Способ размещения и использования комплекса спасательного универсального надводного

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано в подводных лодках. Способ размещения комплекса спасательного универсального надводного включает расположение прочных контейнеров, обеспечивающих хранение спасательных плотов на борту подводной лодки. Контейнеры размещают в кормовой части ограждения подъемно-мачтовых устройств в диаметральной плоскости. Способ использования комплекса спасательного универсального надводного состоит в эвакуации и посадке личного состава аварийной подводной лодки в спасательные плоты. Плоты последовательно выпускают на палубу подводной лодки в соответствии с графиком посадки личного состава. Плоты одерживают фалами, длина которых обеспечивает перемещение плота в положение для «сухой» посадки личного состава усилием 1-2 человек на подветренный борт. Достигается повышение надежности, безопасности и эффективности способа эвакуации личного состава аварийной подводной лодки в спасательные плоты. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на подводных лодках (ПЛ) военно-морского флота (ВМФ) и др. подводных объектах.

Известны комплексы спасательные универсальные (КСУ-Н), предусматривающие использование спасательных плотов для размещения в них личного состава аварийной ПЛ, находящейся в надводном положении.

В состав комплекса входит от 4-х до 6-и контейнеров, которые обеспечивают хранение и использование спасательных плотов по прямому назначению. В исходном положении на ПЛ контейнеры (заявка №2002116631/11 от 20.06.2002 г.) размещаются по 2-3 шт. на каждом борту, что предусматривает выполнение операций по эвакуации и посадке личного состава в спасательные плоты с обоих бортов. При этом проведение эвакуации с наветренного борта значительно сложнее и опаснее.

Целью данного предлагаемого изобретения является повышение надежности, безопасности и эффективности эвакуации личного состава аварийной ПЛ в спасательные плоты за счет проведения операции только с подветренного борта ПЛ, где волнение моря значительно меньше.

Новизна данного технического предложения заключается в изменении схемы размещения и использования комплекса КСУ-Н на ПЛ, реализация которого позволит:

- осуществлять эвакуацию личного состава в зависимости от состояния моря с одного или двух бортов;

- обеспечить возможность безопасной эвакуации личного состава с одного подветренного борта аварийной ПЛ при волнении моря до 4-х баллов;

- обеспечить «сухой» и более надежный способ эвакуации за счет организации посадки личного состава в плоты при их нахождении на борту ПЛ;

- обеспечить спуск плота с личным составом на воду по схеме, изложенной в заявке на изобретение №2010103696/11(005156) от 03.02.2010 г. «Комплекс спасательный универсальный надводный (КСУ-Н)», только с подветренной стороны;

- повысить основной показатель эффективности данной схемы использования комплекса за счет сокращения общего времени эвакуации и времени развертывания устройства эвакуации, обеспечивающего посадку экипажа в плоты.

Актуальность изобретения подтверждается тем, что по существующим условиям размещения КСУ на ПЛ не может быть обеспечено спасение с обоих бортов всего числа спасаемых (требования Российского Морского Регистра Судоходства). Также не обеспечивается выполнение рекомендаций аварийно-спасательной службы ВМФ по проведению операций по эвакуации личного состава аварийной ПЛ с одного подветренного борта, где условия ее осуществления более безопасны из-за снижения параметров волнения моря.

Выполнить операцию посадки личного состава в плоты с наветренной стороны, где происходит суперпозиция набегающих и отраженных волн, крайне затруднительно.

Перемещение плотов в рабочем (надутом) состоянии после их одновременного выпуска из контейнеров, когда они находятся на плаву около ПЛ, с наветренного борта на другой практически невозможно.

Указанная цель достигается за счет того, что прочные контейнеры комплекса КСУ-Н размещаются в кормовой части ограждения подъемно-мачтовых устройств (ОПМУ) в диаметральной плоскости. После последовательного, один за другим, выпуска из контейнеров плоты оказываются на палубе ПЛ и могут быть перемещены усилием 1-2 человек на тот борт, который окажется подветренным.

Применение полиуретана в качестве материала, из которого выполняется днище плота, позволит значительно уменьшить силу трения и, соответственно, требуемые усилия по перемещению его по палубе ПЛ.

Спасательные плоты в исходном рассчитанного количества подводников положении находятся на наклонной части борта ПЛ.

На чертеже показан вариант размещения контейнеров в ОПМУ ПЛ. Выпуск плотов осуществляется последовательно, обеспечивая посадку личного состава в подготовленные плоты. После открытия передней крышки 1 из корпуса контейнера 2 плот 3 выталкивается устройством выпуска плота 4 за счет подачи в него сжатого воздуха.

При выпадении из контейнера плот 3 автоматически приводится в рабочее состояние и, аналогично приведению в рабочее состояние на палубе надводного корабля, размещается на палубе ПЛ, одерживаемый фалом 5. Длина данного фала обеспечивает смещение плота на любой борт в положение для посадки рассчитанного количества личного состава.

После завершения посадки плот с личным составом спускается на воду посредством устройства спуска (см. заяв. №2010103696/11(005156) от 03.02.2010 г.).

После спуска первого плота на воду на палубу ПЛ выпускается второй плот и операция повторяется.

1. Способ размещения комплекса спасательного универсального надводного для спасения личного состава аварийной подводной лодки, включающий прочные контейнеры, расположенные на борту подводной лодки и обеспечивающие хранение и использование спасательных плотов по прямому назначению, отличающийся тем, что контейнеры размещаются в кормовой части ограждения подъемно-мачтовых устройств в диаметральной плоскости.

2. Способ использования комплекса спасательного универсального надводного, состоящий в эвакуации и посадке личного состава аварийной подводной лодки, находящейся в надводном положении, в спасательные плоты, отличающийся тем, что плоты, последовательно выпускаемые на палубу подводной лодки в соответствии с графиком посадки личного состава, одерживаются фалами, длина которых обеспечивает перемещение плота в положение для «сухой» посадки личного состава усилием 1-2 человек на тот борт, который окажется подветренным, при этом увеличивается эффективность использования за счет повышения надежности и сокращается общее время эвакуации личного состава подводной лодки.