Мостоукладчик
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к мостоукладчикам, изготовленным на шасси танков. Мостоукладчик выполнен с возможностью установки колейного моста со сдвижными секциями с максимальным сохранением компоновки шасси танка. Использование изобретение приводит к повышению скрытности наведения мостов на препятствия. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к мостоукладчикам, изготовленным на шасси танков.
Известен мостоукладчик PMC-Leguan (см. Andrzej Kinski «Malaj na finiszu», журнал «Nowa Technika Wojskowa», издательство «Magnum-X», №2, 2009 г., с.10…16), представляющий собой бронированную гусеничную машину, изготовленную на шасси танка РТ-91М, выполненный с возможностью установки колейного моста со сдвижными секциями.
Недостатком мостоукладчика PMC-Leguan является изменение компоновки шасси танка РТ-91М - смещение рабочего места механика-водителя и его люка в сторону борта корпуса шасси.
Смещение рабочего места механика-водителя шасси РТ-91М влечет изменение корпуса шасси танка в отношении люка механика-водителя, прибора наблюдения механика-водителя, расположения и конструкции приводов управления и др.
Известно переправочно-мостовое средство - мостоукладчик МТУ-72 (см. «Мостоукладчик МТУ-72». Техническое описание. С.1, 2, 9, 21, 22, 24-28, 160, 162, 163, 165, 166, 168, 172, рис.3.5, 14.7), выбранный в качестве прототипа, представляющий собой бронированную гусеничную машину, изготовленную на шасси танка, транспортирующую колейный мост с раскладывающимися концевыми секциями и имеющую оборудование для установки моста, в которой на корпусе шасси, снабженного крышами, состоящими из переднего с люком механика-водителя по продольной оси корпуса шасси и заднего броневых листов, приваренных к корпусу шасси, передней съемной крыши с люком командира по продольной оси корпуса шасси и съемной крыши над моторно-трансмиссионным отделением, приварены два корпуса для средних упоров стопорения моста, две опоры для подсоединения рычага механизма установки, задние опоры моста, а оборудование для установки моста включает механизм раскрывания и стопорения секций моста, механизм установки с рычагом и двумя гидроцилиндрами, шарнирно соединенными с рычагом механизма установки и днищем корпуса шасси, механизмы стопорения моста, содержащие передние, средние, задние и жесткие упоры.
Недостатком прототипа является демаскирование места наведения моста вследствие вертикального подъема концевых секций моста относительно средних секций при раскладывании моста в процессе наведения его через препятствие, что увеличивает высотный габарит мостоукладчика с мостом.
Обеспечение скрытности наведения мостовой переправы является залогом успешного решения боевых задач сухопутными войсками. Наличие в составе сухопутных войск мостоукладчиков с мостами со сдвижными секциями повышает скрытность действий войск.
Известно, что одним из направлений модернизации переправочно-мостовых средств военного назначения является повышение скрытности наведения мостов через препятствия (см. А.Карпенко «История танкового моста», журнал «ТанкоМастер», М., Техника-молодежи, №6, 2002 г., с.2…12).
Кроме того, для увеличения соотношения эффективность/стоимость в процессе модернизации техники необходимо сохранять основные компоновочные решения объекта модернизации - базовой машины (см. С.В.Устьянцев и Д.Г.Колмаков. «Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72», Н. Тагил, Издательский Дом «Медиа-Принт», 2004 г., с.142, с.144).
Техническим результатом изобретения является уменьшение максимального высотного габарита мостоукладчика с мостом в процессе наведения моста на препятствие за счет доработки мостоукладчика с сохранением штатного места механика-водителя, т.е. с максимальным сохранением компоновки шасси танка.
Технический результат достигается тем, что мостоукладчик, представляющий собой бронированную гусеничную машину, изготовленную на шасси танка, транспортирующую колейный мост с раскладывающимися концевыми секциями и имеющую оборудование для установки моста, в которой на корпусе шасси, снабженного крышами, состоящими из переднего с люком механика-водителя по продольной оси корпуса шасси и заднего броневых листов, приваренных к корпусу шасси, передней съемной крыши с люком командира по продольной оси корпуса шасси и съемной крыши над моторно-трансмиссионным отделением, приварены два корпуса для средних упоров стопорения моста, две опоры для подсоединения рычага механизма установки, задние опоры моста, а оборудование для установки моста включает механизм раскрывания и стопорения секций моста, механизм установки с рычагом и двумя гидроцилиндрами, шарнирно соединенными с рычагом механизма установки и днищем корпуса шасси, механизмы стопорения моста, содержащие передние, средние, задние и жесткие упоры, согласно изобретению, выполнен с возможностью установки колейного моста со сдвижными секциями, механизм установки которого содержит один расположенный по продольной оси моста гидроцилиндр, при этом предусмотрено средство для размещения гидроцилиндра механизма установки с зазором от днища корпуса шасси, причем вместо двух корпусов для средних упоров стопорения моста и двух опор для подсоединения рычага механизма установки введен, закрепленный на верхнем носовом листе корпуса шасси перед люком механика-водителя кронштейн для крепления рычага механизма установки, выполненный в поперечном сечении, например, П-образной формы, геометрические размеры которого выбраны из условия обеспечения заданного обзора в горизонтальной и вертикальной плоскостях через прибор наблюдения механика-водителя и невооруженным глазом в боевом и походном положениях механика-водителя, соответственно, при этом люк командира смещен в сторону одного из бортов корпуса шасси.
Кроме того, средство для размещения гидроцилиндра механизма установки может быть выполнено в виде жестко закрепленной на передней съемной крыше броневой оболочки, снабженной элементами для шарнирного закрепления корпуса этого гидроцилиндра.
Заявленные технические признаки существенны, так как они влияют на достигаемый технический результат.
При изучении других технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявленное устройство, не были выявлены.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен вид слева на мостоукладчик, на фиг.2 изображено сечение А-А фиг.1; на фиг.3 изображен разрез Б-Б фиг.1 (с контуром головы механика-водителя в положении «по походному»); на фиг.4 изображен разрез В-В фиг.1 без гидроцилиндра; на фиг.5 изображен разрез Г-Г фиг.3 (люк механика-водителя не показан); на фиг.6 изображен мостоукладчик с мостом, подготовленным для укладки на препятствие.
Мостоукладчик содержит корпус 1, включающий верхний носовой лист 2, броневую оболочку 3, закрепленную на передней съемной крыше 4, кронштейн 5, выполненный П-образной формы, ребра которого расходятся от люка механика-водителя, образуя с полкой кронштейна створ, гидроцилиндр 6, люк 7 механика-водителя, днище 8 корпуса 1, люк 9 командира, колейный мост 10 со сдвижными секциями, рычаг 11 механизма установки, прибор 12 наблюдения механика-водителя.
Кронштейн 5 (фиг.2) для крепления рычага 11 механизма установки закреплен на верхнем носовом листе 2 корпуса 1 (фиг.1). Его геометрические размеры обеспечивают заданный обзор механику-водителю в горизонтальной и вертикальной плоскостях в боевом и походном положениях со штатного места. Конструкция кронштейна 5 предусматривает его шарнирное соединение с рычагом 11 механизма установки.
Броневая оболочка 3, закрепленная на передней съемной крыше 4 (фиг.4), выполняет функции силовой конструкции для закрепления посредством шарнирного соединения гидроцилиндра 6 и его броневой защиты (фиг.1).
Люк 9 командира размещен, например, справа от броневой оболочки 3 (фиг.4).
Гидроцилиндр 6 шарнирно соединен с броневой оболочкой 3 и рычагом 11 механизма установки (фиг.1) с зазором от днища 8.
В положении механика-водителя «по походному» последний ведет наблюдение невооруженным глазом через створ кронштейна 5 в горизонтальной плоскости в диапазоне угла γп (фиг.3) и в вертикальной плоскости в диапазоне угла αп (фиг.5).
В положении механика-водителя «по боевому» (с закрытым люком 7 механика-водителя) последний ведет наблюдение через прибор 12 наблюдения и створ кронштейна 5 в горизонтальной плоскости в диапазоне угла γб (фиг.3) и в вертикальной плоскости в диапазоне угла αп (фиг.5).
Перед установкой колейного моста 10 на препятствие секции колей моста 10 сдвигаются относительно друг друга без значительного увеличения высотного габарита (фиг.6).
Использование изобретения приводит к повышению скрытности наведения мостов на препятствия.
1. Мостоукладчик, представляющий собой бронированную гусеничную машину, изготовленную на шасси танка, транспортирующую колейный мост с раскладывающимися концевыми секциями и имеющую оборудование для установки моста, в которой на корпусе шасси, снабженного крышами, состоящими из переднего, с люком механика-водителя по продольной оси корпуса шасси, и заднего броневых листов, приваренных к корпусу шасси, передней съемной крыши, с люком командира по продольной оси корпуса шасси, и съемной крыши над моторно-трансмиссионным отделением, приварены два корпуса для средних упоров стопорения моста, две опоры для подсоединения рычага механизма установки, задние опоры моста, а оборудование для установки моста включает механизм раскрывания и стопорения секций моста, механизм установки с рычагом и двумя гидроцилиндрами, шарнирно соединенными с рычагом механизма установки и днищем корпуса шасси, механизмы стопорения моста, содержащие передние, средние, задние и жесткие упоры, отличающийся тем, что он выполнен с возможностью установки колейного моста со сдвижными секциями, механизм установки которого содержит один расположенный по продольной оси моста гидроцилиндр, при этом предусмотрено средство для размещения гидроцилиндра механизма установки с зазором от днища корпуса шасси, причем вместо двух корпусов для средних упоров стопорения моста и двух опор для подсоединения рычага механизма установки введен закрепленный на верхнем носовом листе корпуса шасси перед люком механика-водителя кронштейн для крепления рычага механизма установки, выполненный в поперечном сечении, например, П-образной формы, геометрические размеры которого выбраны из условия обеспечения заданного обзора в горизонтальной и вертикальной плоскостях через прибор наблюдения механика-водителя и невооруженным глазом в боевом и походном положениях механика-водителя, соответственно, при этом люк командира смещен в сторону одного из бортов корпуса шасси.
2. Мостоукладчик по п.1, отличающийся тем, что средство для размещения гидроцилиндра механизма установки выполнено в виде жестко закрепленной на передней съемной крыше броневой оболочки, снабженной элементами для шарнирного закрепления корпуса этого гидроцилиндра.