Система освещения в транспортном тоннеле

Изобретение относится к области строительства объектов железнодорожного, метро и автомобильного транспорта и, в частности, может быть использовано для обеспечения надежного и экономичного освещения в туннелях. Техническим результатом является экономия электроэнергии и исключение глазных заболеваний метромашинистов. Система освещения в транспортном тоннеле содержит размещенные вдоль тоннеля светильные элементы, в качестве которых используются светодиоды, подключенные к источнику питания, которые разбиты на две группы, первая подключена к постоянному источнику питания, светодиоды второй группы размещены между светодиодами первой группы, подключены к миниветрогенераторам и установлены от них в направлении движения транспортного средства, при этом миниветрогенераторы соединены с аккумуляторами, которые через выключатель связаны с светодиодами второй группы, а все светодиоды имеют поворотные рефлекторы, отраженный свет от которых, в рабочем состоянии, направлен по движению транспорта. 1 ил.

Реферат

Настоящее изобретение относится к области строительства объектов железнодорожного, метро и автомобильного транспорта и, в частности, может быть использовано для обеспечения надежного и экономичного освещения в тоннелях.

Известна система освещения в тоннелях, содержащая размещенные на стенах тоннеля светильные элементы из электрических лампочек, подключенных к источнику питания, см., например, сайт http://www.reterats.5-ka.ru/81/18603/3.html.

Современные требования, предъявляемые к освещению тоннелей, чтобы все прямые автодорожные тоннели, в плане, длиной более 300 м и криволинейные, более 150 м, имели круглосуточное искусственное освещение, обеспечивали комфортную видимость для всех проезжающих по тоннелю в любое время суток.

Освещение в тоннеле должно быть равномерным, исключающим образование затемненных участков и обеспечивающим четкую видимость движущихся транспортных средств, световых сигналов и указателей, установленных в тоннеле, давая возможность водителям своевременно обнаруживать различные препятствия.

При проектировании искусственного освещения необходимо прежде всего учитывать изменение уровня освещенности вне авто или железнодорожного тоннеля в различные периоды суток, а также в течение года.

Для метротоннеля необходимо учитывать также степень освещенности на станциях.

В связи с этим уровень освещенности в тоннеле также должен изменяться в соответствии с наружным освещением. По нормам горизонтальная освещенность на уровне проезжей части в середине тоннеля составляет 100-200 лк днем и 30-60 лк ночью.

Существенным недостатком известной системы является большое потребление электроэнергии, из-за того, что электрические лампочки горят круглосуточно, т.е. даже тогда, когда железнодорожные и метроэлектропоезда или автомобили не проезжают тоннель.

Другим недостатком известной системы освещения является подключение электрических лампочек к одной электрической сети. При этом любой злоумышленник может одним действием, оборвав провода, выключить освещение в тоннеле и в темноте, в любом месте заложить взрывчатое вещество.

Также к существенным недостаткам известной системы следует отнести утомляемость глаз машинистов метропоездов из-за частой скачкообразной адаптации зрения при смене освещенности при выезде из и въезде в тоннель.

При въезде в тоннель у метромашиниста возникает эффект «черного отверстия», заключающийся в том, что въездной участок тоннеля видится затемненным, а при выезде из тоннеля возникает эффект «яркого отверстия».

Целью настоящего изобретения является достижение технического результата по экономии электроэнергии и исключение глазных заболеваний у метромашинистов.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в известной системе, содержащей, размещенные вдоль тоннеля, электрические лампочки, в качестве светильных элементов, подключенных к источнику питания, предлагается использовать светодиоды, которые разбиты на две группы, первую группу предлагается подключить к постоянному источнику питания, светодиоды второй группы разместить между светодиодами первой группы, подключить к миниветрогенераторам и установить светодиоды в направлении движения транспортного средства, при этом миниветрогенераторы предлагается соединить с аккумуляторами, которые через выключатели связаны со светодиодами второй группы, а все светодиоды выполнить с поворотными рефлекторами, отраженный свет от которых в рабочем состоянии должен быть направлен по движению транспорта.

Изобретение поясняется графическими материалами.

На Фиг.1 представлено схематичное изображение системы освещения в метротоннеле.

Система содержит размещенные в тоннеле 1 светодиоды 2, которые объединены в две группы. Первая группа 3 светодиодов 2 подключена к источнику электрической сети 4 и горит постоянно.

Вторая группа 5 светодиодов 2 подключена к миниветрогенераторам 6, которые, кроме того, соединены с аккумуляторами 7. Последние, в свою очередь, через выключатели 8 соединены со светодиодами 2 второй группы 5.

При этом светодиоды 2 второй группы 5 расположены среди светодиодов 2 первой группы 3 и установлены вдоль тоннеля 1, от микроветрогенераторов 6, по направлению движения транспортного средства.

Все светодиоды 2 имеют поворотные рефлекторы 9, отраженный свет от которых в рабочем состоянии направлен по движению транспорта.

Система работает следующим образом,

Светодиоды 2 первой группы 3 располагают на стенках тоннеля 1 на таком расстоянии друг от друга, чтобы обеспечить минимальную освещенность и различимость.

При движении транспортного средства в тоннеле возникает мощный воздушный поток воздуха, который приводит во вращение лопасти миниветрогенераторов 6. Вырабатываемый при этом электрический ток подается на аккумуляторы 7 и светодиоды 2 второй группы 5, которые освещают тоннель на расстояние, необходимое машинисту для уверенного и надежного управления транспортным средством. В этом случае машинист железнодорожного состава, метромашинист или водитель автомобиля ведут, соответственно, электропоезд или автомобиль в постоянно освещенном тоннеле 1.

Но ток, вырабатываемый миниветрогенераторами 6, также заряжает и аккумуляторы 7.

Их электроэнергия используется для освещения участков тоннеля 1 для проведения профилактических и ремонтных работ в ночное время. При этом ремонтники выключателем 8 включают соответствующие светодиоды 2 второй группы 5, и они освещают рабочий участок.

В автотранспортном тоннеле 1 светодиоды 2 располагают на той поверхности тоннеля 1, которая ближе к полосе движения.

Поворотные рефлекторы 9 при светодиодах 2 в рабочем состоянии направлены по движению транспорта. В этом положении свет от загорающихся светодиодов 2 не ослепляет глаза машинистов и водителей, а только освещает путь движения.

При проведении в тоннеле 1 профилактических и ремонтных работ поворотные рефлекторы 9 устанавливают так, чтобы осветить рабочую зону.

Таким образом видно, что заявленная система освещения в тоннелях способствует повышению надежности и безопасности движения в тоннеле, позволяя существенно экономить электроэнергию и создать комфортные условия для железнодорожных и метромашинистов и автоводителей.

Наиболее эффективно предложенная система работает в метро и в железнодорожных тоннелях, где разница между сечением тоннеля и площадью передней части железнодорожного локомотива и ведущего метровагона меньше, чем в автотранспортном тоннеле.

Таким образом, использование предложенной системы позволяет существенно экономить электроэнергию и работать метромашинистам в более комфортных световых условиях.

Заявленное изобретение ранее не было известно, что позволяет считать его соответствующим критерию патентоспособности - «новизна».

Заявленное изобретение может быть реализовано на базе существующих железнодорожных мастерских, что позволяет считать его соответствующим критерию патентоспособности - промышленная применимость.

Система освещения в транспортном тоннеле, содержащая размещенные вдоль тоннеля светильные элементы, подключенные к источнику питания, отличающаяся тем, что в качестве светильных элементов используются светодиоды, которые разбиты на две группы, первая группа подключена к постоянному источнику питания, светодиоды второй группы размещены между светодиодами первой группы, подключены к мини-ветрогенераторам и установлены от них в направлении движения транспортного средства, при этом мини-ветрогенераторы соединены с аккумуляторами, которые через выключатель связаны со светодиодами второй группы, а все светодиоды имеют поворотные рефлекторы, отраженный свет от которых, в рабочем состоянии, направлен по движению транспорта.