в том числе респираторными болезнями, улучшение показателей физической подготовленности младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Технический результат достигается способом оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы, включающим выполнение физических упражнений во время проведения урока по физическому воспитанию в условиях насыщения помещения спортивного зала аэрозолем морской воды и введения мультивитаминного комплекса, подбор физических упражнений осуществляют в зависимости от сезонов года, в осенний период упражнения, развивающие выносливость, составляют 30-40% от общего количества упражнений, в зимний период упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, составляют не менее 30% от общего количества, упражнения, развивающие гибкость, составляют не менее 20%, упражнения, развивающие координационные способности, составляют не менее 30%, в весенний период упражнения, развивающие скоростные способности, составляют 30-40% от общего количества упражнений, насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в два этапа, первый этап проводят в конце осеннего и начале зимнего периода в ходе заключительной части каждого урока, продолжительностью 4 минуты, увеличивая это время через каждые четыре урока на 2 минуты, до достижения продолжительности насыщения спортивного зала аэрозолем морской воды 8-10 минут, на втором этапе, который проводят в конце зимнего и начале весеннего периода, насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды проводят в основной части урока продолжительностью 10 минут, постепенно увеличивая время на 5 минут через каждые четыре занятия до достижения продолжительности 25-35 минут, причем насыщение помещения спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в течение 15-17 дней в каждый период, а мультивитаминный комплекс каждому ребенку вводят в конце урока после насыщения спортивного зала аэрозолем морской воды. Упражнения, развивающие выносливость, представляют собой различные виды бега, в частности бег в течение определенного времени, бег в течение определенного времени и в заданном темпе, бег на 1000 метров без учета времени. Упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, включают различные виды метания, прыжки в длину и в высоту, опорный прыжок, упражнения в подтягивании на перекладине. Упражнения, развивающие гибкость, включают различные виды наклонов туловища и комплексы стрейчинга. Упражнения, развивающие координационные способности, включают различные виды лазания и перелезания, статического и динамического равновесия, упражнения на координацию движений в пространстве, акробатические упражнения.
Упражнения, развивающие скоростные способности включают бег на 20, 30, 60 метров, челночный бег 3×10 метров.
Организация физического воспитания младших школьников по сезонному принципу, а также специфический для каждого сезона года подбор и дозирование нагрузки способствуют значительному повышению показателей физической подготовленности и улучшению функциональных показателей основных систем организма школьников 7-10 лет, что в результате способствует укреплению здоровья детей в целом.
Данный эффект усиливается при регулярном насыщении помещения спортивного зала аэрозолем морской воды и введении мультивитаминного комплекса на уроках физической культуры в конце осеннего - начале зимнего периода и в конце зимнего - начале весеннего периода, в значительной степени снижается риск заболеваний, в том числе болезнями верхних дыхательных путей.
На фиг.1-4, в качестве примера, представлены среднегрупповые данные, характеризующие прирост интегральных и суммарных показателей физической подготовленности мальчиков и девочек 7-10 лет из экспериментальных и контрольных групп.
Построение урока.
Продолжительность урока - 45 мин. Оно делится на 3 части.
I. Вводная часть: 5 мин.
Задача. Организация группы для занятий. Подготовка организма к работе.
Средства. Построение, приветствие, различные виды ходьбы, бег, общеразвивающие упражнения.
II. Основная часть: 20-25 мин.
Задача. Укрепление здоровья, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, формирование системы знаний в области физической культур, формирование базы необходимых двигательных умений и навыков, развитие физических качеств.
Средства. Специальные комплексы упражнений, направленные на развитие выносливости, скоростно-силовых способностей, гибкости, координационных способностей и скоростных способностей (различные виды бега, метания, прыжков, наклонов туловища лазания и перелезания, статического и динамического равновесия, упражнений на координацию движений в пространстве, акробатических упражнений, комплексы стрейчинга, упражнения в подтягивании на перекладине, подвижные игры и т.д.), насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды (применяется в основной части урока только на втором этапе!).
III. Заключительная часть: 5-10 мин.
Задача. Укрепление здоровья, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей,
Средства. Насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды, различные виды ходьбы в медленном темпе, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, построение, проверка. После восстановления сердечного ритма и ритма дыхания дети получают мультивитаминный комплекс.
Способ осуществили следующим образом.
В Школах г.Краснодара в различные сезоны года были проведены серии исследований, направленных на изучение показателей заболеваемости, физической подготовленности и умственной работоспособности школьников 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы. В результате анализа полученных данных был разработан способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы. Были сформированы экспериментальные и контрольные группы. В течение всего учебного года способ реализовывался в экспериментальных группах в условиях общеобразовательных школ.
По окончании снова были проведены серии исследований в экспериментальных и контрольных группах.
Пример 1.
Маврин Б.
Ученик 3 класса
Был проведен анализ медицинской карты школьника. Данные, характеризующие показатели заболеваемости ребенка, выраженные в количественной оценке частоты и длительности заболеваний за учебный год, представлены в таблице.
Маврин Б. | |||
Заболеваемость до эксперимента | Заболеваемость после эксперимента | ||
кол-во раз | кол-во дней | кол-во раз | кол-во дней |
4 | 38 | 1 | 3 |
Со школьником проводили серии контрольных испытаний (тестов). В ходе обработки полученных данных было принято решение перейти к интерпретации полученных среднегрупповых значений результатов контрольных испытаний в виде балльных оценок. Для этого были использованы разработанные 10-балльные шкалы перевода результатов тестирования уровня физической подготовленности в баллы (табл.1).
Маврин Б. | ||
Название теста | Результат | Балльная оценка (балл) |
бег 3×10 м | 8,1 | 8,4 |
бег 20 м (с) | 4,0 | 7,4 |
прыжок в длину с места (см) | 151,1 | 6,5 |
прыжок в высоту с места (см) | 35,4 | 6,7 |
метание набивного мяча весом 1,0 кг из-за головы (см) | 637,9 | 7,0 |
бег 60 м (с) | 10,0 | 9,9 |
бег 200 м (с) | 48,9 | 8,8 |
стоя наклон вперед (см) | 3,2 | 7,8 |
теппинг-тест (количество раз за 10 с) | 65,5 | 6,3 |
выкрут рук в плечевых суставах(см) | 67,4 | 5,3 |
падение палки (см) | 28,2 | 6,8 |
Пример 2.
Горелова А.
Ученица 4 класса
Был проведен анализ медицинской карты школьницы. Данные, характеризующие показатели заболеваемости ребенка, выраженные в количественной оценке числа заболеваний и длительности заболеваний за учебный год, представлены в таблице.
Горелова А. | |||
Заболеваемость до эксперимента | Заболеваемость после эксперимента | ||
кол-во раз | кол-во дней | кол-во раз | кол-во дней |
3 | 15 | 0 | 0 |
Со школьницей проводили серии контрольных испытаний (тестов). В ходе обработки полученных данных было принято решение перейти к интерпретации полученных среднегрупповых значений результатов контрольных испытаний в виде балльных оценок. Для этого были использованы разработанные 10-балльные шкалы перевода результатов тестирования уровня физической подготовленности в баллы (табл.1).
Горелова А. | ||
Название теста | Результат | Балльная оценка (балл) |
бег 3×10 м | 7,7 | 9,1 |
бег 20 м (с) | 4,0 | 7,4 |
прыжок в длину с места (см) | 173 | 8,4 |
прыжок в высоту с места (см) | 38,5 | 7,7 |
метание набивного мяча весом 1,0 кг из-за головы (см) | 700 | 7,8 |
бег 60 м (с) | 10,5 | 8,9 |
бег 200 м (с) | 49,8 | 8,4 |
стоя наклон вперед (см) | 13 | 5,4 |
теппинг-тест (количество раз за 10 с) | 72,2 | 7,1 |
выкрут рук в плечевых суставах (см) | 77,5 | 4,0 |
падение палки (см) | 26,8 | 7,1 |
Аналогичным образом были обследованы все дети из экспериментальных и контрольных групп.
На фиг.1-4 (в качестве примера приведены среднегрупповые данные детей 7 и 10 лет) представлены среднегрупповые показатели прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности мальчиков и девочек 7-10 лет из экспериментальных и контрольных групп. С целью повышения наглядности и упрощения процедуры обработки полученных данных, балльные оценки были преобразованы в интегральные показатели физической подготовленности (ИПФП) - посредством нахождения среднего арифметического балльных оценок отдельных тестов - и суммарные показатели физической подготовленности (СПФП) - полученные путем суммирования отдельных ИПФП. В результаты проведенного анализа были получены результаты, представленные на фиг.1-4 в виде прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности мальчиков и девочек 7-10 лет из экспериментальных и контрольных групп.
В таблице 1 представлены 10-балльные шкалы оценки показателей физической подготовленности детей 7-10 лет.
В таблице 2 представлены данные, характеризующие среднегрупповые показатели заболеваемости детей 7-10 лет из экспериментальных и контрольных групп после проведения эксперимента, выраженные в количественной оценке частоты и длительности заболеваний за учебный год.
Таким образом, применение описанного способа оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы позволяет существенно улучшить состояние здоровья детей младшего школьного возраста, проводить профилактику заболеваний верхних дыхательных путей (фиг.2), улучшить показатели физической подготовленности школьников 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы (на фиг.1-4, в качестве примера, приведены среднегрупповые данные детей 7 и 10 лет).
Табл. 2 | ||||
Возраст (лет) | Заболеваемость в контрольных группах | Заболеваемость в экспериментальных группах | ||
кол-во раз | кол-во дней | кол-во раз | кол-во дней | |
Девочки | ||||
7 | 4,6 | 56,3 | 0,7 | 2,4 |
8 | 7,8 | 45,9 | 1Д | 3,2 |
9 | 5,0 | 59,0 | 1,4 | 3,1 |
10 | 3,7 | 29,5 | 0,3 | 2,0 |
Мальчики | ||||
7 | 3,6 | 28,7 | 1,0 | 1,8 |
8 | 4,6 | 49,4 | 0,6 | 2,7 |
9 | 4,0 | 37,2 | 0,5 | 2,3 |
10 | 4,2 | 54,1 | 1,3 | 3,2 |
1. Способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы, включающий выполнение физических упражнений во время проведения урока по физическому воспитанию в условиях насыщения помещения спортивного зала аэрозолем морской воды и введения мультивитаминного комплекса, подбор физических упражнений осуществляют в зависимости от сезонов года, в осенний период упражнения, развивающие выносливость составляют 30-40% от общего количества упражнений, в зимний период упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, составляют не менее 30% от общего количества, упражнения, развивающие гибкость, составляют не менее 20%, упражнения, развивающие координационные способности, составляют не менее 30%, в весенний период упражнения, развивающие скоростные способности, составляют 30-40% от общего количества упражнений, насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в два этапа, первый этап проводят в конце осеннего и начале зимнего периода в ходе заключительной части каждого урока продолжительностью 4 мин, увеличивая это время через каждые четыре урока на 2 мин, до достижения продолжительности насыщения спортивного зала аэрозолем морской воды 8-10 мин, на втором этапе, который проводят в конце зимнего и начале весеннего периода, насыщение спортивного зала аэрозолем морской воды проводят в основной части урока продолжительностью 10 мин, постепенно увеличивая время на 5 мин через каждые четыре занятия до достижения продолжительности 25-35 мин, причем насыщение помещения спортивного зала аэрозолем морской воды осуществляют в течение 15-17 дней в каждый период, а мультивитаминный комплекс каждому ребенку вводят в конце урока после насыщения спортивного зала аэрозолем морской воды.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что упражнения, развивающие выносливость, представляют собой различные виды бега, в частности бег в течение определенного времени, бег в течение определенного времени и в заданном темпе, бег на 1000 метров без учета времени.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что упражнения, развивающие скоростно-силовые способности, включают различные виды метания, прыжки в длину и в высоту, опорный прыжок, упражнения в подтягивании на перекладине.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что упражнения, развивающие гибкость, включают различные виды наклонов туловища и комплексы стрейчинга.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что упражнения, развивающие координационные способности, включают различные виды лазания и перелезания, статического и динамического равновесия, упражнений на координацию движений в пространстве, акробатических упражнений.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что упражнения, развивающие скоростные способности, включают бег на 20, 30, 60 метров, челночный бег 3×10 метров.