Спасательное средство (варианты)
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к спасательным средствам на воде. Спасательное средство выполнено в трех вариантах. По первому варианту спасательное средство содержит поясной ремень (1), снабженный замковым соединением (2) его концов между собой и задним поясным элементом крепления 3(1); поплавок (4), по крайней мере, с одним осевым поплавковым элементом крепления 5(1); соединительный трос (6). Поясной ремень (1) и трос (6) выполнены с возможностью регулирования длины. Поясной элемент крепления 3(1) выполнен в виде полукольца и установлен на задней части поясного ремня (1) с возможностью перемещения вдоль ремня. Поплавок (4) выполнен в виде тела вращения, удлиненного в направлении оси. На поверхности поплавка (4) в области точки пересечения этой поверхности с осью поплавка установлен элемент крепления 5(1), выполненный в виде полукольца. К осевому элементу крепления 5(1) присоединен или имеет возможность присоединения одним своим концом трос (6) при помощи соответствующего тросового элемента крепления. Другим концом трос (6) при помощи другого тросового элемента крепления присоединен или имеет возможность присоединения к поясному элементу крепления 3(1). По второму варианту спасательное средство отличается возможностью расположения поплавка (4) около живота или груди пловца, обеспечивая его вертикальное положение в воде. По третьему варианту спасательное средство отличается возможностью расположения поплавка (4) за головой пловца на уровне шеи, обеспечивая его горизонтальное положение в воде лицом вверх. Обеспечивается постоянная страховка пловца и поддержание его на воде. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 11 ил.
Реферат
Область техники и назначение
Изобретение относится к спасательным средствам на воде и может найти применение для спасения тонущего человека, обнаружения утонувшего, в качестве страховки при обучении плаванию или при проведении соревнований.
Уровень техники
Известен спасательный конец Александрова, представляющий собой плавучий линь (обычно из полипропилена) длиной около 30 м или 18 м с петлей, оснащенной двумя поплавками, которую спасатель забрасывает утопающему пловцу. Петля держится на поверхности воды благодаря плавучести материала. Утопающий пловец берется за петлю или одевает ее сверху так, чтобы она оказалась на уровне груди, после чего спасатель подтягивает утопающего к судну (http://www/opyt.ru/catalog/acsesuar/konets/).
Признаки известного устройства, совпадающие с признаками заявленного изобретения, заключаются в наличии поплавка.
Причина, препятствующая получению в известном техническом решении технического результата, который обеспечивается изобретением, заключается в отсутствии постоянной связи спасательного средства с пловцом.
Наиболее близким аналогом (прототипом) является спасательное средство, содержащее крепящееся к телу человека основание, с которым нитью (соединительным тросом) соединен поплавок, а также закрепленный на основании барочувствительный элемент, при этом барочувствительный элемент одновременно является поплавком (патент RU №2391246 С2, м. кл. В63С 9/00, опубликовано 10.06.2010, бюл. №16).
Признаки известного устройства, совпадающие с признаками заявленного изобретения, заключаются в наличии крепящегося к телу человека основания, поплавка и соединительного троса, посредством которого поплавок соединен с основанием.
Причина, препятствующая получению в известном техническом решении технического результата, который обеспечивается изобретением, заключается в выполнении основания в виде элемента, крепящегося к руке человека.
Сущность изобретения
Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в расширении функциональных возможностей спасательного средства за счет возможности его использования в качестве страховки пловца в состоянии постоянного «присутствия», а также в качестве сопровождающей пловца возможной опоры на воде.
Технический результат, опосредствующий решение указанной задачи, заключается в том, что поплавок в процессе плавания пловца постоянно находится на поверхности воды и при этом постоянно следует за пловцом.
Достигается технический результат в первом варианте изобретения тем, что спасательное средство содержит поплавок, поясной ремень, снабженный замковым соединением его концов между собой, и соединительный трос, предназначенный для соединения поясного ремня с поплавком, при этом указанный трос либо соединен, либо может быть соединен с поплавком и поясным ремнем при помощи тросовых элементов крепления, установленных на концах соединительного троса, заднего поясного элемента крепления, установленного на поясном ремне в его задней части, и осевого поплавкового элемента крепления, при этом поплавок выполнен в виде тела вращения, удлиненного в направлении оси, на поверхности которого в области одной точки пересечения этой поверхности с указанной осью установлен упомянутый осевой поплавковый элемент крепления.
Достигается технический результат в первом варианте изобретения также тем, что соединительный трос выполнен регулируемым по длине.
Достигается технический результат в первом варианте изобретения также тем, что задний поясной элемент крепления установлен на поясном ремне с возможностью перемещения вдоль этого ремня.
Достигается технический результат в первом варианте изобретения также тем, что на поверхности поплавка установлен второй осевой поплавковый элемент крепления, предназначенный для соединения поплавка со спасательным линем.
Достигается технический результат во втором варианте изобретения тем, что спасательное средство содержит поплавок, поясной ремень, снабженный замковым соединением его концов между собой, и два элемента соединения поплавка с поясным ремнем при помощи элементов крепления так, что для указанного соединения поплавка с поясным ремнем как на поверхности поплавка установлены либо два осевых поплавковых элемента крепления, выполненные разъемными, либо два боковых поплавковых элемента крепления, выполненных разъемными, так и на поясном ремне установлены соответствующие два передних поясных элемента крепления, выполненные либо разъемными, либо неразъемными, которые расположены на передней стороне поясного ремня симметрично относительно замкового соединения концов поясного ремня между собой, а поплавок выполнен в виде тела вращения, удлиненного в направлении оси, на поверхности которого либо в областях точек пересечения этой поверхности с указанной осью установлены упомянутые осевые поплавковые элементы крепления, либо в других точках, расположенных в одной плоскости с указанной осью и на одной образующей поверхности поплавка симметрично относительно геометрического центра поплавка, установлены боковые поплавковые элементы крепления.
Достигается технический результат в третьем варианте изобретения тем, что спасательное средство содержит поплавок, поясной ремень, снабженный замковым соединением его концов между собой, передний соединительный тросовый элемент, выполненный V- или Y-образным, и задний соединительный тросовый элемент, выполненный V- или Y-образным, при этом указанные соединительные тросовые элементы соединены с поплавком и поясным ремнем при помощи соответствующих тросовых, поясных и поплавковых элементов крепления так, что тросовые элементы крепления установлены на концах соединительных тросовых элементов, поясные элементы крепления установлены на поясном ремне, а поплавковые элементы крепления установлены на поверхности поплавка, при этом поплавок выполнен в виде тела вращения, удлиненного в направлении оси, на поверхности которого установлены либо осевые поплавковые элементы крепления в областях точек пересечения этой поверхности с указанной осью, предназначенные для соединения поплавка с верхними концами переднего и заднего соединительных тросовых элементов, либо боковые поплавковые элементы крепления в точках, расположенных в одной плоскости с указанной осью и на одной образующей поверхности поплавка симметрично относительно геометрического центра поплавка, предназначенные для соединения поплавка с верхними концами переднего и заднего соединительных тросовых элементов, либо упомянутые осевые и боковые поплавковые элементы крепления так, что либо осевые поплавковые элементы крепления предназначены для соединения поплавка с верхними концами заднего соединительного тросового элемента, а боковые поплавковые элементы крепления предназначены для соединения поплавка с верхними концами переднего соединительного тросового элемента, либо осевые поплавковые элементы крепления предназначены для соединения поплавка с верхними концами переднего соединительного тросового элемента, а боковые поплавковые элементы крепления предназначены для соединения поплавка с верхними концами заднего соединительного тросового элемента, кроме того, на поясном ремне установлен задний поясной элемент крепления, предназначенный для соединения поясного ремня с нижним концом заднего соединительного тросового элемента, и передний поясной элемент крепления, предназначенный для соединения поясного ремня с нижним концом переднего соединительного тросового элемента, при этом передний поясной элемент крепления выполнен либо совмещенным с замковым соединением концов поясного ремня между собой, либо отдельно от указанного замкового соединения.
Достигается технический результат в третьем варианте изобретения также тем, что передний соединительный тросовый элемент выполнен с возможностью регулирования по длине.
Достигается технический результат в третьем варианте изобретения также тем, что задний соединительный тросовый элемент выполнен с возможностью регулирования по длине.
Достигается технический результат в третьем варианте изобретения также тем, что задний поясной элемент крепления выполнен с возможностью перемещения вдоль поясного ремня.
Достигается технический результат в третьем варианте изобретения также тем, что на поверхности поплавка установлен по крайней мере один дополнительный поплавковый элемент крепления, предназначенный для соединения поплавка со спасательным тросом.
Новые признаки заявленного технического решения заключаются:
в первом и втором вариантах - в наличии поясного ремня и выполнении поплавка в виде тела вращения, в соединении поплавка с поясным ремнем;
в третьем варианте - в наличии поясного ремня и выполнении поплавка в виде тела вращения, в соединении поплавка с поясным ремнем посредством двух тросовых элементов (передний и задний), выполненных V- или Y-образными.
Перечень чертежей
На фиг.1-11 схематично показаны варианты спасательного средства:
фиг.1, 9 - первый вариант (фиг.1 - устройство, фиг.9 - применение);
фиг.2, 3, 10 - второй вариант (фиг.2, 3 - устройство, фиг.10 - применение);
фиг.4, 5, 6, 7, 8, 11 - третий вариант (фиг.4, 5, 6, 7, 8 - устройство, фиг.11 - применение).
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения
Спасательное средство по первому варианту изобретения (фиг.1, а также фиг.9) содержит поясной ремень 1, снабженный замковым соединением 2 его концов между собой и задним поясным элементом крепления 3(1), поплавок 4 по крайней мере с одним осевым поплавковым элементом крепления 5(1) и соединительный трос 6. Поясной ремень 1 и соединительный трос 6 выполнены с возможностью регулирования длины (средства регулирования не показаны). Задний поясной элемент крепления 3(1) выполнен в виде полукольца и установлен на задней части поясного ремня 1 с возможностью перемещения вдоль этого ремня. Поплавок 4 выполнен в виде тела вращения, удлиненного в направлении оси. На поверхности поплавка 4 в области по крайней мере одной точки пересечения этой поверхности с осью поплавка установлен упомянутый осевой поплавковый элемент крепления 5(1), выполненный в виде полукольца. К осевому поплавковому элементу крепления 5(1) присоединен или имеет возможность присоединения одним своим концом трос 6 при помощи соответствующего тросового элемента крепления, например карабина (не показан). Другим концом трос 6 при помощи другого тросового элемента крепления, например карабина (не показан), присоединен или имеет возможность присоединения к заднему поясному элементу крепления 3(1). Кроме того, на поверхности поплавка 4 в области другой точки пересечения этой поверхности с осью поплавка может быть установлен второй осевой поплавковый элемент крепления для присоединения к нему плавучего линя (на фиг.1 показаны без позиционных обозначений).
Спасательное средство по второму варианту изобретения (фиг.2, 3, а также фиг.10) содержит поясной ремень 1, снабженный замковым соединением 2 его концов между собой и двумя передними поясными элементами крепления 3(2), поплавок 4 с двумя осевыми 5(1) или боковыми 5(2) поплавковыми элементами крепления, а также два элемента соединения 7 поплавка 4 с поясным ремнем 1, которые выполнены, например, в виде коротких тросов с карабинами на концах.
Осевые 5(1) и боковые 5(2) поплавковые элементы крепления выполнены разъемными (например, в виде полуколец). Передние поясные элементы крепления 3(2) выполнены разъемными или неразъемными и расположены на передней стороне поясного ремня 1 симметрично относительно замкового соединения 2. Поплавок 4 выполнен в виде тела вращения, удлиненного в направлении оси. На поверхности поплавка 4 установлены два поплавковых элемента крепления 5, причем возможны два варианта этой установки - осевой 5(1) и боковой 5(2). По первому варианту установки (фиг.2) осевые поплавковые элементы крепления 5(1) установлены в областях точек пересечения поверхности поплавка 4 с осью поплавка. По второму варианту установки (фиг.3) боковые поплавковые элементы крепления 5(2) установлены в других точках, расположенных в одной плоскости с осью поплавка 4 и на одной образующей поверхности поплавка симметрично относительно геометрического центра поплавка.
Спасательное средство по третьему варианту изобретения (фиг.4, 5, 6, 7, 8, а также фиг.11) содержит поясной ремень 1, снабженный замковым соединением 2 его концов между собой, а также задним 3(1) и передним 3(2) поясными элементами крепления, поплавок 4 с осевыми 5(1) и/или боковыми 5(2) поплавковыми элементами крепления, а также два соединительных тросовых элемента - передний 6(1) и задний 6(2). Каждый соединительный тросовый элемент 6(1) и 6(2) выполнен V- или Y-образным с возможностью регулирования его длины (на фиг.4, 5, 6 и 7 показан вариант Y, на фиг.8 - вариант V для переднего элемента). При этом указанные соединительные тросовые элементы соединены с поплавком 4 и поясным ремнем 1 при помощи тросовых, поясных и поплавковых элементов крепления так, что тросовые элементы крепления (не показаны) установлены на концах соединительных тросовых элементов 6(1) и 6(2), поясные элементы крепления 3(1) и 3(2) установлены на поясном ремне 1, а поплавковые элементы крепления 5(1) и 5(2) установлены на поверхности поплавка. Поплавок 4 выполнен в виде тела вращения, удлиненного в направлении оси. На поверхности поплавка 4 может быть также установлен дополнительный поплавковый элемент крепления (не показан), предназначенный для соединения поплавка со спасательным линем.
В первой модификации третьего варианта изобретения (фиг.4, 8) на поверхности поплавка 4 установлены осевые поплавковые элементы крепления 5(1) в областях точек пересечения этой поверхности с осью поплавка. Данные элементы 5(1) предназначены для разъемного соединения поплавка 4 с верхними концами переднего 6(1) и заднего 6(2) соединительных тросовых элементов.
Во второй модификации третьего варианта изобретения (фиг.5) на поверхности поплавка 4 установлены боковые поплавковые элементы крепления 5(2) в точках, расположенных в одной плоскости с осью поплавка 4 и на одной образующей поверхности поплавка симметрично относительно геометрического центра поплавка. Данные элементы 5(2) предназначены для соединения поплавка 4 с верхними концами переднего 6(1) и заднего 6(2) соединительных тросовых элементов.
В третьей модификации третьего варианта изобретения (фиг.6, 7) на поверхности поплавка 1 установлены осевые 5(1) и боковые 5(2) поплавковые элементы крепления: на фиг.6 показан вариант этой модификации, где осевые поплавковые элементы крепления 5(1) предназначены для соединения поплавка 4 с верхними концами заднего соединительного тросового элемента 6(2), а боковые поплавковые элементы крепления 5(2) предназначены для соединения поплавка 4 с верхними концами переднего соединительного тросового элемента 6(1); на фиг.7 показан вариант этой модификации, где осевые поплавковые элементы крепления 5(1) предназначены для соединения поплавка 4 с верхними концами переднего соединительного тросового элемента 6(1), а боковые поплавковые элементы крепления 5(2) предназначены для соединения поплавка 4 с верхними концами заднего соединительного тросового элемента 6(2). Кроме того, на поясном ремне 1 установлен задний поясной элемент крепления 3(1), выполненный с возможностью перемещения вдоль поясного ремня 1 и предназначенный для соединения поясного ремня 1 с нижним концом заднего тросового элемента 6(2), и передний поясной элемент крепления 3(2), предназначенный для соединения поясного ремня 1 с нижним концом переднего тросового элемента 6(1). При этом передний поясной элемент крепления 3(2) выполнен либо совмещенным с замковым соединением 2 (фиг.4, 5, 6, 7), либо отдельно от указанного замкового соединения 2 (фиг.8).
Использование спасательного средства по первому варианту изобретения заключается в следующем (фиг.9, а также фиг.1).
Пловец перед входом в воду, находясь на земле в вертикальном положении, индивидуально подбирает, регулирует и надевает себе на пояс поясной ремень 1, фиксируя его на поясе при помощи замкового соединения 2. Далее при помощи заднего поясного элемента крепления 3(1) пловец подсоединяет к поясному ремню 1 один конец соединительного троса 6, другой конец которого он подсоединяет к осевому поплавковому элементу крепления 5(1). При этом пловец регулирует длину троса 6 под свой рост так, чтобы поплавок 4 находился между его коленом и его стопой. Спасательное средство готово к использованию.
При плавании кролем или брассом трос 6 и поплавок 4 должны располагаться со стороны спины пловца, при плавании на спине - со стороны живота. Это условие обеспечивается перемещением заднего поясного элемента крепления 3(1) вдоль поясного ремня 1 заранее или во время плавания.
Полифункциональность спасательного средства заключается в возможности его использования в различных ситуациях.
В ситуации обычного плавания поплавок 4 постоянно находится около пловца, благодаря чему пловец может в любое время использовать этот поплавок для отдыха.
В ситуации обучения плаванию инструктор присоединяет к поплавку 4 один конец плавучего линя (линь не показан), другой конец которого инструктор держит в руках. При этом плавучий линь может быть внешним элементом по отношению к рассматриваемому спасательному средству, но может быть его частью. В последнем варианте плавучий линь в собранном виде размещен внутри поплавка 4 и вытягивается из него на предельную длину, например 15 метров. Обучаемый плывет вдоль берега, а инструктор передвигается по берегу параллельно. При необходимости инструктор в состоянии оказать помощь обучаемому путем его вытаскивания на берег посредством плавучего линя.
В ситуации подачи тонущим пловцом сигнала о помощи спасатель подплывает, присоединяет один конец плавучего линя к поплавку 4 (к осевому поплавковому элементу крепления, с дальней стороны от тонущего пловца), а за второй конец линя другой спасатель вытягивает тонущего пловца. В ситуации оказания помощи спасателем, действующим в одиночку, данный спасатель подплывает к тонущему пловцу и предоставляет ему свой поплавок 4 для опоры. В ситуации трагического случая, когда тонущий пловец наглотался воды и ушел под воду, тыльная часть поплавка 4 остается на поверхности воды и видна спасателям. При этом тело тонущего пловца зависает под водой на длине троса 6. В этой ситуации действия спасателей по обнаружению тонущего пловца носят оперативный характер и не требуют участия водолаза.
Использование спасательного средства по второму варианту изобретения (фиг.10, а также фиг.2 и 3) заключается в таком соединении поплавка 4 с поясным ремнем 1, при котором поплавок располагается на уровне живота пловца. Этот вариант используется для отдыха пловца на воде в вертикальном положении. При этом предполагается, что используется тот же поплавок 4, что и в первом варианте, путем его дополнительного соединения при помощи элементов 7 с поясным ремнем 1, которое осуществляет сам пловец, находясь в воде (т.е. пловец, не отсоединяя соединительный трос 6, перемещает поплавок 4 в положение, как показано на фиг.10, и соединяет поплавок 4 с поясным ремнем при помощи элементов 7).
Использование спасательного средства по третьему варианту изобретения заключается в таком соединении поплавка 4 с поясным ремнем 1, при котором поплавок располагается за головой на уровне шеи, как показано на фиг.11. Этот вариант может быть использован для отдыха пловца на воде в горизонтальном положении на спине или для транспортирования пловца, нуждающегося в помощи. При этом предполагается, что используется тот же поплавок, что и в первом и втором вариантах, путем его иного соединения с поясным ремнем при помощи переднего 6(1) и заднего 6(2) соединительных тросовых элементов, выполненных V- или Y-образными. Данное соединение осуществляет или сам пловец, находясь в воде, или спасатель.
1. Спасательное средство, которое содержит поплавок, поясной ремень, снабженный замковым соединением его концов между собой, и соединительный трос, предназначенный для соединения поясного ремня с поплавком, при этом указанный трос либо соединен, либо может быть соединен с поплавком и поясным ремнем при помощи тросовых элементов крепления, установленных на концах соединительного троса, заднего поясного элемента крепления, установленного на поясном ремне в его задней части, и осевого поплавкового элемента крепления, при этом поплавок выполнен в виде тела вращения, удлиненного в направлении оси, на поверхности которого в области одной точки пересечения этой поверхности с указанной осью установлен упомянутый осевой поплавковый элемент крепления.
2. Спасательное средство по п.1, в котором соединительный трос выполнен регулируемым по длине.
3. Спасательное средство по п.1, в котором задний поясной элемент крепления установлен на поясном ремне с возможностью перемещения вдоль этого ремня.
4. Спасательное средство по п.1, в котором на поверхности поплавка установлен второй осевой поплавковый элемент крепления, предназначенный для соединения поплавка со спасательным линем.
5. Спасательное средство содержит поплавок, поясной ремень, снабженный замковым соединением его концов между собой, и два элемента соединения поплавка с поясным ремнем при помощи элементов крепления, причем для соединения поплавка с поясным ремнем на поверхности поплавка установлены либо два осевых поплавковых элемента крепления, выполненные разъемными, либо два боковых поплавковых элемента крепления, выполненные разъемными, а на поясном ремне установлены соответствующие два передних поясных элемента крепления, выполненные либо разъемными, либо неразъемными, которые расположены на передней стороне поясного ремня симметрично относительно замкового соединения концов поясного ремня между собой, а поплавок выполнен в виде тела вращения, удлиненного в направлении оси, на поверхности которого либо в областях точек пересечения этой поверхности с указанной осью установлены упомянутые осевые поплавковые элементы крепления, либо в других точках, расположенных в одной плоскости с указанной осью и на одной образующей поверхности поплавка симметрично относительно геометрического центра поплавка, установлены боковые поплавковые элементы крепления.
6. Спасательное средство содержит поплавок, поясной ремень, снабженный замковым соединением его концов между собой, передний соединительный тросовый элемент, выполненный V- или Y-образным, и задний соединительный тросовый элемент, выполненный V- или Y-образным, при этом указанные соединительные тросовые элементы соединены с поплавком и поясным ремнем при помощи соответствующих тросовых, поясных и поплавковых элементов крепления так, что тросовые элементы крепления установлены на концах соединительных тросовых элементов, поясные элементы крепления установлены на поясном ремне, а поплавковые элементы крепления установлены на поверхности поплавка, при этом поплавок выполнен в виде тела вращения, удлиненного в направлении оси, на поверхности которого установлены либо осевые поплавковые элементы крепления в областях точек пересечения этой поверхности с указанной осью, предназначенные для соединения поплавка с верхними концами переднего и заднего соединительных тросовых элементов, либо боковые поплавковые элементы крепления в точках, расположенных в одной плоскости с указанной осью и на одной образующей поверхности поплавка симметрично относительно геометрического центра поплавка, предназначенные для соединения поплавка с верхними концами переднего и заднего соединительных тросовых элементов, либо упомянутые осевые и боковые поплавковые элементы крепления так, что либо осевые поплавковые элементы крепления предназначены для соединения поплавка с верхними концами заднего соединительного тросового элемента, а боковые поплавковые элементы крепления предназначены для соединения поплавка с верхними концами переднего соединительного тросового элемента, либо осевые поплавковые элементы крепления предназначены для соединения поплавка с верхними концами переднего соединительного тросового элемента, а боковые поплавковые элементы крепления предназначены для соединения поплавка с верхними концами заднего соединительного тросового элемента, кроме того, на поясном ремне установлен задний поясной элемент крепления, предназначенный для соединения поясного ремня с нижним концом заднего соединительного тросового элемента, и передний поясной элемент крепления, предназначенный для соединения поясного ремня с нижним концом переднего соединительного тросового элемента, при этом передний поясной элемент крепления выполнен либо совмещенным с замковым соединением концов поясного ремня между собой, либо отдельно от указанного замкового соединения.
7. Спасательное средство по п.6, в котором передний соединительный тросовый элемент выполнен с возможностью регулирования по длине.
8. Спасательное средство по п.6, в котором задний соединительный тросовый элемент выполнен с возможностью регулирования по длине.
9. Спасательное средство по п.6, в котором задний поясной элемент крепления выполнен с возможностью перемещения вдоль поясного ремня.
10. Спасательное средство по п.6, в котором на поверхности поплавка установлен по крайней мере один дополнительный поплавковый элемент крепления, предназначенный для соединения поплавка со спасательным линем.