Комплексная добавка к автомобильным бензинам
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии и может быть использовано для изготовления комплексной добавки к бензину. Комплексная добавка в автомобильный бензин вводится до 10 мас.% и представляет собой в мас.%: монометиланилин 15-18, метилбензоат 5-6, спирты в сумме 20-40, эфиры в сумме остальное до 100. В качестве эфиров используют диизопропиловый, и/или метил-трет-бутиловый, и/или метил-трет-амиловый, и/или этил-трет-бутиловый, и/или этил-трет-амиловый эфир. В качестве спиртов используют изопропиловый, и/или изоамиловый, и/или изобутиловый спирт. Технический результат - увеличение октанового числа топлива, снижение токсичности отработавших газов, уменьшение расхода топлива, увеличение мощностных показателей двигателя, отсутствие расслоения и выпадения осадка в топливе с присадкой при отрицательных температурах. 2 з.п. ф-лы, 4 табл.
Реферат
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии и может быть использовано для изготовления комплексной добавки к бензину, применяемому в качестве топлива для автомобилей с искровым зажиганием.
Известна комплексная антидетонационная беззольная высокооктановая добавка к автомобильным бензинам, содержащая до 70% (по массе) N-метиланилина и не менее 30% (по массе) фэтерола с добавлением моющей присадки АВТОМАГ [RU 2139914 С1, С10L 1/18, 20.10.1999].
Недостатком этой добавки является ее невысокая антидетонационная активность, составляющая не более 6 единиц.
Наиболее близкой по технической сущности к предложенной является композиционная добавка к автомобильным бензинам на основе метил-трет-бутилового эфира с добавлением N-метиланилина, N,N-диметиланилина, анилина, нитробензола и спиртов, в качестве которых используется смесь этанола, изопентанола, изобутанола или трет-бутанола при следующем соотношении компонентов, мас.% [RU 2151169 С1, С10L 1/18, 20.06.2000]:
N-метиланилин - 20-25
Анилин - 0,5-5,0
N,N-диметиланилин - 0,5-5,0
Нитробензол - 5-6
Этанол - 10-15
Изобутанол или трет-бутанол - 8-12
Изопентанол - 5-10
Метил-трет-бутиловый эфир - до 100%
Недостатком этой композиционной добавки является относительно высокое осмоление бензина, поскольку в композиционную добавку входят легко окисляющиеся анилин и диметиланилин, что отрицательно влияет на потребительские свойства топлива.
Кроме того, к недостаткам этой композиционной добавки относится и ее токсичность, поскольку в ее составе присутствует нитробензол.
Еще одним недостатком композиционной добавки является отрицательное воздействие на металлы, вызванное присутствием воды, растворенной в этаноле, что приводит и к ухудшению коррозионных свойств металлов, находящихся с ним в контакте, а также к фазовой нестабильности бензина.
Требуемый технический результат заключается в создании комплексной добавки к автомобильным бензинам, обладающей высоким уровнем антидетонационной активности и в то же время сохраняющей высокие эксплутационные и экологические показатели топлива.
Для решения поставленной задачи предлагается комплексная добавка к автомобильным бензинам с содержанием ее в бензине до 10% массы, содержащая октаноповышающий компонент на основе монометиланилина (как чистого вещества с содержанием не менее 98%), алифатических спиртов и их эфиров, взятых в следующем соотношении, мас.%:
монометиланилин: 15-18
метилбензоат: 5-6
а спирты и эфиры взяты в соотношении между собой, мас.%:
спирты в сумме: 20-40
эфиры в сумме - остальное
В групповой состав спиртов входят: изопропиловый, и/или изоамиловый, и/или изобутиловые спирты в равных пропорциях.
В групповой состав эфиров входят: диизопропиловый, и/или метил-трет-бутиловый, и/или метил-трет-амиловый, и/или этил-трет-бутиловый, и/или этил-трет-амиловые эфиры в равных пропорциях.
Кроме перечисленных компонентов, в состав комплексной добавки к автомобильным бензинам входит метилбензоат, который позволяет увеличить энергетические характеристики автомобильных бензинов с предлагаемой комплексной добавкой и повысить их октановое число.
Содержание комплексной добавки в бензине до 10% массы. Таким образом, общее содержание монометиланилина в бензине составляет не более 1,8%, а кислорода - не превышает 2,7%.
Надо отметить, что в современных двигателях с искровым зажиганием, потребляющих высоооктановые бензины (марок Аи-92, Аи-95 и Аи-98) процесс окисления топлива происходит скоротечно (частота вращения коленчатого вала 3000-5000 мин-1) под большим давлением (за счет увеличения степени сжатия до е=12÷14) и, следовательно, при более высокой температуре в камере сгорания. Кроме того, атомарный кислород, находящийся в составе оксигенатов, вовлеченных в бензин, способствует дополнительному окислению топлива. В результате этого происходит более полное сгорание, в том числе продуктов осмоления N-метиланилина.
Также обязательным условием является введение в состав современных высокооктановых бензинов моющих добавок, способствующих выносу продуктов осмоления в зону горения и их последующего окисления.
Результаты проведенных исследований на базе Производственно-технологической лаборатории Волгоградской нефтебазы ООО «ЛУКОЙЛ -Нижневолжскнефтепродукт» в феврале 2011 г. показали возможность увеличения содержания N-метиланилина в высокооктановых бензинах марок Аи-92, Аи-95 и Аи-98 до 1,8% (об.) в комплексе с кислородосодержащими и моющими компонентами. Причем в процессе испытаний подтвердился синергетический эффект при использовании оксигенатов с N-метиланилином, что обеспечивает высокие антидетонационные свойства композиционной добавки.
Предлагаемая добавка может использоваться и без моющей присадки, так как функции последней выполняются компонентами, входящими в состав композиционной добавки.
Отличие предлагаемого решения состоит в совокупном содержании указанных выше компонентов, их соотношение является новым и обеспечивает получение добавки, обладающей более высокими свойствами по сравнению с известными добавками.
В результате введения в состав бензинов нескольких высших спиртов происходит стабилизация фазового состава при отрицательных температурах в случае попадания воды в бензин.
Также сохраняются энергетические характеристики бензинов и происходит растворение отложений на топливопроводной системе, впускных и выпускных трактах двигателя.
Кроме того, добавка включает до 6% метилбензоата, который обладает собственным октановым числом по моторному методу, равным 110 единицам.
Предлагаемую добавку готовят путем механического смешения компонентов. Компоненты необходимо вводить в добавку в полном объеме. Температуры кипения вводимых в добавку оксигенатов составляют от 55°С до 199,6°С, что позволяет добавке, как комплексу веществ, равномерно вписываться во фракционный состав бензина.
Указанным способом было приготовлено 6 образцов предлагаемой добавки, состав которых приведен в Таблице 1.
Значение октанового числа смесей определяли на установке УИТ-86 по ГОСТ 511-82 по моторному методу.
Таблица 1 | ||||||||
Компоненты | Содержание компонентов в образцах, мас.% | |||||||
№ | Спирты | Эфиры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | изопропиловый | - | 5 | 12 | 15 | 20 | 10 | 9 |
2. | изоамиловый | - | 5 | 5 | 10 | 10 | 10 | 9 |
3. | изобутиловый | - | 10 | 18 | 7 | - | 5 | 9 |
4. | - | диизопропиловый | 5 | 20 | 8 | 10 | 10 | 10 |
5. | - | метил-трет-бутиловый | 35 | - | 15 | 42 | - | 10 |
6. | - | метил-трет-амиловый | 5 | - | 5 | - | 10 | 10 |
7. | - | этил-трет-бутиловый | 10 | 15 | 10 | - | 15 | 10 |
8. | - | этил-трет-амиловый | 10 | 20 | 10 | - | 10 | 10 |
9. | метилбензоат | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
10. | N-метиланилин | 10 | 5 | 15 | 20 | 25 | 18 | |
11. | Октановое число по моторному методу на эталонном топливе при добавлении 10% (об.) добавки, единиц | 7,4 | 3,5 | 12,0 | 14,4 | 17,8 | 12,2 |
Ниже, в Таблице 2, приведены значения испытаний добавки на антидетонационную эффективность образца №6 из Таблицы 1 с различными композициями топлива по моторному методу ГОСТ 511-82.
Таблица 2 | ||||
п.п | Исследуемая база | |||
ОЧМ база | Содержание предлагаемой композиционной добавки, об.% | Полученное значение ОЧМ | ||
1. | Эталонное топливо (смесь изооктана с н-гептаном, 70:30, по объему) | 70 | база+10% добавки | 82,2 |
2. | Прямогонный бензин | 52,1 | база+10% добавки | 65,8 |
3. | Прямогонный бензин | 56,8 | база+10% добавки | 70,5 |
4. | Прямогонный бензин | 72,5 | база+5% добавки | 79,6 |
Повышение антидетонационной стойкости при использовании предлагаемой добавки обеспечивается проявлением синергизма в антидетонационном эффекте N-метиланилина и оксигенатов в указанном соотношении.
Использование такой смеси позволяет обеспечить прирост октанового числа моторного топлива более 12 единиц при введении ее в концентрации 10% (по объему) к эталонному топливу (см. табл.2).
Предлагаемая добавка может вводиться в бензин любых марок в концентрации до 10% (об.). При этом общая концентрация N-метиланилина в топливе не превышает 1,8%.
Данные, приведенные в Таблице 3, подтверждают, что предлагаемая добавка позволяет улучшить антидетонационные свойства современных автомобильных бензинов.
Таблица 3 | ||||
п.п. | Исследуемая база | |||
ОЧМ база | Содержание предлагаемой композиционной добавки, об.% | Полученное значение ОЧМ | ||
1. | Бензин А-76 | 77,2 | база+10% добавки | 82,5 |
2. | Бензин А-92 | 84,2 | база+5% добавки | 86,6 |
3. | Бензин А-92 | 83,4 | база+10% добавки | 88,2 |
4. | Бензин А-95 | 85,6 | база+7% добавки | 88,1 |
В таблице 4 приведены свойства бензинов с предлагаемой добавкой по ГОСТ Р 51866-2002.
Таблица 4 | ||||||
№ п/п | Наименование показателей | Фактические результаты анализа (значение номера образца из таблицы 3) | НД на методы испытания | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. | Детонационная стойкость: октановое число по моторному методу | 82,5 | 86,6 | 88,2 | 88,1 | ГОСТ 511-82 |
2. | Фракционный состав, температура начала перегонки, °С | 38 | 38 | 38 | 38 | ГОСТ 2177-99 |
3. | - 10% бензина перегоняется при температуре | 46 | 52 | 55 | 65 | |
4. | - 50% бензина перегоняется при температуре | 85 | 80 | 85 | 85 | |
5. | - 90% бензина перегоняется при температуре | 175 | 185 | 181 | 188 | |
6. | - конец кипения бензина | 203 | 201 | 195 | 191 | |
7. | Давление насыщенных паров бензина, кПа | 78,7 | 70,0 | 75,5 | 70,5 | ASTMD 323 |
8. | Индукционный период на месте производства бензина, мин | 600 | 600 | 600 | 600 | ASTMD 525 |
9. | Испытание на медной пластинке | выд. | выд. | выд. | выд. | ГОСТ 6321 |
10. | Массовая доля серы, % | 0,05 | 0,035 | 0,04 | 0,05 | ГОСТ 19121 |
11. | Плотность при 20°С, г/см3 | 0,729 | 0,733 | 0,744 | 0739 | ГОСТР 51069-97 |
Фазовая стабильность добавки и ее смеси с бензином проверялась при их охлаждении до минус 50°С. После охлаждения добавка и ее смесь с бензином не расслаивались и не выделяли осадка.
Анализ токсичности выхлопа двигателя при работе на различных топливах проводили по концентрации вредных веществ (СО, СН) в отработанных газах и определяли в соответствии с методикой ОСТ 37.001.070-94.
Результаты испытаний показали, что при использовании бензина с предлагаемой добавкой мощностные показатели двигателя увеличились на 1,0-2,5%, а удельный расход топлива снизился на 2-4%. При использовании добавки в концентрации 10% (по объему) концентрация монооксида углерода снизилась на 3500-8000 ррm, концентрация углеводородов снизилась на 250-400 ррm, концентрация NOx в отработанных газах при введении в бензин N-метиланилина в количестве до 2% (об.) не увеличивается.
Таким образом, предложенная комплексная добавка к автомобильным бензинам обеспечивает более высокий уровень антидетонационной активности, эксплутационных и экологических показателей топлива.
В частности, в результате введения в состав бензинов нескольких высших спиртов происходит стабилизация фазового состава при отрицательных температурах, сохраняются энергетические характеристики бензинов и происходит растворение отложений на топливных магистралях двигателя.
1. Комплексная добавка к автомобильным бензинам, содержащая спирты и эфиры, отличающаяся тем, что содержание комплексной добавки в автомобильном бензине составляет до 10 мас.%, и в состав которой входят монометиланилин и метилбензоат, взятые в соотношении, мас.%:
монометиланилин | 15-18 |
метилбензоат | 5-6, |
спирты в сумме | 20-40 |
эфиры в сумме | остальное |
2. Комплексная добавка к автомобильным бензинам по п.1, отличающаяся тем, что в качестве эфиров используют диизопропиловый, и/или метил-трет-бутиловый, и/или метил-трет-амиловый, и/или этил-трет-бутиловый, и/или этил-трет-амиловый.
3. Комплексная добавка к автомобильным бензинам по п.1, отличающаяся тем, что в качестве спиртов используют изопропиловый, и/или изоамиловый, и/или изобутиловый спирт.