Способ реабилитации людей, страдающих химической зависимостью

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может использоваться для реабилитации людей, страдающих химической зависимостью. Больному оказывают медицинскую помощь, включающую в себя на биологическом уровне устранение физической зависимости путем осуществления комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к наркотику, перестройки метаболических процессов, которые формируют влечение, учета генетической предрасположенности, дополнительно используют в качестве лечебной физкультуры йогу коррекцию психологической зависимости. На психическом уровне используют манипулятивные стратегии, методику системной интервенции, а также логотерапию, арт-терапию, когнитивно-бихевиоральную терапию, информационно-познавательные мероприятия и индивидуальную психокоррекционную работу с пациентом. На социальном уровне - устранение созависимости путем создания групп само- и взаимопомощи на основе программы «12 шагов», организации семейной психотерапии, участия в различных программах реабилитации и реадаптации пациентов, проводится социально-психологическая реабилитация родственников наркоманов, при этом в качестве специалистов, осуществляющих программу реабилитации, используют «консультантов», решивших свою проблему с наркотиками. Реабилитация проводится в три этапа: на первом этапе психологическая коррекция производится преимущественно с использованием логотерапии. На втором и третьем этапах - в основном, с применением когнитивно-бихевиоральной терапии и экзистенциальной терапии, а также арт-терапии в виде визуальных видов творчества. Социально-психологическая реабилитация родственников осуществляется преимущественно на третьем этапе. Информационно-познавательные мероприятия и индивидуальная психокоррекционная работа с пациентом и занятия йогой проводятся на всех трех этапах. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации наркозависимых. 2 ил., 3 пр.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может использоваться для реабилитации людей, страдающих химической зависимостью.

Известен способ лечения наркомании, представленный в з. РФ №2003114822 по кл. A61B 10/00, з. 12.05.03., опубл. 27.12.04.

Известный способ представляет собой многоуровневую систему оказания медицинской помощи и включает в себя устранение физической зависимости, коррекцию психической зависимости, поддерживающую терапию и реабилитацию, при этом первый уровень осуществляется путем подготовки больного к скоростной детоксикации, второй уровень - проведением интенсивной терапии по проведению ускоренной и безболезненной детоксикации, третий уровень - коррекцией грубых биологических сдвигов, четвертый уровень представляет собой стабилизацию гомеостаза центральной нервной системы и периферических органов, пятый уровень - индивидуальная противорецидивная лекарственная и немедикаментозная терапия в сочетании с психологической поддержкой личности на семейном и индивидуальном уровнях, последний уровень - реабилитация индивидуального характера с учетом личностных особенностей и склонностей наркоманов, причем во время всего процесса лечения используют лекарственные препараты, изготовленные на перерабатывающих заводах из конфискованных правоохранительными органами средств и психотропных веществ (насколько это понятно из опубликованной формулы заявки). Недостаток известного способа заключается в его сложности, а также постоянном использовании лекарственных средств.

Известен способ реабилитации наркоманов, описанный в статье «Психология и клиника наркологической зависимости. Современные подходы к реабилитации наркоманов», 2007 г., на сайте www.bestreferat.ru/referat-90380.html.

В известной статье как один из основополагающих факторов рассматривается создание реабилитационной среды для наркоманов.

Недостатком известного способа является его невысокая эффективность из-за ограниченности средств воздействия.

Наиболее широко в мире в настоящее время используется программа «12 шагов» для реабилитации алкоголиков и наркоманов. Используется эта программа и в нашей стране.

По этой программе работают, в частности, в Тюмени (см. сайт tyumen.samopoznanie.ru/shcool/sch-v-sp/12shagov/., 2006-2007 гг., Центр психологической помощи им. Марины Гутерман (см. www.marinacenter.ru/zavisimosti/article/programma12shagov.html), Медико-реабилитационный центр на Украине (см. сайт medicina2000.com.ua/reabilitacia/12-shadov.php) и т.п. Известен способ лечения по Миннесотской модели, также основанный на программе «12 шагов».

Известный способ основан на концепции терапевтического сообщества, основные роли в котором играют «консультанты» - люди, прошедшие реабилитацию по программе «12 шагов» и получившие после этого специальное образование. Он включает следующие фазы - установление первичного контакта и создание мотивации к выздоровлению, период детоксикации, духовную, психологическую и социальную реабилитацию и ресоциализацию.

Известный способ получил широкое распространение в мире, хотя его эффективность не всегда удовлетворительна. К сожалению, и программа «12 шагов», и Миннесотская программа в России вообще работают плохо по следующим причинам.

1) За рубежом медицина давно уже платная и бесплатно проводимые названные программы воспринимаются с благодарностью и привлекают пациентов. У нас эти программы на фоне существовавшей общей бесплатной медицины и ее остатков воспринимаются как очередная «халява» и не воспринимаются всерьез.

2) За рубежом в странах развитого капитализма общество давно состоит из «индивидуалистов», поэтому группы взаимопомощи также являются необычным явлением и привлекают пациентов.

3) Американское общество является в основной массе его верующим, поэтому там легко воспринимается необходимость обратиться в трудный час к Богу (что является важным элементом в этих программах), чего нет в нашем обществе, где долгое время насаждался атеизм.

В последнее время специалисты считают одной из приоритетных задач в области наркологии объединение медицинского и послемедицинского этапов работы и обозначают его как медико-социальный этап, предполагающий объединение усилий медицинских работников и специалистов по социальной работе.

Достаточно подробно описан такой способ лечения героиновых наркоманов в статье «Социальная работа с героиновыми наркоманами. Технология лечения и социальной реабилитации» (см. Приложение к заявке и информационно-публицистический портал www.narkotiki.ru/expert_5485o.html). Данный способ выбран в качестве прототипа.

По данному способу основные направления совместной деятельности медицинских работников и специалистов по социальной работе включают в себя:

1) формирование у больного осознанной стабильной мотивации или установки на окончательный отказ на потребление героина, на активное включение в реабилитационный процесс;

2) осуществление комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к героину, предотвращение рецидивов болезни;

3) редуцирование поведенческих, аффективных, интеллектуальных расстройств, развившихся или усугубившихся в процессе болезни;

4) укрепление здоровья больного на основе обучения навыкам здорового образа жизни;

5) коррекция структуры личности больного для обеспечения позитивного личностного развития;

6) повышение уровня социального функционирования больного, формирование или восстановление позитивных семейных и средовых связей;

7) перестройка нейромедиаторных систем, участвующих в формировании потребности в психоактивном веществе;

8) перестройка метаболических процессов, которые формируют влечение;

9) генетическая предрасположенность.

Описанный способ лечения является многоуровневым и включает в себя на первом уровне биологически ориентированное воздействие на наркомана в виде медикаментозного лечения с использованием препаратов, регулирующих нейромедиацию, а также немедикаментозные методы - рефлексотерапию, электростимуляцию, на психическом уровне воздействия для подавления патологического влечения к наркотическому веществу применяется психотерапевтическое воздействие в виде методов, использующих преимущественно манипулятивные стратегии (суггестивные методы [внушение]); гипнотерапия; поведенческие, такие как психодрама по Д. Морено; игровые (ситуационно-психологический тренинг); групповые дискуссионные методы) и методов, использующих развивающие личность стратегии (гештальт-терапия (принцип «здесь» и «сейчас»); экзистенциальная терапия; терапия решения проблем; методика системной интервенции), на социальном уровне воздействия для уменьшения созависимости (деформация взаимоотношений и индивидуального поведения, ролевые сдвиги и искажение психоэмоционального состояния у членов социального окружения больного) используются группы само- и взаимопомощи в рамках программы «12 шагов».

Из перечисленных в статье направлений лечения видно, что основная их часть ориентирована на биологическое воздействие на больного (2,7-9), часть на психологическое воздействие (1, 3, 5) и оставшаяся малая часть - на социальное воздействие (4, 6), т.е. преимущественно предполагается медицинское лечение.

Из описания способа лечения также видно, что слабо учитывается одно из важнейших изменений личностного развития больного - утрата понимания смысла жизни, обусловленная в нашей стране резкой сменой социально-экономической формации, а вместе с нею столь же резким изменением нравственных критериев и снижением уровня духовности в обществе. Между тем, утрата понимания смысла жизни очень сильно усложняет самое начало лечения - формирование мотивации или установки на отказ от потребления наркотиков и затрудняет коррекцию структуры личности больного для обеспечения позитивного развития.

Недостатком известного метода является весьма низкая его эффективность из-за указанной выше причины, минимальной интегрированности больных в эти программы, а также неиспользования программ социальной реабилитации.

Задачей является повышение эффективности реабилитации.

Поставленная задача решается тем, что в способе реабилитации наркоманов, представляющем собой многоуровневую систему оказания медицинской помощи и включающем в себя устранение физической зависимости на биологическом уровне путем осуществления комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к наркотику, перестройки метаболических процессов, которые формируют влечение, учета генетической предрасположенности, коррекцию психологической зависимости на психическом уровне с использованием психотерапевтического воздействия в виде методов, использующих преимущественно манипулятивные стратегии (суггестивные методы [внушение]; поведенческие; игровые (ситуационно-психологический тренинг); групповые дискуссионные методы) и методов, использующих развивающие личность стратегии (экзистенциальная терапия; терапия решения проблем; методика системной интервенции), на социальном уровне - устранение созависимости путем создания групп само- и взаимопомощи на основе программы «12 шагов», организации семейной психотерапии, участия в различных программах реабилитации и реадаптации пациентов, согласно изобретению при реабилитации на биологическом уровне дополнительно используют в качестве лечебной физкультуры йогу, на психическом уровне коррекция психологической зависимости среди методов, использующих развивающие личность стратегии, включает в себя дополнительно логотерапию, арт-терапию, когнитивно-бихевиоральную терапию, а также информационно-познавательные мероприятия и индивидуальную психокоррекционную работу с пациентом, на социальном уровне для реабилитации наркоманов используется терапевтическое сообщество, дополнительно проводится социально-психологическая реабилитация родственников наркоманов, причем в качестве специалистов, осуществляющих программу реабилитации, используют «консультантов», решивших свою проблему с наркотиками, имеющих стаж ремиссии не менее 3-х лет и получивших специальное психолого-педагогическое образование, при этом реабилитация проводится в три этапа: на первом этапе психологическая коррекция производится преимущественно с использованием логотерапии, на втором и третьем этапах - в основном, с применением когнитивно-бихевиоральной и экзистенциальной терапии, а также арт-терапии с использованием визуальных видов творчества, социально-психологическая реабилитация родственников осуществляется преимущественно на третьем этапе, информационно-познавательные мероприятия и индивидуальная психокоррекционная работа с пациентом и занятия йогой проводятся на всех трех этапах.

Использование на первом этапе реабилитации преимущественно логотерапии при коррекции психологической зависимости дает возможность найти больному человеку смысл своего существования даже в ситуациях, представляющихся безвыходными, стать причиной формирования установки на отказ от наркотиков и научиться способам создания смысла жизни через альтруизм, самоотверженность, творчество, самоактуализацию, что в совокупности с применением на следующем этапе методов арт-терапии, дающей возможность относительно безболезненного доступа к глубинному писхологическому состоянию пациента и осуществления объективного контроля его, позволяет естественно и бережно исцелять и развивать душу через художественное творчество, а когнитивно-бихевиоральная терапия в совокупности с экзистенциальной терапией на втором и третьем этапах реабилитации обеспечивает нахождение новых форм поведения, дает возможность найти искажения в мышлении и обучить более реалистичному восприятию жизни, уменьшает вероятность рецидива, обеспечивая в совокупности более эффективное оздоровление наркоманов. Информационно-познавательные мероприятия также способствуют развитию личности в позитивном направлении. Индивидуальная психокоррекционная работа психолога с пациентом в совокупности с использованием в качестве консультантов реабилитированных больных, решивших свои проблемы с наркотиками и получивших специальное психолого-педагогическое образование, значительно повышает эффективность лечения, поскольку больной видит, что проблему своего заболевания он тоже может решить.

На физическом (биологическом) уровне использование в качестве лечебной физкультуры йоги позволяет сделать тело более сильным и гармоничным, позы йоги увеличивают приток крови к органам, оздоровляя все системы в теле. На ментальном уровне в йоге используется техника контроля дыхания (пранаяма) и медитации (дхъяна) для успокоения, очищения и дисциплинирования ума. В целом йога увеличивает общий уровень здоровья.

Использование для реабилитации наркоманов терапевтического сообщества, персонал которого не противопоставляет себя наркоманам, а сотрудничает с ними, в совокупности с проведением социально-психологической реабилитации повышает эффективность социальной реабилитации больных.

Технический результат - повышение эффективности реабилитации.

Заявляемый способ обладает новизной в сравнении с прототипом, отличаясь от него такими существенными признаками как использование при реабилитации на биологическом уровне только лечебной физкультуры в виде йоги, на психическом уровне при коррекции психологической зависимости среди методов, использующих развивающие личность стратегии, включение дополнительно на первом этапе логотерапии, арт-терапии, на втором этапе - сочетания когнитивно-бихевиоральной и экзистенциальной терапии, а также арт-терапии, информационно-познавательных мероприятий и индивидуальной психокоррекционной работы с пациентом и йоги на всех трех этапах, использование на социальном уровне при реабилитации терапевтического сообщества, использование в качестве консультантов пациентов, прошедших реабилитацию, имеющих ремиссию не менее 3-х лет и получивших специальное психолого-педагогическое образование, проведение на третьем этапе дополнительно социально-психологической реабилитации родственников наркоманов, обеспечивающих в совокупности достижение заданного результата.

Хотя сами по себе известны многие психологические методики, такие как логотерапия, когнитивно-бихевиоральная терапия, арт-терапия и т.п., а также йога, программа «12 шагов» однако их совместное в вышеуказанной последовательности применение, дающее эффективное воздействие на человека, страдающего химической зависимостью, заявителю неизвестно, поэтому заявитель считает, что заявляемый способ соответствует критерию «изобретательский уровень».

Заявляемый способ может найти широкое применение в медицине для реабилитации нарко- и алкогольно-зависимых больных, а потому соответствует критерию «промышленная применимость».

Изобретение иллюстрируется чертежами, где показаны на:

- фиг.1 - процент выздоровления пациентов по годам;

- фиг.2 - график заполняемости центра.

В Приложении также приведены в качестве иллюстрирующего материала копии рисунков больных в начале и в конце реабилитационного курса.

Заявляемый способ заключается в следующем.

Вначале больному оказывают помощь на биологическом уровне для устранения физической зависимости путем осуществления комплекса лечебно-психолого-терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию влечения к наркотику, перестройки метаболических процессов, которые формируют влечение, учета генетической предрасположенности. Дополнительно используют в качестве лечебной физкультуры йогу.

Затем проводят коррекцию психологической зависимости на психическом уровне с использованием психотерапевтического воздействия в виде методов, использующих преимущественно манипулятивные стратегии (суггестивные методы [внушение]; поведенческие, игровые (ситуационно-психологический тренинг); групповые дискуссионные методы) и методов, использующих развивающие личность стратегии (экзистенциальная терапия; терапия решения проблем; методика системной интервенции). Среди методов, использующих развивающие личность стратегии, используют дополнительно на первом этапе логотерапию, арт-терапию, на втором и третьем этапах - когнитивно-бихевиоральную терапию и арт-терапию, а также информационно-познавательные мероприятия и индивидуальную психокоррекционную работу с пациентом на всех трех этапах.

На социальном уровне осуществляют устранение созависимости путем создания групп само- и взаимопомощи на основе программы «12 шагов», организации семейной психотерапии, участия в различных программах реабилитации и реадаптации пациентов. Также используется терапевтическое сообщество, на третьем этапе дополнительно проводится социально-психологическая реабилитация родственников наркоманов.

При этом на всех уровнях в качестве специалистов, осуществляющих программу реабилитации, используют «консультантов», решивших свою проблему с наркотиками, имеющих стаж ремиссии не менее 3-х лет и получивших психолого-педагогическое образование.

Практическая структура реабилитационного процесса следующая.

На индивидуальном консультировании до принятия решения о помещении пациента в реабилитационный центр выявляется отсутствие противопоказаний для пребывания в центре.

На предварительном этапе перед началом реабилитационного процесса проводится подготовка пациента к реабилитации, включающая: 1) работу с самим пациентом и 2) работу с членами его семьи.

Цель работы с самим пациентом - формирование осознанной мотивации к трезвости и выздоровлению и включение его в реабилитационный процесс.

Эта работа заключается в достижении следующих личностных принципов реабилитации пациента: согласие на лечение, ответственность, отказ от употребления ПАВ, доверие, партнерство.

Согласие в данном случае означает такое поведение пациента, когда он добровольно или добровольно-принудительно подтверждает свое участие в лечебно-реабилитационном процессе. В любом случае согласие пациента всегда обусловлено различными внутренними (или внутриличностными) и внешними (межличностными, социальными) факторами и поэтому лишь условно может базироваться на свободе индивидуального выбора.

Отказ от употребления ПАВ - этот важный принцип формирует реальную установку у пациентов и их родственников на невозможность умеренного, «нормального» употребления наркотиков ПАВ без негативных последствий в виде рецидивов болезни, психосоциальной деградации и пр.

Ответственность означает, что в процессе реабилитации пациент берет на себя личную ответственность за свои чувства, поступки, взаимоотношения, свое поведение и выздоровление и обязуется следовать рекомендациям программы и правилам сообщества.

Доверие возникает в результате контакта с конкретными сотрудниками реабилитационного центра (консультантом, психологом) и связано с конкретными аргументами и примерами из жизни членов сообщества, подтверждающими его надежду на выздоровление, в связи с чем реабилитационный процесс становится не только понятным, но и результативным.

Партнерство базируется на обеспечении доверительных отношений пациента и персонала, их уважении друг к другу.

Реабилитация для лиц с наркотической и/или алкогольной зависимостью проходит в три этапа.

Темы, рассматриваемые в ходе реабилитации, при индивидуальной и групповой работе:

1) зависимость и связанные с ней симптомы;

2) люди, места и вещи, связанные с зависимостью;

3) тяга к наркотику;

4) ситуации повышенного риска;

5) социальное давление, побуждающее к употреблению;

6) компульсивное поведение;

7) синдром отставленной абстиненции;

8) инструменты предотвращения срыва;

9) идентификация начала срыва;

10) духовность;

11) стыд и вина;

12) исследование своих личностных особенностей;

13) дефекты характера;

14) определение и удовлетворение потребностей;

15) контролирование гнева и злости;

16) преобразование зависимого поведения.

На протяжении всего периода реабилитации осуществляется участие в реабилитационном процессе родственников больного, для которых проводятся следующие мероприятия:

1) семейное консультирование с психологом;

2) динамические группы для родственников;

3) участие в работе групп самопомощи РЦ «Крылья»;

4) проведение тематических лекций.

Первый этап реабилитации (стационарный) имеет продолжительность 21-42 дня. На первом этапе осуществляются следующие мероприятия:

1) знакомство пациента с условиями содержания, режимом, правилами, правами и обязанностями пациентов и персонала реабилитационного центра;

2) включение пациента в систему самообслуживания и личной гигиены;

3) первичное тестирование, направленное на исследование личностно-мотивационной сферы и консультация психолога;

4) индивидуальное консультирование с «равным» консультантом. При этом консультантом является лицо, решившее свою проблему с наркотиками, имеющее стаж ремиссии не менее 3-х лет и получившее специальное психолого-педагогическое образование. Работа по «шагам»;

5) выполнение пациентом индивидуальных психокоррекционных и пошаговых заданий;

6) участие пациентов в работе «малых групп» - чтение выполненных заданий, обратная связь;

7) участие пациентов в работе динамических групп;

8) участие пациентов в работе групп самопомощи реабилитационного центра (РЦ);

9) проведение информационно-познавательных мероприятий: лекции, тематические видеофильмы;

10) занятия лечебной физкультурой (йогой).

На каждом индивидуальном занятии рассматривается определенная тема. Но в пределах любой темы материал может быть рассмотрен в рамках специфичной ситуации каждого отдельного пациента так, чтобы представление пациентов о зависимости и о проблемах восстановления стало цельным, системным и соответствовало представлениям о болезни и реабилитации от нее, содержащимся в программе.

На биологическом уровне устранение физической зависимости проводится естественным путем только за счет перестройки режима и занятий йогой.

При этом коррекция психологической зависимости проводится следующим образом.

Вначале проводится обследование пациента, в ходе которого:

- изучается динамика развития личности химически зависимого лица и история его болезни;

- выявляются наиболее устойчивые индивидуально-психологические особенности личности - характер, психологическая защита, эмоционально-волевая сфера, способности;

- изучается смысловая сфера личности - система отношений, направленности, ценностные ориентации;

- исследуются самосознание, самооценка, самоуважение, содержательные аспекты отношения к себе;

- изучаются особенности межличностных отношений, выявляются доминирующие трансакции;

- анализируются осознаваемые компоненты мотивации обращения к химическому веществу.

На основании полученных в ходе обследования данных строится индивидуальная личностно-ориентированная психокоррекционная технология, которая осуществляется на информационном, поведенческом, экзистенциальном уровнях.

Информационный уровень включает теоретическое информирование химически зависимого лица о предпосылках возникновения, особенностях развития зависимости, бессознательных мотивах потребления алкоголя или наркотика. Он позволяет построить личную программу выздоровления, где пациент не полагается на внешние силы, автоматически не зависит от методов, медикаментов и указаний специалистов. Он должен знать о своих внутренних ресурсах.

Информационный уровень включает лекции, беседы, аудио- и видеотерапию, проработку специальной литературы.

Пациент получает информацию о природе химической зависимости, соотносит ее с личностными проявлениями алкоголизма, наркомании, анализирует свой жизненный путь и намечает перспективы дальнейшей трезвой жизни. Приобретение нового информационного уровня, повышение общей информированности и расширение поля сознания позволяет пациенту реалистично подойти к собственной личности, выявить психологические защиты, сформировать адекватное отношение к проблемам, переосмыслить свои жизненные ценности и установки.

На первом этапе реабилитации пациенту важно осознать смысл, ценность именно его жизни, что становится причиной установки (цели) на реабилитацию. На психическом уровне при индивидуальной работе с пациентами и на лекциях проводится коррекция психологической зависимости, использующая преимущественно логотерапию, или как ее еще называют, психотерапию смысла, которая рассматривает человека в 3-х неразделимых измерениях: физическом, психологическом и духовном. Смысл жизни можно найти на трех уровнях человеческого бытия:

1) на уровне действия (дело);

2) на уровне переживания (эмоции);

3) на уровне отношения к обстоятельствам.

На данном этапе на психологическом и духовном уровне смысл жизни определяется на уровнях переживания (эмоций) и отношения к обстоятельствам.

Существует несколько способов создания (обретения) смысла жизни. Это альтруизм, самоотверженность, творчество, гедонизм и самоактуализация.

В качестве главного и наиболее приемлемого способа используется самоактуализация, которая может быть осуществлена в 2-х формах: направленности на себя или направленности вовне.

Реальной является направленность на себя на уровне переживания (эмоций) и на уровне отношения к обстоятельствам. Исходя из этого, на первом этапе темы лекций и индивидуальной и психокоррекционной работы затрагивают следующие аспекты:

- духовность (определение истинной ценности в жизни конкретного человека, достижение внутреннего, душевного комфорта, правильное использование ресурсов души, понимание цели своих устремлений);

- химическая зависимость (объяснение того, что зависимость (алкогольная, наркотическая, токсическая) - первичная неизлечимая прогрессирующая болезнь, болезнь тела и разума, обусловленная нездоровьем души; принятие того, что ты болен, приводящее к пониманию необходимости лечиться);

- бессилие перед алкоголем/наркотиком (понимание и принятие своего бессилия перед алкоголем/наркотиком - начало пути к свободе от него путем исключения его из своей жизни; понимание того, что ценой за выпивку становится сама жизнь);

- неуправляемость (объяснение того, что наше неумение справляться с эмоциями и поведением - результат нашей зависимости; принятие необходимости адекватно реагировать на внешние обстоятельства и спокойно воспринимать отрицательные результаты своих действий и решений, стремясь к душевному равновесию);

- письменная работа (ответы на вопросы о том, как влияет на Вас Ваше бессилие перед алкоголем/наркотиком; что значит для Вас неуправляемость);

- путь к здравомыслию (в чем найти опору для своей борьбы с недугом - в примере другого, победившего свою болезнь; поиск решения своей проблемы с помощью группы других людей, имеющих опыт трезвой жизни) + письменный анализ своего здравомыслия);

- отказ от своеволия (приход к вере в Бога), как его понимает пациент.

На этом этапе также применяется экзистенциальная терапия, основным принципом которой является стремление постичь что-либо в отношении каждого конкретного человека в контексте его конкретной жизни. Она помогает справиться с такими тупиковыми на данном этапе жизненными ситуациями, как опустошенность, потеря жизненных принципов, потеря ощущения полноты жизни, кризис.

В конце первого этапа пациентам задаются письменные работы по прослушанным темам относительно лично них. В качестве контроля реального состояния пациента на этом этапе также может использоваться арт-терапия, например рисование на тему «Я и моя семья», «Моя болезнь». Как правило, рисунки этого этапа очень мрачные, что служит подтверждением их состояния (см. Приложение, часть 1).

Критериями оценки успешного прохождения первого этапа реабилитации служат:

- следование режиму и правилам внутреннего распорядка;

- преодоление анозогнозии (такого искажения восприятия, при котором больной не обнаруживает болезненности своего состояния, не имеет критической оценки своего дефекта);

- ответственное и качественное выполнение всех заданий для самостоятельной работы;

- снижение уровня эмоционального напряжения (определяется путем сравнения результатов психологического тестирования в начале и в конце первого этапа);

- активное участие в групповой работе;

- появление навыков самоанализа и рефлексов.

В качестве лечебной физкультуры используется йога. Многие специалисты, изучающие йогу, пришли к выводу, что йогические техники позволяют достичь релаксации и уменьшить стресс. Йога строится на том, что некоторые позы тела в сочетании со схемой дыхания могут влиять на настроение и самонастройку человека, помогая ему таким образом вернуть хорошую физическую форму. Йога требует не просто несколько часов в неделю для оздоровления, она постепенно начинает менять образ жизни практикующего ее. Йога обладает теми же положительными эффектами, что и хорошо продуманная программа упражнений, увеличивая общий уровень здоровья и выносливости и снижая вред, приносимый человеку повседневным стилем жизни. Кроме того, занятия йогой не требуют дополнительных тренажеров или приспособлений.

Второй этап реабилитации (амбулаторный) продолжительностью 21 день, проводится на базе Центра.

На втором этапе проводятся все те же мероприятия, что и на первом этапе. Здесь психокоррекциониая технология направлена больше на поведенческий уровень.

Поведенческий уровень психокоррекционной работы направлен на выработку новых поведенческих стереотипов, укрепление образовавшихся познавательных вариаций.

Для этого на втором этапе реабилитации активно проводится когнитивно-бихевиоральная терапия, влияющая на чувства и поведение человека, поскольку то, что человек чувствует, как ведет себя и взаимодействует с окружающими, существенно влияет на его мысли, а также экзистенциальная терапия, которая рассматривает каждого конкретного пациента в контексте его конкретной жизни. Этот этап помогает пациенту лучше познать себя и разобраться в себе.

Поэтому индивидуальная работа с пациентами и лекции имеют следующее информационно-познавательное содержание:

1) познание себя через:

а) самопринятие самого себя (смирение);

б) проявление таких качеств как:

- терпение;

- честность, открытость;

- радость за других;

- гордость;

- благодарность;

- целеустремленность;

- великодушие;

- реализм;

- перфекционизм;

- оптимизм;

- сила воли;

- смирение;

в) преодоление таких качеств и чувств как:

- самосожаление;

- эгоистичность;

- гнев;

- похоть и секс;

- гордыня;

- страх;

- скрытность, нечестность;

- лень;

- обидчивость;

- зависть, ревность;

- одиночество.

На этом этапе в работе с каждым конкретным пациентом экзистенциальная терапия также используется для борьбы с нерешительностью, переживанием утрат, неудачами, навязчивыми мыслями и действиями.

По каждой из перечисленных тем после занятий проводится письменный самоанализ в виде ответов на вопросы, который также письменно подытоживается в виде таблицы своих достоинств и недостатков (по анализу наличия или отсутствия положительных и отрицательных перечисленных качеств и чувств).

Здесь также используются манипулятивные стратегии, такие как игровые (ситуационно-психологический тренинг). Применяется арт-терапия в ее визуальных видах: живопись, графика, рисование, лепка, фотография, песочная терапия. Арт-терапия способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных мыслей и эмоций. Она же служит для объективного контроля состояния пациента - по характеру рисунков можно судить о том, как изменяется мировоззрение пациента (см. Приложение, часть 2). При групповой работе арт-терапия развивает в пациентах важные социальные навыки.

Критериями оценки успешного прохождения второго этапа реабилитации служат:

- следование режиму и правилам внутреннего распорядка. Искренняя заинтересованность в работе по программе «12 шагов»;

- ответственное и качественное выполнение всех заданий для самостоятельной работы;

- активное участие в групповой работе;

- постоянный самоанализ и рефлексия;

- изменение стиля общения с деструктивного на конструктивный;

- снижение уровня психологических защит (отрицания, проекции, вытеснения, регрессии). Выявляется путем сравнения результатов тестирования в начале и в конце второго этапа. Также используются тематические рисунки пациентов;

- стремление оказывать посильную помощь новичкам.

Ниже приведен примерный режим нескольких дней на данном этапе.

Распорядок дня (суббота)

08-00 Подъем.
08-15 Лечебная физкультура (йога)
09-15 Завтрак
10-00 Утренняя проверка самоанализа и дневника чувств в малой группе
11-00 Лекция, проверка знаний
13-30 Обед
15-00 Динамическая группа
16-10 Лечебная физкультура
17-10 Проверка знаний, индивидуальная работа по заданиям
19-00 Группа самопомощи центра «Крылья»
20-00 Ужин
21-00 Просмотр и обсуждение тематических видеофильмов
24-00 Отбой.

Распорядок дня (воскресенье)

08-00 Подъем
08-16 Лечебная физкультура (йога)
09-16 Завтрак
10-00 Утренняя проверка самоанализа и дневника чувств в малой группе
11-00 Уборка территории Центра
13-30 Обед
15-00 Уборка территории центра
16-10 Лечебная физкультура
17-10 Проверка знаний, индивидуальная работа по заданиям (рисование на тему «Я и мое выздоровление», лепка).
19-00 Группа самопомощи центра «Крылья»
20-00 Ужин
21-00 Просмотр и обсуждение тематических видеофильмов
24-0 Отбой.

В качестве лечебной физкультуры практикуются занятия йогой.

После успешного завершения второго этапа пациент переводится на третий этап.

Третий этап реабилитации (стабилизационный) продолжается 21 день и проводится на базе Центра. На третьем этапе осуществляется постепенная интеграция реабилитируемых в социум. Проводятся следующие мероприятия:

1. Индивидуальное консультирование с «равным» консультантом. Работа по «шагам».

2. Выполнение пациентом индивидуальных психокоррекционных и пошаговых заданий.

3. Участие пациентов в работе динамических групп.

4. Участие пациентов в работе групп самопомощи РЦ «Крылья».

5. Индивидуальная психокоррекционная работа с психологом.

6. Проведение информационно-познавательных мероприятий: лекции, тематические видеофильмы.

7. Самостоятельное посещение реабилитантом групп самопомощи АА/АН (анонимные алкоголики/анонимные наркоманы) в соответствии с рекомендациями Центра «90 дней-90 групп».

Примерный распорядок дня на этом этапе приведен ниже.

Распорядок дня на неделю

14.30-16.00 Динамическая группа

16.15-18.30 Индивидуальные консультации с психологом и/или консультантом (работа по «шагам»)

19.00-20.0 Группа самопомощи Центра «Крылья».

После прохождения третьего этапа реабилитации пациент включается в программу самопомощи АА/АН, работающих как на базе РЦ (реабилитационного центра) «Крылья», так и других. Он может получать психологическую и консультационную помощь, принимать участие в лекциях и семинарах, проводимых на базе Центра, работать в Центре в качестве равного консультанта.

При поступлении в РЦ «Крылья» на каждого пациента заводится личное дело, в котором находятся следующие документы:

- индивидуальная карта пациента;

- соглашение о прохождении программы индивидуальной реабилитации;

- расписка 1: «о добровольном соглашении на ограничение некоторых личных прав на период прохождения программы социальной реабилитации»;

- расписка 2 «о добровольном согл