Клапан

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в химической, нефтегазодобывающей и других отраслях промышленности. Клапан содержит корпус с крышкой и размещенный в ней зафиксированный от поворота с помощью закладного элемента шпиндель с установленным на верхнем торце указателем хода, управляемый через резьбовую втулку маховиком, и сальниковый узел, причем крышка выполнена за одно целое с цилиндрической стойкой, имеющей два наружных симметрично расположенных окна, в верхней части последних перпендикулярно выполнены пропилы, в которые установлен закладной элемент, охватывающий центральной выемкой лыски шпинделя. Наружный диаметр закладного элемента выполнен равным наружному диаметру стойки и зафиксирован охватывающим стойку шильдом. Указатель хода закрыт прозрачным колпаком с нанесенной на нем маркировкой. Изобретение направлено на создание клапана, защищенного от попадания во внутренние полости атмосферных осадков. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в химической, нефтегазодобывающей и других отраслях промышленности.

Известен клапан (вентиль) (см RU 270496, F16K 1/02), содержащий корпус, на выходном канале седло, перекрываемое при закрытии клапана невращающимся шпинделем, уплотненным относительно крышки и взаимодействующим с резьбовой втулкой, управляемой маховиком.

К недостаткам известного решения относится отсутствие указателя положения запорного органа.

Известен также клапан (см. 1687980, F16K 1/00), прототип, содержащий корпус, с седлом которого при закрытии клапана взаимодействует тарелка, соединенная со зафиксированным от поворота с помощью закладного элемента шпинделем, управляемым резьбовой втулкой, через центральное отверстие последней пропущен указатель положения запорного органа, установленный на верхнем торце шпинделя.

К недостаткам данной конструкции относится наличие открытых доступных для атмосферных осадков полостей, в том числе и закладного элемента, фиксирующего от поворота шпиндель, которые при эксплуатации клапана при минусовых температурах окружающего воздуха могут забиваться мокрым снегом с последующим образованием замерзшей пробки, что резко снижает потребительские свойства клапана, а значит, и его надежность.

Технической задачей изобретения является создание клапана, защищенного от попадания во внутренние полости атмосферных осадков.

Технический результат достигается тем, что в клапане, содержащем корпус с крышкой и размещенный в ней зафиксированный от поворота с помощью закладного элемента шпиндель с установленным на верхнем торце указателем хода, управляемый через резьбовую втулку маховиком, и сальниковый узел, крышка выполнена за одно целое с цилиндрической стойкой, имеющей два наружных симметрично расположенных окна, в верхней части последних перпендикулярно выполнены пропилы, в которые установлен закладной элемент, охватывающий центральной выемкой лыски шпинделя, наружный диаметр закладного элемента выполнен равным наружному диаметру стенки и зафиксирован охватывающим стенку шильдом, а указатель хода закрыт прозрачным колпаком с нанесенной на нем маркировкой.

На фиг.1 изображен продольный разрез клапана; На фиг.2 разрез по А-А на фиг.2.

Клапан состоит из корпуса 1, соединенной с ним крышки, выполненной совместно с цилиндрической стойкой 2, размещенной в ней тарелкой 3 со шпинделем 4, уплотненным относительно стойки сальниковым узлом 5 с втулкой сальника 6 и управляемым через резьбовую втулку 7 маховиком 8. На торце шпинделя 4 установлен указатель хода 9 закрытый прозрачным колпаком 10 с нанесенными на нем маркировкой «О» открыто и «З» закрыто. В стойке 2 выполнены напротив друг друга окна 11, в верхней части последних выполнены пропилы 12 в которые установлен закладной элемент 13, центральная выемка 14 которого охватывает лыски 15 шпинделя 4. Окна 11 закрыты шильдом 16, а резьбовая втулка 7 закреплена подвижно вращательной гайкой 17.

Сборка клапана производится следующим образом.

Последовательно в крышку 2 помещают шпиндель 4, сальниковый узел 5, втулку сальника 6, резьбовую втулку 7 и закрепляют вращательной гайкой 17. После чего устанавливают указатель хода 9, маховик 8, монтируют тарелку 3 и соединяют через стопорную шайбу с корпусом 1.

Затем производится настройка указателя хода 9, фиксация закладным элементом 13 через лыски 11 шпинделя 4, устанавливаются шильд 16 и колпак 10.

Клапан готов к работе.

Закрытие клапана производится поворотом маховика 8 по часовой стрелке, через резьбовую втулку 7 производится опускание шпинделя 4 с тарелкой 3 вниз до соприкосновения тарелки 3 с седлом корпуса 1. Клапан закрыт, при этом верхний поясок указателя хода 9 находится против отметки «3» закрыто колпака 10.

Открытие клапана производится поворотом маховика 8 против часовой стрелки, при этом шпиндель 4 с тарелкой 3 поднимается вверх, верхний поясок указателя хода находится на отметке «О» открыто колпака 10. Образовавшийся зазор между тарелкой 3 и седлом корпуса 1 открывает канал в корпусе для прохождения проводимой среды.

Как при открытии, так и при закрытии клапана закладной элемент 13, охватывающий лыски 11 шпинделя 4, не позволяет, последнему поворачиваться вокруг собственной оси, обеспечивая тем самым поступательное движение шпинделя.

Таким образом, благодаря тому что стойка выполнена цилиндрической с двумя симметрично расположенными окнами, снабженными пропилами, в которые помещен закладной элемент шпинделя, зафиксированный от выпадания круглым шильдом, охватывающим и закрывающим окна в цилиндрической стойке, а указатель хода закрыт прозрачным колпаком, исключается не только возможность попадания атмосферных осадков во внутренние полости клапана, но повышаются потребительские свойства клапана за счет четкой визуальной фиксации положения запорного органа и степень ремонтопригодности за счет того, что для разборки клапана необходимо провести одну операцию для разделения корпуса и крышки.

1. Клапан, содержащий корпус с крышкой и размещенный в ней зафиксированный от поворота с помощью закладного элемента шпиндель с установленным на верхнем торце указателем хода, управляемый через резьбовую втулку маховиком, и сальниковый узел, отличающийся тем, что крышка выполнена за одно целое с цилиндрической стойкой, имеющей два наружных симметрично расположенных окна, в верхней части последних перпендикулярно выполнены пропилы, в которые установлен закладной элемент, охватывающий центральной выемкой лыски шпинделя.

2. Клапан по п.1, отличающийся тем, что наружный диаметр закладного элемента выполнен равным наружному диаметру стойки и зафиксирован охватывающим стойку шильдом.

3. Клапан по п.1, отличающийся тем, что указатель хода закрыт прозрачным колпаком с нанесенной на нем маркировкой.