Применение смесей, имитирующих цельную кровь и дигностические сыворотки, для обучения студентов методике определения групп крови по система ав0

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию, и может быть использовано для определения группы крови с использованием смесей, имитирующих цельную кровь и диагностические сыворотки, для обучения студентов методике определения крови по системе АВ0. Для этого в качестве смесей, имитирующих цельную кровь и диагностические сыворотки, используют коровье молоко или белок сырого куриного яйца, разведенных водой и подкрашенных до цвета крови 2,5-3% раствором красителя «прямого алого» и имитаторы изогемагглютинирующих сывороток с использованием воды и 2% сульфосалициловой кислоты. Способ обеспечивает 100% точность определения групп крови, позволяет многократно и самостоятельно выполнить обучающую методику за счет ее безопасности, простоты, дешевизны для освоения и закрепления умений по определению групп крови человека по системе АВ0 на лабораторных занятиях студентов медицинских вузов и колледжей. 4 табл., 4 пр.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию, и может быть использовано для освоения и закрепления умений по определению групп крови человека по системе АВ0 на лабораторных занятиях студентов медицинских вузов и колледжей.

Учебная программа медицинских вузов, утвержденная Департаментом образовательных медицинских учреждений, включает раздел, посвященный теме «Переливание крови». В настоящее время эпидемиологическая ситуация в странах мира в связи с эпидемией ВИЧ-инфекции требует ограничения и лицензирования групп медицинского персонала, допущенных к работе с образцами крови человека и ее фракциями (постановление правительства РФ №29 от 26.01.2010 «Технический регламент о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровозамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии»). В этой ситуации в целях безопасности нецелесообразно использовать образцы крови и ее фракции в учебном процессе, что существенно ограничивает освоение студентами медицинских вузов практических умений, например, по определению уровней гемоглобина, групп крови пациентов и подбору донора и реципиента для процедуры переливания эритроцитарной массы или цельной крови при трансфузионной терапии. Это ограничивает и педагогическую перспективу формирования профессиональной компетентности будущего врача.

Технический результат предлагаемого решения заключается в применении смесей, имитирующих цельную кровь, с использованием коровьего молока или белка сырого куриного яйца, разведенных водой и подкрашенных до цвета крови 2,5-3% раствором красителя «прямого алого», и имитаторов изогемагглютинирующих сывороток с использованием воды и 2% сульфосалициловой кислоты.

Прототипом обучающей методики послужила стандартная реакция гемагглютинации на твердой фазе (на белом планшете). Для определения группы крови человека, то есть наличия или отсутствия эритроцитарных антигенов A и B, используются анти-A, анти-B и анти-AB-сыворотки, то есть α-, β- и α,β-изогемагглютинирующие сыворотки соответственно. Алгоритм всех этапов обучающей методики аналогичен алгоритму стандартного теста: 1 этап - приготовление «образца крови человека». Имитатором образца крови человека послужило обычное молоко (можно разведенное водопроводной водой в 2 раза) или белок сырого куриного яйца, разведенный водой в 10 раз, подкрашенные до цвета крови 2,5-3% раствором красителя «прямого алого». 2 этап - приготовление диагностических сывороток. На «роль» α- и β-изогемагглютинирующих сывороток, дающих эффект при смешении с «образцом крови человека», визуально имитирующий гемагглютинат, выбрана 2% сульфосалициловая кислота. Для получения заведомо отрицательной реакции агглютинации на «роль» α- и β-изогемагглютинирующих сывороток выбрана вода (водопроводная).

3 этап - приготовление четырех комплектов имитаторов изогемагглютинирующих сывороток, расположенных в четырех лабораторных штативах. Каждый штатив маркирован, ибо рассчитан на диагностику только одной из четырех групп крови: «0», «A», «B» или «AB», то есть групп крови I, II, III или IV. Имитаторы сывороток разливают в четыре флакона каждого штатива (можно использовать пробирки или ампулы); флаконы маркируют: сыворотка группы крови «0» (анти-AB-антитела), сыворотка группы крови «A» (анти-В-антитела), сыворотка группы крови «B» (анти-A-антитела), сыворотка группы крови «AB» (нет AB-антител). 4 этап - реакция определения группы крови проводится на твердой фазе; к каждому штативу приложен планшет. Поверхность планшета разделяют на секторы, маркированные в соответствии с четырьмя группами крови (см. табл.1-4). К занятию со студентами подготовка всех четырех этапов имитирующей методики проводится лаборантом.

1. Рассмотрим пример определения крови группы «A» (II группа). Студенту выдается соответствующий штатив, укомплектованный четырьмя флаконами имитаторов сывороток. Первый флакон (анти-AB-сыворотка) заполнен сульфосалициловой кислотой, которая в секторе планшета «сыворотка группы крови 0» даст положительную реакцию «гемагглютинации» с имитатором крови тестируемого человека. Второй флакон заполнен дистиллированной водой (анти-B-сыворотка): в секторе планшета «сыворотка группы крови A» реакция с имитатором крови будет отрицательная. Третий флакон заполнен 2%сульфосалициловой кислотой (анти-A-сыворотка): в секторе планшета «сыворотка группы крови В» реакция агглютинации с имитатором крови будет положительная. Четвертый флакон заполнен водой (сыворотка, не содержащая ни анти-A-, ни анти-B-антител): в секторе планшета «сыворотка группы крови AB» реакция с имитатором крови будет отрицательная. По результатам теста в целом (см. табл.1) студент диагностирует у пациента группу крови «A», что аналогично визуальной диагностике результатов стандартного теста-прототипа по определению групп крови человека.

2. Рассмотрим пример определения крови группы «B» (III группа). Студенту выдается соответствующий штатив, укомплектованный четырьмя флаконами имитаторов сывороток. Первый флакон (анти-AB-сыворотка) заполнен 2% сульфосалициловой кислотой, которая в секторе планшета «сыворотка группы крови 0» даст положительную реакцию «гемагглютинации» с имитатором крови тестируемого человека. Второй флакон заполнен 2% сульфосалициловой кислотой (анти-B-сыворотка): в секторе планшета «сыворотка группы крови A» реакция с имитатором крови будет положительная. Третий флакон заполнен водой (анти-A-сыворотка): в секторе планшета «сыворотка группы крови B» реакция агглютинации с имитатором крови будет отрицательная. Четвертый флакон заполнен водой (сыворотка, не содержащая ни анти-A-, ни анти-B-антител): в секторе планшета «сыворотка группы крови АВ» реакция с имитатором крови будет отрицательная. По результатам теста в целом (см. табл.2) студент диагностирует у пациента группу крови «B» (III группа), что аналогично визуальной диагностике результатов стандартного теста-прототипа.

3. Рассмотрим пример определения крови группы «AB» (IУ группа). Студенту выдается соответствующий штатив, укомплектованный четырьмя флаконами имитаторов сывороток. Первый флакон (анти-AB-сыворотка) заполнен 2% сульфосалициловой кислотой, которая в секторе планшета «сыворотка группы крови 0» даст положительную реакцию «гемагглютинации» с имитатором крови тестируемого человека. Второй и третий флаконы также заполнены сульфосалициловой кислотой (анти-B-сыворотка и анти-A-сыворотка): в секторе планшета «сыворотка группы крови A» и в секторе планшета «сыворотка группы крови B» реакция агглютинации с имитатором крови будет положительная. Четвертый флакон заполнен водой (сыворотка, не содержащая ни анти-A-, ни анти-B-антител): в секторе планшета «сыворотка группы крови AB» реакция с имитатором крови будет отрицательная. По результатам теста в целом (см. табл.3) студент диагностирует у пациента группу крови «АВ» (IУ группа), что аналогично визуальной диагностике результатов стандартного теста-прототипа.

4. Рассмотрим пример определения крови группы «0» (I группа). Студенту выдается соответствующий штатив, укомплектованный четырьмя флаконами имитаторов сывороток. Во все четыре флакона («анти-AB-сыворотка», «анти-B-сыворотка», «анти-A-сыворотка», «ни анти-A-, ни анти-B-сыворотка») внесена вода. С имитатором крови человека во всех секторах планшета (то есть с маркировкой по сывороткам групп крови «A», «B», «AB», «0») реакция «гемагглютинации» с имитаторами сывороток из всех четырех флаконов будет отрицательной (см. табл.4). По результатам теста в целом студент диагностирует у пациента группу крови «0» (I группа), что аналогично визуальной диагностике результатов стандартного теста-прототипа.

Обучающая методика прошла испытание на практических занятиях по иммунологии студентов 2 курса Ивановской государственной медицинской академии; внедрена и успешно используется в течение четырех лет на кафедре общей хирургии, анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии при обучении студентов старших курсов и интернов.

Точность воспроизведения результатов имитационной методики -100%. Алгоритм всех этапов обучающей методики аналогичен алгоритму стандартной методики определения групп крови человека по системе «AB0» (прототипа), так же как и визуально диагностируемый оценочный результат. Каждый студент может многократно и самостоятельно выполнить обучающую методику, используя учебные пособия и методические указания по общим вопросам переливания крови. Это позволило закрепить знания и умения студентов, развить самостоятельность и уверенность, что важно для формирования профессиональной компетентности будущего врача. В контролирующую функцию преподавателя обучающая методика каких-либо изменений не привносит.

Обучающая методика заменяет образцы крови человека и дорогостоящие диагностические изогемагглютинирующие сыворотоки их имитаторами. Используемые в тесте химические и биологические реактивы доступны, дешевы, безвредны. Обучающая методика вполне может быть внедрена в учебный процесс, использована на лабораторных занятиях студентов медицинских вузов и колледжей при освоении профессиональной деятельности по теме «Переливание крови».

Табл. 1
Результаты реакции: у пациента группа крови «A» (II)
Сыворотка группы крови «0» (I) Сыворотка группы крови «A» (II) Сыворотка группы крови «B» (III) Сыворотка группы крови «AB» (IУ)
+ -- + --
Результаты реакции агглютинации
Табл.2
Результаты реакции: у пациента группа крови «B» (III)
Сыворотка группы крови «0» (I) Сыворотка группы крови «A» (II) Сыворотка группы крови «B» (III) Сыворотка группы крови «АВ» (IУ)
+ + -- --
Результаты реакции агглютинации
Табл.3
Результаты реакции: у пациента группа крови «AB» (IУ)
Сыворотка группы крови «0» (I) Сыворотка группы крови «A» (II) Сыворотка группы крови «B» (III) Сыворотка группы крови «AB» (IУ)
+ + + --
Результаты реакции агглютинации
Табл.4
Результаты реакции: у пациента группа крови «0» (I)
Сыворотка группы крови «0» (I) Сыворотка группы крови «A» (II) Сыворотка группы крови «B» (III) Сыворотка группы крови «AB» (IУ)
-- -- -- --
Результаты реакции агглютинации

Способ определения группы крови с использованием смесей, имитирующих цельную кровь и диагностические сыворотки, для обучения студентов методике определения крови по системе АВ0, отличающийся тем, что в качестве смесей используют коровье молоко или белок сырого куриного яйца, разведенных водой и подкрашенных до цвета крови 2,5-3%-ным раствором красителя «прямого алого» и имитаторы изогемагглютинирующих сывороток с использованием воды и 2%-ной сульфосалициловой кислоты.