Способ прогнозирования аномалий развития у детей, рожденных от опийзависимых матерей
Изобретение относится к области медицины, а именно к педиатрии, и предназначено для использования при прогнозировании врожденных аномалий развития. Выявляют клинико-анамнестические показатели и оценивают их с учетом прогностических коэффициентов. Суммируют полученные коэффициенты. На основании полученной суммы делают вывод о наличии или отсутствии вероятности развития аномалий развития у детей. Способ позволяет прогнозировать порок развития у детей, рожденных от опийзависимых женщин. 4 табл., 2 пр.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к педиатрии, и предназначено для использования при прогнозировании на основе клинико-анамнестических данных врожденных аномалий у детей раннего возраста, рожденных от опийзависимых матерей. Известен способ дифференциальной диагностики и прогнозирования врожденных пороков развития плода в экологически неблагоприятных условиях, заключающийся в том, что составляют прогноз, включающий биоклинические признаки и группу крови, и при определенной совокупности признаков диагностируют нозологические формы пороков: сердца, почек, а также множественные внутриутробные пороки развития [1]. Основным существенным недостатком известного способа является невозможность его использования для прогнозирования аномалий развития детей, рожденных от опийзависимых матерей.
Ближайшим аналогом заявляемого решения является способ прогнозирования малых аномалий развития, неонатального абстинентного синдрома и задержки нервно-психического развития, включающий установление корреляционной связи между тяжестью неонатального абстинентного синдрома, задержки нервно-психического развития с количеством малых аномалий развития [далее - MAP] у детей, рожденных от опийзависимых матерей [2]. При этом у детей, не имевших проявлений абстинентного синдрома или с легкой степенью абстиненции, доминировал средний уровень стигматизации с количеством MAP от 6 до 9. В группах детей со среднетяжелой или тяжелой абстиненцией преобладала стигматизация высокого уровня с количеством MAP 10 и более. Дети с нормальным уровнем нервно-психического развития чаще имели низкий или средний уровень стигматизации, у большинства детей с пограничным или низким уровнем нервно-психического развития установлен высокий уровень стигматизации. Основным существенным недостатком заявленного способа является относительность характера прогнозирования, однофакторный подход при составлении прогноза. Главной задачей, решаемой заявленным способом, является повышение достоверности прогноза пороков развития у детей, рожденных от опийзависимых женщин.
Поставленная задача достигается в изобретении за счет проведения расчета наиболее информационных и ценных прогностических коэффициентов [далее - ПК], достаточных для построения прогноза, принятия решения и оценки степени их выраженности по угрозометрической шкале, основанной на последовательной процедуре Вальда, а затем строят прогностическую таблицу в патах (см. таблицу №1), по которой суммируют ПК, при этом при достижении суммы в +7 патов вероятность прогнозируемого события равна 95%, а при сумме патов -7 - событие с вероятностью 95% отрицают, при сумме патов в диапазоне от +5 до +7 - вероятность наступления событий равна 90%.
Расчет величин прогностических коэффициентов (последовательная процедура Вальда) проводят по известной формуле Байеса в различных группах:
где
n(xij) - величина прогностического коэффициента при наличии признака хij,
Р (xij/A2) - вероятность события А при наличии признака xij в группе 2,
Р (xij/A1) - вероятность события А при наличии признака xij в группе 1.
Отбор наиболее информационно-значимых (ценных) признаков, включаемых в прогностическую таблицу, определяют по формуле дивергенции статистических распределений Кульбака:
где
R(xij) - величина информативности признака xij,
Р(хij/А2) - вероятность события А при наличии признака хij в группе 2,
Р(хij/A1) - вероятность события А при наличии признака xij в группе 1.
Ни из патентной и научной медицинской литературы, ни из медицинской практики прогнозирования аномалий развития детей, рожденных от опийзависимых женщин, неизвестно о существовании способа, идентичного заявленному. Отсюда правомерен вывод о соответствии заявляемого решения критерию «новизна», необходимого для признания решения изобретением.
Изложенная выше совокупность существенных признаков (существенные отличия) необходима и достаточна для реализации поставленной изобретением задачи. При этом между совокупностью новых существенных признаков и получаемым результатам при их реализации существует причинно-следственная связь, т.е. совокупность существенных признаков является причиной для возникновения следствия - технического результата: повышение достоверности прогнозирования аномалий развития у детей, рожденных от опийзависимых женщин.
Исходя из этого, совершенно правомерно можно сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию - «изобретательский уровень», предъявляемым для признания решения изобретением.
Предлагаемый способ со своей совокупностью существенных признаков может быть реализован на практике многократно с получением одного и того же технического результата. Отсюда правомерен вывод о соответствии заявляемого решения критерию, необходимого для признания изобретения - «промышленная применимость». Заявляемый способ апробирован в условиях Астраханского специализированного дома ребенка №2.
Ниже приводятся результаты этой апробации.
Пример 1. Ребенок А., 14.06.02 года рождения, рожден женщиной в возрасте 28 лет, употребляющей в течение 7 лет, в том числе во время беременности, опий-сырец. Женщина состояла на учете в наркологическом диспансере с диагнозом «Опийная наркомания». Курение и алкоголизацию во время беременности отрицала. На учете в женской консультации во время беременности не состояла. Данная беременность была второй. Акушерский анамнез не отягощен абортами, выкидышами и мертворожденными. Во время беременности отмечалась анемия беременных. Роды вторые, преждевременные, на 28 неделе беременности закончились рождением двух недоношенных детей. На прогноз представлен первый ребенок из двойни. Вес ребенка при рождении составил 950 г, длина тела 36 см. Оценка по шкале Апгар: 7 баллов на первой минуте и 8 баллов на 5 минуте. У ребенка отмечались признаки незрелости. С рождения выслушивался систолический шум. В раннем неонатальном периоде отмечался синдром отмены, СДР, ЗВУР, гипотрофический тип. Нейросонография, проведенная в раннем неонатальном периоде, выявила признаки ишемии головного мозга. В дальнейшем у ребенка определялась ретинопатия недоношенных и клиника гипоксически-ишемической энцефалопатии в виде синдрома гипервозбудимости. В грудном возрасте девочка поступила в ОСДР, где провела период раннего детства. При осмотре выявлено 14 стигм дисэмбриогенеза. По достижению четырехлетнего возраста девочка была переведена в один из детских домов г.Астрахани.
В последовательной процедуре Вальда рассчитывали прогностические коэффициенты, достаточные для построения прогноза, и проводили оценку степени их вероятности, а затем строили прогностическую таблицу (см. табл. №2) в патах, по которой суммировали ПК. Суммарный ПК составил +17.71. Прогноз реализации врожденных аномалий у ребенка А. с вероятностью 95% следует ожидать наличия врожденных аномалий развития.
Реально: у ребенка выявлена пупочная грыжа, а по итогам инструментального обследования - ВПС в виде ДМПП.
Пример 2. Ребенок П., 28.11.05 года рождения, рожден женщиной в возрасте 20 лет, употребляющей в течение 1,5 лет, в том числе во время беременности, опий-сырец. Женщина состояла на учете в наркологическом диспансере с диагнозом «Опийная наркомания». Курение и алкоголизацию во время беременности отрицала. Во время беременности состояла на учете в женской консультации. Данная беременность была третьей. Акушерский анамнез отягощен абортом и выкидышем. Во время беременности отмечалась анемия беременных и токсикоз первой половины беременности. Роды первые, срочные закончились рождением мальчика. Вес ребенка составил 3650 г, длина тела 53 см. Оценка по шкале Апгар: 8 баллов на первой минуте и 8 баллов на 5 минуте. За время наблюдения участковым педиатром у ребенка отмечалась клиника гипоксически-ишемической энцефалопатии в виде синдрома гипервозбудимости, постгипоксической кардиопатии, на верхушке сердца выслушивался «мягкий» систолический шум. В раннем возрасте мальчик перенес железодефицитную анемию, атопический дерматит, острый гастроэнтерит, ОРВИ, обструктивный бронхит. Ребенок с рождения проживал в семье.
По аналогии с примером 1 в последовательной процедуре Вальда проводили расчет прогностических коэффициентов, достаточных для построения прогноза, и проводили затем оценку степени вероятности с построением прогностической таблицы в патах (см. табл. №3), по которой суммировали ПК. Суммарный ПК составил -10,48. По итогам обследования ребенка, в том числе и инструментального исследования, врожденных аномалий развития не выявлено.
С использованием созданных прогностических таблиц определяют суммарную величину прогностических коэффициентов для каждого фактора риска. При этом по прогностической таблице суммируют прогностические коэффициенты и оценивают результаты по 15-балльной шкале (см. табл.4).
Кроме того, использование предложенной прогностической таблицы (см. табл.1), включающей клинико-анамнестические критерии, позволяет с достаточно высокой долей вероятности выделить группу детей, потенциально опасных по наличию врожденных аномалий развития. Именно у таких детей необходимо в первую очередь проводить раннюю диагностику врожденных пороков развития с последующей целенаправленной коррекцией выявленных нарушений.
Источники информации
[1] - заявка №2003112125 МПК G01N 33/53 от 24.04.2003.
[2] - Сутулина И.М. и др. «Малые аномалии развития у детей от матерей, употреблявших во время беременности опийные наркотики», «Журнал «Мать и дитя в Кузбассе», №1 (40), 2010, стр.14-18 - прототип.
Таблица №1 | |||
Прогностические коэффициенты развития врожденных аномалий у детей, испытавших внутриутробную наркотическую интоксикацию | |||
№ | Признак | Величина ПК | Информативность |
1. | Возраст матери | ||
22 г. и менее | -3,04 | 0,68 | |
23-25 | -0,87 | 0,09 | |
26-31 | +0,48 | 0,02 | |
32 и более | +0,24 | 0,00 | |
2. | Случаи мертворожденности в анамнезе женщины | ||
да | +1,92 | 0,05 | |
нет | -0,19 | 0,01 | |
3. | Преждевременные роды | ||
да | +2,64 | 0,46 | |
нет | -1,16 | 0,20 | |
4. | Рождение двойни | ||
да | +2,80 | 0,13 | |
нет | -0,29 | 0,02 | |
5. | Длина тела при рождении | ||
менее 48,5 см | +3,89 | 1,15 | |
48,5 см и более | -0,03 | 0,00 | |
6. | Признаки незрелости | ||
да | +2,13 | 0,53 | |
нет | -2,64 | 0,65 | |
7. | СДР | ||
да | +2,64 | 0,35 | |
нет | -0,76 | 0,10 | |
8. | Наличие синдрома отмены | ||
да | +2,10 | 0,19 | |
нет | -0,49 | 0,04 | |
9. | Наличие ЗВУР, гипопластический вариант | ||
да | +3,27 | 0,21 | |
нет | -0,31 | 0.02 | |
10. | ВУИ в виде омфалита | ||
да | +1,76 | 0,16 | |
нет | -0,53 | 0,05 | |
11. | ВУИ в виде конъюнктивита | ||
да | +1,53 | 0,15 | |
нет | -0,58 | 0,05 | |
12. | Нахождение ребенка в доме ребенка | ||
да | +2,64 | 0,23 | |
нет | -0,46 | 0,04 |
Таблица №2 | ||
Прогнозируемая реализация врожденных аномалий развития у ребенка А. | ||
№ | Признак | Величина ПК |
1 | Возраст матери 28 лет | +0,48 |
2 | Отсутствие случаев мертворожденности в анамнезе женщины | -0,19 |
3 | Преждевременные роды | +2,64 |
4 | Рождение двойни | +2,80 |
5 | Длина тела при рождении 38 см (менее 48,5 см) | +3,89 |
6 | Наличие признаков незрелости | +2,13 |
7 | Наличие СДР | +2,64 |
8 | Наличие синдрома отмены | +2,10 |
9 | Отсутствие ЗВУР, гипопластический вариант | -0,31 |
10 | Отсутствие ВУИ в виде конъюнктивита | -0,58 |
11 | Отсутствие ВУИ в виде омфалита | -0,53 |
12 | Нахождение ребенка в доме ребенка | +2,64 |
Итого | +17,71 |
Таблица №3 | ||
Прогнозируемая реализация врожденных аномалий развития у ребенка П. | ||
№ | Признак | ПК |
1 | Возраст матери 20 лет | -3,04 |
2 | Отсутствие случаев мертворожденности в анамнезе женщины | -0,19 |
3 | Срочные роды | -1,16 |
4 | Отсутствие двойни | -0,29 |
5 | Длина тела при рождении 53 см | -0,03 |
6 | Отсутствие признаков незрелости | -2,64 |
7 | Отсутствие СДР | -0,76 |
8 | Отсутствие синдрома отмены | -0,49 |
9 | Отсутствие ЗВУР, гипопластический вариант | -0,31 |
10 | Отсутствие ВУИ в виде конъюнктивита | -0,58 |
11 | Отсутствие ВУИ в виде омфалита | -0,53 |
12 | Отсутствие перевода ребенка в дом ребенка | -0,46 |
Итого | -10,48 |
Таблица №4 | |||||||||||||||
Величина ПК | ≤7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 |
Вероятность события | <5% | 7% | 11% | 16% | 24% | 32% | 49% | 50% | 51% | 68% | 76% | 84% | 89% | 93% | 95% |
Способ прогнозирования аномалий развития у детей, рожденных от опийзависимых матерей на основе данных акушерского анамнеза женщин в период беременности, обследования их детей и определения факторов риска, отличающийся тем, что выявляют клинико-анамнестические показатели и оценивают их с учетом прогностических коэффициентов (ПК), содержащихся в таблице 1, приведенной в описании, суммируют полученные ПК, и при этом при достижении суммы в +7 патов вероятность прогнозирования равна 95%, а при сумме патов -7 событие с вероятностью 95% отрицается, при сумме патов в диапазоне от +5 до +7 патов вероятность наступления событий равна 90%.