Муфта для соединения труб дренажно-коллекторной линии

Изобретение относится к мелиорации и может быть использовано при строительстве закрытых осушительных и совмещенных мелиоративных систем. Муфта включает перфорированный по внешней поверхности корпус из упругой утилизированной автопокрышки, фиксируемой внутри двух труб в их стыковом соединении. Корпус-автопокрышка с торцевых сторон осесимметрично жестко скреплен с крайними утилизированными автопокрышками, внешний диаметр которых меньше внешнего диаметра корпуса-автопокрышки. Для обеспечения фиксации муфты внутри труб в их стыковом соединении использован корпус-автопокрышка, внешний диаметр которого превосходит диаметр живого сечения соединяемых труб. Диаметр внутреннего отверстия корпуса-автопокрышки меньше внешнего диаметра крайних автопокрышек, который равен диаметру живого сечения соединяемых труб. Повышается надежность соединения труб, упрощается конструкция соединяемых труб и обеспечивается возможность механизированной укладки труб дренажно-коллекторной линии. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к мелиорации и может быть использовано при строительстве закрытых осушительных и совмещенных мелиоративных систем.

Известна муфта для соединения труб дренажной линии, выключающая перфорированный корпус из упругого материала, фиксируемый торцевыми частями внутри двух труб в их стыковом соединении (см. а.с. СССР №386058, кл. Е02В 11/00, 1971 г.).

Недостатками указанной муфты являются сложность изготовления ее конструкции и отсутствие у нее способности эффективно гасить энергию интенсивного дренажного стока, приводящего к преждевременному износу дренажно-коллекторных труб.

Из известных технических решений наиболее близким заявляемому является муфта для соединения труб дренажной линии, включающая перфорированный корпус из упругого материала, фиксируемый торцевыми частями внутри двух труб в их стыковом соединениями. Корпус муфты выполнен в виде тора, имеющего на внутренней поверхности щель по всему периметру и наклонные к центру тора боковины гасители, при этом перфорация корпуса выполнена на участке внешней поверхности между торцами соединяемых труб. Тор выполнен из утилизированной автопокрышки (см. а.с. СССР №1514862, кл. Е02В 11/00, 1986 г.).

Недостатками муфты-прототипа являются: 1) недостаточная надежность соединения из-за ограниченной зоны фиксации; 2) наличие ограничителей в трубах, которые осложняют технологию их изготовления; 3) невозможность механизированной укладки труб дренажно-коллекторной линии.

Задачей изобретения является повышение надежности соединения труб, упрощение конструкции соединяемых труб и достижение возможности механизированной укладки труб дренажно-коллекторной линии.

Для решения поставленной задачи в муфте для соединения труб дренажно-коллекторной линии, включающей перфорированный по внешней поверхности корпус из упругой торообразной утилизированной автопокрышки, фиксируемой внутри двух труб в их стыковом соединении, корпус из утилизированной автопокрышки с торцевых сторон жестко осесимметрично скреплен с упругими торообразными утилизированными автопокрышками, внешний диаметр которых меньше внешнего диаметра автопокрышки-корпуса, а фиксация муфты внутри труб в их стыковом соединении достигается тем, что внешней диаметра автопокрышки-корпуса превосходит диаметр живого сечения соединяемых труб, диаметр же ее внутреннего отверстия меньше внешнего диаметра крайних автопокрышек, который равен диаметру живого сечения соединяемых труб.

Сущность изобретения заключается в том, что муфта формируется из трех торообрзных упругих утилизированных автопокрышек, которые соединены между собой жестко и осесимметрично по торцам, при этом две крайние автопокрышки одинакового типоразмера, геометрические параметры автопокрышек в муфте имеют строгие ограничения (внешний диаметр автопокрышки-корпуса превосходит диаметр живого сечения труб, а диаметр ее внутреннего отверстия меньше внешнего диаметра крайних автопокрышек, который равен диаметру живого сечения труб). Указанные новые признаки позволяют предложенному техническому решению приобрести новые свойства, заключающиеся в приобретении специфичной геометрической конфигурации муфты в целом, которая способствует достижению в наиболее простой форме фиксируемости труб в зоне соединения с элементами защиты от соударения, также в муфте увеличиваются элементы гашения энергии дренажного потока. Указанные новые признаки и свойства отсутствуют в известных технических решениях и позволяют предложенному техническому решению проявить эффективность, заключающуюся в повышении надежности соединения, упрощении конструкции соединяемых труб, достижении возможности механизированной укладки труб и более эффективной работе муфты в целом.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что предложенное техническое решение соответствует критериям изобретения «новизна» и «существенные отличия».

На фиг.1 изображена муфта, соединенная с дренажно-коллекторными трубами, продольный разрез.

Дренажно-коллекторные трубы 1 соединены муфтой 2, состоящей из крайних упругих торообразных утилизированных автопокрышек 3 и центральной упругой торообразной утилизированной автопокрышки (автопокрышки - корпуса) 4 с перфорацией 5, выполненной на ее внешней поверхности. Автопокрышки 3 и 4 связаны между собой жесткими соединениями 6, например, металлическими скобами, а боковины автопокрышек 3 и 4 внутри муфты 2 образуют кольцевые гасители 7.

При монтаже дренажно-коллекторной линии трубы 1 подбираются так, чтобы диаметр их живого сечения, т.е. внутренний диаметр труб, был равен внешнему диаметру крайних утилизированных автопокрышек 3. Центральная утилизированная автопокрышка (автопокрышка-корпус) 4 муфты 2 имеет внешний диаметр, превосходящий диаметр живого сечения труб 1, поэтому автопокрышка 4 играет роль ограничителя, способствующего фиксации труб 1 с проектным зазором в соединении. Соединение труб 1 производится вводом, например, левой крайней автопокрышки 2 в левую трубу до ее упора в левый торец автопокрышки-корпуса 4. Правая труба 1 вводится (надевается) на правую крайнюю автопокрышку 3 муфты до упора трубы в правый торец автопокрышки-корпуса 4. На внешнюю протекторную поверхность автопокрышки-корпуса 4 предварительно нанесена перфорация 5.

Муфта работает следующим образом. Через перфорацию 5 центральной автопокрышки-корпуса 4 муфты 2 вода поступает в трубы 1 и течет в установленном направлении по уклону. Сама геометрическая конфигурация и конструкция муфты в целом, ее специфичные размеры обеспечивают плотность соединения, которая гарантирует противокольматационную устойчивость. Создается возможность без нарушения соединения труб воспринимать деформации изгиба, сжатия и растяжения, что позволяет при укладке труб дренажно-коллекторной линии использовать механизированный способ. Внутренняя поверхность муфты 2 имеет несколько упругих кольцевых ребер-гасителей 7, которые при интенсивном дренажном стоке гасят его скорость, способствуя предотвращению интенсивного износа труб.

Технико-экономическая эффективность предложенного технического решения по сравнению с известным техническим решением (см. а.с. СССР №1514862) заключается следующем: 1) значительно повышается надежность соединения за счет демпферной фиксации труб центральной автопокрышкой и большей зоны контакта внутренней поверхности труб с муфты; 2) упрощается конструкция труб, т.к. отпадает необходимость устройства специальных ограничителей в трубах; 3) значительно увеличена восприимчивость муфты к деформациям узла соединения, что позволяет использовать механизированную укладку труб дренажно-коллекторной линии; 4) в предложенной муфте более развитая система внутренних кольцевых упругих ребер, что позволяет значительно улучшить эффект гашения скорости интенсивного дренажного потока; 5) муфта значительно лучше воспринимает неравномерные деформации структурно-неустойчивых грунтов.

Муфта для соединения труб дренажно-коллекторной линии, включающая перфорированный по внешней поверхности корпус из упругой утилизированной автопокрышки, фиксируемой внутри двух труб в их стыковом соединении, отличающаяся тем, что корпус-автопокрышка с торцевых сторон осесимметрично жестко скреплен с крайними утилизированными автопокрышками, внешний диаметр которых меньше внешнего диаметра корпуса-автопокрышки, а для обеспечения фиксации муфты внутри труб в их стыковом соединении использован корпус-автопокрышка, у которого внешний диаметр больше диаметра живого сечения соединяемых труб, а диаметр его внутреннего отверстия меньше внешнего диаметра крайних автопокрышек, который равен диаметру живого сечения соединяемых труб.