Способ электронного контроля амортизации приземления фигуриста после прыжка
Изобретение относится к области систем для обучения фигуристов сложнокоординационым двигательным действиям. Цель изобретения заключается в создании способа для количественной оценки качества амортизации тела фигуриста при приземлении после прыжка. Согласно изобретению эта цель достигается тем, что акселерометр, измеряющий ускорение толчка, переносят на пояс фигуриста и закрепляют так, чтобы его ось чувствительности была параллельна продольной оси тела фигуриста. Измеряют с помощью акселерометра ускорение в момент приземления и рассчитывают коэффициент амортизации по формуле Ka=Wп./wн, где Ка - коэффициент амортизации, Wп. - показания акселерометра, установленного на поясе, wн - ускорение акселерометра, установленного на ноге приземления. Технический результат заключается в повышении объективности оценки качества амортизации тела фигуриста при приземлении на лед после прыжка.
Реферат
Изобретение относится к области систем для обучения спортсменов сложнокоординационным двигательным действиям и может быть использовано в тренировочном процессе фигуристов.
В настоящее время имеется ряд устройств, предназначенных для совершенствования техники фигуристов. К их числу относится электронная система обучения по патенту №2319531 авторов А.Н.Мишина и В.А.Шапиро, принятая в качестве аналога изобретения.
Также известен способ применения электронной системы для измерения параметров движения фигуриста по патенту №2399403 авторов А.Н.Мишина и В.А.Шапиро, выбранный в качестве прототипа настоящего изобретения.
В этих системах используются два акселерометра, которые устанавливаются на ногах фигуриста в зоне расположения коньков так, что их оси чувствительности направлены перпендикулярно стопе. С помощью этих акселерометров измеряют ускорение толчка в прыжке и ускорение удара конька о лед при приземлении фигуриста после прыжка.
Как аналог, так и прототип, обладают недостатком, который не позволяет оценивать качество приземления фигуриста после прыжка. Для плавного выезда и во избежание падений приземление должно быть мягким за счет амортизирующих свойств частей тела фигуриста - голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Мягкость приземления определяется правильной работой этих суставов.
В настоящее время в фигурном катании не существует способов для количественной оценки степени амортизации при приземлении.
Цель изобретения заключается в создании способа для количественной оценки качества амортизации приземления.
Согласно изобретению эта цель достигается тем, что один из акселерометров устанавливают на поясе фигуриста так, что его ось чувствительности параллельна продольной оси тела фигуриста, измеряют с его помощью ускорения в момент приземления и рассчитывают коэффициент амортизации по формуле Kа=Wп./Wн, где Kа - коэффициент амортизации, Wп. - показания акселерометра, установленного на поясе, Wн - ускорение акселерометра, установленного на ноге приземления.
Сущность способа заключается в следующем.
Для того чтобы произвести оценку амортизационных возможностей фигуриста, необходимо:
- измерить ускорение, которое получает точка крепления акселерометра на ноге фигуриста при ударе конька об лед при приземлении;
- измерить ускорение, которое получает точка крепления акселерометра на поясе фигуриста при ударе конька об лед при приземлении;
- рассчитать коэффициент амортизации Kа приземления по формуле Kа=Wп./Wн. Этот коэффициент показывает, как сглаживается удар при приземлении, проходя через упругую кинематическую систему, содержащую голеностопный сустав, коленный сустав и тазобедренный сустав.
В крайнем случае, когда фигурист приземляется на прямую ногу, он равен 1. Приемлемое значение этого коэффициента равно 0,55-0,65, что соответствует оптимальным углам сгибания суставов.
Таким образом, без измерения углов можно оценивать качество амортизации фигуриста при приземлении.
Реализация способа не вызывает технических трудностей, так как основана на использовании существующих акселерометров
Способ электронного контроля амортизации приземления фигуриста после прыжка, заключающийся в том, что на ногах фигуриста устанавливают два акселерометра и измеряют ускорения в моменты толчка и приземления, отличающийся тем, что акселерометр, измеряющий ускорение толчка, переносят на пояс фигуриста и закрепляют так, чтобы его ось чувствительности была параллельна продольной оси тела фигуриста, измеряют с его помощью ускорения в момент приземления и рассчитывают коэффициент амортизации по формуле Ka=Wп/wн, где Ka - коэффициент амортизации; Wп - показания акселерометра, установленного на поясе; wн - ускорения акселерометра, установленного на ноге приземления.