Крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к ветроустановкам малой и средней мощности. Крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка содержит поворотную платформу, несущую стойки, на которых установлено с возможностью свободного вращения крыльчато-парусное ветроколесо в виде вала, на концах которого установлены передний и задний махи, несущие жестко закрепленные на них лопасти. Передний мах, обращенный навстречу ветру, выполнен в виде трубчатого креста, противоположный ему задний мах выполнен в виде квадратной трубчатой рамки, ребра которой жестко и перпендикулярно закреплены средней частью на свободных концах трубчатого креста, идентичного переднему кресту. Лопасти выполнены в виде прямоугольных пластин из тонколистового или тканевого материала и жестко закреплены одной из граней на трубках переднего маха и противоположной гранью - на соответствующих половинах внешних ребер рамки заднего маха, параллельных трубкам переднего маха. Изобретение при простоте и технологичности обеспечивает снижение габаритов ветроколеса, что позволяет устанавливать его на крышах жилых и производственных зданий. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к устройству ветроколес ветроэнергетических установок (ВЭУ) малой и средней мощности, в том числе для установки на крышах жилых домов и зданий производственного назначения.

Известна ветроэнергетическая установка, ветроколесо которой выполнено в виде крыльчатки с тремя или четырьмя лопастями [1], (стр.111 и 127), жестко закрепленными на одном из концов силового вала, другой конец которого связан с исполнительным механизмом, например посредством упругой муфты.

Такое конструктивное исполнение известного технического решения обеспечивает простоту конструкции крыльчатого ветроколеса и высокие обороты силового вала, что при качественной его балансировке позволяет снизить до минимума уровень вибрации и обеспечить возможность установки ВЭУ на крышах производственных зданий, но на крышах жилых домов их установка не проходит по уровню шума, создаваемого при рассекании частей воздушного потока в межлопастном пространстве.

Но не менее существенным недостатком ВЭУ с крыльчатыми ветроколесами является крайне низкий коэффициент использования ими энергии ветра. Поскольку в настоящее время имеет место произвольное толкование этого критерия для сравнения различных конструктивных схем ветроколес, необходимо привести следующие пояснения.

Этот критерий впервые был сформулирован и введен в обращение инженером Ветчинкиным В.П. в 1914 г., а в 1920 г. профессор Жуковский Н.Е. сделал вывод коэффициента использования энергии ветра идеальным ветряком, имея в виду ветроколесо, у которого: «… - ось вращения параллельна вектору скорости ветра;

- бесконечно большое число лопастей очень малой ширины;

- профильное сопротивление крыльев равно нулю, а циркуляция вдоль лопасти постоянна;

- потерянная скорость воздушного потока на ветроколесе постоянна по всей ометаемой поверхности ветряка;

- угловая скорость ветроколеса стремится к бесконечности».

С учетом этих допущений по мнению Н.Е.Жуковского, В.П.Ветчинкина и Е.М.Фатеева формула для определения идеального коэффициента использования энергии ветра ξ должна быть:

где P - лобовое давление воздушного потока на лопасти ветроколеса;

V - скорость рабочей струи воздушного потока;

V1 - то же в плоскости ветроколеса;

F - площадь рабочей струи, ометаемая ветроколесом;

ρ - плотность воздушного потока.

После преобразований уравнение (66) принимает вид:

Очевидно, величина P в уравнении (66a) - это та часть общего давления ветрового потока, которая приходится на проекцию тела произвольной формы на плоскость, перпендикулярную направлению ветра, при этом ее называют миделевым сечением и обозначают через F1, а величину давления, приходящуюся на миделево сечение, называют лобовым давлением и обозначают через Px.

Известно уравнение для определения величины Px, которое представлено в виде:

Подставив (41) в (66а) после преобразований получим:

где Cx - коэффициент лобового сопротивления (определяют по таблице 2 [1], стр.49);

,

Подставив приведенные обозначения в формулу (15), получим окончательную универсальную формулу для определения численного значения коэффициента использования энергии ветра ветроколесами любого типа.

где Cx учитывает соотношение длины и ширины лопастей;

Кз - показывает, какая доля ометаемой ветроколесом поверхности перекрывается его миделевым сечением, и e - какая доля скорости ветрового потока расходуется на создание крутящего момента на силовом валу ветроколеса.

Так при Сх=1,3; Кз=0.208 (для четырехлопастного ветроколеса) и е=0,33

ξ=1,3·0,208·(1-0,33)=0,18 max.

Яркой иллюстрацией произвольного толкования коэффициента использования энергии ветра является утверждение доктора технических наук Фатеева Е.М. о том, что путем соблюдения ряда условий (относящихся явно к неопределенным понятиям) этот показатель может достигать 46% (0,46), (см. [1], стр.87), что не соответствует действительности.

Известен ротор ветродвигателя [2], содержащий поворотную платформу, несущую стойки, на которых установлено с возможностью свободного вращения парусное ветроколесо, выполненное в виде вала, на концах которого закреплена по спирали конусообразная ленточная упругая лопасть с убывающими радиусом и шагом спирали, при этом один из концов спирали закреплен на втулке, имеющей возможность осевого перемещения вдоль вала.

Такое конструктивное исполнение лопасти обеспечивает высокий коэффициент заполнения и соответствующий коэффициент использования энергии ветра, т.к. при этой конструкции миделево сечение спиральной лопасти практически идентично ометаемой ветроколесом поверхности и численное значение коэффициента заполнения близко к единице.

Однако практическая реализация этого технического решения весьма затруднительна, т.к. конструкция ветроколеса крайне нетехнологична и требует специального оборудования, на общетехнологических базах машиностроительных заводов которого просто не существует.

Кроме того, необходимая жесткость спиральной ленты без сплошного жесткого крепления к валу ветроколеса при ее длине в несколько шагов спирали недостижима, а балансировка ветроколеса по всей его длине весьма затруднительна.

Заявленный объект содержит поворотную платформу, несущую стойки, на которых установлено с возможностью свободного вращения крыльчато-парусное ветроколесо, выполненное в виде вала, на концах которого установлены передний и задний махи, несущие жестко закрепленные на них лопасти. Передний мах, обращенный навстречу ветру, выполнен в виде трубчатого креста, противоположный ему задний мах выполнен в виде квадратной трубчатой рамки, ребра которой жестко закреплены средней частью на свободных концах трубчатого креста, идентичного переднему кресту перпендикулярно им, а лопасти выполнены в виде прямоугольных пластин из тонколистового или тканевого материала и жестко закреплены одной из своих граней на трубках переднего маха и противоположной гранью - на соответствующих половинах внешних ребер квадратной трубчатой рамки заднего маха, параллельных трубкам переднего маха.

Технические преимущества заявленного объекта по сравнению с прототипом заключаются в следующем:

- выполнение переднего маха в виде, например, трубчатого креста, а заднего маха - в виде трубчатой квадратной рамки, средней частью своих ребер жестко закрепленной на концах трубчатого креста, идентичного переднему маху перпендикулярно им, обеспечивает возможность выполнения лопастей в виде прямоугольных пластин из тонколистового или тканевого материала;

- жесткое крепление прямоугольных лопастей одной из своих граней на трубках переднего маха и противоположной гранью - на соответствующих половинах внешних ребер квадратной трубчатой рамки заднего маха, параллельных трубкам переднего маха, обеспечивает компактность взаимного расположения лопастей с минимальным межлопастным пространством между ними и разнонаправленность частей ветрового потока, сбегающих с лопастей в заколесное пространство.

Совокупность указанных технических преимуществ заявленного объекта по сравнению с прототипом обеспечивает технический результат, заключающийся в существенном уменьшении длины ветроколеса до 0,25 длины шага спирали прототипа, что позволяет устанавливать заявленный объект на крышах жилых домов и осветительных вышках потенциально опасных участков автомагистралей, повышении технологичности конструкции путем выполнения лопастей в простейшем варианте в виде прямоугольных пластин из тонколистового или тканевого материала, жестко скрепляющих между собой все элементы ветроколеса, а также в упрощении технологии и повышении качества его балансировки за счет уменьшения общей длины ветроколеса.

На приведенных чертежах схематично иллюстрируется крыльчато-парусная ВЭУ, где на фиг.1 показана ее проекция со стороны, обращенной навстречу ветру; на фиг.2 - то же, вид сбоку. При этом прямыми стрелками показан характер распределения скорости ветра при его взаимодействии с лопастями ветроколеса, где:

Vп - потери скорости сбегающего с лопастей потока ветра в заколесное пространство;

Vкм - доля скорости, обеспечивающая создание крутящего момента на валу ветроколеса.

Дуговой стрелкой показано направление движения поворотной платформы в процессе самоустановки ветроколеса под действием ветрового потока в перпендикулярное к нему положение.

Крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка (ВЭУ) содержит поворотную платформу 1, несущую стойки 2, на которых установлено с возможностью свободного вращения крыльчато-парусное ветроколесо, выполненное в виде вала 3, на концах которого установлены передний 4 и задний 5 махи, несущие жестко закрепленные на них лопасти. Причем передний мах 4 обращен навстречу ветру, а задний мах 5 расположен на подветренной стороне. Передний мах 4 выполнен в виде трубчатого креста с трубками 6, 7, 8 и 9, а задний мах 5 выполнен в виде идентичного переднему маху 4 трубчатого креста, свободные концы трубок которого охвачены квадратной трубчатой рамкой, ребра 10, 11, 12 и 13 которой жестко закреплены средней частью на свободных концах трубок 6, 7, 8 и 9, идентичного трубчатого креста перпендикулярно им и разделены местами крепления на две равные части. На переднем 4 и заднем 5 махах жестко закреплены лопасти 14, 15, 16 и 17, выполненные в виде плоских прямоугольных пластин из тонколистового или тканевого материала, которые жестко закреплены одной из своих граней на трубках 6, 7, 8 и 9 переднего маха 4, а противоположной гранью также жестко закреплены на соответствующей половине внешних ребер 10, 11, 12 и 13 под углом атаки α к направлению ветра, образуя жесткие связи 6-10-14, 7-11-15, 8-12-16 и 9-13-17, что в совокупности с жесткими связями махов 4 и 5 с валом 3 образует жесткую конструкцию крыльчато-парусного ветроколеса, вращающего исполнительный механизм, например генератор 18 электрического тока.

При появлении ветра со скоростью Vв его поток давит на лопасти 14, 15, 16 и 17 под углом атаки α, при этом скорость ветра на каждой лопасти разлагается на составляющие:

Vлд - скорость, создающая лобовое давление на лопасть, направленная перпендикулярно ее плоскости, формирующая крутящий момент на валу 3;

Vп1 - скорость, направленная по плоскости лопасти и уходящая в заколесное пространство в виде потерь, при этом потоки потерь взаимно перпендикулярны и действуют в разных плоскостях, что исключает воздействие потока на депрессионную зону на тыльной стороне вслед идущей лопасти и способствует увеличению лобового давления.

Очевидно, что

Однако не вся величина составляющей Vлд идет на формирование крутящего момента, т.к. она не перпендикулярна валу 3 ветроколеса, а образует с направлением Vкм также угол α.

Подставив (18) в (17) и решив уравнение относительно Vкм, получим уравнение (19) для определения доли скорости ветра (Vкм), приходящейся на формирование крутящего момента на валу 3 ветроколеса.

Крутящий момент на валу ветроколеса определяется по общеизвестной формуле:

,

где Ркм - окружное усилие, создаваемое составляющей Vкм скорости ветра;

b - ширина лопасти.

Величину Ркм определяют по уравнению:

где Сх - коэффициент лобового сопротивления, учитывающий форму лопасти. Согласно табл.2 [1], стр.49. Сх=1,1.

F - площадь миделева сечения ветроколеса.

ρ - плотность воздуха 1,25 кг/м3.

С учетом того, что рассматриваемое ветроколесо содержит 4 лопасти длиной L каждая, уравнение (41) примет вид:

Подставив (21) в (20) с учетом (19) после преобразований, получим:

Для сравнения заявленного объекта с работающими ветряками по величине коэффициента ξ использования энергии ветра, определяемого по формуле (15), необходимо определить коэффициент заполнения Кз, который для рассматриваемой конструкции определяется как отношение площади квадрата к площади круга диаметром, равным его диагонали, т.е. к площади круга описанной окружности.

Из элементарной геометрии известно, что эта величина составляет 0,65.

Тогда ξ=1,1·0,65·(1-0,33)=0,472.

Результат сравнения коэффициентов известных конструкций и заявленного объекта свидетельствует о том, что этот параметр для последнего выше в 2,472 раза.

Источники информации

1. Фатеев Е.М. Ветродвигатели и ветроустановки. - М.: ОГИЗ-сельхоз, 1948 г., 185 с.

2. Описание изобретения к авторскому свидетельству СССР №1638359 от 03.04.89 г., МПК F03D 1/06 (прототип).

Крыльчато-парусная ветроэнергетическая установка, содержащая поворотную платформу, несущую стойки, на которых установлено с возможностью свободного вращения крыльчато-парусное ветроколесо, выполненное в виде вала, на концах которого установлены передний и задний махи, несущие жестко закрепленные на них лопасти, отличающаяся тем, что передний мах, обращенный навстречу ветру, выполнен в виде трубчатого креста, противоположный ему задний мах выполнен в виде квадратной трубчатой рамки, ребра которой жестко закреплены средней частью на свободных концах трубчатого креста, идентичного переднему кресту, перпендикулярно им, а лопасти выполнены в виде прямоугольных пластин из тонколистового или тканевого материала и жестко закреплены одной из своих граней на трубках переднего маха и противоположной гранью - на соответствующих половинах внешних ребер квадратной трубчатой рамки заднего маха, параллельных трубкам переднего маха.