Аварийно-спасательное устройство подводной лодки

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к аварийно-спасательным устройствам подводных лодок. Спасательное устройство подводной лодки содержит надувные эластичные понтоны, хранилища для этих понтонов с крышками на кремальерных запорах, систему выравнивания давления, дозаторы сжатого воздуха и предохранители. Понтоны прикреплены к корпусу через полые штоки. Надувные понтоны разделены эластичными переборками на герметичные отсеки. В каждый отсек понтонов по отдельной эластичной трубе через дозатор подается сжатый воздух. Каждая труба прикреплена к шайбе-распределителю, каждая из которых установлена на своем полом штоке. Достигается повышение надежности работы спасательного устройства. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к аварийно-спасательным устройствам подводных лодок.

Известно спасательное устройство [1] подводной лодки, размещенное между легким и прочным корпусом. Основным элементом устройства являются надувные понтоны из эластичного материала, хранящиеся в герметичных хранилищах с крышками на кремальерных запорах. Крышки хранилищ имеют дистанционный привод отдраивания и открытия. Понтоны закреплены к полым штокам на прочном корпусе. К ним изнутри прочного корпуса через бортовые клапаны и дозаторы подведен сжатый воздух.

Приведенное в действие спасательное устройство обеспечивает всплытие подводной лодки с глубины и удержание ее на поверхности в таком положении, чтобы верхний рубочный люк находился выше ватерлинии.

Существенным недостатком известного спасательного устройства является недостаточная надежность работы устройства, заключающаяся в том, что при повреждении одного или нескольких надувных понтонов подводная лодка теряет положительную плавучесть. Повреждение понтонов может произойти вследствие нескольких факторов. Во-первых, боевое воздействие в военное время. Во-вторых, воздействие битого льда в высоких широтах. В-третьих, навал судна при спасательных работах. Воздействие одного или одновременно нескольких указанных выше факторов приведет к одному результату: надувные понтоны, а значит и аварийная подводная лодка потеряют плавучесть.

Целью изобретения является повышение надежности работы спасательного устройства путем уменьшения последствий от воздействия на надувные понтоны указанных факторов. Цель достигается тем, что надувные понтоны спасательного устройства разделяются эластичными переборками на отдельные секции, сжатый воздух в которые подается по отдельным эластичным трубам, отходящим от шайб-распределителей в каждом полом штоке на прочном корпусе.

Заявленное аврийно-спасательное устройство поясняется чертежами. На фиг.1 изображена подводная лодка в двух положениях. Положение, соответствующее ватерлинии W1L1: аварийная подводная лодка находится на глубине и необходимо аварийное всплытие, которое она не может выполнить своей штатной системой погружения-всплытия. Положение, соответствующее ватерлинии W2L2: аварийная подводная лодка после приведения в действие заявленного аварийно-спасательного устройства всплыла на поверхность, ее верхний рубочный люк находится выше действующей ватерлинии. На фиг.2 изображено сечение между прочным и легким корпусом в районе одного из хранилищ с уложенным в нем по-походному надувным понтоном. На фиг.3 изображено поперечное сечение АА или ВВ (вид на мидель) подводной лодки в двух положениях ватерлинии: W1L1 - лодка в погруженном состоянии, W2L2 - лодка всплыла на поверхность под действием силы плавучести понтонов.

Спасательное устройство подводной лодки состоит из полых штоков 1, к которым присоединены разделенные на отсеки надувные понтоны 2 из эластичного непроницаемого материала, например армированной резины. Каждый понтон 2 уложен по-походному в прочное выдерживающее давление воды на предельной глубине погружения хранилище 3, закрытое крышкой 4 с кремальерным запором 5. Хранилище 3 размещено между легким и прочным корпусом и прикреплено (приварено) к прочному корпусу 6. Понтон 2 соединен с вварышем 7 на прочном корпусе 6 полым штоком 1, через который в отсеки понтона по эластичным трубам подается сжатый воздух от судовой системы воздуха высокого давления (ВВД).

Внутри подводной лодки на вварыше 7 смонтирован бортовой клапан 8, который соединен трубой 9 с дозатором 10, подключенным к корабельной системе ВВД 11. Крышка 4 хранилища имеет возможность открываться, поворачиваясь на оси 12. На крышке 4 установлен вгладь с легким корпусом 13 обтекатель 14. На корпусе хранилища 3 смонтирован пневмопривод 15 открывания кремальерного запора 5. Привод 16 открывания крышки 4 смонтирован на фундаменте 17, закрепленном на корпусе хранилища 3. Конструкции механизмов крышек и приводов известны и достаточно хорошо отработаны. Дозатор 10 и хранилище 3 соединены с забортным пространством трубами 18 и 19 через клапан 20, установленный на вварыше 21 на прочном корпусе 6. Приводы 15 и 16 соединены трубами 22 и 23 соответственно со стаканами 24 и 25 на прочном корпусе 6, на которых смонтированы бортовые клапаны 26 и 27. Клапаны 26 и 27 соединены с корабельной системой ВВД. На штоке 1 смонтирован предохранительный клапан 28. Нижняя коническая часть надувного понтона 2 для предотвращения повреждений о кромки хранилища 3 и отверстия в легком корпусе 13 помещена в эластичный тубус 29, который закреплен изнутри нижней части корпуса хранилища 3.

Внутри каждого отсека всех понтонов 2 установлены эластичные трубы 30 (один отсек - одна труба), одни концы которых закреплены в верхней части отсека понтона, а вторые концы труб 30 герметично прикреплены к отверстиям на шайбах-распределителях 31, которые смонтированы на каждом полом штоке 1.

Спасательное устройство подводной лодки (лежащей на грунте или тонущей) работает следующим образом. Открытием клапана 20 выравнивается давление в хранилище 3 с забортным. Одновременно ВВД подается в дозатор 10 для корректировки величины порции воздуха, подаваемого в надувной понтон 2, с целью предотвращения его разрыва. Открытием клапана 27 подается сжатый воздух по трубе 22 на привод 15 и поворотом открывается кремальерный запор 5, затем открытием клапана 25 подается воздух по трубе 23 на привод 16 и открывается крышка 4.

Открывают смонтированный на вварыше 7 бортовой клапан 8 и по трубе 9 дозатором 10 подают ВВД в надувной понтон 2. Отмеренная дозатором 10 порция сжатого воздуха по трубе 9 через клапан 8, шток 1, шайбу-распределитель 31, трубы 30 (на фиг 3 изображена только одна труба) поступает в верхние части отсеков надувного понтона 2, извлекая его силой плавучести из хранилища 3. Затем надувной эластичный понтон заполняется воздухом с превышением давления над забортным на небольшую величину (1,0-1,5 атм). Подводная лодка получает положительную плавучесть и начинается всплытие. По мере приближения к поверхности забортное давление уменьшается, соответственно объем воздуха в надувном понтоне 1 увеличивается. Чтобы не разорвать понтон 1 при приближении к поверхности, излишек сжатого воздуха стравливается предохранительным клапаном 28. По окончании подъема к поверхности подводная лодка занимает положение, соответствующее ватерлинии W2L2. Тубус 29 защищает понтон 2 от повреждений о кромки легкого корпуса 13 и верхние кромки хранилища 3 при неизбежных относительных перемещениях понтонов 2 и корпуса подводной лодки, особенно при волнении на поверхности. В положении подводной лодки W2L2 верхний рубочный люк 32 находится выше ватерлинии, это позволяет открыть его для эвакуации пострадавшей части экипажа, вентилирования подводной лодки, пополнения запаса сжатого воздуха и выполнения прочих неотложные спасательных работ, включая буксировку подводной лодки спасателями на базу.

Источник информации

1. Овчинников И.Д. Спасательное устройство подводной лодки. Патент RU 2081783 C1, бюл. 17; 20.06.97.

Спасательное устройство подводной лодки, содержащее надувные эластичные прикрепленные через полые штоки к корпусу понтоны, хранилища для этих понтонов с крышками на кремальерных запорах, систему выравнивания давления, дозаторы сжатого воздуха и предохранители, отличающееся тем, что надувные понтоны разделены эластичными переборками на герметичные отсеки, в каждый из которых через дозатор подается сжатый воздух по отдельной эластичной трубе, а каждая труба прикреплена к шайбе-распределителю, каждая из которых установлена на своем полом штоке.