Способ развития сознания у учащихся внешкольного образовательного учреждения
Изобретение относится к области педагогики и психологии. Развитие сознания у учащихся внешкольного образовательного учреждения проводят по трем личностно-ориентированным программам: подготовительной, начальной и основной. В подготовительной программе с использованием лекций и бесед добиваются ознакомления учащихся с основами знаний нравственных законов, в начальной программе - с их усвоением, в основной - закреплением и утверждением их в качестве нормы жизни. Каждая программа включает пять блоков. Диагностический блок включает выявление личностных особенностей ребенка. Установочный блок включает создание доверительной атмосферы, сопереживания, участия. Информационный блок включает лекции, способствует повышению мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям. Коррекционный блок включает создание условий для перевода эмоций из бессознательной сферы в сознательную, развитие и формирование у ребенка ролевой позиции в достижении успехов в освоении знаний. Оценочный блок включает определение изменений в эмоциональном, психологическом статусе, степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости. Переход от одной программы к другой осуществляют при успешном достижении учащимся желаемых результатов. Способ повышает эффективность развития сознания у учащихся, за счет соблюдения последовательного, комплексного, индивидуально-личностного, дифференцированного, системно-структурного, функционального, целостного и интегрального подходов, определяющих техническую стратегию коррекции и включающих единый системный комплекс психологического и психотерапевтического воздействия. 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к области педагогики и психологии и может быть использовано во внешкольном образовательном учреждении для воспитания молодого поколения.
Аутогенная тренировка предложена в 1932 г. немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970 гг.). Изучая самоотчеты людей, погруженных в гипнотическое состояние, И.Г.Шульц заметил, что физиологические сдвиги сопровождаются определенными ощущениями. Например, расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести, а наполнение кровью капилляров кожи - ощущением тепла. Им был предложен метод вызывания физиологического сдвига путем пассивной концентрации внимания на зачатках ощущения, вызывающего этот сдвиг. Так концентрация внимания на реальной тяжести тела способствует углублению расслабления мышц, а концентрация на реальном тепле тела - притоку крови в капилляры кожи.
Известен способ коррекции психоэмоциональных и психосоматических состояний путем самогипноза (Б.М.Алман, М.Т.Ламбру "Самогипноз", М., "Класс", 1995 г., с.11-49).
Способ включает постановку цели самогипноза - избавление от патологического или достижение желаемого (необходимого) психоэмоционального и/или психосоматического состояния; анализ анамнеза; рациональную психотерапию; подбор максимально индивидуализированных образцов и символов, ассоциируемых с желаемым состоянием, процессом, ощущением, объяснение техники погружения в гипнотическое состояние, включающее мышечную релаксацию с использованием вербального самовнушения, образного представления и счета, способствующих расслаблению, самогипнотизации. Процедуру релаксации проводят путем выполнения напряжений-расслаблений мышц или путем последовательного достижения в мышцах конечностей и туловища ощущений расслабленности, тяжести и тепла.
Известен способ аутогенной тренировки, в котором повторяют ранее заученные наизусть лечебные стихотворные тексты. Причем используют запись стихотворного текста, каждую строку которого обозначают первой буквой строки текста. Остальное место строки используют для нанесения отметок или знаков, которые после повторения строк текста группируют в столбик (патент РФ №2272658).
Известен способ аутогенной тренировки, который включает ментальный тренинг, элементы аутогенной тренировки, содержащей выполнение последовательного по этапам расслабления мышц, представления потоков энергии по телу, вовлечение дыхания, привлечение воображения.
При этом поэтапное расслабление организма осуществляют с увеличением количества воздействующих на организм элементов в определенной последовательности. После каждого из этапов проводят контроль за частотой пульса, а к следующему этапу переходят только при оптимальной частоте пульса (Патент на изобретение №2155075 A61M 21/00).
Известен способ коррекции психоэмоциональных и психосоматических состояний, заключающийся в анализе анамнеза, формулировании цели самогипноза, использовании выбранного пациентом из предлагаемого перечня одного мантроподобного звукосочетания, наделенного гипнотической и суггестивной силой "ключа к здоровью", рациональной психотерапии, релаксации в гипнотическом состоянии, лечебном самовнушении по 4 программам: первая содержит информацию о том, что желаемое состояние будет достигнуто в результате сеанса самогипноза (проговаривается до сеанса самогипноза); вторая - формулы самовнушения, в которых наступление гипнотического состояния связывают с повторением мантроподобного звукосочетания и релаксацией; третья - формулы лечебного самовнушения; четвертая - формулы постгипнотического самовнушения. Пациенту сообщают информацию после рациональной психотерапии о подобии мозга человека биокомпьютеру и возможности самопрограммирования, об оздоравливающем и гармонизирующем влиянии на организм определенных звуков. Пациенту предлагают сформулировать 4 последовательные программы: утвердительную, позитивную, без частицы "не" в тексте, конкретную и без противоречий (пат. №2155076, A61M 21/00, 2000 г.).
Однако известный способ, задачей которого является получение стойкого психотерапевтического эффекта, не обеспечивает достижения этой задачи у детей ввиду своей крайне узкой направленности, т.к. предусматривает возможность проведения психокоррекции только с взрослым контингентом путем гипноза с самопрограммированием, повторением мантропоподобных звукосочетаний. Предлагаемые задания и формулы сложны для детского восприятия, не учитывают психофизиологических особенностей развивающегося ребенка, его ведущей психологической и личностно-значимой деятельности.
Целью изобретения является повышение эффективности способа за счет соблюдения последовательного, комплексного, индивидуально-личностного, дифференцированного, системно-структурного, функционального, целостного и интегративного подходов, определяющих техническую стратегию коррекции и включающих единый системный комплекс психологического и психотерапевтического воздействия.
Цель достигается тем, что используют способ, включающий анализ анамнеза, проведение рациональной психотерапии и релаксации, причем развитие сознания проводят по трем личностно-ориентированным программам: подготовительной, рассчитанной на осуществление в младших классах (с первого по четвертый), начальной - с пятого по восьмой класс, основной - в девятом-десятом, одиннадцатом классах. В подготовительной программе с использованием лекций и бесед добиваются ознакомления учащихся с основами знаний нравственных законов, в начальной программе - с их усвоением, в основной - закреплением и утверждением их в качестве нормы жизни; каждая программа включает пять блоков: диагностический блок, содержащий сбор и анализ анамнеза, а также выявление личностных особенностей ребенка, путем проведения бесед; установочный блок, включающий создание доверительной атмосферы, путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия; информационный блок, включающий лекции, способствующий повышению мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям; коррекционный блок, в котором методами музыкотерапии, арттерапии, игротерапии, физических упражнений в рамках рациональной психотерапии активизируют ребенка, создают условия для перевода эмоций из бессознательной сферы в сознательную, развивают и формируют у ребенка ролевую позицию в достижении успехов в освоении знаний, проводят упражнения в изометрическом режиме, сочетающиеся с дыхательными упражнениями и самомассажем биологически активных точек конечностей; повышают мотивацию на обучение и личностное развитие, а в начальной и основной программах осуществляют занятия аутотренингом с проговариванием формул самовнушения, составленных на базе нравственных законов; оценочный блок включает определение изменений в эмоциональном, психологическом статусе, степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости, путем проведения бесед; каждый учащийся проходит все программы, при этом переход от одной программы к другой осуществляют при успешном достижении учащимся желаемых результатов.
Способ реализуют следующим образом.
Используют способ, включающий анализ анамнеза, проведение рациональной психотерапии и релаксации, причем развитие сознания проводят по трем личностно-ориентированным программам: подготовительной, рассчитанной на осуществление в младших классах (с первого по четвертый), начальной - с пятого по восьмой класс, основной - в девятом-десятом, одиннадцатом классах; в подготовительной программе с использованием лекций и бесед добиваются ознакомления учащихся с основами знаний нравственных законов, в начальной программе - с их усвоением, в основной - закреплением и утверждением их в качестве нормы жизни; каждая программа включает пять блоков: диагностический блок, содержащий сбор и анализ анамнеза, а также выявление личностных особенностей ребенка, путем проведения бесед; установочный блок, включающий создание доверительной атмосферы, путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия; информационный блок, включающий лекции, способствующий повышению мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям; коррекционный блок, в котором методами музыкотерапии, арттерапии, игротерапии, физических упражнений в рамках рациональной психотерапии активизируют ребенка, создают условия для перевода эмоций из бессознательной сферы в сознательную, развивают и формируют у ребенка ролевую позицию в достижении успехов в освоении знаний, проводят упражнения в изометрическом режиме, сочетающиеся с дыхательными упражнениями и самомассажем биологически активных точек конечностей, повышают мотивацию на обучение и личностное развитие, а в начальной и основной программах осуществляют занятия аутотренингом с проговариванием формул самовнушения, составленных на базе нравственных законов; оценочный блок включает определение изменений в эмоциональном, психологическом статусе, степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости, путем проведения бесед; каждый учащийся проходит все программы, при этом переход от одной программы к другой осуществляют при успешном достижении учащимся желаемых результатов.
Приводим примеры практической реализации способа
Саша К. 7 лет, ученик 1 класса общеобразовательной школы. Зачислен во внешкольное образовательное учреждение 21 августа 2001 года. Ребенок из благополучной семьи, его дошкольному воспитанию уделялось достаточно много времени. Состояние здоровья хорошее.
В результате анкетирования матери ученика и беседы с ним выявлено, что у Саши проявляется повышенная физическая активность, непосредственность, подражательность, неумение долго концентрироваться на чем-то одном, быстрая утомляемость, несамостоятельность, эмоциональность и восприимчивость, потребность в одобрении. У него высок авторитет взрослого. Все его предложения взрослых принимаются и выполняются очень охотно, их суждения и оценки, выраженные в эмоциональной и доступной для ребенка форме, легко становятся суждениями и оценками ребенка. Саша эмоционально нестабилен; эмоции неустойчивые, кратковременные. Боится темноты, чужих людей и т.д. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?» Представления ребенка о времени, пространстве и числах довольно ограничены. Задает много вопросов по этому поводу.
Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Более легко запоминает слова, чем мысли. Обладает огромной любознательностью и воображением. Игрушки для него живые. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Саша зачислен в состав группы сверстников, с каждым из которых проводились беседы с включением создания доверительной атмосферы путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия.
Установлены добрые отношения между учащимися и педагогом. Учитель - старший товарищ, желает добра Саше К. и каждому ученику из группы.
Поставлена цель - основное внимание во время предстоящих занятий уделять повышению уровня духовно-нравственного образования.
Первые дни обучения посвящены повышению мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям, в виде уроков, бесед.
Ежедневно по будням ребенок после занятий в школе находился во внешкольном образовательном учреждении в течение 2-4 часов.
Время занятий распределялось следующим образом. В течение 25-30 минут проводилось групповое обсуждение событий дня в школе и дома каждого учащегося с их оценкой. После перерыва (перемены) занятия физическими упражнениями в изометрическом режиме, дыхательная гимнастика, самомассаж точек, стимулирующих жизнедеятельность организма. В заключение занятий беседа по одному из вопросов морали, этики, взаимоотношений между людьми и т.д., т.е. вопросов нравственного воспитания детей.
Пример темы занятий.
Человек - часть царства животного мира. Чем похож человек на животное? Чем человек отличается от животного? Примеры из литературных произведений, мультфильмов. Детям предлагается пронаблюдать за поведением человека и животных, найти сходство и различие в поведении.
Правила поведения - зачем они? Знакомство с разными правилами поведения. Наблюдаем за собой и другими: как и какие правила поведения выполняются в разных ситуациях.
В оставшееся время ученик под контролем учителя проводил в оборудованных уголках для занятий компьютерами, рисованием, лепкой, моделированием, музыкотерапией, арттерапией, игротерапей, сказкотерапией. Занятия проводились с перерывами через 30-40 мин, с включением физических упражнений в изометрическом режиме и дыхательной гимнастики.
Ежедневно занятия проводились с последовательным выполнением психокоррекционных упражнений психотерапевтической направленности с плавным повышением сложности и числа заданий, наблюдением за эмоционально-поведенческими реакциями ребенка с предоставлением свободного выражения своих чувств, ощущений, возникающих во время занятий. Один-два раза ежемесячно осуществлялась оценка - с установлением степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости и возможности перехода к соответствующей части программы, причем переход осуществлялся при успешном выполнении упражнений и достижении ребенком желаемых результатов и динамического наблюдения для определения изменений в его эмоциональном, психологическом статусе.
Во втором классе у Саши возросла физическая активность, повысилось стремление к активной практической деятельности, эмоциональность, дружелюбие, стала проявляться соревновательность. В то же время каждая неудача вызывала резкую потерю интереса к делу.
Диагностический блок, содержащий сбор и анализ анамнеза, а также выявление личностных особенностей ребенка путем проведения бесед, к этому времени не являлся ведущим, как и установочный блок. Доверительная атмосферы путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия была создана ранее и поддерживалась на достаточно высоком уровне. Информационный блок включал контроль уровня мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям. Ведущую роль в воспитании ребенка выполнял коррекционный блок, в котором снимали остроту переживаний, создавали условия для перевода негативных эмоций из бессознательной сферы в сознательную, развивали и формировали у ребенка ролевую позицию в достижении успехов в освоении знаний, повышали мотивацию на обучение и личностное развитие, при этом осуществляли мышечную релаксацию.
Беседы с ребенком явились одним из самых благотворных методов воздействия.
Легко освоил постепенно усложнявшийся комплекс физических упражнений в изометрическом режиме и дыхательную гимнастику. Расширился круг интересов, нравилось исследовать все, что незнакомо. Нравилось собирать коллекцию почтовых марок, причем для него главное не качество, а количество.
Свободно выражал свои эмоции. Эмоционально быстро включался в споры. Нравилось рассказывать смешные истории. Появилось желание быть самостоятельным. Хорошо приспособился к обществу вне семейного круга. Начал вести дневник, который, при отсутствии необычных обстоятельств, представлял педагогу один раз в неделю
Примером бесед, проведенных с Сашей и группой, куда он был зачислен, было обсуждение темы: «Древо как пример развития мира, плоды деятельности человека». На протяжение трех занятий обсуждению подвергались вопросы: «Генодрево как всеобщая модель мира», «Древо как отражение причинно-следственных связей», «Будущее как следствие сегодняшних причин».
Серьезное внимание уделялось физическому воспитанию ученика.
Гимнастические упражнения в изометрическом режиме в сочетании с дыхательной гимнастикой использовались с первых дней пребывания ребенка в учреждении. Упражнения не требуют специально оборудованных помещений, залов, не сопряжены с повышенной двигательной активностью, не вызывают обильного потовыделения, а, следовательно, и необходимости приема гигиенического душа. Упражнения в изометрическом режиме способствуют борьбе с гиподинамией, обеспечивают стимулирование обменных процессов в организме ребенка, являются эффективным средством для наращивания мышечной массы.
Проведенные исследования свидетельствовали о том, что тренировка мышц в изометрическом режиме приводит к интенсивному развитию мышечной силы и массы и имеет определенное преимущество перед изотонической тренировкой. При этом выполнение изометрических напряжений мышц мобилизующе влияет на мотонейронный аппарат. Установлено, что при использовании движений в качестве лечебного фактора в мышцах усиливаются ресинтез гликогена, утилизация безбелкового азота, повышается синтез белков и потребление кислорода (М.Р.Магендович, 1965; Н.Н.Яковлев, 1965; Т.Н.Несмеянова, 1971). Это обстоятельство имеет принципиальное значение. Эти и другие обстоятельства позволили широко использовать изометрическую гимнастику в лечебной физкультуре (В.В. Карепов Г.В. ЛФК и физиотерапия в системе реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга. - К: Здоровья, 1991).
В нашей практике использовались упражнения индивидуальные, выполняемые самими учащимися, и упражнения с помощью. К числу индивидуальных упражнений относятся упражнения с использованием окружающих предметов (столы, стулья, стены и т.п.) и без их использования. Для выполнения упражнений осуществляют сгибание и разгибание сегментов конечностей в суставах ладони, лучезапястном, локтевом, плечевом, тазобедренном, коленном, голеностопном суставах, суставах стопы. Длительность напряжения 2-6 секунд. Физические упражнения применяют с соблюдением основных принципов физкультуры: систематичность, регулярность, длительность, рассеянность нагрузки.
После выполнения 1-2 упражнений выполняли комплекс дыхательных упражнений, способствующий формированию и развитию правильного дыхания. Кроме того и при выполнении упражнений соблюдают правило дыхания: на вдохе следует напрячь мышцы, вовлеченные в действие, а при выдохе, наоборот - расслабить. Вторая стадия комплекса предусматривает обратный принцип дыхания во время работы мышц. То есть здесь необходимо при выдохе напрячь мышцы, а при вдохе - расслабить мышцы.
После упражнений осуществляли самомассаж общеукрепляющих биологически активных точек верхних и нижних конечностей, например, расположенной на тыле кисти точки Хе-гу и в области верхней трети голени - Цзу-сань-ли, учитывая общеукрепляющее их действие на организм человека и биологическую активность (В.И.Дубровский. Энциклопедия массажа. М., Флинта, 2000, стр.307-309).
Занятия завершались упражнениями на расслабление мышц верхних и нижних конечностей.
Саша успешно завершил подгототовительную программу. Использовавшиеся методы музыкотерапии, арттерапии, игротерапии, сказкотерапии, физических изометрических упражнений, сочетавшихся с дыхательными упражнениями в рамках эмоционально-стрессовой и краткосрочной рациональной психотерапии, способствовали активизации ребенка, создали условия для перевода негативных эмоций из бессознательной сферы в сознательную, позволили развить и формировать у ребенка ролевую позицию в достижении успехов в освоении знаний, использованные упражнения по освоению локомоторных действий способствовали повышению мотивации на обучение и личностное развитие.
После летних каникул состоялась встреча с учителем, при которой были обсуждены с ребенком события минувшего лета, дана оценка событиям, были выявлены личностные особенности ребенка. Как и в предыдущем году установочный блок включал создание доверительной атмосферы путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия. Были намечены цели и задачи предстоящего года, в числе которых была задача повышения мотивации на самосовершенствование и интереса к занятиям, освоение мышечной релаксации, овладение аутотренинга с проговариванием формул самовнушения; подбор коррекционных занятий с изометрическими упражнениями, включающих упражнения различной сложности и направленности психотерапевтического воздействия.
Преподаватель составил последовательно индивидуальные личностно-ориентированные программы, направленные на повышение уровня образования, привитие духовно-нравственных основ жизнедеятельности, развитие творческих способностей, повышение успеваемости, дисциплинированности, порядочности, культуры, умение сделать выбор в современной информационной среде, гармонизацию отношений с окружающими людьми, в семье, оптимизацию использования сил и времени, психологическую устойчивость, здоровый образ жизни.
Основная программа предусматривает углубление и совершенствование перечисленных направлений. С учетом возрастных особенностей учащихся и выявленных в ходе занятий их индивидуальных особенностей у подростков появляются первые признаки так называемого «ценностного конфликта». Он выражается в активном отстаивании собственного, особого понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности в самых различных областях жизни и сферах человеческой деятельности. В это время подросток начинает с особым удовольствием уличать родителей, взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и правилам, которые провозглашают и которых стараются придерживаться в семье, на работе, в деловых и личных отношениях. У них происходят изменения в мышлении. Требуют фактов и доказательств. Они больше не принимает с готовностью все, что им говорят, и подвергает все критике. Особенно критичны к авторитетам. Не любят разделять одинаковые убеждения с другими. Для них трудно принять те соображения, которые идут вразрез с их желаниями.
Начинают мыслить абстрактно, но обычно находят всему только крайние «контрастные» объяснения. Возрастает способность к логическому мышлению.
Нередко наступает разрыв семейных связей. Растет желание дружить с группой сверстников. Возникает желание быть независимым от взрослых, поскорее самому встать взрослым. Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер.
Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Ярко выраженная тяга к противоположному полу, формирование собственной точки зрения.
В ходе бесед и лекций ставятся задачи:
ознакомление учащихся с мировым культурным наследием, накопленным прошлым с древних времен и до современности, осознание значимости этого наследия в различных областях человеческой деятельности; формирование представлений о связи времен: прошлого, настоящего, будущего; осмысление понятия «здоровье» и его составляющих, причин и следствий болезней, способов его восстановления; получение знаний об объединении прошлого и настоящего, на основе видения плюсов и минусов для формирования будущего; получение навыков диагностирования времени в мигах пребывания в прошлом, настоящем, будущем.
Особенностью предлагаемого способа является самостоятельное осознание каждым ребенком изучаемых нравственных законов, что ведет к их реализации. Тем самым решается проблема неисполнения ребенком простого формулирования нравственных законов через запреты и предписания, вроде «нельзя…», «не красиво…», «не хорошо…», «надо уважать…», а иногда даже ребенок, получив такое предписание от взрослого, ведет себя еще хуже. Курс обучения развивает интеллектуальные способности ребенка в части знаний о человеке (физиологические и психологические характеристики) и окружающем мире.
В рамках предлагаемого способа сделан акцент на культурное развитие ребенка, рассматривая понятие «культура» как метод взаимодействия ребенка с окружающим миром (людьми, объектами живой и неживой природы), тем самым достигая более высокую цель повышения культуры общества в целом.
Посредством изучения описанных ниже тем занятий у ребенка постепенно формируется сознательное мировоззрение, позволяющее ему гармонично контактировать со своим окружением, меньше попадать в затруднительные ситуации (с преподавателями, сверстниками, родителями), получить навыки достижения поставленных целей. Подобное формирование мировоззрения ребенка происходит управляемым образом, а не хаотично (например, подражание героям понравившегося фильма или знакомому). Ребенок получает навык самостоятельного анализа совершаемых человеком поступков и принятия нравственных решений.
Использование аутотренинга позволил ученику научиться управлять собой, быть здоровым душой и телом, через чистоту тела, мыслей, слов, поступков.
Аутотренинг все чаще заменяет беседы и лекции. Знания, полученные учащимися в предыдущие годы в области социально-нравственного развития, используются при составлении формул аутотренинга.
Мы используем способ аутотренинга, который включает ментальный тренинг, элементы аутогенной тренировки, содержащей выполнение последовательного по этапам расслабления мышц, представления потоков энергии по телу, вовлечение дыхания, привлечение воображения. При этом поэтапное расслабление организма осуществляют с увеличением количества воздействующих на организм элементов в определенной последовательности. В качестве тематики формул внушения в состоянии аутогенного погружения мы используем сведения, полученные детьми при их обучении по программе социально-нравственного развития. К ним относятся:
Верность, преданность Родине. Защита Родины. Патриотизм и толерантность. Процветание Родины.
Санкт-Петербург - любимый город.
Моя дача - олицетворение встречи с природой.
Природа и человек. Я и природа.
Вера в себя. Управление сомнениями. Надежда и самостоятельность.
Добродетели и пороки. Нравственность и равновесие, обуздание эмоций.
Ограничения в окружающем мире и стремление к свободе. Свобода как состояние.
Свойства личности и состояния. Доброта. Благожелательность. Сострадание. Сопереживание.
Состояния при контакте с произведениями искусства.
Мои недостатки.
Излечиться от болезней.
Моя профессия. Стать профессионалом.
Приводим в качестве примера одну из формул внушения в состоянии аутогенного погружения.
Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Любовь к родителям дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Мне легко любить их. Общаясь с отцом и мамой, я остаюсь свободным. Сейчас я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Они любят меня и верят, что я всегда буду оправдывать их ожидание видеть во мне продолжение нашего рода, что я становлюсь все более взрослым, рассудительным, справедливым по отношению к ним и всем родственникам. Всегда испытываю чувство любви и благодарности к моим родителям за то, что я есть на земле. Мама. Зрительный образ ее у меня перед глазами видится мне четко, ясно. Она добрая, внимательная, ласковая. Все лишнее отбрасываю. Моя любовь к маме действует теперь сама собой, по привычке, позволяет мне совершенствовать мои физические и духовные качества. Будет так всегда. Я люблю маму, это моя мама. Папа. Всегда вижу те трудности, которые он преодолел в жизни. Ясно вижу его. Он видится мне как на экране, выпукло, ярко, контрастно. Всегда буду гордиться моим отцом. Хочу быть похожим на него, быть всегда справедливым, честным, любящим свою семью и детей. Я люблю своих родителей. Чувствую, что с каждым днем мое отношение к родителям становится более близким, сосредоточенным, сильным. С каждым днем я все лучше и лучше вижу всю семью единой, любимой. Ясно, отчетливо. Мой взгляд свободен, спокоен, ясен. Я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Посторонние мысли не беспокоят. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую свое внимание. У меня отличная память. Моя память улучшается с каждым днем. Нужное запоминается само собой, без всяких усилий и высвечивается как на экране - полно и точно. Я люблю семью. Я наслаждаюсь этой любовью. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Любовь к семье дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Я люблю семью. Я буду любить всегда.
Результатом обучения во внешкольном образовательном учреждении является то, что ребенок усвоил смысл понятий и законов нравственности, культуры, взаимодействия человека с окружающим миром (объектами природы и обществом); научился наблюдать, описывать и объяснять природные явления, процессы жизнедеятельности человека, результаты жизнедеятельности людей, причинно-следственные связи; научился самостоятельно решать задачи, встающие перед ним, объяснять свои решения, обосновывать поступки; осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; оптимально расходовать жизненные ресурсы (время и потенциал), безопасно контактировать с окружающим миром.
В учащемся сформировались такие нравственные качества личности, как уважительное отношение к другим людям, спокойствие, свобода от чужого влияния, уверенность в своих силах, благожелательность и самостоятельность, самообладание и трудолюбие. Хорошее взаимоотношение с учителем во внешкольном образовательном учреждении и с учителями школы повлекло повышение успеваемости, уменьшение разбросанности, упорядочивание мыслительной деятельности, что в свою очередь привело к улучшению памяти, сокращению времени, необходимого для приготовления уроков. Уроки усваивались с удовольствием и сопровождались желанием познания нового. Понимание ранее неясных отношений между людьми привело к осознанному подходу в выборе круга общения, миру и согласию в семье.
Осознанный выбор профессии позволил ученику легко выбрать ВУЗ и поступить в него.
В качестве одного из критериев оценки достижений учащихся явились анкетные данные по проводимым темам до проведения курса и после, а также мнения родителей учеников, завершивших обучение во внешкольном образовательном учреждении.
Оценка физического развития учащихся осуществлялась с использованием программы, предложенной Н.В.Гончар (Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2003611283, 28.05.2003, Гончар Н.В., Питерский М.В).
Рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния генетических, алиментарных, травматических, социальных, культурных и политических факторов. Достигаемые показатели физического развития индивидуальны для каждого ребенка. Вариабельность показателей роста и развития так велика, что адекватно они могут быть оценены только при использовании статистических методов.
Анализ результатов исследования физического развития учащихся показал, что по основным показателям выпускники внешкольного образовательного учреждения отличались от других учеников в лучшую сторону (мышечная масса, динамометрия, жизненная емкость легких, тесты на выносливость). Наряду с этим следует учитывать небольшое число пропущенных по болезни занятий, высокие успеваемость и результаты сдачи государственных экзаменов, небольшое число правонарушений, допущенных учениками. Все перечисленное свидетельствует о высокой полезности образовательной деятельности, осуществляемой с применением предлагаемого способа.
Внедрение способа в педагогическую практику позволит в значительной мере позволит содействовать эффективному решению проблемы наркомании и алкоголизма среди населения, пропаганде и формированию здорового, трезвого образа жизни жителей региона, в условиях демографической катастрофы, кризиса семьи, утраты морально-нравственных ориентиров у молодежи, роста алкоголизма, наркомании, проституции, детской преступности.
Способ развития сознания у учащихся внешкольного образовательного учреждения, включающий анализ анамнеза, проведение рациональной психотерапии и релаксации, отличающийся тем, что развитие сознания проводят по трем личностно-ориентированным программам: подготовительной, рассчитанной на осуществление в младших классах, с первого по четвертый, начальной - с пятого по восьмой класс, основной - в девятом-десятом, одиннадцатом классах; в подготовительной программе с использованием лекций и бесед добиваются ознакомления учащихся с основами знаний нравственных законов, в начальной программе - с их усвоением, в основной - закреплением и утверждением их в качестве нормы жизни; каждая программа включает пять блоков: диагностический блок, содержащий сбор и анализ анамнеза, а также выявление личностных особенностей ребенка, путем проведения бесед; установочный блок, включающий создание доверительной атмосферы путем эмпатического выслушивания, сопереживания, участия; информационный блок включающий лекции, способствующий повышению мотивации на самосовершенствование и интереса к психотерапевтическим занятиям; коррекционный блок, в котором методами музыкотерапии, арттерапии, игротерапии, физических упражнений в рамках рациональной психотерапии активизируют ребенка, создают условия для перевода эмоций из бессознательной сферы в сознательную, развивают и формируют у ребенка ролевую позицию в достижении успехов в освоении знаний, проводят упражнения в изометрическом режиме, сочетающиеся с дыхательными упражнениями и самомассажем биологически активных точек конечностей; повышают мотивацию на обучение и личностное развитие, а в начальной и основной программах осуществляют занятия аутотренингом с проговариванием формул самовнушения, составленных на базе нравственных законов; оценочный блок включает определение изменений в эмоциональном, психологическом статусе, степени освоения и приобретения навыков эмоционального реагирования, нервно-психической устойчивости путем проведения бесед; каждый учащийся проходит все программы, при этом переход от одной программы к другой осуществляют при успешном достижении учащимся желаемых результатов.