Устройство для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов из аварийного подводного нефтепровода

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, в частности к устройствам предотвращения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов при повреждении подводных нефтепроводов. Магистральный нефтепровод 1 содержит задвижки 2 для перекрытия подводного нефтепровода 3 при его повреждении. Подводный нефтепровод 3 содержит насосы 4 с приемами 5 и выходами 6 и 7. Насосы 4 расположены на противоположных берегах водоема. Приемы 5 соединены с подводным нефтепроводом 3 ниже уровня водоема. Выход 6 насоса 4 соединен с магистральным нефтепроводом 1 после задвижки 2. Емкость 8 для закачивания части нефти из аварийного подводного нефтепровода 3 через выход 7 расположена на берегу со стороны подачи нефти. Клапан 10 для возврата нефти из емкости 8 в подводный нефтепровод 3. Предложенное устройство позволяет предотвратить вылив нефти и нефтепродуктов из аварийного подводного нефтепровода. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области охраны окружающей среды от загрязнения, в частности к устройствам предотвращения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов при повреждении подводных нефтепроводов.

Известно устройство «Разливопредотвращатель нефтепродуктов» по заявке на изобретение 94009414/26, опубликованной 10.04.1996 г. Сущность изобретения состоит в том, что разливопредотвращатель содержит корпус с встроенным в него устройством для хранения сжатого воздуха под давлением и абсорбент, хранящийся в остальном объеме корпуса. При повороте поворотной штанги на 3-5° совмещают отверстия в нижней неподвижной и верхней подвижной крышках устройства для хранения сжатого воздуха, и воздух, выходящий под давлением 5-8 атм из отверстий, увлекает частицы абсорбента, находящегося в части корпуса, выполненного в виде усеченного конуса, из выходного устройства, которым служит верхнее основание усеченного конуса, распыляют на поверхность нефтепродуктов, истекающих в окружающую среду при авариях, что позволяет значительно снизить риск попадания нефтепродуктов в почву и воду за счет превращения нефтепродуктов в желеобразное состояние при попадании в них абсорбента и повысить вероятность извлечения нефтепродуктов при их утилизации.

Недостатком известного устройства является сложность его конструкции, необходимость как сжатого воздуха, так и абсорбента, и оно не позволяет предотвратить вылив нефти и нефтепродуктов из аварийного подводного нефтепровода.

Наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату является «Способ предотвращения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов из грузового танка нефтеналивного судна» по заявке 4922243/11(025229) от 25.03.1991 г. (признана изобретением решением патентной экспертизы 09.01.1992 г.). В известном способе предотвращения разливов нефти и нефтепродуктов из грузового танка нефтеналивного судна при повреждении корпуса судна путем снижения их текучести достигается за счет подачи в нефть и нефтепродукты связующего агента - сжатого воздуха, причем подачу сжатого воздуха осуществляют через дросселирующие сопла в район днищевой и бортовой обшивки судна.

Известно, что за счет дросселирования воздуха под давлением 180-200 кг/см2 на выходе из дроссельного сопла можно получить температуру до минус 90°C. Известно также, что основная масса сырых нефтей и нефтепродуктов (мазут, масло и т.д.), в зависимости от их вязкости, имеют температуру замерзания в пределах от минус 5°C до минус 15°C. Таким образом основная масса транспортируемых по трубопроводам нефти и нефтепродуктов теряют свою текучесть даже при небольших отрицательных температурах.

Данный способ и устройство для его осуществления могут быть использованы на нефтеналивных судах в грузовых танках, но не могут быть использованы для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов из аварийных подводных нефтепроводов.

Техническая задача заявленного изобретения - предотвращение вылива нефти и нефтепродуктов из аварийного подводного нефтепровода.

Технический результат заявленного устройства для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов из аварийного подводного нефтепровода, включающего магистральный нефтепровод с задвижками, достигается тем, что на противоположных берегах водоема устанавливают насосы, приемы которых соединяют с подводным нефтепроводом ниже уровня водоема и емкость для приема нефти на берегу со стороны подачи нефти, а выходы насосов соединяют на одном берегу с емкостью, на противоположном берегу - с магистральным нефтепроводом после задвижки.

На фиг.1 изображена схема устройства (общий вид).

Устройство содержит магистральный нефтепровод 1 с задвижками 2, подводный нефтепровод 3, насосы 4 с приемами 5 и выходами 6 и 7, емкость для приема нефти 9 с клапаном для возврата нефти из емкости в подводный нефтепровод 10.

Устройство работает следующим образом:

При повреждении подводного нефтепровода 3, расположенного под дном водоема, с помощью задвижек 2 перекрывается магистральный нефтепровод 1. Используя насосы 4, расположенные на противоположных берегах водоема, часть нефти из аварийного подводного нефтепровода 3 закачивается в емкость 8, расположенную на берегу со стороны подачи нефти, так как на этом участке магистральный нефтепровод 1 находится под давлением, а на противоположном берегу часть нефти из аварийного подводного нефтепровода 3 откачивается в магистральный нефтепровод 1, так как давление в нем отсутствует. В результате откачки нефти в подводный нефтепровод через повреждение попадает вода, что препятствует выливу нефти в водоем на время, необходимое для ликвидации аварии.

Для освобождения подводного нефтепровода от воды после ликвидации аварии необходимо открыть задвижку магистрального нефтепровода на противоположном от емкости берегу и насосом, связанным с емкостью, откачать воду из подводного нефтепровода в емкость.

Устройство для предотвращения вылива нефти и нефтепродуктов из аварийного подводного нефтепровода, включающее магистральный нефтепровод с задвижками, отличающееся тем, что на противоположных берегах водоема устанавливают насосы, приемы которых соединяют с подводным нефтепроводом ниже уровня водоема, и емкость для приема нефти на берегу со стороны подачи нефти, а выходы насосов соединяют на одном берегу с емкостью, на противоположном берегу - с магистральным нефтепроводом после задвижки.