Комплекс обеспечения разминирования и взрывозащищенный контейнер для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Изобретения относятся к комплексу разминирования и взрывозащищенному контейнеру для комплекса обеспечения разминирования. Комплекс разминирования содержит базовое шасси транспортного средства с взрывозащищенной кабиной, грузовую платформу, контейнер съемной конструкции, погрузочно-разгрузочный механизм и фургон. Грузовая платформа выполнена с бортами и съемным защитным тентом. Погрузочно-разгрузочный механизм расположен рядом с кабиной и выполнен с возможностью дистанционного управления съемом и установкой контейнера на месте дислокации взрывоопасных предметов. Фургон предназначен для временного размещения расчета обеспечения разминирования и смонтирован между погрузочно-разгрузочным механизмом и грузовой платформой. Контейнер выполнен взрывозащищенным в виде лотка с запорной верхней и нижней двухстворчатыми крышками. Створки верхних и нижних двухстворчатых крышек шарнирно закреплены на одних и тех же противолежащих сторонах лотка с образованием между ними полости в закрытом положении. Взрывозащищенный контейнер выполнен с закрепленной запорной верхней крышкой и имеет дополнительно нижнюю крышку. Достигается повышение безопасности комплекса разминирования и упрощение конструкции контейнера для комплекса разминирования. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 10 ил.

Реферат

Изобретение относится к автотранспортным средствам, оснащенным погрузочно-разгрузочными устройствами и предназначенным для безопасной погрузки, перевозки и разгрузки взрывоопасных грузов в контейнерах. Изобретение относится также к взрывозащищенным контейнерам для безопасного хранения и транспортирования в них взрывоопасных изделий, предметов, в том числе боеприпасов, мин, снарядов.

Известно автотранспортное средство с грузоподъемным устройством, содержащее автомобильное шасси, кран с шарнирно-сочлененными секциями стрелы и грузозахватным приспособлением, смонтированный у заднего торца опорной рамы, а в средней части опорной рамы размещены узлы для крепления контейнера (см. патент на изобретение РФ №2091255, МПК В60Р 1/54, В60Р 1/48, опубл. 27.09.1997 г.).

Известное автотранспортное средство не имеет средств взрывозащиты и пассажирского отсека, что ограничивает его применение.

Известен технический комплекс для хранения и транспортировки подозреваемых взрывчатых материалов, включающий транспортное средство с кабиной и грузовой платформой, сферический взрывозащищенный контейнер для подозреваемых взрывчатых материалов и кран для автоматического подъема подозреваемых взрывоопасных материалов, установленный у заднего края грузовой платформы, причем в кабине размещен набор инструментов и комплект оборудования по борьбе с взрывом (см. патент на полезную модель Китая №5280969, F16L 17/03, опубл. 25.01.1994 г.).

Известный комплекс обеспечивает вывоз малогабаритных взрывоопасных предметов, имеет неустойчивую конструкцию из-за расположения крана у заднего края грузовой платформы. Применение сферического взрывозащищенного контейнера приводит к неудобству работы из-за его неустойчивости и сложности открытия-закрытия.

Известен специализированный автомобиль преимущественно для перевозки взрывчатых материалов, содержащий установленный на шасси кузов-фургон, смонтированный в верхней части последнего погрузочно-разгрузочный механизм, и средства пожаротушения, причем кузов-фургон выполнен двухсекционным с грузовой и пассажирской секциями, указанный погрузочно-разгрузочный механизм смонтирован в грузовой секции и снабжен съемным чехлом из материала, исключающего искрообразование, при этом грузовая секция облицована материалом, обеспечивающим безопасный контакт с взрывчатым материалом, причем в автомобиле установлены системы пожарной сигнализации и обеспечения микроклимата (см. патент на изобретение РФ №2077433, МПК В60Р 9/00, опубл. 20.04.1997 г.).

Известный специализированный автомобиль имеет низкую степень взрывозащиты грузовой секции и небольшую грузоподъемность.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является специальный автомобиль обеспечения разминирования, содержащий базовое шасси транспортного средства с взрывозащищенной кабиной, грузовую платформу, выполненную с бортами и съемным защитным тентом, контейнер съемной прямоугольной конструкции, погрузочно-разгрузочный механизм, выполненный с возможностью дистанционного управления съемом и установкой контейнера на месте дислокации взрывоопасных предметов, фургон для временного размещения расчета обеспечения разминирования, дополнительное инженерное и специальным оборудованием, в том числе бензорез, бензопилу, электроперфоратор, электростанцию, радиостанцию и GPS-навигатор, причем погрузочно-разгрузочный механизм расположен между фургоном и грузовой платформой, фургон смонтирован рядом с кабиной (см. «Специальный автомобиль КрАЗ-5233ВЕ» - «САПЕР», изготовитель - Украина, ХК "АвтоКрАЗ", г.Кременчуг, совместно с ООО «НПК «Энергосоюз», г.Киев, открытое применение - 2008 г.; технические характеристики: http://www.autokraz.com.ua/rus/prod/civ/spec-5233be.php; фото: http://www.autocentre.ua/tr/Tracks/News/14375.html - прототип).

Специальный автомобиль выполнен на базе внедорожного грузового автомобиля КрАЗ-5233ВЕ-019 и предназначен для оперативного прибытия к месту обнаружения взрывоопасных предметов, транспортирования специального оборудования и снаряжения, обеспечения работ по разминированию и дальнейшему транспортированию взрывоопасных предметов большого калибра общей массой свыше 250 кг к месту уничтожения, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях на территориях артиллерийских баз ракет и боеприпасов. Грузовик КрАЗ-5233ВЕ-019 оснащен гидрокраном (максимальный вылет стрелы - 8,25 м) и специальным оборудованием, в частности бензорезом, бензопилой, электроперфоратором, электростанцией, радиостанцией и GPS-навигатором.

Известный специализированный автомобиль имеет следующие недостатки, ограничивающие область его применения:

- специализированный автомобиль и его части (фургон, контейнер, кабина, двигатель) не обеспечены средствами взрывозащиты;

- дистанционное управление погрузочно-разгрузочным механизмом обеспечивается на расстояние 20 м «прямой видимости»;

- видеонаблюдение отсутствует;

- наличие специального оборудования типа: бензорез, бензопила, электроперфоратор, электростанция не целесообразно при санкционированном ведении работ разминирования с целью соблюдения правил безопасности обращения с взрывоопасными предметами;

- расположение погрузочно-разгрузочного механизма между фургоном и грузовой платформой снижает радиус безопасной работы его стрелы при подъеме тяжелых грузов;

- наличие съемного тента с множеством средств зацепа за грузовую платформу значительно снижает оперативность работ по его съему и установке, задерживая съем контейнера и его перевоз;

- для открытия-закрытия контейнера требуется не менее двух человек, что увеличивает трудоемкость работ, и при случайном взрыве возможна их гибель;

- наличие жестко закрепленной внешней лестницы для посадки расчета в фургон снижает эксплуатационную проходимость машины.

Известен специализированный контейнер в виде установленного на шасси кузова-фургона для перевозки взрывчатых материалов со смонтированным на нем погрузочно-разгрузочным механизмом, кузов-фургон представляет собой многослойную камеру, в которую на роликах с возможностью перемещения вдоль оси установлен выдвижной загрузочный отсек, а камера состоит из внешней силовой оболочки, внутренней металлической оболочки, промежуточной герметизирующей оболочки, свободный объем между слоями заполнен демпфирующим материалом (см. патент на изобретение РФ №2200097, В60Р 9/00, опубл. 10.03.2003 г.).

Данный кузов-фургон предназначен для перевозки взрывчатых и экологически особо опасных объектов. Значительный вес и габариты при погрузочно-разгрузочных работах по оси фургона в горизонтальной плоскости ограничивают его применение. Кроме того, сложно провести работы в нем одним человеком в местах с ограниченными и стесненными условиями.

Известно устройство для транспортировки и/или хранения взрывоопасного груза, содержащее контейнер и амортизаторы, причем крышки и стенки контейнера выполнены в виде защитной оболочки, имеющей два чередующиеся защитные слоя из металла и жаропрочной резины с отверстиями и расположенную между защитными слоями полость, сообщающуюся с внутренней полостью контейнера через невозвратные клапаны, на крышке контейнера установлен редукционный клапан с фильтром, а во внутреннюю полость контейнера введена защитная сетка, предотвращающая повреждение защитной оболочки осколками (см. патент на изобретение РФ №2251165, G05F 5/00, B65D 85/00, опубл. 10.01.2005 г.).

Устройство имеет сложную конструкцию для перевозки малогабаритных грузов, что ограничивает область их применения.

Наиболее близким к предлагаемому является взрывозащищенный контейнер корытообразной формы, состоящий из соединенных болтами основания и крышки, имеющих многослойную структуру, состоящую из двух слоев броневых листов, пространство между которыми заполнено слоями огнестойкого базальтового материала, и снабженных съемными защитными экранами из броневого листа волнообразной формы.

Контейнер при больших габаритах имеет низкую степень взрывозащиты, обусловленной возможностью сноса верхней крышки при случайном взрыве. Сложность открытия и закрытия контейнера снижает оперативность работ и затрудняет эксплуатацию его одним человеком.

Технический результат изобретения комплекса обеспечения разминирования (КОР) - безопасность работ по разминированию, оперативность вывоза взрывоопасных предметов, улучшение условий работы саперов, ограничение числа пострадавших при случайном взрыве до одного человека, совершившего ошибку разминирования.

Технический результат изобретения контейнера для комплекса обеспечения разминирования - создание универсального контейнера простотой, удобной, надежной взрывозащищенной конструкции для механизированной дистанционной упаковки, распаковки, перемещения и хранения различных взрывоопасных предметов, повышение эффективности и стойкости защитных свойств контейнера путем улучшения его эксплуатационных характеристик, обеспечение возможности эксплуатации его, по меньшей мере, одним человеком.

Технический результат достигается тем, что в комплексе обеспечения разминирования, содержащем базовое шасси транспортного средства с взрывозащищенной кабиной, грузовую платформу, выполненную с бортами и съемным защитным тентом, контейнер съемной конструкции, погрузочно-разгрузочный механизм, выполненный с возможностью дистанционного управления съемом и установкой контейнера на месте дислокации взрывоопасных предметов, фургон для временного размещения расчета обеспечения разминирования, погрузочно-разгрузочный механизм расположен рядом с кабиной, фургон смонтирован между погрузочно-разгрузочным механизмом и грузовой платформой, указанный контейнер выполнен взрывозащищенным в виде лотка с запорной верхней и нижней двухстворчатыми крышками, причем створки указанных крышек шарнирно закреплены на одних и тех же противолежащих сторонах лотка с образованием между ними полости в закрытом положении.

В лотке верхнюю и нижнюю крышки предпочтительно выполнить с перфорацией створок.

Целесообразно в лотке в образованной между верхней и нижней крышками полости установить опорные элементы в виде прямоугольных трапеций с вырезами, закрепленных с промежутком на каждой створке нижней крышки с возможностью опоры створок верхней крышки на наклонные стороны указанных трапеций.

Предпочтительно лоток снаружи на боковых стенках выполнить с демпфирующими элементами в виде плоских пружин из проволоки с прямолинейной частью, а створки верхней крышки шарнирно закрепить с помощью петель, причем прямолинейные части плоских пружин сделать осями петель.

В лотке створки нижней крышки целесообразно сделать с замком защиты от взрыва, включающим выступы из отрезков профиля, закрепленных внутри лотка на его боковых стенках под створками нижних крышек, и стопорные элементы с L-образной частью, закрепленные на внутренней поверхности створок нижней крышки таким образом, что вертикальная их часть расположена вдоль боковой стороны указанных выступов, а горизонтальная часть расположена с зазором под нижней поверхностью выступов с возможностью упора в нее при случайном взрыве.

Лоток предпочтительно выполнить цельнометаллическим сварным с полосками жесткости из металла по всей длине сварных швов с внутренним объемом от 0,3 до 2,5 м3 и красным цветом для предупреждения об опасности груза.

Лоток внутри предпочтительно выполнить с мягким покрытием, в том числе из пенополиэтилена, со средствами крепления взрывоопасных предметов в виде ремней с застежками.

В лотке целесообразно боковые и фронтальные его стенки расположить под тупым углом к основанию лотка и иметь закрепленные снаружи направляющие пластины из фторопласта, а на дне лотка снаружи закрепить, по меньшей мере, две продольно расположенные трубы с прямоугольным сечением.

Предпочтительно иметь КОР с подвеской для крепления лотка к погрузочно-разгрузочному механизму, выполненной с возможностью самоцентрирования от поворота во время ветровых нагрузок.

Грузовую платформу целесообразно выполнить с ограничителем места установки контейнера в виде рамы, оснащенной направляющими обрезиненными опорами с конической поверхностью.

Предпочтительно в грузовой платформе съемный защитный тент выполнить сдвижным.

Предпочтительно КОР дополнительно оснастить технологическим инженерным оборудованием, размещенным на грузовой платформе и включающим, по меньшей мере, носилки складные, мешки для песка, огнетушители.

В КОР погрузочно-разгрузочный механизм представляет собой крано-манипуляторную установку с выносными опорами и четырехсекционной телескопической стрелой.

Фургон КОР предпочтительно выполнить с утеплением объемом от 3,5 до 5 м3, с дверью и окном, расположенными соответственно с правой и левой стороны по ходу движения транспортного средства, и оснастить его средствами обитаемости, в том числе фильтровентиляционной установкой, автономным воздушным отопителем, откидным столиком, диваном-рундуком, полкой-антресолью, транспортным переговорным устройством, съемной лестницей для высадки-посадки расчета, и специальным оборудованием, включающим, по меньшей мере, огнетушитель, преобразователь напряжения на 220 В, ящик для оружия.

В КОР целесообразно иметь систему дистанционного управления и видеонаблюдения, выполненную с возможностью управления погрузочно-разгрузочным механизмом с максимального расстояния не менее 200 м.

Транспортное средство КОР представляет собой автомобиль, выполненный с бронированной кабиной с пулестойкими стеклами, эвакуационным люком, броневой защитой аккумуляторов, топливных баков и оборудованный радиостанцией и средством защиты от молнии.

Технический результат достигается тем, что взрывозащищенный контейнер для комплекса обеспечения разминирования, выполненный с закрепленной запорной верхней крышкой, представляет собой лоток и имеет дополнительно нижнюю крышку, указанные крышки выполнены двухстворчатыми, причем их створки шарнирно закреплены на одних и тех же противолежащих сторонах лотка с образованием между ними полости.

Предпочтительно верхнюю и нижнюю крышки выполнить с перфорацией створок.

В полости между верхней и нижней крышками целесообразно установить опорные элементы в виде прямоугольных треугольников с вырезами, закрепленных с промежутком на каждой створке нижней крышки с возможностью опоры створок верхней крышки на гипотенузы указанных треугольников.

Предпочтительно лоток снаружи на боковых стенках выполнить с демпфирующими элементами в виде плоских пружин из проволоки с прямолинейной частью, а створки указанных крышек шарнирно закрепить с помощью петель, причем прямолинейные части плоских пружин сделать осями соответствующих петель.

В лотке створки нижней крышки целесообразно сделать с замком защиты от взрыва, включающим выступы из отрезков профиля, закрепленных внутри лотка на его боковых стенках под створками нижних крышек, и стопорные элементы с L-образной частью, закрепленные на внутренней поверхности створок нижней крышки таким образом, что вертикальная их часть расположена вдоль боковой стороны указанных выступов, а горизонтальная часть расположена с зазором под нижней поверхностью выступов с возможностью упора в нее при случайном взрыве.

Лоток внутри предпочтительно выполнить с мягким покрытием, в том числе из пенополиэтилена, и средствами крепления взрывоопасных предметов в виде ремней с застежками.

Контейер выполнен цельнометаллическим сварным с полосками жесткости из металла по всей длине сварных швов, имеет объем от 0,3 до 2,5 м3 и красный цвет для предупреждения об опасности груза.

Боковые и фронтальные стенки контейнера расположены под тупым углом к основанию лотка и имеют закрепленные снаружи направляющие пластины из фторопласта.

Дно лотка оснащено, по меньшей мере, двумя продольно расположенными трубами с прямоугольным сечением.

При проведении патентных исследований не обнаружены решения, идентичные заявленному, а следовательно, предложенное решение соответствует критерию "новизна". Сущность изобретения не следует явным образом из известных решений, следовательно, предложенное изобретение соответствует критерию "изобретательский уровень".

На фиг.1 показан комплекс обеспечения разминирования (вид справа).

На фиг.2 представлен комплекс обеспечения разминирования с выдвинутой стрелой погрузочно-разгрузочного механизма (вид слева).

На фиг.3 изображен лоток (вид сбоку).

На фиг.4 показан лоток (вид сверху).

На фиг.5 представлен лоток (вид спереди).

На фиг.6 показан комплекс обеспечения разминирования (вид сверху).

На фиг.7 показан ограничитель места установки лотка в виде рамы.

На фиг.8 показан увеличенный фрагмент А на фиг.3.

На фиг.9 показан увеличенный фрагмент Б на фиг.5.

На фиг.10 показан увеличенный фрагмент В на фиг.5.

На фиг.1-10 приняты следующие обозначения:

- взрывозащищенная кабина 1;

- грузовая платформа 2;

- защитный тент 3;

- лоток 4 (контейнер взрывозащищенной съемной конструкции);

- погрузочно-разгрузочный механизм 5;

- фургон 6 (для временного размещения расчета обеспечения разминирования);

- верхняя крышка 7 (двухстворчатая) лотка 4;

- нижняя крышка 8 (двухстворчатая) лотка 4;

- уголок 9 с отверстием;

- винт 10 с гайкой;

- мягкое покрытие 11 (внутри лотка 4);

- полоски 12 жесткости из металла (по всей длине сварных швов);

- труба 13 с прямоугольным сечением;

- направляющие пластины 14 из фторопласта;

- ремень 15;

- застежка 16 (из ленты «липучка») ремней 15;

- отверстия 17 (в верхней крышке 7);

- отверстия 18 (в нижней крышке 8);

- опорный элемент 19 (в виде прямоугольного треугольника с вырезом);

- демпфирующие элементы 20 (в виде плоских пружин из проволоки с прямолинейной частью);

- петли 21 (для створок верхней крышки 7);

- ось 22 петель 21;

- петли 23 (для створок нижней крышки 7);

- ось 24 петель 23;

- рама 25 (ограничитель места установки лотка 4);

- направляющие опоры 26 (с конической поверхностью);

- обрезиненная поверхность 27 (направляющей опоры 26);

- дверь 28 (в фургоне 6);

- окно 29 (в фургоне 6);

- фильтровентиляционная установка 30;

- выступы 31 (из отрезков профиля);

- стопорные элементы 32;

- L-образная часть 33 стопорных элементов 33;

- стрела 34 погрузочно-разгрузочного механизма 5;

- подвеска 35 (для крепления лотка 4 к погрузочно-разгрузочному механизму 5;

- ящики 36.

Комплекс обеспечения разминирования (КОР) предназначен для применения:

- инженерно-саперными частями и подразделениями, проводящими инженерную разведку и сплошную очистку местности;

- инженерными подразделениями специальных работ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на складах и арсеналах взрывоопасных боеприпасов.

КОР обеспечивает:

- транспортировку взрывоопасных предметов (ВОП) к месту уничтожения (утилизации);

- хранение и транспортировку специального оборудования, инженерного имущества и перевозку расчета разминирования к месту проведения работ;

- механизацию погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами в полевых условиях.

Комплекс обеспечения разминирования содержит (фиг.1, 2) базовое шасси транспортного средства с взрывозащищенной кабиной 1, грузовую платформу 2, выполненную с бортами и съемным защитным тентом 3, контейнер взрывозащищенной съемной конструкции в виде лотка 4, погрузочно-разгрузочный механизм 5, выполненный с возможностью дистанционного управления съемом и установкой лотка 4 на месте дислокации взрывоопасных предметов, фургон 6 утепленной конструкции для временного размещения расчета обеспечения разминирования, оснащенный съемной лестницей (не показана) для высадки-посадки расчета.

Погрузочно-разгрузочный механизм 5 расположен рядом с кабиной 1 (между кабиной 1 и фургоном 6), фургон 6 смонтирован между погрузочно-разгрузочным механизмом 5 и лотком 4.

Лоток 4 (фиг.3, 4, 5) выполнен цельнометаллическим сварным с запорной верхней и нижней двухстворчатыми крышками 7, 8, причем створки указанных крышек 7, 8 шарнирно закреплены на одних и тех же противолежащих сторонах лотка 4 с образованием между ними полости. Створки верхней крышки 7 имеют уголки 9 с отверстиями, закрепленные параллельно с возможностью установки в указанные отверстия винтов 8 с гайками для запора верхней крышки 7. Створки верхней крышки 7 предпочтительно расположить в закрытом положении под острым углом (α) 25-50 градусов к поверхности соответствующих створок нижней крышки 8 (фиг.5).

Внутри лоток 4 имеет мягкое покрытие 11. Снаружи лоток 4 имеет полоски 12 жесткости из металла по всей длине сварных швов и окрашен в красный цвет для предупреждения об опасности груза, а его дно (фиг.10) оснащено двумя продольно расположенными трубами 13 с прямоугольным сечением для обеспечения жесткости конструкции. Боковые и фронтальные стенки лотка 4 целесообразно расположить под тупым углом (β) 100-145 градусов к его основанию (фиг.5) и выполнить их с закрепленными снаружи направляющими пластинами 14 из фторопласта. Лоток 4 внутри снабжен средствами крепления взрывоопасных предметов, выполненными в виде ремней 15 (фиг.8, 15) с застежками 16, например, из ленты «липучка», закрепленных в отверстиях дна лотка 4.

В лотке 4 верхняя и нижняя крышки 7, 8 выполнены с перфорацией створок соответственно отверстиями 17, 18 (фиг.4). В образованной между верхней и нижней крышками 7,8 полости установлены опорные элементы 19 (фиг.5) в виде прямоугольных трапеций с вырезом, закрепленных с промежутком на каждой створке нижней крышки 8 с возможностью опоры створок верхней крышки 7 на наклонные стороны указанных трапеций.

Снаружи лоток 4 (фиг.3) на боковых стенках имеет демпфирующие элементы 20 (в качестве дополнительного защитного средства от случайного взрыва, исключающего отрыв створок верхней крышки 7), выполненные в виде плоских пружин из проволоки с прямолинейной частью. Створки верхней крышки 7 шарнирно закреплены с помощью петель 21, причем прямолинейные части плоских пружин являются осями 22 (фиг.9) соответствующих петель 21. Створки нижней крышки 7 шарнирно закреплены с помощью петель 23, имеющих оси 24.

Грузовая платформа 2 выполнена с ограничителем места установки контейнера в виде рамы 25 (фиг.7), оснащенной направляющими опорами 26 конической формы с обрезиненной поверхностью 27. В примере конкретного выполнения применены две боковые, передняя и задняя направляющие опоры 26, выполненные сварными конусообразными с обрезиненной поверхностью 27 (упругой облицовкой), в том числе из резинотканевой ленты.

В грузовой платформе 2 съемный защитный тент 3 выполнен сдвижным и оснащен сдвижным механизмом (не показан).

Фургон 6 для временного размещения расчета обеспечения разминирования выполнен с утеплением объемом от 3,5 до 5 м3, имеет дверь 28 и окно 29, расположенные соответственно с правовой и левой стороны по ходу движения транспортного средства, и оснащен средствами обитаемости, в том числе фильтровентиляционной установкой 30, а внутри (не показаны) автономным воздушным отопителем, откидным столиком, диваном-рундуком, полкой-антресолью, транспортным переговорным устройством и специальным оборудованием, в том числе огнетушителем, преобразователем напряжения на 220 В, ящиком для оружия.

В лотке 4 створки нижней крышки 8 имеют замок защиты от взрыва, включающий выступы 31 из отрезков профиля, закрепленных внутри лотка 4 на его боковых стенках под створками нижней крышки 8, и стопорные элементы 32 с L-образной частью 33, закрепленные на внутренней поверхности створок нижней крышки 8 таким образом, что вертикальная их часть расположена вдоль боковой стороны указанных выступов 31, а горизонтальная часть расположена с зазором под нижней поверхностью выступов 31 с возможностью упора в указанную поверхность при случайном взрыве для удержания створок от отрыва и вылета осколков наружу.

Погрузочно-разгрузочный механизм 5 представляет собой крано-манипуляторную установку с выносными опорами и стрелой 34, выполненной четырехсекционной телескопической.

КОР оснащен подвеской 35 (фиг.2), установленной на стреле 34 для крепления лотка 4 к погрузочно-разгрузочному механизму 5 и выполненной с возможностью самоцентрирования от поворота во время ветровых нагрузок. Подвеска 35, в частности, включает втулку конической формы, опорное кольцо с четырьмя стропами, четыре грузоподъемных крюка, а лоток имеет четыре рым-болта в углах по его периметру для крепления к подвеске 35 (не показаны).

Система дистанционного управления и видеонаблюдения выполнена с возможностью управления погрузочно-разгрузочным механизмом 5 с максимального расстояния не менее 200 м.

Транспортное средство представляет собой автомобиль, например, КАМАЗ-5350, выполненный с бронированной кабиной 1 с пулестойкими стеклами, эвакуационным люком, броневой защитой аккумуляторов и топливных баков и оборудованный радиостанцией и средствами защиты от молний.

Питание электрооборудования КОР обеспечено преимущественно безопасным напряжением 24 В. Фургон 6 оснащен преобразователем напряжения на 220 В.

Технологическое инженерное и специальное оборудование размещено в ящиках 36 (фиг.6) на грузовой платформе 2 и включает (не показаны), по меньшей мере, носилки складные, мешки для песка, огнетушители, инженерное имущество, систему дистанционного управления и видеонаблюдения, носилки для переноски тяжелых ВОП.

Комплекс обеспечения разминирования (КОР) предназначен для перевозки ВОП с места их дислокации к месту уничтожения. КОР работает следующим образом. Автомобиль КАМАЗ устанавливают на удалении от ВОП не более 70 м. С грузовой платформы 2 сдвигают защитный съемный тент 3 и с помощью погрузочно-разгрузочного механизма 5, выполненного в виде крано-манипуляторной установки с стрелой 34, осуществляют зацеп лотка 4 и его съем через подвеску 35.

Открывают верхнюю крышку 7 лотка 4, открутив гайки и вынув винты 10 из отверстий уголков 9. Откидывают верхнюю и нижнюю крышки 7, 8 соответствующим поворотом их створок, закрепленных на соответствующих осях 22 и 24 в петлях 21 и 23.

Пульт дистанционного управления относят на расстояние не менее 200 м от КОР в укрытие. ВОП переносят вручную в лоток 4 и укладывают на мягкое покрытие 11 внутри лотка 4. Укрепление ВОП от сдвига осуществляют ремнями 15 с застежками 16 из ленты «липучка». Конструкция лотка 4 обеспечивает укладку боеприпаса внутрь силами одного сапера.

Взрывозащищенный лоток 4 закрытого типа с перфорацией створок верхней и нижней крышек 7, 8 (соответствующими отверстиями 17, 18), внутренним мягким покрытием 11, демпфирующими и стопорными элементами 20, 32 обеспечивает полную защиту экипажа и окружающей среды от поражения осколками при случайном подрыве боеприпаса при погрузке-выгрузке и транспортировке. Дистанционным управлением с видеонаблюдением из 3х точек крано-манипуляторной установкой осуществляют погрузку лотка 4 с ВОП с регистрацией (записью) видеоизображения выполняемых работ на электронный блок памяти. КОР перевозит лоток 4, запертый винтами 10 с гайками и закрытый защитным 3 тентом, к месту уничтожения без экипажа в фургоне 6. На месте уничтожения осуществляется выгрузка лотка 4 с помощью системы дистанционного управления с видеонаблюдением.

При случайном взрыве стопорные элементы 32, поднимаясь вверх под давлением газов, выходящих через отверстия 17, 18 верней и нижней крышек 7, 8, упираются в основания выступов 31, что препятствует открытию нижней крышки 8. При этом демпфирующие элементы 20 в виде плоских пружин распрямляются, препятствуя отрыву створок верхней крышки 7.

Высокая степень безопасности применения КОР и взрывозащищенного контейнера в виде лотка 4 обеспечена также применением:

- перфорации створок верхней и нижней крышек 10, 11 отверстиями, обеспечивающей выход газообразных продуктов взрыва и стравливания внутреннего давления в лотке;

- полосок 12 жесткости из металла на сварных швах лотка 4;

- труб 13 с прямоугольным сечением снаружи на дне лотка 4;

- рамы 25 с направляющими опорами 26, имеющими обрезиненную поверхность 27, обеспечивающую безопасную установку и выемку лотка 4 с грузовой платформы 2;

- направляющих пластин 14 из фторопласта для обеспечения безопасной выемки лотка из рамы 25;

- ремней 15 с застежкой 16 «липучка» для жесткого крепления ВОП внутри лотка 4.

Наличие утепленного фургона 6 и автономного воздушного отопителя облегчает работу саперов в зимних условий. Окно 29 откидной конструкции в фургоне 6, фильтровентиляционная установка 30, откидной столик, диван-рундук, полка-антресоль, транспортное переговорное устройством, преобразователь напряжения на 220 В, ящик для оружия обеспечивают нормальную работу экипажа в стрессовых условиях.

Предлагаемый КОР обеспечивает безопасность работ по разминированию, оперативность вывоза взрывоопасных предметов, улучшение условий работы саперов и имеет преимущества, отличающие его от аналогов и прототипа:

- КОР и его части (контейнер, кабина, двигатель) обеспечены средствами взрывозащиты;

- крано-манипуляторная установка имеет дистанционное управление с максимального расстояния не менее 200 м;

- расположение погрузочно-разгрузочного механизма рядом с кабиной увеличивает радиус безопасной работы его стрелы при подъеме тяжелых грузов;

- наличие съемного сдвижного тента значительно повышает оперативность работ по его съему и установке;

- закрытый контейнер обеспечивает защиту людей от поражения при случайном взрыве в радиусе не менее 5 метров от него;

- примененный в качестве транспортного средства автомобиль отечественного производства КАМАЗ-5350 имеет бронированную взрывозащищенную кабину с пулестойкими стеклами по 5му классу защиты, эвакуационный люк, броневую защиту аккумуляторов и топливных баков, меньшую снаряженную массу, меньший эксплуатационный расход ГМС и радиус поворота, имеет оборудование защиты от молнии;

- наличие радиостанции в бронированной кабине позволяет сохранить связь с базой даже в случае подрыва боеприпаса;

- взрывозащищенный лоток закрытого типа с внутренней мягкой подложкой обеспечивает полную защиту экипажа и окружающей среды от поражения осколками при случайном подрыве боеприпаса при погрузке-выгрузке и транспортировке;

- конструкция лотка обеспечивает укладку боеприпаса внутрь силами одного сапера;

- подвеска лотка является самоцентрирующейся от поворота во время ветровых нагрузок;

- применение съемной лестницы сохраняет эксплуатационную проходимость транспортного средства.

Опытные образцы комплекса обеспечения разминирования и его взрывозащищенный контейнер отлично зарекомендовали себя при выполнении особо опасных работ по разминированию и перевозке взрывоопасных грузов.

1. Комплекс обеспечения разминирования, содержащий базовое шасси транспортного средства с взрывозащищенной кабиной, грузовую платформу, выполненную с бортами и съемным защитным тентом, контейнер съемной конструкции, погрузочно-разгрузочный механизм, выполненный с возможностью дистанционного управления съемом и установкой контейнера на месте дислокации взрывоопасных предметов, фургон для временного размещения расчета обеспечения разминирования, отличающийся тем, что погрузочно-разгрузочный механизм расположен рядом с кабиной, фургон смонтирован между погрузочно-разгрузочным механизмом и грузовой платформой, указанный контейнер выполнен взрывозащищенным в виде лотка с запорной верхней и нижней двухстворчатыми крышками, причем створки указанных крышек шарнирно закреплены на одних и тех же противолежащих сторонах лотка с образованием между ними полости в закрытом положении.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что в лотке верхняя и нижняя крышки выполнены с перфорацией створок.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что в лотке в образованной между верхней и нижней крышками полости установлены опорные элементы в виде прямоугольных трапеций с вырезами, закрепленных с промежутком на каждой створке нижней крышки с возможностью опоры створок верхней крышки на наклонные стороны указанных трапеций.

4. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что лоток снаружи на боковых стенках имеет демпфирующие элементы в виде плоских пружин из проволоки с прямолинейной частью, створки верхней крышки шарнирно закреплены с помощью петель, причем прямолинейные части плоских пружин являются осями петель.

5. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что в лотке створки нижней крышки имеют замок защиты от взрыва, включающий выступы из отрезков профиля, закрепленных внутри лотка на его боковых стенках под створками нижних крышек, и стопорные элементы с L-образной частью, закрепленные на внутренней поверхности створок нижней крышки таким образом, что вертикальная их часть расположена вдоль боковой стороны указанных выступов, а горизонтальная часть расположена с зазором под нижней поверхностью выступов с возможностью упора в нее при случайном взрыве.

6. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что лоток выполнен цельнометаллическим сварным с полосками жесткости из металла по всей длине сварных швов, имеет внутренний объем от 0,3 до 2,5 м3 и красный цвет для предупреждения об опасности груза.

7. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что лоток внутри выполнен с мягким покрытием, в том числе из пенополиэтилена и имеет средства крепления взрывоопасных предметов в виде ремней с застежками.

8. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что в лотке боковые и фронтальные его стенки расположены под тупым углом к основанию лотка и имеют закрепленные снаружи направляющие пластины из фторопласта, а дно лотка снаружи снабжено, по меньшей мере, двумя продольно расположенными трубами с прямоугольным сечением.

9. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что он оснащен подвеской для крепления к погрузочно-разгрузочному механизму, выполненной с возможностью самоцентрирования от поворота во время ветровых нагрузок.

10. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что грузовая платформа выполнена с ограничителем места установки контейнера в виде рамы, оснащенной направляющими обрезиненными опорами с конической поверхностью.

11. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что в грузовой платформе съемный защитный тент выполнен сдвижным.

12. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что он дополнительно оснащен технологическим инженерным оборудованием, размещенным на грузовой платформе, и включает, по меньшей мере, носилки складные, мешки для песка, огнетушители.

13. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что погрузочно-разгрузочный механизм представляет собой крано-манипуляторную установку с выносными опорами и четырехсекционной телескопической стрелой.

14. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что фургон выполнен с утеплением объемом от 3,5 до 5 м3, имеет дверь и окно, расположенные соответственно с правовой и левой стороны по ходу движения транспортного средства, и оснащен средствами обитаемости, в том числе фильтровентиляционной установкой, автономным воздушным отопителем, откидным столиком, диваном-рундуком, полкой-антресолью, транспортным переговорным устройством, съемной лестницей для высадки-посадки расчета и специальным оборудованием, включающим, по меньшей мере, огнетушитель, преобразователь напряжения на 220 В, ящик для оружия.

15. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что он снабжен системой дистанционного управления и видеонаблюдения, выполненной с возможностью управления погрузочно-разгрузочным механизмом с максимального расстояния не менее 200 м.

16. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что транспортное средство представляет собой автомобиль, выполненный с бронированной кабиной с пулестойкими стеклами, эвакуационным люком, броневой защитой аккумуляторов, топливных баков и оборудованный радиостанцией и средством защиты от молнии.

17. Взрывозащищенный контейнер для комплекса обеспечения разминирования, выполненный с закрепленной запорной верхней крышкой, отличающийся тем, что он выполнен в виде лотка и имеет дополнительно нижнюю крышку, указанные крышки выполнены двухстворчатыми, причем их створки шарнирно закреплены на одних и тех же противолежащих сторо