Способ физической реабилитации детей с компрессионными повреждениями позвоночника
Изобретение относится к медицине, лечебной физкультуре. Способ включает нагрузку на мышцы спины и плечевого пояса путем выполнения комплекса специальных физических упражнений, состоящего из трех этапов, и массажных процедур. При этом корригируют межмышечную координацию и воспитывают силовую выносливость. Первый этап включает 4 упражнения на растяжение мышц грудной клетки, формирование биомеханического правильного движения с сознательным контролем работы мышц, в сочетании с приемами массажа для коррекции грудного кифоза и пояснично-крестцового лордоза. Второй этап - 5 упражнений для развития силовой выносливости мышц, поддерживающих естественные изгибы позвоночника, закрепления межмышечной координации, развития волевых способностей для контроля естественного положения тела в пространстве, в сочетании с массажным воздействием на тренированные мышцы для снятия избыточного напряжения перенапряженных мышц и стимуляции мышц брюшного пресса. Третий этап - 6 упражнений для поддержания статического баланса между сгибателями и разгибателями туловища, тренировки силовой выносливости и активного контроля над положением тела и отдельных его частей в пространстве, в сочетании с массажем для активизации лимфо- и кровотока в работающих мышцах, снятия избыточного напряжения, расслабления мышц, стимуляции мышц, поддерживающих положение тела в пространстве. Способ обеспечивает безопасное повышение функциональных возможностей ребенка и воспитание силовой выносливости мышц, поддерживающих туловище, у пациентов данной группы. 2 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине, к разделу восстановительной медицины, точнее к лечебной физкультуре и может быть использовано для реабилитации детей с компрессионными повреждениями позвоночника.
Компрессионный перелом позвоночника - это серьезное повреждение опорно-двигательного аппарата, при котором происходит деформация (чаще клиновидная) тела позвонка. Чаще всего компрессионный перелом происходит при падении человека на ноги, на ягодицы и при резком сгибании (разгибании) туловища, в основном в нижнегрудном и поясничном отделах позвоночного столба. Компрессионный перелом приводит к развитию нестабильности позвоночника в травмированном отделе. Последствием травмы позвоночника может стать искривление позвоночника - кифосколиоз, развитие остеохондропатий и неврологической симптоматики. Важным фактором в патогенезе компрессионных переломов является нарушение регуляции положения тела в пространстве (постурального контроля), связанное с функциональной асимметрией опороспособности.
Известен способ лечения компрессионного перелома, при котором осуществляют длительную разгрузку поврежденного позвоночника, путем фиксации поврежденного отдела в течение длительного периода, в сочетании с лечебной гимнастикой. Способ предусматривает соблюдение постельного режима (3-4 недели), с ограничением осевой нагрузки на позвоночник и общей физической нагрузки в течение 6 месяцев (Древинг Е.Ф. Лечебная физкультура и травматология, Л. 1940).
Известен способ коррекции дефектов осанки у детей и подростков (Патент РФ №2054843), согласно которому нагрузку на мышцы изменяют за счет дополнительных отягощений или количества упражнений, формируя мышечный корсет в процессе каждодневной тренировки. Недостатком является то, что способ не применим для реабилитации детей с компрессионными повреждениями позвоночника.
Известен способ коррекции осанки, включающий предварительное вытяжение всех отделов позвоночника и суставов конечностей с принудительной коррекцией перекосов таза и жесткую фиксацию позвоночника в состоянии принудительной коррекции осанки. После этого проводят лечебную гимнастику с дифференцированным напряжением паравертебральных мышц и всех мышц опорно-двигательного аппарата с последующим осевым вытяжением позвоночника, при этом коррекцию осанки осуществляют во фронтальной и сагиттальной плоскостях последовательно (Сквознова Т.М. Биомеханическая характеристика нарушений осанки/Т.М.Сквознова // ЛФК и массаж. - 2006. - №11. - С.51).
Недостатком этого способа является некорректность методологического подхода к решаемым задачам, т.к. корригируется осанка и тренируются мышцы перед осевым вытяжением.
Известен способ лечения нарушений осанки путем вытяжения позвоночника с последующим принудительным удержанием его в положении коррекции с помощью внешних фиксаторов в виде корсетов (Юмашев Г.А. Травматология и ортопедия. - М.: Медицина, 1977, с.410-432). Способ не устраняет анатомические дефекты, а лишь помогает принудительно удерживать правильную осанку и со временем может привести к снижению мышечного тонуса, что, в свою очередь, ведет к ухудшению осанки.
Известны способы консервативного лечения нарушений осанки и сколиотической деформации позвоночника путем тренировки мышц с помощью лечебной гимнастики и воздействия массажа или электростимуляции мышц и органов (Шулутко Л.И. Боковое искривление позвоночника у детей. - Казань: Татарское книжное издательство, 1963. Патент РФ №2124878). Эти способы малоэффективны при сколиотической болезни. Они не устраняют асимметрий мышц и не обеспечивают формирование такого "мышечного" корсета, который бы не просто удерживал позвоночник, а способствовал формированию естественной осанки, создавая условия для нормального развития тел позвонков и его связочно-суставного аппарата.
Известна оздоровительная гимнастика для повышения функциональных возможностей организма человека (Патент РФ №2286760), включающая использование физических упражнений йоги для повышения устойчивости и ориентации тела в пространстве, повышения мышечной силы, выносливости и гибкости.
Недостатком способа является применение статической нагрузки, вызывающей физическое утомление, а также выполнение поз в сочетании с дыхательными упражнениями, что представляется сложным для восприятия ребенка и затрудняет правильность выполнения упражнений.
Известен способ коррекции осанки человека при гипотрофии одной из паравертебральных мышц путем проведения лечебной гимнастики при ограничении движений позвоночника, при котором предварительно осуществляют вытяжение всех отделов позвоночника и суставов конечностей с принудительной коррекцией перекосов таза и жесткую фиксацию позвоночника в состоянии принудительной коррекции осанки, затем проводят лечебную гимнастику с дифференцированным напряжением паравертебральных мышц и всех мышц опорно-двигательного аппарата с последующим осевым вытяжением позвоночника, при этом коррекцию осанки осуществляют во фронтальной и сагиттальной плоскостях последовательно, а каждый сеанс проводят в циклическом режиме с количеством циклов не менее двух за один сеанс (Патент №2212875).
Этот способ был выбран в качестве прототипа.
Восстановление адекватного постурального контроля требует разработки технологически выстроенных занятий ЛФК, направленных на формирование межмышечной координации позных мышц у детей при консервативном лечении компрессионных переломов позвоночника.
Задачей предлагаемого изобретения является формирование межмышечной координации и поддерживающей функции мышечного корсета у детей с компрессионными повреждениями позвоночника.
Техническим результатом, направленным на решение этой задачи, является безопасное повышение функциональных возможностей организма ребенка и воспитание силовой выносливости мышц, поддерживающих туловище.
Указанный технический результат достигается тем, что с помощью приемов лечебного массажа корректируют мышечный тонус пациента, а с помощью специального комплекса упражнений корректируют межмышечную координацию и воспитывают силовую выносливость конкретных мышечных групп, участвующих в поддержании естественных физиологических изгибов позвоночника.
Сущность изобретения заключается в разработке комплекса специальных упражнений и приемов лечебного массажа, адаптированных под коррекцию посттравматических изменений связочно-мышечного аппарата, нарушений осанки и двигательных паттернов и формирования сознательного контроля самого ребенка за положением своего тела.
Способ осуществляют путем проведения комплекса упражнений специалистами по массажу и ЛФК, с учетом функциональных нарушений.
Предлагаемый способ физической реабилитации детей с компрессионными переломами позвоночника включает комплекс упражнений, который был назван «Технология физической реабилитации» (ТФР).
Технология физической реабилитации (ТФР) направлена на коррекцию межмышечной координации и формирование поддерживающей функции мышечного корсета у детей, имеющих компрессионные повреждения позвоночника, с помощью технологии поэтапно проводимых мероприятий специалистами в области физической реабилитации.
Эта технология включает обучение естественным линиям движения и сознательному двигательному контролю с развитием силовой выносливости мышц, поддерживающих позвоночник, и позволяет:
- воздействовать на ригидные мышцы, которые не могут в полной мере самостоятельно расслабиться и тем самым способствуют прогрессированию нарушений физиологических изгибов позвоночника;
- стимулировать растянутые мышцы для возвращения им тонуса, необходимого для поддержания позы и впоследствии уже на подготовленных мышцах закрепить положительный эффект;
- развить морально-волевые качества ребенка, необходимые для активного сознательного контроля положения тела и его частей в пространстве.
Способ физической реабилитации детей с компрессионными повреждениями позвоночника по предлагаемой технологии состоит из трех этапов.
Первый этап включает комплекс специальных 4-х упражнений, направленных на растяжение мышц грудной клетки, формирование биомеханически правильного движения с сознательным контролем работы мышц. Дополнительно применяют приемы массажа для коррекции грудного кифоза и пояснично-крестцового лордоза. По характеру воздействия упражнения направлены на растяжение мышц передней поверхности туловища и на стимуляцию тонуса мышц задней поверхности.
Упражнение 1 направлено на растягивание грудных мышц и стабилизацию мышц плечевого пояса. И.п.: ребенок лежит на спине; правая рука отведена в сторону и согнута в локте по 90 градусов, кисть сжата в кулак, направлена вперед; левая рука вытянута вперед, в кулаке зажата гантель (0,5-1,0 кг); взгляд вперед, на счет «раз» ребенок разворачивает руку с гантелью кнаружи и поднимает и отводит ее по диагонали в 45 градусов. На счет «два» - возвращается в исходное положение, при этом поясница прижата к кушетке, живот «втянут» в себя, лопатки приведены к позвоночному столбу, плечи - вниз. Руку опускают медленно, плавно без рывков, движение проводят с напряжением в мышцах плечевого пояса и верхних конечностях. 5 повторений.
Упражнение 2 направлено на растягивание грудных мышц и стабилизацию мышц плечевого пояса, воспитания межмышечной координации для поддержания статического положение тела и контроля движения отдельных частей. И.п.: лежа на спине; правая рука отведена в сторону и согнута в локте на 90 градусов, кисть сжата в кулак, направлена вперед; левая рука вытянута вперед, в кулаке зажата гантель (0,5-1,0 кг), левая нога поднята над кушеткой под углом 45 градусов, стопа на себя; взгляд вперед. На счет «раз» ребенок разворачивает руку с гантелью кнаружи, поднимает ее и отводит по диагонали в 45 градусов, на счет «два» возвращается в исходное положение, поясница прижата к кушетке, ягодицы напряжены, живот «втянут» в себя, плечи опущены вниз, лопатки приведены к позвоночному столбу. Рука выполняет движение медленно, плавно, без рывков. Опора на локоть другой руки. Большие пальцы ступней «тянутся на себя», поднятая нога в колене не сгибается. 5 повторений.
Упражнение 3 направлено на стабилизацию мышц плечевого пояса, воспитание силовой выносливости мышц, участвующих в приведении лопаток. И.п.: лежа на спине, ладони и предплечья соединены перед грудью под углом 90 градусов. Ребенок вытягивает руки вверх, в высшей точке разворачивает ладони кнаружи и опускает руки через стороны, поясница плотно прижата к кушетке, ягодицы напряжены, живот «втянут» в себя, лопатки приведены к позвоночнику, движение выполняется в медленном темпе, плавно, без рывков в плоскости тела. 5 повторений.
Упражнение 4 направлено на тренировку силовой выносливости мышц, участвующих в приведении лопаток и формирование мышц поддерживающих позвоночник. И.п.: лежа на животе, руки вверх, голова на лоб, живот «втянут» в себя, на счет «раз» ребенок сгибает руки в локтевых суставах и приводит локти к туловищу, после удерживает их в этом положении до 3-5 счетов, на счет «два» возвращается в исходное положение, упражнение выполняется медленно, необходимо следить за сведением лопаток и напряжением ягодиц во время выполнения упражнения. 5 повторений.
Второй этап включает комплекс из 5-ти упражнений, направленных на развитие силовой выносливости мышц, поддерживающих естественные изгибы позвоночника, закрепление межмышечной координации, развитие волевых способностей для контроля движений и естественного положения тела в пространстве.
Дополнительно используют приемы массажа, с целью снятия избыточного напряжения тренируемых мышц и нормализации тонуса мышц брюшного пресса. Массаж предпочтительно проводить после проведения комплекса специальных упражнений.
Упражнение 1 направлено на формирование удержания положения тела в позиционной установке и контроль за работой отдельных его частей. И.п.: коленно-ладонная стойка (на четвереньках), ребенок выполняет шаг правым коленом вперед с небольшой амплитудой, взгляд на колено, затем возвращается в и.п., взгляд вперед, 5 повторений каждой ногой, статически напряжены все мышцы спины, живот «втянут» в себя, ягодицы напряжены, контроль устойчивость позы, не прогибаться в поясничном отделе позвоночника, лопатки сведены.
Упражнение 2 направлено на формирование стабилизации мышц плечевого пояса и воспитание силовой выносливости. И.п.: коленно-ладонная стойка (на четвереньках), руки согнуты в локтевых суставах на 90 градусов и отведены в стороны под углом 90 градусов относительно туловища, шаг правым коленом вперед, вернуться в и.п., по 10 раз каждой ногой, статически напряжены все мышцы спины, живот «втянут» в себя, ягодицы напряжены, фиксируя устойчивость позы, не прогибаться в поясничном отделе, лопатки сведены, темп выполнения упражнения медленный, удерживая устойчивое исходное положение рук.
Упражнение 3 направлено на воспитание силовой выносливости и тренировку межмышечной координации при удержании баланса. И.п.: стойка на коленях, руки в стороны, ладонями вверх, на счет «раз» - медленный подъем правой руки вверх, ладонью вперед, на счет «два» - «семь» - смена рук, на счет «восемь» - и.п., фиксируя правильное положение осанки, руки не поднимать выше плечевых суставов и не опускать их (угол между туловищем и рукой 90 градусов), ладони строго вверх, лопатки приведены к позвоночному столбу, ягодицы напряжены, живот «втянут» в себя, не прогибаться в поясничном отделе позвоночника, взгляд вперед, руки в локтях не сгибать, 8 повторений.
Упражнение 4 направлено на воспитание силовой выносливости и тренировку межмышечной координации при удержании баланса. И.п.: стойка на коленях, руки в стороны, ладонями вверх, на счет «раз» - боковой шаг вправо, строго в сторону, сохраняя правильное положение осанки, на счет «два» - и.п., на счет «три» - боковой шаг влево, руки не поднимать выше плечевых суставов и не опускать их (угол между туловищем и рукой 90 градусов), ладони строго вверх, лопатки приведены к позвоночному столбу, ягодицы напряжены, живот «втянут» в себя, не прогибаться в поясничном отделе позвоночника, взгляд вперед, во время выполнения упражнения руки в локтях не сгибают, корпус стабилизирован, по 10 шагов в каждую сторону.
Упражнение 5 направлено на растяжения мышц передней поверхности туловища и укрепление мышц спины. И.п.: коленно-ладонная стойка (на четвереньках), руки вытянуты вперед и вверх в опоре, на счет «раз» - разогнуть правую прямую ногу назад, носок стопы на себя, зафиксировав это положение, выполнять сгибание и разгибание в голеностопном суставе 30 раз, на счет «два» - и.п., на счет «три» - разогнуть левую прямую ногу назад, носок стопы на себя, зафиксировав это положение выполнять сгибание и разгибание в голеностопном суставе 10 раз, статически напряжены все мышцы спины, живот «втянут» в себя, ягодицы напряжены, фиксируя устойчивость позы, не прогибаться в поясничном отделе, лопатки сведены, разогнутая нога строго в плоскости туловища, составляя с позвоночником единую линию, 5 повторений.
Третий этап включает комплекс из 6-ти упражнений, направленных на поддержание статического баланса между сгибателями и разгибателями туловища, тренировку силовой выносливости и активного контроля над положением тела и отдельных его частей в пространстве.
Дополнительно используют приемы лечебного массажа, направленные на активизацию лимфо- и кровотока в работающих мышцах, снятия избыточного напряжения, расслабление перенапряженных мышц и на стимуляцию мышц поддерживающих положение тела в пространстве. Сеанс массажа предпочтителен после проведения адаптированного комплекса упражнений.
Упражнение 1 направлено на воспитание межмышечной координации и тренировку баланса в осложненном положении. И.п.: коленно-ладонная стойка (на четвереньках), на счет «раз» - разогнуть правую прямую ногу назад и левую руку вперед, выполнять сгибание и разгибание в голеностопном суставе 10 раз, на счет «два» - и.п., на счет «три» - разогнуть левую прямую ногу назад, носок стопы на себя и правую руку вперед, сгибание, разгибание в голеностопном суставе 10 раз, на счет «четыре» - и.п., статически напряжены все мышцы спины, живот «втянут» в себя, ягодицы напряжены, фиксируя устойчивость позы, не прогибаться в поясничном отделе, лопатки сведены, разогнутая нога и рука, строго в плоскости туловища, составляя с позвоночником единую линию, 5 повторений.
Упражнение 2 направлено на формирование удержания положения тела в позиционной установке и контроль за работой отдельных его частей. И.п.: коленно-ладонная стойка (на четвереньках), руки согнуты в локтевых суставах на 90 градусов и отведены в стороны под углом 90 градусов относительно туловища, лопатки сведены, плечи опущены, на счет «раз» - шаг правым коленом вперед, разогнуть левую руку в сторону, удержать 5 счетов, выполнить круговые движения вперед («кроль») 5 раз, на счет «два» - и.п., на счет «три» - шаг левым коленом вперед, разогнуть правую руку в сторону, удержать 5 счетов, выполнить круговые движения вперед («кроль») 5 раз, на счет «четыре» - и.п., статически напряжены все мышцы спины, живот «втянут» в себя, ягодицы напряжены, фиксируя устойчивость позы, не прогибаться в поясничном отделе, темп выполнения упражнения медленный, удерживая устойчивое исходное положение рук, руку удерживать в плоскости тела соблюдая все суставные углы, 5 повторений каждой ногой.
Упражнение 3 направлено на воспитание силовой выносливости и активного контроля над межмышечной координацией. И.п.: стойка на коленях, руки на пояс, корпус наклонен вперед под углом 45 градусов, ходьба вперед и назад по гимнастическому коврику, 6 дорожек, статически напряжены все мышцы спины, живот «втянут» в себя, ягодицы напряжены, фиксируя устойчивость позы, не прогибаться в поясничном отделе, лопатки сведены, шаги короткие с контролем равновесия, 5 повторений.
Упражнение 4 направлено на воспитание силовой выносливости и активного контроля над межмышечной координацией в осложненных условиях. И.п.: стойка на коленях, руки вверх, кисти сжаты в кулаки, корпус наклонен вперед под углом 45 градусов, ходьба вперед и назад по гимнастическому коврику, 6 дорожек, статически напряжены все мышцы спины, живот «втянут» в себя, ягодицы напряжены, фиксируя устойчивость позы, не прогибаться в поясничном отделе, лопатки сведены, шаги короткие с контролем равновесия, 5 повторений.
Упражнение 5 направлено на воспитание межмышечной координации и контроль качества выполняемого движения. И.п.: стойка на коленях руки в стороны, ладонями вверх, на счет «раз» - наклон туловища вперед до угла 45 градусов, руки медленно разгибаются назад и книзу, поворачиваются внутрь и опираются ладонями о кушетку, на счет «два» - круговые движения вперед правой рукой («кроль»), 15 кругов, на счет «три» - круговые движения вперед левой рукой («кроль»), 15 кругов, на счет» четыре» - вернуться в и.п., 4 подхода, статически напряжены все мышцы спины, живот «втянут» в себя, ягодицы напряжены, фиксируя устойчивость позы, руки строго в стороны, в локтях не сгибаются, во время наклона голова не наклоняется вперед или запрокидывается назад, находясь с корпусом в одной плоскости, ладони давят на кушетку, обеспечивая опору, в локтях не сгибаются, движения «кролем» амплитудные в медленном темпе, 5 повторений.
Упражнения 6 направлено на воспитание морально-волевых качеств и силовой выносливости при выполнении упражнения. И.п.: стоя у стены, присесть, опираясь спиной о стену, угол в коленных и тазобедренных суставах 90 градусов, руки отведены в стороны в плечевых суставах и согнуты в локтевых, на 90 градусов, поясница прижата к опоре, взгляд вперед, затылок касается опоры, сохраняются заданные углы в суставах, 3 подхода до отказа пациента, выполнять это упражнение.
В 2010 году в НИИ НДХ и Т было пролечено 57 детей с диагнозом: «Компрессионный перелом позвоночника разной локализации», с ними проводили занятия по технологии функциональной реабилитации.
Клинические примеры осуществления способа
Пример 1. Пациент П., 12 лет. При поступлении состояние средней тяжести, передвигается самостоятельно. Со слов ребенка на игре по регби, на ребенка сзади напрыгнул игрок, в результате чего произошло резкое сгибание спины. После травмы отмечалось апноэ, боли в грудном отделе позвоночника, которые со временем сохранялись. Бригадой СМП доставлен в приемное отделение НИИ НДХ и Т. Кожные покровы: чистые, бледно-розовые. Лимфатические узлы: безболезненны, не увеличены. Носоглотка: не гиперемирован Status Localis: пальпация области 6-7 гр. позвонков болезненна, наклон вперед назад болезненный, осевая нагрузка также болезненна в этой области. Дыхание: дыхание везикулярное, хрипов нет. На Rg-графии грудного отдела позвоночника (прямая, боковая проекция) отмечается клиновидность тел Т7, 8 со снижением переднего отдела относительно заднего на 20%. Расширение межпозвонковых щелей и выраженная клиновидность их в сегментах Т6-7, Т7-8. Искривления оси позвоночника нет. Отмечается легкий торсионный компонент от Т6 до Т 10. Заключение: Имеются рентгенологические признаки компрессии тел Т7, 8. На МРТ грудного отдела позвоночника отмечаются признаки компрессионного перелома тел Th 7, 8, 9. Пациенту «наложено» вытяжение петлей Глиссона. Через 2 дня после поступления в стационар болевой синдром не наблюдается, объем пассивных и активных движений не изменен.
При тестировании на системе КОБС (www.physiomed.de) отмечается умеренная асимметрия при попытке сохранения равновесия во время проведения специальных тестов, с преимущественной опорой на правую ногу. Пациент выполнял последовательно три тестовых задания по 20 секунд: стойка с закрытыми глазами, с открытыми глазами и с биологической обратной связью, когда на экране монитора были видны изменения сил давления левой и правой ног. После проведения тестирования пациенту проводился курс занятий ЛФК по методике, описанной в изобретении, и курс лечебного массажа №10.
После окончания курса было проведено повторное тестирование, которое показало выравнивание давления при опоре на обе ноги (уменьшение асимметрии), а при проведении тестов на определение силовой выносливости позных мышц и межмышечную координацию, мышц, поддерживающих туловище, отмечалось увеличение показателей на 15%;
Пример 2. Пациент В., 13 лет. Травму получил при падении с лестницы, в результате чего произошло резкое разгибание спины. После травмы отмечалось кратковременное апноэ, боли в грудном отделе позвоночника. При поступлении в приемное отделение НИИ НДХ и Т. Кожные покровы: чистые, бледно-розовые, лимфатические узлы: безболезненны, не увеличены. Носоглотка: не гиперемирована Status Localis, пальпация области 5-8 гр. позвонков болезненна, наклон вперед назад и осевая нагрузка в этой области болезненны. Дыхание: дыхание везикулярное, хрипов нет. На Rg-графии грудного отдела позвоночника (прямая, боковая проекция) отмечается клиновидность тел Т5, 6 со снижением переднего отдела относительно заднего на 20%. Расширение межпозвонковых щелей выраженная клиновидность их в сегментах Т5-6. Искривления оси позвоночника нет. Отмечается легкий торсионный компонент от Т7 до Т9. Заключение: Имеются рентгенологические признаки компрессии тел Т5, 6. На МРТ грудного отдела позвоночника отмечаются признаки компрессионного перелома тел Th 5, 6, 7. Пациенту «наложено» вытяжение петлей Глиссона. Через 4 дня после поступления пациента в стационар болевой синдром не наблюдается, объем пассивных и активных движений не изменен.
При тестировании на системе КОБС отмечается выраженная асимметрия во время проведения специальных тестов с преимущественной опорой на правую ногу.
Пациенту проводили курс занятий ЛФК по методике Гориневской-Древинга, описанной в изобретении, и курс лечебного массажа №10. Через 15 дней было проведено повторное тестирование на системе КОБС, которое не показало существенных изменений показателей давления при опоре на обе ноги, при проведении тестов на определение силовой выносливости позных мышц и межмышечную координацию, мышц, поддерживающих туловище, не отмечалось существенной динамики, т.е. выраженного положительного результата.
Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в травматологических, ортопедических стационарах и реабилитационных центрах для формирования адекватного мышечного корсета у детей с компрессионными повреждениями позвоночника, находящихся на лечении в условиях стационара.
Способ физической реабилитации детей с компрессионными повреждениями позвоночника, включающий создание нагрузки на мышцы спины и плечевого пояса путем выполнения физических упражнений, отличающийся тем, что с помощью комплекса упражнений, состоящего из трех этапов, и массажных процедур, проводимых специалистами по массажу и ЛФК, на первом этапе упражнение 1 направлено на растягивание грудных мышц и стабилизацию мышц плечевого пояса, упражнение 2 направлено на растягивание грудных мышц, стабилизацию мышц плечевого пояса и воспитание межмышечной координации для поддержания статического положения тела и контроля движения отдельных его частей, упражнение 3 направлено на стабилизацию мышц плечевого пояса и воспитание силовой выносливости мышц, участвующих в приведении лопаток, упражнение 4 направлено на тренировку силовой выносливости мышц, участвующих в приведении лопаток, и формирование мышц, поддерживающих позвоночник, в сочетании с приемами массажа для коррекции грудного кифоза и пояснично-крестцового лордоза, на втором этапе упражнение 1 направлено на формирование удержания положения тела в позиционной установке и контроль за работой его отдельных частей, упражнение 2 - на формирование стабилизации мышц плечевого пояса и воспитание силовой выносливости, упражнения 3 и 4 - на воспитание силовой выносливости и тренировку межмышечной координации при удержании баланса, упражнение 5 - на растяжение мышц передней поверхности туловища и укрепление мышц спины, в сочетании с приемами массажа, корригирующими воздействие на тренированные мышцы, с целью снятия избыточного напряжения перенапряженных мышц и стимуляции мышц брюшного пресса, на третьем этапе упражнение 1 направлено на воспитание межмышечной координации и тренеровку баланса в осложненном положении, упражнение 2 - на формирование удержания положения тела в позиционной установке и контроль за работой отдельных его частей, упражнение 3 - на воспитание силовой выносливости и активного контроля над мышечной координацией, упражнение 4 - на воспитание силовой выносливости и активного контроля над мышечной координацией в осложненных условиях, упражнение 5 - на воспитание межмышечной координации и контроль качества выполняемого движения, упражнение 6 - на воспитание морально-волевых качеств и силовой выносливости при выполнении упражнения, в сочетании с приемами массажа, направленными на активизацию лимфо- и кровотока в работающих мышцах, снятие избыточного напряжения, расслабление перенапряженных мышц и на стимуляцию мышц, поддерживающих положение тела в пространстве.