Защитная композиция для защиты гидравлических приводов тормозных систем

Изобретение относится к защитным консервационным материалам для противокоррозионной защиты металлических изделий от воздействия окружающей среды. Защитная композиция содержит, мас.%: соль м-нитробензойной кислоты и органического амина 0,75; 2-фенилбензимидазол 1,0, тормозная жидкость «Томь» остальное. Композиция позволяет защищать от коррозии от 3 до 6 лет сталь, железо и сплавы, медь, алюминий и их сплавы. Композиция имеет хорошую совместимость с резинотехническими изделиями. 3 табл.

Реферат

Изобретение относится к защитным консервационным материалам для противокоррозионной защиты металлических изделий от воздействия окружающей среды, в частности тормозных систем автомобилей с гидравлическим приводом.

Известен широкий ассортимент тормозных жидкостей, таких как "Нева", "Томь", "Роса" и т.д. [2]. Указанные жидкости применяются как рабочие для тормозных систем автомобилей с гидравлическим приводом, так и для временной противокоррозионной защиты внутренних полостей гидравлических приводов тормозных систем от воздействия факторов окружающей среды в процессе хранения [1].

Общим недостатком перечисленных жидкостей является недостаточная защитная эффективность в условиях постоянного воздействия атмосферных факторов и низкий срок службы в процессе хранения. Срок службы тормозной жидкости в процессе хранения составляет не более 3 лет [3].

В качестве прототипа выбрана тормозная жидкость "Томь" [4]. Жидкость "Томь" применяется в качестве тормозной жидкости для тормозных систем с гидравлическим приводом и является основной тормозной жидкостью для гидравлического привода тормозной системы автомобилей семейства "УРАЛ". Тормозная жидкость "Томь" - это композиция на основе этилкарбитола и борсодержащего полиэфира, содержащая загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет хорошую совместимость с резинотехническими изделиями.

Технический результат направлен на повышение защитной способности тормозных жидкостей с сохранением достаточного уровня противокоррозионной защиты.

Технический результат достигается тем, что защитная композиция содержит тормозную жидкость "Томь" и ингибиторы, при этом в качестве ингибиторов добавлены:

- соль м-нитробензойной кислоты и органического амина, 0,75 мас.%;

- 2-фенилбензимидазол, 1,0 мас.%.

Композиция приготавливается следующим образом. В тормозную жидкость при постоянном перемешивании добавляют порошок ингибиторов: соль м-нитробензойной кислоты и органического амина, а также и 2-фенилбензимидазол в указанных пропорциях. Композиция заливается в гидравлические приводы тормозных систем автомобилей.

Введение в состав тормозной жидкости комплексного ингибитора коррозии, тормозящего как катодный, так и анодный процессы, позволяет повысить эффективность противокоррозионной защиты [1]. Композиция позволяет защищать сталь, железо и сплавы, медь, алюминий и их сплавы.

Уточнить оптимальный состав защитной композиции позволило проведение ускоренных лабораторных испытаний. Данные приведены в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.

Применение в тормозной жидкости "Томь" 2-фенилбензимидазол, мас.% 0,1; 0,2 недопустимо из-за глубоких питтинговых поражений поверхности металла. Оптимальным соотношением применения 2-фенилбензимидазола в тормозной жидкости "Томь" предлагаем с концентрацией 1,0 мас.%, где поверхность образцов чистая.

Применение в тормозной жидкости "Томь" соль м-нитробензойной кислоты и органического амина масс.% 0,1; 0,2 недопустимо из-за глубоких питтинговых поражений поверхности металла. Оптимальным соотношением применения соли м-нитробензойной кислоты и органического амина в тормозной жидкости "Томь" предлагаем с концентрацией 0,75 мас.%, где поверхность образцов чистая.

Таблица 2.1
Свойства испытанных защитных материалов для стали (процент коррозионного поражения)
№ опыта Время испытания, час
360 720 1080 1440 1800 2160 2520 2880 3240 3600 3960 4320 4680 5040 5400 5760 6120
1 - 1 4 6 9 12 16 20 23 25 28 31 35 40 48 54 62
2 - - 2 5 6 7 8 10 12 18 22 26 30 32 34 38 42
3 - 2 6 11 14 19 25 29 31 34 39 42 45 48 50 56 64
4 2 4 7 12 16 24 29 34 39 44 49 53 59 60 64 68 70
5 - - 2 6 9 15 19 22 29 35 41 47 55 63 69 72 74
6 - - 5 9 14 20 24 28 33 39 45 51 60 62 72 78 84
7 - - 3 7 15 19 23 28 32 37 44 49 53 59 66 74 79
8 - - 2 8 11 17 22 27 33 38 42 47 51 58 63 68 71
9 - 1 2 6 12 16 24 28 32 37 42 48 52 55 62 66 70
10 10 15 18 24 30 45 60 75 83 100 - - - - - - -
Таблица 2.2
Свойства испытанных защитных материалов для меди (процент коррозионного поражения)
№ опыта Время испытания, час
360 720 1080 1440 1800 2160 2520 2880 3240 3600 3960 4320 4680 5040 5400 5760 6120
1 - - 2 4 5 7 9 12 15 18 21 23 27 30 35 43 48
2 - - - 1 2 4 6 7 9 10 12 14 18 22 26 30 33
3 - - 3 6 9 10 14 17 20 22 25 29 33 38 45 52 58
4 1 2 3 7 11 14 18 23 29 31 35 40 44 51 55 61 65
5 - 1 4 8 12 15 19 24 28 33 37 42 46 54 60 68 70
6 - - 5 9 14 23 28 30 33 36 41 45 49 54 62 69 72
7 - - 4 10 15 19 23 26 30 31 37 41 46 50 55 59 64
8 - - - 2 4 8 14 21 23 29 34 39 42 47 51 54 58
9 - 1 5 8 10 13 16 19 24 28 33 37 45 51 55 57 60
10 8 12 15 20 24 29 38 45 60 70 85 100 - - - -
Таблица 2.3
Свойства испытанных защитных материалов для чугуна (процент коррозионного поражения)
№ опыта Время испытания, час
360 720 1080 1440 1800 2160 2520 2880 3240 3600 3960 4320 4680 5040 5400 5760 6120
1 - 2 4 7 11 14 17 23 28 32 36 39 42 44 46 48 52
2 - - - 2 3 5 8 11 15 19 22 26 30 33 36 42 48
3 - 2 4 6 8 12 15 19 24 27 30 33 37 41 47 52 58
4 1 3 6 9 11 14 19 25 29 34 38 44 49 53 59 63 66
5 2 5 8 10 14 17 21 26 32 38 42 49 55 61 64 69 72
6 3 7 10 12 17 22 27 33 38 43 49 54 60 67 70 74 78
7 - 2 6 10 15 19 25 29 36 41 48 53 60 66 69 72 75
8 1 2 4 8 14 18 21 24 33 38 47 50 56 58 63 68 71
9 1 2 4 6 8 11 16 19 28 34 43 48 52 56 61 66 69
10 11 24 27 32 38 50 75 100 - - - - - - - - -

Результаты сравнительных испытаний приведенных защитных материалов таблиц 2.1, 2.2, 2.3 свидетельствует о том, что тормозная жидкость "Томь" в условиях хранения обладает недостаточными эксплуатационными свойствами, наблюдается значительное снижение ее защитной функции, пластина активно начинает корродировать.

Площадь коррозионного поражения достигает 100%: для стали 3600 часов (таблица 2.1, опыт 10); для меди 4320 часов (таблица 2.2, опыт 10); для чугуна за 2880 часов (таблица 2.3, опыт 10).

Хорошую защитную способность показали составы следующих материалов соль м-нитробензойной кислоты и органического амина 0,75 мас.%, 2-фенилбензимидазол 1,0 мас.%. Площадь коррозионного поражения составляет: для стали 42% (таблица 2.1, опыт 2), для меди 33% (таблица 2.2, опыт 2), для чугуна 48% (таблица 2.3, опыт 2).

Испытания показали наиболее высокие свойства в применении смешанных защитных материалов соль м-нитробензойной кислоты и органического амина и 2-фенилбензимидазола. При этом в течение всего времени испытаний наблюдался небольшой процент коррозионного поражения металлической поверхности под слоем защитного материала, включая и поврежденный участок. Изменения состояния защитного материала после нахождения под пленкой в течение времени испытаний не обнаружено.

Проведенный расчет в соответствии с методикой показал, что защитная композиция позволяет повысить противокоррозионную защиту в условиях постоянного воздействия атмосферных факторов от 3 до 6 лет.

Оптимальное соотношение композиции, мас.%:

ингибитор соль м-нитробензойной кислоты
и органического амина 0,75
ингибитор 2-фенилбензимидазол 1,0
тормозная жидкость "Томь" остальное

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Богданова, Т.И. Ингибированные нефтяные составы для защиты от коррозии [Текст] / Т.И.Богданова. - М.: Химия, 1984. - С.157-159.

2. Школьников, В.М. Топлива, смазочные материалы и технические жидкости. [Текст]: справочник / В.М.Школьников. - М.: Техинформ, 1999. - С.221-223.

3. ГОСТ-9.054-75. ЕСКЗ. Консервационные масла, смазки и нефтяные тонкопленочные покрытия. Методы ускоренных испытаний [Текст]. - М.: Издательство стандартов, 1975.

4. ТУ 6-01-1276-82. Тормозная жидкость "Томь". Общие требования [Текст]. - М.: Изд-во стандартов, 1982.

5. ТУ 080-201-31-91. 2-фенилбензимидазол. Общие требования [Текст]. - М.: Изд-во стандартов, 1991.

Защитная композиция для защиты гидравлических приводов тормозных систем от коррозии, содержащая тормозную жидкость "Томь" и ингибитор, отличающаяся тем, что в качестве ингибитора она содержит соль м-нитробензойной кислоты и органического амина и 2-фенилбензимидазол в следующем соотношении компонентов, мас.%:

соль м-нитробензойной кислоты
и органического амина 0,75
2-фенилбензимидазол 1,0
тормозная жидкость "Томь" остальное