Система предотвращения залипания золотниковых пар топливорегулирующей аппаратуры авиационных газотурбинных двигателей путем ультразвукового возбуждения корпуса

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к вычислительной технике. Техническим результатом является повышение быстродействия системы путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным (фиксированным) адресам базы данных, соответствующим идентификаторам авиадвигателя, насоса-регулятора, корпуса золотника и самого золотника топливорегулирующей аппаратуры авиадвигателя, а также скорости распространения звуковых колебаний в материале корпуса золотника. Технический результат достигается тем, что система содержит модуль идентификации базового адреса авиадвигателя, модуль формирования относительного адреса насоса-регулятора, модуль формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника, модуль регистрации параметров корпуса золотника, модуль формирования сигналов считывания параметров золотника, модуль регистрации параметров золотника, модуль формирования сигналов вызова подпрограммы базы данных сервера, модуль идентификации состояния золотниковой пары, модуль селекции базового адреса отношений скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, модуль формирования сигналов считывания отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, модуль идентификации частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника, модуль идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника. 13 ил.

Реферат

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе предотвращения залипания золотниковых пар топливорегулирующей аппаратуры авиационных газотурбинных двигателей путем ультразвукового возбуждения корпуса, реализующей применение новых информационных технологий в диагностике топливной аппаратуры авиадвигателей.

Отказы золотниковых пар топливорегулирующей аппаратуры (ТРА) авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) являются одной из основных причин самопроизвольного выключения двигателей в полете. Это имеет место не только на воздушных судах (ВС) отечественного производства, но и на ВС зарубежного производства.

Причиной таких отказов является снижение качества топлива, связанное с образованием отложений, смол и механических примесей в зазоре между золотником и втулкой. Это приводит к увеличению сил трения вплоть до полного заклинивания (залипания) золотника во втулке. Залипание золотника идентифицируется специальным коэффициентом, называемым коэффициентом демпфирования (затухания) ξ.

В работе [3] для коэффициента демпфирования ξ золотниковой пары получено выражение зависимости от вязкости ν и плотности ρ топлива, площади трения S, зазора δ между золотником и втулкой, массы отложений mот загрязнений в зазоре δ, жесткости пружины k и массы золотника mз.

В выражении (1) величины ρ, S, δ, k, mз являются постоянными, не изменяются в процессе наработки изделия в эксплуатации.

В процессе длительной работы авиадвигателя происходит рост вязкости топлива ν в окрестности золотника и массы отложений mот в зазоре δ, что приводит не только к увеличению коэффициента демпфирования ξ золотниковой пары, но и к полному залипанию золотника.

Залипание золотников ТРА авиационных ГТД приводит к отказу двигателя на том этапе полета, где должны срабатывать эти золотники: начало снижения - золотник клапана постоянного перепада давлений (КППД) на дроссельном кране, пробег при посадке - золотники управления перекладкой лопаток регулируемого направляющего аппарата, управления реверсом и др.

В работе [4] дается решение задачи определения параметров (частоты и мощности) ультразвукового возбуждения корпуса золотника массой mk, необходимых и достаточных для отрыва золотника массой mз и длиной lз удерживаемого в корпусе силой сухого трения Fтр.

Дальнейшее перемещение золотника после его отрыва рассматривается как задача распространения продольных колебаний, возбуждаемых ультразвуковым генератором, реализующим периодическое смещение торца корпуса золотника по закону

где y0 - амплитуда продольного смещения, ω - круговая частота (число продольных колебаний за 2π секунд).

В этом случае каждая точка корпуса (в том числе и золотника) испытывает ускорение

Следовательно, на золотник действует инерционная сила

Для отрыва золотника необходимо и достаточно, чтобы действующая на золотник инерционная сила превышала силу сухого трения покоя Fтр, т.е. должно выполняться условие

где

Для обеспечения возможного смещения залипшего золотника его длина lз должна покрываться полуволной λ/2 продольных колебаний, т.е. должно выполняться условие

Только в этом случае весь золотник находится в одной фазе смещения.

В то же время для длины волны λ должно выполняться условие

где c - скорость звука в материале корпуса золотника, f - частота продольных колебаний.

Тогда из (7) и (8) для длины волны λ продольных колебаний получим

Откуда частота f продольных колебаний должна удовлетворять условию

Кинетическая энергия колебаний золотника в фазе максимальной скорости имеет вид

Выражение (11) с учетом получает вид

Отсюда мощность ультразвукового возбуждения, приходящаяся на золотник, имеет вид

Из (13) следует, что мощность У3-излучателя, необходимая для возбуждения колебаний корпуса золотника массой mк, определяется выражением

Подставляя в (14) jmax=y0(2π)2f2 из (6), получим

Приведенные рассуждения показывают, что для отрыва залипшего золотника от корпуса необходимо и достаточно возбуждение корпуса золотника ультразвуковыми колебаниями частотой и мощностью .

Таким образом, характеризуя состояние золотника амплитудой его свободных колебаний, представляет интерес задача разработки такой автоматизированной системы, которая позволяла бы предотвращать возможные залипания золотника в корпусе путем возбуждения корпуса золотника ультразвуковыми колебаниями, параметры которых идентифицируются системой при каждом случае фиксирования предотказного состояния золотника.

Известны системы, которые могли быть использованы для решения поставленной задачи [1, 2].

Первая из известных систем содержит блоки приема и хранения данных, соединенные с блоками управления и обработки данных, блоки поиска и селекции, подключенные к блокам хранения данных и отображения, синхронизирующие входы которых соединены с выходами блока управления [1].

Существенный недостаток данной системы состоит в невозможности решения задачи обновления данных, хранимых в памяти в виде соответствующих документов, одновременно с решением задачи выдачи содержания этих документов пользователям в реальном масштабе времени.

Известна и другая система, содержащая центральный процессорный модуль, входы которого соединены с модулями памяти и с модулями подготовки и ввода данных, а выходы подключены к соответствующим модулям памяти, модуль обработки данных, информационные входы которого соединены с выходами соответствующих модулей памяти, синхронизирующие входы подключены к управляющим выходам центрального процессорного модуля, а выход модуля является информационным выходом системы [2].

Последнее из перечисленных выше технических решений наиболее близко к описываемому.

Его недостаток заключается в невысоком быстродействии системы, обусловленном тем, что выполнение процедур аналитической обработки данных реализуется через поиск данных по всей базе данных, что при больших объемах базы данных неизбежно приводит к неоправданно большим затратам времени на получение аналитических оценок.

Цель изобретения - повышение быстродействия системы путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным (фиксированным) адресам базы данных, соответствующим идентификаторам авиадвигателя, насоса-регулятора, корпуса золотника и самого золотника топливорегулирующей аппаратуры авиадвигателя, а также скорости распространения звуковых колебаний в материале корпуса золотника.

Поставленная цель достигается тем, что в систему, содержащую модуль идентификации базового адреса авиадвигателя, информационный вход которого является первым информационным входом системы, предназначенным для приема кодограммы запроса с автоматизированного рабочего места пользователя системы, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса авиадвигателя является первым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема синхронизирующих сигналов занесения кодограммы запроса с автоматизированного рабочего места пользователя системы в модуль идентификации базового адреса авиадвигателя, модуль формирования относительного адреса насоса-регулятора, первый и второй информационные входы которого подключены к первому и второму информационным выходам модуля идентификации базового адреса авиадвигателя соответственно, синхронизирующий вход модуля формирования относительного адреса насоса-регулятора подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса авиадвигателя, модуль формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника, один информационный вход которого подключен к информационному выходу модуля формирования относительного адреса насоса-регулятора, а другой информационный вход модуля формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника подключен к третьему информационному выходу модуля идентификации базового адреса авиадвигателя, синхронизирующий вход модуля формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника подключен к синхронизирующему выходу модуля формирования относительного адреса насоса-регулятора, один информационный выход модуля формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника является первым адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса корпуса золотника на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника является первым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов управления считыванием параметров корпуса золотника на вход первого канала прерывания сервера базы данных, модуль регистрации параметров корпуса золотника, информационный вход которого является вторым информационным входом системы, предназначенным для приема кодов параметров корпуса золотника, считанных из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля регистрации параметров корпуса золотника является вторым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема сигналов занесения кодов параметров корпуса золотника, считанных из базы данных сервера, в модуль регистрации параметров корпуса золотника, модуль формирования сигналов считывания параметров золотника, один информационный вход которого подключен к другому информационному выходу модуля формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника, а другой информационный вход модуля формирования сигналов считывания параметров золотника подключен к четвертому информационному выходу модуля идентификации базового адреса авиадвигателя, синхронизирующий вход модуля формирования сигналов считывания параметров золотника подключен к синхронизирующему выходу модуля регистрации параметров корпуса золотника, информационный выход модуля формирования сигналов считывания параметров золотника является вторым адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса золотника на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания параметров золотника является вторым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов управления считыванием параметров золотника на вход первого канала прерывания сервера базы данных, модуль регистрации параметров золотника, информационный вход которого является третьим информационным входом системы, предназначенным для приема кодов параметров золотника, считанных из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля регистрации параметров золотника является третьим синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема сигналов занесения кодов параметров золотника, считанных из базы данных сервера, в модуль регистрации параметров золотника, модуль идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника, первый и второй информационные входы которого подключены к пятому и шестому информационным выходам модуля идентификации базового адреса авиадвигателя соответственно, третий информационный вход модуля идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника подключен к одному информационному выходу модуля регистрации параметров корпуса золотника, информационный выход модуля идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника является первым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи кода мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника на автоматизированное рабочее место пользователя системы, синхронизирующий выход модуля идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника является первым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала идентификации кода мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника на автоматизированное рабочее место пользователя системы, согласно изобретению введены модуль формирования сигналов вызова подпрограммы базы данных сервера, информационный вход которого подключен к одному информационному выходу модуля регистрации параметров золотника, синхронизирующий вход модуля формирования сигналов вызова подпрограммы базы данных сервера подключен к синхронизирующему выходу модуля регистрации параметров золотника, информационный выход модуля формирования сигналов вызова подпрограммы базы данных сервера является вторым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи кодов вязкости топлива в окрестности золотника, плотности топлива, массы отложений, площади трения, зазора между золотником и втулкой, жесткости пружины и массы золотника на информационный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов вызова подпрограммы базы данных сервера является третьим синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов управления вызовом подпрограммы базы данных сервера на вход второго канала прерывания сервера базы данных, модуль идентификации состояния золотниковой пары, один информационный вход которого является четвертым информационным входом системы, предназначенным для приема кодов коэффициентов демпфирования золотниковой пары, считанных из базы данных сервера, другой информационный вход модуля идентификации состояния золотниковой пары подключен к седьмому информационному выходу модуля идентификации базового адреса авиадвигателя, синхронизирующий вход модуля идентификации состояния золотниковой пары является четвертым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема сигналов занесения кодов коэффициентов демпфирования золотниковой пары, считанных из базы данных сервера, в модуль идентификации состояния золотниковой пары, один синхронизирующий выход модуля идентификации состояния золотниковой пары является вторым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала идентификации работоспособного состояния золотниковой пары на автоматизированное рабочее место пользователя системы, и соединен с одним установочным входом модуля идентификации базового адреса авиадвигателя, с одним установочным входом модуля формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника, с одним установочным входом модуля регистрации параметров корпуса золотника, с одним установочным входом модуля формирования сигналов считывания параметров золотника, с одним установочным входом модуля регистрации параметров золотника, с одним установочным входом модуля формирования сигналов вызова подпрограммы базы данных сервера, другой синхронизирующий выход модуля идентификации состояния золотниковой пары является третьим сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала идентификации предотказного состояния золотниковой пары на автоматизированное рабочее место пользователя системы, модуль селекции базового адреса отношений скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, информационный вход которого подключен к другому информационному выходу модуля регистрации параметров корпуса золотника, а синхронизирующий вход модуля селекции базового адреса отношений скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника подключен к другому синхронизирующему выходу модуля идентификации состояния золотниковой пары, модуль формирования сигналов считывания отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, один информационный вход которого подключен к информационному выходу модуля селекции базового адреса отношений скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, другой информационный вход модуля формирования сигналов считывания отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника подключен к другому информационному выходу модуля регистрации параметров золотника, синхронизирующий вход модуля формирования сигналов считывания отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника подключен к синхронизирующему выходу модуля селекции базового адреса отношений скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, информационный выход модуля формирования сигналов считывания отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника является третьим адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника является четвертым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов управления считыванием отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника на вход первого канала прерывания сервера базы данных, и модуль идентификации частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника, информационный вход которого является пятым информационным входом системы, предназначенным для приема кодов отношений скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, считанных из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля идентификации частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника является пятым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема сигналов занесения кодов отношений скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, считанных из базы данных сервера, в модуль идентификации частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника, информационный выход модуля идентификации частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника является третьим информационным выходом системы, предназначенным для выдачи кодов частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника на автоматизированное рабочее место пользователя системы, и соединен с четвертым информационным входом модуля идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника, а синхронизирующий выход модуля идентификации частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника является четвертым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала идентификации кода частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника на автоматизированное рабочее место пользователя системы, и соединен с синхронизирующим входом модуля идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника, при этом синхронизирующий выход модуля идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника соединен с другим установочным входом модуля идентификации базового адреса авиадвигателя, с другим установочным входом модуля формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника, с другим установочным входом модуля регистрации параметров корпуса золотника, с другим установочным входом модуля формирования сигналов считывания параметров золотника, с другим установочным входом модуля регистрации параметров золотника, с другим установочным входом модуля формирования сигналов вызова подпрограммы базы данных сервера, с установочным входом модуля идентификации частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника и с установочным входом модуля формирования сигналов считывания отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена структурная схема системы, на фиг.2 приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса авиадвигателя, на фиг.3 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования относительного адреса насоса-регулятора, на фиг.4 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника, на фиг.5 - пример конкретной конструктивной реализации модуля регистрации параметров корпуса золотника, на фиг.6 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания параметров золотника, на фиг.7 - пример конкретной конструктивной реализации модуля регистрации параметров золотника, на фиг.8 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов вызова подпрограммы базы данных сервера, на фиг.9 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации состояния золотниковой пары, на фиг.10 - пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции базового адреса отношений скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, на фиг.11 - пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, на фиг.12 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника, на фиг.13 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника.

Система (фиг.1) содержит модуль 1 идентификации базового адреса авиадвигателя, модуль 2 формирования относительного адреса насоса-регулятора, модуль 3 формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника, модуль 4 регистрации параметров корпуса золотника, модуль 5 формирования сигналов считывания параметров золотника, модуль 6 регистрации параметров золотника, модуль 7 формирования сигналов вызова подпрограммы базы данных сервера, модуль 8 идентификации состояния золотниковой пары, модуль 9 селекции базового адреса отношений скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, модуль 10 формирования сигналов считывания отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника, модуль 11 идентификации частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника, модуль 12 идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника.

На фиг.1 показаны первый 15, второй 16, третий 17, четвертый 18 и пятый 19 информационные входы системы, первый 20, второй 21, третий 22, четвертый 23 и пятый 24 синхронизирующие входы системы, а также адресные 25-27, информационные 28-30, синхронизирующие 31-34 и сигнальные 35-38 выходы системы.

Модуль 1 идентификации базового адреса авиадвигателя (фиг.2) содержит регистр 40, дешифратор 41, модуль памяти 42, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), элементы И 43-45, элемент ИЛИ 46, элементы 47-48 задержки. На чертеже также показаны информационный 49, синхронизирующий 50 и установочные 51-52 входы, информационные 60-66 и синхронизирующий 67 выходы.

Модуль 2 формирования относительного адреса насоса-регулятора (фиг.3) содержит дешифратор 70, модуль памяти 71, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 72, элементы И 73-75, элементы 76-77 задержки. На чертеже также показаны информационные 78-79 и синхронизирующий 80 входы, информационный 81 и синхронизирующий 82 выходы.

Модуль 3 формирования сигналов считывания параметров корпуса золотника (фиг.4) содержит дешифратор 83, модуль памяти 84, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 85, регистр 86, элементы И 87-89, элемент ИЛИ 90, элементы 91-93 задержки. На чертеже также показаны информационные 95-96, синхронизирующий 97 и установочные 98-99 входы, информационные 100-101 и синхронизирующий 102 выходы.

Модуль 4 регистрации параметров корпуса золотника (фиг.5) содержит регистр 105, элемент ИЛИ 106 и элемент 107 задержки. На чертеже также показаны информационный 108, синхронизирующий 109 и установочные 110-111 входы, информационные 112-113 и синхронизирующий 114 выходы.

Модуль 5 формирования сигналов считывания параметров золотника (фиг.6) содержит дешифратор 120, модуль памяти 121, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 122, регистр 123, элементы И 124-126, элемент ИЛИ 127, элементы 129-131 задержки. На чертеже также показаны информационные 132-133, синхронизирующий 134 и установочные 135-136 входы, информационный 137 и синхронизирующий 138 выходы.

Модуль 6 регистрации параметров золотника (фиг.7) содержит регистр 140, элемент ИЛИ 141 и элемент 142 задержки. На чертеже также показаны информационный 143, синхронизирующий 144 и установочные 145-146 входы, информационные 147-148 и синхронизирующий 149 выходы.

Модуль 7 формирования сигналов вызова подпрограммы базы данных сервера (фиг.8) содержит регистр 150, элемент ИЛИ 151 и элемент 152 задержки. На чертеже также показаны информационный 153, синхронизирующий 154 и установочные 155-156 входы, информационный 157 и синхронизирующий 158 выходы.

Модуль 8 идентификации состояния золотниковой пары (фиг.9) содержит регистр 160, компаратор 161, элемент ИЛИ 162 и элемент 163 задержки. На чертеже также показаны информационные 164-165 и синхронизирующий 166 входы, синхронизирующие 169-170 выходы.

Модуль 9 селекции базового адреса отношений скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника (фиг.10) содержит дешифратор 173, модуль памяти 174, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), элементы И 175-177, элемент 178 задержки. На чертеже также показаны информационный 179 и синхронизирующий 180 входы, информационный 181 и синхронизирующий 182 выходы.

Модуль 10 формирования сигналов считывания отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника (фиг.11) содержит дешифратор 185, модуль памяти 186, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 187, регистр 188, элементы И 189-191, элементы 193-195 задержки. На чертеже также показаны информационные 196-197, синхронизирующий 198 и установочный 199 входы, информационный 200 и синхронизирующий 201 выходы.

Модуль 11 идентификации частоты ультразвуковых колебаний корпуса золотника (фиг.12) содержит регистр 204, регистр 205 сдвига и элементы 206-207 задержки. На чертеже также показаны информационный 208, синхронизирующий 209 и установочный 210 входы, информационный 211 и синхронизирующий 212 выходы.

Модуль 12 идентификации мощности ультразвуковых колебаний корпуса золотника (фиг.13) содержит умножители 215-219, регистры 220-221 сдвига, элементы 222-228 задержки. На чертеже также показаны информационные 230-233 и синхронизирующий 234 входы, информационный 236 и синхронизирующий 237 выходы.

Все узлы и элементы системы выполнены на стандартных потенциально-импульсных элементах.

Удаленное автоматизированное рабочее место (АРМ) пользователя системы состоит из терминала, имеющего экран для отображения кодограммы запроса и сигналов системы и клавиатуру персонального компьютера. Управление предъявлением считываемых параметров корпуса золотника и самого золотника, а также предъявлением коэффициента демпфирования золотниковой пары и отношения скорости звука в материале корпуса золотника к длине золотника осуществляется с сервера (на чертеже не показано).

Система работает следующим образом.

Авиадвигателю и каждому устройству его топливорегулирующей аппаратуры система ставит в соответствие некоторый идентификационный номер - цифровой код. Кроме того, коду авиадвигателя соответствует некоторый базовый адрес памяти базы данных сервера, а кодам устройств его топливорегулирующей аппаратуры соответствуют коды смещения, с помощью которых определяются относительные адреса этих устройств в памяти базы данных сервера при считывании информации о хранимых в них параметрах.

При этом относительный адрес насоса-регулятора смещен относительно базового адреса авиадвигателя, адрес корпуса золотника смещен относительно относительного адреса насоса-регулятора, а адрес золотника смещен относительно относительного адреса корпуса золотника.

Таким образом, по коду авиадвигателя открывается его базовый адрес в памяти базы данных сервера. Затем по идентификатору насоса-регулятора определяется его код смещения, который, суммируясь с кодом базового адреса авиадвигателя, определяет относительный адрес насоса-регулятора в памяти базы данных сервера.

К полученному относительному адресу насоса-регулятора добавляется смещение, соответствующее коду корпуса золотника, и формируется относительный адрес корпуса золотника, который пересылается системой на адресный вход сервера базы данных.

По сигналу системы, поступающему на вход первого канала прерывания сервера, сервер опрашивает содержимое своей базы данных по полученному адресу и выдает считанные параметры корпуса золотника на информационный вход системы.

Далее система формирует относительный адрес золотника (золотниковой пары) путем прибавления к относительному адресу корпуса золотника некоторого смещения, соответствующего идентификатору золотника, и выдает сформированный новый адрес на адресный вход сервера базы данных.

По сигналу системы, поступающему также на вход первого канала прерывания сервера, сервер опять опрашивает содержимое своей базы данных по полученному новому адресу и выдает считанные параметры золотника на информационный вход системы.

Система, получив параметры золотниковой пары, обращается к серверу для выполнения подпрограммы над полученными данными золотниковой пары. Для этого система пересылает параметры золотниковой пары на информационный вход сервера и посылает сигнал на вход второго канала прерывания.

По сигналу системы, поступающему на вход второго канала прерывания сервера, сервер опрашивает свои информационные входы, забирает с информационного выхода системы параметры золотниковой пары, выдаваемые системой, и возвращает из своей базы данных на информационный вход системы соответствие в виде кода коэффициента демпфирования (затухания) золотниковой пары.

Далее система сравнивает полученный коэффициент демпфирования с некоторым порогом затухания, принятым системой по кодограмме запроса от пользователя системы. Если коэффициент демпфирования, принятый системой от сервера, будет меньше порога затухания, выставленного по кодограмме запроса, то фиксируется рабочее состояние золотниковой пары. В этом случае система возвращается в исходное состояние.

Если же коэффициент демпфирования будет равен или больше выставленного порога затухания, то вырабатывается сигнал, фиксирующий предотказное состояние золотника. По этому сигналу система идентифицирует параметры (частоту и мощность) ультразвуковых колебаний, необходимые и достаточные для предотвращения возможного залипания золотника в корпусе, и пересылает их на рабочее место пользователя системы, а затем также возвращается в исходное состояние.

Амплитуда колебаний золотника в исправном состоянии устанавливается на основе анализа вибрационного спектра колебаний насоса-регулятора на предшествующем этапе эксплуатации. При этом двигатель работает на установившемся режиме (например, малого газа), а вибрационный спектр получается с использованием вибрационной аппаратуры типа «Кварц».

При контроле текущего состояния золотниковой пары посредством спектрального анализа вибраций золотника, на торец корпуса которого устанавливается датчик-пьезоакселерометр, определяется амплитуда колебаний золотника.

Для запуска системы пользователь на своем рабочем месте формирует кодограмму запроса, в которой указываются идентификатор авиадвигателя, идентификатор насоса-регулятора, идентификатор корпуса золотника, идентификатор золотника, пороговое значение коэффициента затухания, значение амплитуды свободных колебаний золотника и некоторый расчетный коэффициент увеличения мощности:

Код Код Код Код Код Код Код
Вводится идентификатор авиадвигателя Вводится идентификатор насоса-регулятора Вводится идентификатор клапана постоянства перепада давления Вводится идентификатор золотника Вводится пороговое значение коэффициента затухания, ξпорог Вводится значение амплитуды колебаний золотника, y0 Вводится значение коэффициента увеличения мощности, πз

Кодограмма с автоматизированного рабочего места пользователя системы подается на информационный вход 15 системы, поступает на информационный вход 49 модуля 1 идентификации базового адреса авиадвигателя и заносится в регистр 40 синхронизирующим импульсом, подаваемым на синхронизирующий вход 50 модуля 1 с синхронизирующего входа 20 системы.

Код авиадвигателя с выхода 53 регистра 40 подается на вход дешифратора 41. Дешифратор 41 расшифровывает код авиадвигателя и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов И 43-45. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 41 будет открыт элемент И 45 по одному входу.

Синхронизирующий импульс с входа 20 системы, пройдя через вход 50 модуля 1, задерживается элементом 47 задержки на время срабатывания регистра 40 и дешифратора 41 и поступает через открытый по одному входу элемент И 45 на вход считывания фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 42.

В фиксированной ячейке ПЗУ 42 хранится код базового адреса авиадвигателя, начиная с которого в памяти базы данных сервера хранится информация о параметрах всех устройств топливорегулирующей аппаратуры этого авиадвигателя (насос-регулятор, корпус золотника, золотник).

Каждое из указанных устройств топливорегулирующей аппаратуры авиадвигателя также имеет свой адрес в памяти базы данных сервера. Но эти адреса идентифицируются как адреса относительные и формируются путем смещения либо относительно базового адреса авиадвигателя, либо относительно относительных адресов друг друга. При этом код смещения относительного адреса каждого из устройств топливорегулирующей аппаратуры авиадвигателя определяется кодом его идентификатора.

Поэтому код насоса-регулятора авиадвигателя с выхода 61 модуля 1 пересылается на информационный вход 78 модуля 2 формирования относительного адреса насоса-регулятора и подается на вход дешифратора 70. Дешифратор 70 расшифровывает код насоса-регулятора и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов И 73-75. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 70 будет открыт элемент И 75 по одному входу.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 47 задержки, задержанный элементом 48 задержки на время считывания содержимого фиксированной ячейки ПЗУ 42 и срабатывания дешифратора 70, с выхода 67 модуля 1 пересылается на синхронизирующий вход 80 модуля 2 и поступает через открытый по одному входу элемент И 75 на вход считывания фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 71. В фиксированной ячейке ПЗУ 71 хранится код смещения адреса насоса-регулятора относительно базового адреса авиадвигателя.

Этот код с выхода ПЗУ 71 подается на один информационный вход сумматора 72, на другой информационный вход 79 которого подается код базового адреса авиадвигателя с выхода 60 модуля 1.

По синхронизирующему импульсу с входа 80 модуля 2, задержанному элементом 76 задержки на время считывания фиксированной ячейки ПЗУ 71, в сумматоре 72 происходит формирование относительного адреса насоса-регулятора.

Код корпуса