Патент ссср 247054
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
247054
Союз Сосвтскиь
Содиалистическиь
Респтблиь
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 26.1.1968 (№ 1214940/27-11) с присоединением заявки №
Кл. 63с, 91
Приоритет йонитет оо делан
МПК В 62d
УДК 629.1.014.9 (088.8) изобретениЯ и открытиЯ ори Совете Министров
СССР
Опубликовано 20.VI 1969. Бюллетень № 21
Дата опубликования описания 12.Х11.1969
Авторы изобретения
В С. Гуслиц, Л. Г. Сабинина, A. Г. Щеславский, П. A. Карпекин, И. А. Туманов и Г. И. Клинковштейн
Центральное конструкторское бюро Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР
Заявитель
МНОГОМЕСТНЫЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ МАШИНАМИ
Известны многоместные тренажеры для обучения водителей управлению транспортными машинами, содержащие учебные места, каждое из которых включает B себя электродвигатель, выполняющий роль силового агрегата, соединенный через муфту с тормозом для имитации .нагрузки, коробку передач, рулевое колесо и органы управления, пульт инструктора, снабженный кинопроектором, поворачиваемым рулевым колесом, амперметром и системой управления тормозом. Амперметр включен в диагональ моста сопротивлений, два из которых являются переменными, связаны соответственно с рулевыми колесами пульта инструктора и учебного места и предназначены для регистрации ошибок учащегося по наличию тока в диагонали моста при несогласованных действиях инструктора и обучающегося с последующей записью на самописце.
Однако в известных многоместных тренажерах с кинопроектором затруднительна имитация при обучении, так как все изменения направления движения происходят без обучающихся, в силу чего их участие в процессе движения ча повороте является чисто условным.
Целью настоящего изобретения является создание такой конструкции тренажера, в котором имитация поворота при обучении приближается к действительному.
Для этого каждое учебное место снабжено непрозрачным щитком с отверстием прямоугольной формы, закрывающим крайние поля экрана и перемещающимся посредством привода от рулевого колеса учебного места вслед за перемещением изображения на экране, оставляя границы изображения невидимыми.
Для создания звуковой имитации детанационных стуков двигателя внутреннего сгорания
10 при его перегрузке муфта, установленная на валу электродвигателя, выполнена с зубчатым венцом по периферии. Над муфтой в радиальном,направлении расположена стальная пластина, закрепленная в электромагните, -сраба15 тывающем в случае несоответствия тока и напряжения в якоре электродвигателя при его перегрузке.
На фиг. 1 изображен предлагаемый многоместный тренажер; на фиг. 2 — муфта; на
2о фиг. 3 — вид по стрелке А на фиг. 2.
Рулевое колесо 1 пульта 2 инструктора связано с помощью тяги 8 с кинопроектором 4.
На пульте инструктора имеется амперметр 5, включенный в диагональ моста сопротивлений, 25 два из которых являются переменными б и 7, а два других постоянными 8 и 9.
Рулевое колесо 10 учебного места 11 связано тягой 12 со щитком 18. Переменное сопротивление б связано с рулевым колесом инструктора, а переменное сопротивление 7 с
3 рулевым колесом учебного места. Тренажер имеет экран 14.
Муфта 15 с зубчатым венцом 1б установлена на валу 17 электродвигателя 18. Над зубчатым венцом муфты расположена плоская с овальным концом стальная пластина 19, зажатая в подпружиненном якоре электромагнита 20.
При появлении на экране поворота инструктор с пульта 2 вращением рулевого колеса 1 смещает тягой 8 кинопроектор 4 в сторону поворота. Учащийся, следящий за изображением на экране через щиток, не видя границ изображения, видит теперь новые появившиеся в его поле зрения предметы, а не полотно дороги.
Вращая рулевое колесо 10 и перемещая посредством тяги 12 щиток И, учащийся как бы возвращает автомобиль на дорогу. После проезда криволинейного участка инструктор выравнивает рулевое колесо 1, смещая тягой
8 кинопроектор 4 в исходное положение.
Учащийся выравнивает «автомобиль», действуя рулевым колесом 10 в обратном направлении. При несинхронных действиях инструктора.и обучающегося в амперметре 5 протекает ток, указывающий на степень несогласован.ности действий. Сигнал, поступающий на амперметр 5, может быть подан на самописец или другой регистрирующий прибор, который зафиксирует ошибки учащегося.
При включении инструктором с пульта 2 тормозного устройства электродвигателя 18 и отсутствии реакции у обучающегося .на возрастание нагрузки в электродвигателе появится несоответствие тока и напряжения, что приведет к срабатыванию электромагнита 20.
Последний введет пластину 19 в соприкосновение с зубчатым венцом 1б муфты 15, которая издает звук, имитирующий детанационные стуки в двигателе внутреннего сгорания.
247054
Предмет изобретения
1. Многоместный тренажер для обучения водителей управлению транспортными маши5 нами, содержащий учебные места, каждое из которых включает в себя электродвигатель, выполняющий роль силового агрегата, соединенный через муфту с тормозом для имитации нагрузки, коробку передач, рулевое колесо и
10 органы управления, пульт инструктора, снабженный кинопроектором, поворачиваемым рулевым колесом, амперметром, включенным в диагональ моста сопротивлений, два .из которых являются переменными и связаны соот15 ветственно,с рулевыми колесами пульта инструктора и учебного места и предназначенными для регистрации ошибок учащегося по наличию тока в диагонали моста при несогласованных действиях инструктора и обучающегося с
20 последующей записью на самописце, и системой управления тормозом, отличающийся тем, что, с целью получения имитации поворота при обучении, близкого к действительному, каждое учебное место снабжено непрозрач25 ным щитком с отверстием прямоугольной формы, закрывающим крайние поля экрана и перемещающимся посредством привода от рулевого колеса учебного места вслед за перемещением изображения на экране, оставляя
З0 границы изображения невидимыми.
2. Многоместный тренажер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью создания звуковой имитации детонационных стуков в двигателе внутреннего сгорания при его перегрузке, муфта, установленная на валу электродвигателя, выполнена с зубчатым венцом по периферии с расположенной в радиальном .направлении над ней стальной пластиной, закрепленной в электромагните, срабатывающем в случае несоответствия тока и напряжения в якоре электродвигателя при его перегрузке.