Ударно-спусковой механизм автоматического стрелкового оружия

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области оружейной техники. Ударно-спусковой механизм содержит курок с боевым взводом и взводом автоспуска, боевую пружину, подпружиненное шептало, кинематически связанное со спусковым крючком, шептало одиночной стрельбы и подпружиненный автоспуск с шепталом автоспуска. Детали ударно-спускового механизма размещены в едином корпусе, закрепленном в ложе оружия. Взвод автоспуска курка смещен относительно оси вращения курка в сторону головной части курка. Автоспуск установлен на оси шептала вместе с дополнительным автоспуском, односторонне сцепленным с ним с возможностью совместного поворота при взаимодействии затворной рамы с рычагом автоспуска и независимого друг от друга поворота при взаимодействии с боковой поверхностью взвода автоспуска курка. Контактная поверхность шептала дополнительного автоспуска параллельна аналогичной поверхности шептала автоспуска и смещена в направлении вращения курка при его взведении после выстрела. Повышается надежность работы ударно-спускового механизма, улучшаются эксплуатационные характеристики оружия. 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к области оружейной техники и может быть использовано при разработке конструкции ударно-спусковых механизмов для автоматического стрелкового оружия.

Известен ударно-спусковой механизм автоматического стрелкового оружия, содержащий спусковой крючок, ось спускового крючка, курок с боевой пружиной и автоспуск. В нем автоспуск установлен на оси спускового крючка, а боевая пружина выполнена с витками, ее свободные концы охватывают ось спускового крючка, причем один из свободных концов боевой пружины установлен с возможностью взаимодействия с автоспуском (описание изобретения к патенту РФ №2074347, МПК F41A 19/00, опубл. 27.02.1997).

В приведенном аналоге на автоспуске выполнено шептало, удерживающее взвод автоспуска курка как после взведения курка в процессе перезаряжания оружия, так и при его взведении в процессе стрельбы. При этом необходимо отметить, что посадка курка на шептало автоспуска осуществляется при «перебеге» (значительном при взведении курка после выстрела) взвода автоспуска курка за шептало. Последнее обстоятельство приводит к появлению нежелательного натяга между курком и затворной рамой, что вызывает неизбежные паразитные соударения деталей в накате затворной рамы в каждом цикле работы автоматики оружия, что снижает надежность работы ударно-спускового механизма.

Известен ударно-спусковой механизм малогабаритного автомата Калашникова АК-102. Он размещается в ствольной коробке, где крепится тремя взаимозаменяемыми осями, и состоит из курка с боевой пружиной, замедлителя курка с пружиной, спускового крючка, шептала одиночной стрельбы с пружиной, автоспуска с пружиной, переводчика и трубчатой оси. На курке имеются боевой взвод и взвод автоспуска. Автоспуск имеет выступ (шептало автоспуска) для удержания курка на взводе автоспуска и рычаг для поворота автоспуска. Шептало автоспуска выполнено ступенчатым: нижняя ступень удерживает курок при его взведении в процессе заряжания автомата, а верхняя - при взведении курка после выстрела (Автоматы Калашникова малогабаритные АК-102, АК-104, АК-105. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. http://kalashnikov.guns.ru/manual/russian/AK-102, - прототип. Описание к евразийскому патенту ЕА0020 В1, опубл. 30.12.1997).

При анализе конструкции прототипа было выявлено следующее:

- выполнение шептала автоспуска ступенчатым приводит к уменьшению пятна контакта взвода автоспуска курка с шепталом при ручном взведении курка и взведении курка после выстрела, что снижает надежность работы ударно-спускового механизма;

- размещение автоспуска на оси, расположенной перед осью вращения курка, увеличивает габариты ударно-спускового механизма в продольном направлении, а сборка деталей механизма непосредственно в ствольной коробке ухудшает эксплуатационные характеристики оружия.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности работы ударно-спускового механизма и повышение его эксплуатационных характеристик.

Согласно предлагаемому изобретению решение поставленной задачи достигается тем, что в ударно-спусковом механизме, содержащем курок с боевым взводом и взводом автоспуска, боевую пружину, подпружиненное шептало, кинематически связанное со спусковым крючком, шептало одиночной стрельбы и подпружиненный автоспуск с шепталом автоспуска с контактными поверхностями, удерживающими взвод автоспуска курка при перезаряжании оружия и после выстрела:

- детали ударно-спускового механизма размещены в едином корпусе, закрепленном в ложе;

- взвод автоспуска курка смещен относительно оси вращения курка в сторону рабочей части курка;

- введен дополнительный автоспуск, он вместе с автоспуском установлен на оси шептала и односторонне сцеплен с ним с возможностью совместного поворота при взаимодействии затворной рамы с рычагом автоспуска и независимого друг от друга поворота при взаимодействии с боковой поверхностью взвода автоспуска курка;

- контактная поверхность шептала дополнительного автоспуска параллельна аналогичной поверхности шептала автоспуска и смещена в направлении вращения курка при его взведении после выстрела.

Вышеизложенное поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 показан общий вид ударно-спускового механизма автоматического стрелкового оружия в положении деталей: взвод автоспуска курка на шептале дополнительного автоспуска, затворная рама в накате перед началом запирания канала ствола;

- на фиг.2 показан общий вид ударно-спускового механизма в положении деталей в момент выстрела: рычаг автоспуска повернут вперед и вниз, шептало дополнительного автоспуска вышло из контакта с взводом автоспуска курка;

- на фиг.3 показан вид справа на детали ударно-спускового механизма в положении деталей: взвод автоспуска курка на шептале автоспуска;

- на фиг.4 показан вид справа на детали ударно-спускового механизма в положении деталей: взвод автоспуска курка на шептале дополнительного автоспуска;

- на фиг.5 показан поперечный разрез корпуса ударно-спускового механизма по месту расположения блока пружин автоспуска, дополнительного автоспуска и шептала.

Ударно-спусковой механизм автоматического стрелкового оружия собран в едином корпусе 1, закрепленном в ложе оружия. Он содержит курок 2 с боевой пружиной 3, подпружиненное 4 шептало 5, кинематически связанное со спусковым крючком, шептало одиночной стрельбы 6 и подпружиненный 7 автоспуск 8. На курке 2 имеются боевой взвод 9 и взвод автоспуска 10. Курок установлен в корпусе на оси, на его цапфах размещена боевая пружина 3, петля которой воздействует на курок. Взвод автоспуска курка 10 смещен от оси вращения курка в сторону головной части. Автоспуск 8 установлен в корпусе на оси шептала 11, имеет рычаг 12, размещенный на пути движения затворной рамы, и шептало автоспуска 13, удерживающее взвод автоспуска курка 10 при перезаряжании оружия. На той же оси установлен дополнительный автоспуск 14, подпружиненный 15 до упора в выступ 16, выполненный на боковой стороне автоспуска 8. На дополнительном автоспуске имеется шептало автоспуска 17, удерживающее взвод автоспуска курка после выстрела. Контактная поверхность шептала дополнительного автоспуска параллельна аналогичной поверхности шептала автоспуска 13 и смещена в направлении вращения курка при его взведении после выстрела.

Для заряжания оружия необходимо отвести затворную раму назад и резко отпустить ее. При отведении затворной рамы она, наезжая на курок 2, поворачивает (взводит) его, закручивая боевую пружину 3. В конечной фазе взведения взвод автоспуска курка 10 своей боковой поверхностью набегает на скосы автоспуска 8 и дополнительного автоспуска 14, разворачивает их, сжимая пружины 7 и 15 соответственно, до тех пор пока шептало автоспуска 13 не захватит взвод автоспуска курка 10. При отпускании затворной рамы она возвращается в переднее положение и после запирания канала ствола, продолжая движение вперед, набегает на рычаг автоспуска 12. При повороте автоспуска шептало автоспуска 13 выходит из зацепления со взводом автоспуска курка 10.

После выстрела затворная рама с большей, чем при ручном перезаряжании, скоростью набегает на курок. При взведении курок разворачивает автоспуск и дополнительный автоспуск, при этом обладая большей энергией от взаимодействия с затворной рамой, поворачивается на больший угол, в результате чего взвод автоспуска курка захватывается шепталом дополнительного автоспуска. При удержании курка шепталом дополнительного автоспуска затворная рама свободно проходит над курком, не задевая его, что обеспечивает более высокую надежность работы механизма.

Введение в конструкцию ударно-спускового механизма дополнительного автоспуска позволило повысить надежность работы механизма, не прибегая к уменьшению площади контакта автоспуска курка с шепталом автоспуска, размещение автоспуска и дополнительного автоспуска на оси шептала и всех деталей механизма в едином корпусе позволило сократить габариты механизма и повысить его эксплуатационные характеристики.

Предложенная конструкция ударно-спускового механизма была реализована на опытном образце автоматического оружия, выполненного по схеме буллпап.

Ударно-спусковой механизм автоматического стрелкового оружия, содержащий курок с боевым взводом и взводом автоспуска, боевую пружину, подпружиненное шептало, кинематически связанное со спусковым крючком, шептало одиночной стрельбы и подпружиненный автоспуск с шепталом автоспуска с двумя контактными поверхностями, удерживающими взвод автоспуска курка при перезаряжании оружия и после выстрела, отличающийся тем, что в нем детали ударно-спускового механизма размещены в едином корпусе, закрепленном в ложе оружия, взвод автоспуска курка смещен относительно оси вращения курка в сторону головной части курка, введен дополнительный автоспуск, он вместе с автоспуском установлен на оси шептала и односторонне сцеплен с ним с возможностью совместного поворота при взаимодействии затворной рамы с рычагом автоспуска и независимого друг от друга поворота при взаимодействии с боковой поверхностью взвода автоспуска курка, причем контактная поверхность шептала дополнительного автоспуска параллельна аналогичной поверхности шептала автоспуска и смещена в направлении вращения курка при его взведении после выстрела.