Мостовой кран

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республин

Зависимое от а вт. свидетельства №

Кл. 35b, 1/01

Заявлено 26.Ч1.1968 (№ 1254481/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 04.Ч1!.1969. Бюллетень чо 22

Дата опубликования описания 4.XII.!969

Комитет ло делам изобретений и открытий лри Совете Министров

СССР

МПК В 66с

УДК 621.874(088.8) Авторы изобретения

П. А. Кудрявцев, М. В. Борзенко и А. Ш. Дзехцер

Заявитель

МОСТОВОЙ КРАН

Изобретение относится к области подъемнотранспортного машиностроения, а именно к мостовым кранам для обслуживания технологического процесса цеха электролиза алюм иния.

Известны, мостовые краны для обслуживания технологического процесса цеха электролиза алюминия, включающие мост, по которому перемещается грузоподъемная тележка, несущая телескопическую штангу. К штанге прикреплен автоматический захватный орган, с гомощью которого производится смена алюминиевых штырей в аноде электролизера. Такие мостовые краны не обеспечивают механизации отдельных операций при электролизе алюминия, например контактирование алюминиевых штырей с токоподводящей цехсвой шиной. Эта операция выполняется с применением ручного труда.

Предлагаемый мостовой кран отличается от известных тем, что к внутренней секции основной телескопической штанги присоединена дополнительная. подъемно-поворотная телескопическая штанга, к нижней части которой прикреплена головка с граненым отверстием.

Голсвка прикреплена при помощи двусторонней вилки, посаженной на крестовины, которые обеспечивают поворот головки в двух плоскостях.

Наружная и внутренняя секции основной штанги могут быть связаны цепным полиспастом. Наружная секция жестко присоединена к крестообразной траверсе, подвешенной к траверсе механизма подъема основной штанги. На крестообразной траверсе расположены звездочки, огибаемые цепями полиспаста. Цепи замыкаются на уравнительной звездочке, установленной на внутренней секции основ10 ной штанги. Концы цепей полиспаста могут быть жестко связаны с выходной шестерней механизма поворота штанги.

Приводную звездочку механизма подъема

15 дополнительной штанги целесообразно вып л нять за одно целое с крановым .олесом, взаимодействующим с собачкой. Указанную звездочку может огибать приводная цепь, присоединенная одним концом к траверсе дополни20 тельной штанги, а другим связанная с противовесом. Механизм подъема целесообразно также снабжать звездочкой, взаимодействующей с приводной цепь.о и установленн и ii. i оси поворота двуплече:.o рыча-а. Одн;.лспо

25 это.о рычага -.Bëзывается с пружиной, при>кпмающсй к приводной цспп в.орую -.пе.до закре-,ленну о на другом плече ры а:..; ы .. воздействует на концев и выключатель, отключающий механизм подъема при ослаблс30 нии пепи.

247482

При таком, выполнении мостового крана повышается уровень механизации технологического процесса цеха электролиза алюминия.

На фиг. 1 изображен описываемый мостовой кран, вид сбоку; на фиг. 2 — 3 грузоподьемная тележка в двух проекциях; на фиг. 4— разрез по А — А на фпг. 3; на фпг. 5 — основная телескопическая штанга; на фиг. 6 — дополнительная телескопическая, штанга; на фиг. 7 — головка дополнительной штанги; на 10 фиг. 8 †разр по Б — Б на фиг. 7; на фиг. 9— механизм подъема и поворота дополнительной штанги, вид сверху; на фиг. 10 †разр

 — В на фиг 9; на фиг, 11 — разрез по à — 1 на фиг. 9; на фиг. 12 — разрез по Д вЂ” Д на 15 фиг. 11; на фиг. 13 — кинематическая схема механизма поворота дополнительной штанги.

Мост крана имеет две главные 1, 2 и одну вспомогательную 8 балки, на которых уложены рельсы 4 8. Главные и вспомогательная 20 балки опираются на концевые балки (на чертеже не показаны).

По рельсам 4, 5 передвигается грузоподьемная тележка 9, к которой подведена основная телескопическая подъемно-поворотная 25 штанга 10. Механизм 11 подъема штанги 10 содержит барабан 12 (см. фиг. 3), приводимый от электродвигателя 18 через двухступенчатый цилиндрический редуктор 14. На барабане 12 закреплены концы двух канатов 30

15, огибающих неподвижные блоки 16, 17 и подвижные блоки 18. Блоки 18 вращаются на оси траверсы 19, которая снабжена башмаками 20, скользящими по направляющим 21.

Механизм поворота штанги 10 включает ч5 электродвигатель 22, червячно-цилиндрический редуктор 28, вертикальный трансмиссионный вал 24 и цилиндрический редуктор 25.

Основная телескопическая штанга (см. фиг. 5) состоит из внутренней 26 и наружной 4О

27 квадратных труб. Наружная труба жестко связана с крестообразной траверсой 28, которая при помощи штыря 29 соединена с траверсой 19 (см. фиг. 4). Внутренняя труба 26 подвешена к наружной при помощи двукрат- 45 ного цепного полиспаста. Цепи 80 огибают две звездочки 81, оси которых закреплены на крестообразной траверсе 28. Цепи замыкаются на уравнительной звездочке 82, установленной на внутренней трубе 26. К нижнему 5о концу внутренней трубы прикреплен захватный орган 88 для захвата алюминиевых штырей.

К внутренней трубе 26 присоединена также дополнительная подъемно-поворотная телескопическая штанга 84 (см. фиг. 10). Она состоит из наружной круглой трубы 85 и внутренней квадратнои трусы 86 (см. фиг. б).

Внутренняя труба подвешена к наружной при помощи двукратного цепного полиспаста. Lle- 6p пи 87 полиспаста одними концами крепятся к выходной шестерне 88 механизма поворота дополнительной штанги и огибают звездочки

89, оси которых закреплены на траверсе 40.

Другие концы цепей 87 прикреплены к тра- 65 версе 41, к которой шарнирно прикреплена траверса 42. K. траверсе 42 шарнирно подвешена внутренняя труба 86.

К трубе 86 также при помощи цепного полиспаста подвешен квадратный стержень 48 с головкой 44. Цепь 45 полиспаста обоими концами прикреплена к нижней части труоы 5 и огиоает звездочки 46, установленные на траверсе 42, и звездочку 47, установленную на стержне.

Головка 44 (см. фиг. 7, 8) выполнена с грaíåíûì отверстием а в нижней части и подвешена к стержню посредством двусторонней вилки 48, посаженной на крестовины 49, обеспечивающие поворот головки в двух плоскостях. Головка снабжена пружиной 50, которая возвращает ее в вертикальное положение.

В нижней части внутренней трубы 26 основной штанги установлены механизмы подъема и поворота дополнительной штанги.

Механизм подъема дополнительной штанги (см. фиг. 11) состоит из электродвигателя 51 и редуктора 52. На выходном валу редуктора установлен диск 58 с собачкой 54. На этом же валу подвижно установлено храповое колесо 55, выполненное за одно целое с приводной звездочкой 56. Собачка- 54 находится в зацеплении с храповым колесом 55.

Звездочку 56 огибает приводная цепь 57 (см. фиг. 10), один конец которой крепится к траверсе 40, жестко связанной с наружной труоой 85. К другому концу цепи 57 прикреплен противовес 58, взаимодействующий с конечными выключателями 59, 60, ограничивающими ход дополнительной штанги.

Механизм подъема снабжен,двуплечим рычагом 61, установленным на кронштейне 62.

На оси поворота рычага свободно установлена звездочка 68, взаимодействующая с цепью

57. Одно плечо рычага связано с пружиной

64, которая прижимает к цепи 57 звездочку

65, установленную на другом плече рычага.

Рычаг взаимодействует с конечным выключателем бб, отключающим механизм подъема.

Механизм поворота дополнительной штанги (см. фиг. 9, 13) состоит из электродвигателя

67, червячно-цилиндрического редуктора 68, тормоза 69, редуктора 70. Вращение от редуктора 68 редуктору 70 передается при помощи шестерни 71, укрепленной на выходном валу редуктора 68.. Шестерня 71 находится в зацеплении с внешними зубьями эпициклической шестерни 72 планетарной передачи.

Внутренние зубья шестерни 72 взаимодействуют с сателлитами 78, оси которых жестко связаны с водилом 74. Кроме того, сателлиты 78 находятся в зацеплении с солнечной шестерней 75, на валу которой жестко закреплен рычаг 76, соединенный с пружиной 77 сжатия. Стержень 78 пружины имеет выступ, который упирается в стакан 79.

На валу водила 74 закреплена шестерня

80, находящаяся в зацеплении с паразитной шестерней 81, которая вращает выходную шестерню 82. Шестерня 82 имеет в центре

247482

65 круглое отверстие и два диаметрально расположенных паза, Вдоль этого отверстия и пазов перемещается наружная труба 85 дополнительной штанги.

На валу солнечной шестерни 75, кроме рычага 76 крепится кулачок 88, который при повороте может воздействовать на конечный выключатель 84.

К выходной шестерне 82 прикреплены кулачки 85, 86, при повороте штанги воздействующие соответственно на концевые выключатели 87, 88, ограничивая угол поворота штанги. Э

Перестановка алюминиевых штырей в аноде электролизера осуществляется следующим образом.

Мост крана и тележка 9 со штангой устанавливаются так, чтобы за ватный орган 88 был над головкой алюминиевого штыря, а головка 44 квадратного стержня 48 дополнительной штанги — над вертикальной осью эксцентрикового зажима, которым штырь прижимается к токоподводящзй шине для создания контакта.

Головка 44 стержня граненым отверстием а надевается на вертикальную ось зажима. При включении механизма поворота дополнительной штанги осуществляется поворот оси и отжатие штыря от шины.

При извлечении штыря из анода к нему должны быть одновременно приложены крутящий момент и вертикальное усилие. Для этого включаются в работу одновременно механизмы подъема и поворота основной штанги.

При подъеме (спуске) основной штанги внутреннняя труба 26, подвешенная к наружной через двухкратный полиспаст, совершает движение с удвоенной скоростью. При этом подвижные блоки 18 перемещаются вместе с траверсой 19, башмаки 20 которой скользят по направляющим 21, гарантируя траверсу 19 от возможного вращения относительно вертикальной оси.

При подъеме (спуске) дополнительной штанги внутренняя труба 86 перемещается вдвое быстрее наружной, а стержень 48— вдвое быстрее внутренней трубы 86 благодаря полиспастной подвеске этих элементов друг относительно друга.

При подъеме дополнительной штанги движение на приводную звездочку 56 передается от диска 58 через собачку 54 и храповое колесо 55. При этом один конец приводной цепи 57 поднимается, а другой конец, на котором закреплен противовес 58, опускается.

Конечные выключатели 59, 60 ограничивают крайние положения штанги.

Когда дополнительная штанга опускается, крутящий момент на приводную звездочку 56 не передается. Штанга опускается под действием собственного веса.

В случае упора штанги в какое-либо препятствие стержень 48 останавливается, собачка 54, вращаясь вместе с,диском 58, проскальзывает относительно храпового колеса 55.

1. Мостовой кран для обслуживания технологического процесса цеха электролиза алгомнния, включающий основную телескопическую штангу, смонтированную на тележке, состоящую из наружной и внутренней секций, несущую устройство для захвата алюминиевых штырей, от гичающийстг тем, что, с целью повышения уровня механизации технологического процесса, ° к внутренней секции основной штанги присоединена дополнительная подъемно-поворотная телескопическая штанга, к нижней части которой прикреплена головка с граненым отверстие.а, подвешенная посредством двусторонней в глки, посаженной на крестовины, обеспечивающие поворот головки в двух плоскостях.

2. Кран Ilo п. 1, отличающийся тем, что наружная и внутренняя секции основной штанги связаны цепным полиспастом, причем наружная секция жестко присоединена и крестообразной траверсе, которая подвешена к траверсе механизма подъема основной штанги и на которой расположены звездочки, огибаемые цепями полиспаста, замыкаемыми на уравнительной звездочке, установленной на внутренней секции штанги, а концы цепей полиспаста жестко связаны с выходной шестерней механизма поворота.

3. Кран по п. 1, отличагощийся тем, что приводная звездочка механизма подъема дополнительной штанги .выполнена за одно целое с храповым колесом; взаимодействующим с собачкой, г1 огггбается приводной це-.

При этом натяжение цепи 57 уменьшается, и под действием пружины 64 рычаг 61 поворачивается и нажимает на конечный выключатель 66, отключая привод механизма подъема.

Для замыкания контактного зажима при установке штыря в аноде электролнзера дополнительная штанга с квадратным стержнем повор ачивается.

Прн прижатии штыря к шине на дополнительной штанге возникает предельный момент, и она останавливается. Вместе с ней останавливаются шестерни 82, 81, 80 п водило 74.

Электродвигатель 67, продолжая работать, передает движение редуктору 68 и шестерням

71, 72. Сателлиты 78 при этом вращаются относительно свои.; неподвижных осей н вращают солнечную, шестерню 75. Рычаг 76 поворачивается, сжимая пружину 77. Вместе с солнечной шестерней 75 поворачивается кулачок

88, который при предельном моменте на штанге нажимает на конечный выключатель 84 и отключает электродвигатель 67.

Таким образом, мостовой кран позволяет механизировать операцию контактнрования алюминиевых IJJTbIpei с токоподводящей цеховон шинои при электролизе алгоъ(иния, что исключает пребывание людей во вредных зонах электролизного цеха.

Предмег изобретения

247482 пью, присоединенной одним концом к траверсе дополнительной штанги, а другим связанной с противовесом, причем механизм подьема снабжен взаимодействующей с приводной цепью звездочкой, установленной на оси поворота двуплечего рычага, одно плечо которого связано с пружиной, прижимающей к приводной цепи вторую звездочку, закрепленную на другом плече указанного рычага, воздействующего на концевой выключатель, от5 ключающий механизм подъема при ослаблении цепи, 247482

Г-/

53 Pun. 12

Фиг. 13

Составитель М. М. Моспалец

Техрсд А, А. Камышникова Ь;орректор С. М. Сигал

Редактор В. П, Борисова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3078, 8 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ 1(омптета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва Я(-35, Раушская паб., д. 4,5