Способ выявления неисправных воздухораспределителей подвижного состава
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к режиму диагностирования воздухораспределителей. Способ заключается в снижении давления в тормозной магистрали в ходе опробования тормозов с последующим отпуском тормозов и повышением давления в тормозной магистрали. Затем снижение давления производят на диапазон 1,9-2,5 кгс/см2 от зарядного давления с выдержкой времени для стабилизации давления по всему подвижному составу. Время устанавливают в зависимости от количества осей. Отпуск выполняют до величины на диапазон 0,5-1,5 кгс/см2 меньше зарядного давления с временной выдержкой. Достигается повышение точности при диагностировании воздухораспределителей. 1 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к режиму диагностирования воздухораспределителей грузовых вагонов поездов собственного формирования или транзитных в пунктах технического обслуживания.
Известен способ контрольной проверки тормозов (п.21.2.8. «Правила эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог государств-участников Содружества, Латвии, Литвы, Эстонии»), заключающийся в осуществлении ступенчатого режима торможения и отпуска, при котором первая ступень торможения с разрядкой уравнительного резервуара выполняется на 0,5-0,6 кгс/см2, отпуск автотормозов до момента завышения давления на 0,3-0,5 кгс/см2 сверх предтормозного зарядного в грузовом вагоне. При этом время отпуска тормозов у контролируемых вагонов с заклиниванием колесных пар на равнинном режиме должно быть не более: 50 сек - в грузовом поезде с числом осей до 300, 60 сек - с числом осей более 300 до 400 (включительно), 80 сек - с числом осей более 400.
Недостатками способа проверки тормозного оборудования поездов являются отсутствие возможности выявления неисправных воздухораспределителей, выраженных разрывом большой диафграмы, засорением отверстий в седле крышки магистральной части или колпачке атмосферного клапана, которые имеют скрытый характер и приводят к замедленному отпуску тормозов. В процессе выполнения полного опробования автотормозов в поезде при ступени торможения (снижение давления в магистрали на 0,6 кгс/см2) с последующим отпуском, воздухораспределители с такими неисправностями в магистральных частях у головных вагонов, а также в коротких поездах, отпускают быстрее, чем исправные. Следовательно, осмотрщики вагонов физически не успевают выявить неисправные приборы в процессе полного опробования тормозов.
Известен способ выявления неисправностей в тормозном оборудовании пониженным давлением в пунктах технического обслуживания, опубликованный в статье газеты «Гудок» (www.gudok.ru/transport/machmebuilding/?pub_id=356946), с применением стационарной установки УЗОТ-РМ. Для снижения количества отказов автотормозного оборудования вагонов и заклинивания колесных пар вагонов в систему УЗОТ-РМ был вмонтирован редуктор. После полной разрядки тормозной магистрали диагностируемого поезда до нуля осуществляют повышение давления до величины 3,8 кгс/см2, при этом происходит срабатывание исправных воздухораспределителей на отпуск, а неисправные - остаются в заторможенном состоянии, что объясняется отличием временем отпуска исправной и неисправной магистральной части воздухораспределителя. В выявленных неотпущенных тормозах производят замену магистральной части.
Также в данной статье сказано об усовершенствовании технологии испытания тормозного оборудования вагонов без вмонтирования дополнительных технических средств в УЗОТ-РМ. Данный способ заключается не в полном разряжении тормозной магистрали, при котором выявление неисправных тормозных приборов производится при отпуске тормозов в голове состава.
Недостатком вышеуказанных способов является невозможность выявления всех видов дефектов воздухораспределителей в голове состава из-за проведения полной разрядки тормозной магистрали, что влияет на быстрое уравнивание давления в зонах воздухораспределителя.
Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в обеспечении безотказного следования подвижного состава в пути за счет увеличения количества выявления воздухораспределителей с неисправностями при диагностировании с минимальным расходом времени и труда независимо от длины и вида состава.
Технический результат достигается за счет того, что в ходе опробования тормозной магистрали производят снижение давления в тормозной магистрали состава на диапазон 1,9-2,5 кгс/см2 от зарядного давления с выдержкой времени, необходимого для стабилизации давления по всему подвижному составу, которое устанавливают в зависимости от количества осей, и дальнейшего отпуска тормозов повышением давления в тормозной магистрали до величины на диапазон 0,5-1,5 кгс/см2 меньше зарядного давления с выдержкой 60 секунд.
Способ выявления воздухораспределителей с замедленным отпуском (неотпустивших воздухораспределителей) реализуется с использованием стационарных установок для опробования тормозного оборудования подвижных составов.
В пунктах технического обслуживания диагностируемый состав подключают к колонке стационарного устройства, например, УЗОТ и выполняют техническое обслуживание тормозной магистрали в соответствии с местной инструкцией диагностирующей системы. Согласно Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 при проведении технического обслуживания тормозной магистрали производят продувку и зарядку тормозной магистрали с дальнейшим опробованием тормозов подвижного состава.
В ходе опробования тормозов подвижного состава формируют ступень торможения в тормозной магистрали и выполняют осмотр оборудования по торможению с целью контроля и диагностики тормозов подвижного состава. По окончанию осмотра по торможению начинают проверку с целью выявления неисправных воздухораспределителей подвижного состава, имеющих замедленный характер отпуска. Для этого снижают давление на выходе питательной магистрали на диапазон 1,9-2,5 кгс/см2 от зарядного давления, после чего выдерживают время для стабилизации давления по всему подвижному составу. Время стабилизации установлено на основании экспериментальных данных и находится в пределах от 80 до 180 секунд в зависимости от количества осей диагностируемого подвижного состава. По истечении времени стабилизации происходит автоматическое повышение давления на выходе питательной магистрали, что предусмотрено программой УЗОТ, до величины на диапазон 0,5-1,5 кгс/см2 меньше зарядного давления. С целью выравнивания давления по диагностируемой тормозной магистрали выполняют выдержку 60 секунд, при которой происходит полное растормаживание вагонов подвижного состава с исправными воздухораспределителями, и после чего осмотрщики начинают осмотр тормозного оборудования по отпуску с целью обнаружения неотпустивших воздухораспределителей, которые признаются неисправными приборами.
Предложенный способ выявления неисправных воздухораспределителей подвижного состава испытан в пункте технического обслуживания на подвижных составах с количеством осей от 150 до 450. С целью определения наиболее эффективного режима по выявлению неисправных воздухораспределителей в диагностируемые подвижные составы были установлены приборы с разными видами дефектов, такими как с разрывом большой диафграмы, с засорением отверстий в седле крышки магистральной части или колпачке атмосферного клапана.
В процессе диагностирования воздухораспределителей после полной зарядки тормозной магистрали осуществляли различные варианты режимов испытаний по замедленному отпуску приборов. При занижении давления в тормозной магистрали на величину 1,8 кгс/см2 и ниже от зарядного давления без стабилизации или со стабилизацией давления по всей тормозной магистрали и дальнейшего отпуска тормозов повышением давления в тормозной магистрали более 1,5 кгс/см2 от зарядного давления, не позволило выявить установленные приборы с засоренным отверстием в сальнике ⌀0,6 и с засоренным отверстием ⌀0,9 мм в колпачке атмосферного клапана. В эксперименте с понижением давления на 2,6 и более от зарядного давления с использованием вариантов отпуска повышением давления менее 0,5 кгс/см2 также не позволило выявить приборы с порванной диафрагмой и с засоренным отверстием в сальнике ⌀0,6 и полное количество установленных неисправных приборов по составу.
Опытным путем были определены диапазоны занижения давления в тормозной магистрали состава в пределах 1,9-2,5 кгс/см2 от зарядного давления со стабилизацией давления по всему подвижному составу и повышением давления в тормозной магистрали до величины на диапазон 0,5-1,5 кгс/см2 меньше зарядного давления, при которых были выявлены все установленные неисправные приборы с дефектами всех видов, что позволило определить без пропусков неисправные воздухораспределители без увеличения временных затрат при диагностировании.
Снижение давления в тормозной магистрали состава на диапазон 1,9-2,5 кгс/см2 от зарядного давления с выдержкой времени для стабилизации давления по всему подвижному составу, что в свою очередь позволяет увеличить разницу давления между золотниковой и рабочей камерой воздухораспределителя, и последующего выполнения отпуска тормозов повышением давления в тормозной магистрали до величины на диапазон 0,5-1,5 кгс/см2 меньше зарядного давления приводит к увеличению времени отпуска неисправных воздухораспределителей, а именно к продолжительному времени удерживания вагонов подвижного состава в заторможенном состоянии, в результате чего сокращается время на диагностирование и снижается вероятность пропуска выявления неисправных приборов.
На основании проведенных испытаний также были установлены зависимости времени стабилизации давления в тормозной магистрали от количества осей диагностируемого подвижного состава.
Количество осей состава | Время стабилизации давления, сек |
менее 200 | 80 |
более 200 | 120 |
более 300 | 150 |
более 400 | 180 |
Данные зависимости способствуют процессу понижения давления в золотниковых камерах воздухораспределителей подвижного состава. В результате испытаний было установлено, что при назначении времени стабилизации не входящее в установленные значения, время выравнивания давления в рабочей и золотниковой камерах по всему подвижному составу будет разным, что приводит к ошибке выявления воздухораспределителя.
При определении времени выдержки менее 60 секунд после повышения давления в тормозной магистрали до величины на диапазон 0,5-1,5 кгс/см2 меньше зарядного давления приводит к ошибке, а именно к выявлению исправных приборов, которые могут быть приняты за неисправные, т.к. в момент осмотра воздухораспределители могут находиться в заторможенном состоянии. При времени выдержки для выравнивания давления в магистрали более 60 секунд приводит к увеличению времени диагностирования, что является нежелательным. Опытным путем было определено оптимальное значение выдержки - 60 секунд, при котором происходит полное растормаживание вагонов подвижного состава с исправными воздухораспределителями, что позволяет в короткое время достоверно определить неисправные приборы по подвижному составу в целом.
Использование предложенного способа позволяет выявить все неисправные воздухораспределители по подвижному составу без увеличения временных затрат при обеспечении эффективности и достоверности.
1. Способ выявления неисправных воздухораспределителей подвижного состава, заключающийся в снижении давления в тормозной магистрали в ходе опробования тормозов с последующим отпуском тормозов повышением давления в тормозной магистрали, отличающийся тем, что снижение давления производят на диапазон 1,9-2,5 кгс/см2 от зарядного давления с выдержкой времени для стабилизации давления по всему подвижному составу, которое устанавливают в зависимости от количества осей, при этом отпуск выполняют до величины на диапазон 0,5-1,5 кгс/см2 меньше зарядного давления с временной выдержкой.
2. Способ выявления неисправных воздухораспределителей подвижного состава по п.1, отличающийся тем, что время стабилизации давления по всему подвижному составу определяется следующей зависимостью:
Количество осей состава | Время стабилизации давления, с |
менее 200 | 80 |
более 200 | 120 |
более 300 | 150 |
более 400 | 180. |