Смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации, включающей базовую основу - авиационный триметилолпропановый эфир на основе смеси сложных эфиров триметилолпропана и жирных монокарбоновых кислот, а также антиокислительную присадку диоктилдифениламин или (бис(4-(1,1,3,3-тетраметибутил)фенил)амин, антиокислительную присадку - алкилированный фенил-альфа-нафтиламин, антикоррозионную присадку в виде смеси маслорастворимого дезактиватора металла Иргамет 39 на основе производного толутриазола и ингибитора коррозии 1,2,3-бензотриазола, трикрезилфосфат в качестве противоизносной присадки при определенных соотношениях всех компонентов. Техническим результатом настоящего изобретения является получение смазочной композиции с высокими эксплуатационными свойствами: стабильные вязко-температурные свойства, термическая и термоокислительная стабильность при высоких температурах выше 200°C, высокие антикоррозионные свойства и триботехнические свойства в условиях высоких скоростей при повышенных и пониженных температурах. 3 табл.
Реферат
Изобретение относится к смазочным высокотемпературным синтетическим маслам для силовых турбин в авиации, в частности для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации.
Требования, предъявляемые к маслам для указанных узлов эксплуатации:
- стабильные смазывающие свойства при минимальных температурах (ниже минус 55°C) и максимальных (выше 200°C) при режиме форсажа (взлет-посадка) в течение требуемого ресурса с многочисленными остановками.
Известен состав смазочного масла для силовых турбин (RU 2125084 C1, 1999), широко эксплуатируемого в дозвуковой авиации и газоперекачивающих агрегатах с рабочими температурами до 120°C, имеющего торговое название «Авиационное масло Мс-8п» Ост. 38.01163-78 (изм.1-10), состава, мас.%:
2,6-дитретбутил паракрезол | 0,7-1,0 |
ариловые эфиры фосфорной кислоты | 1,0-3,0 |
аминопроизводные антиокислительные присадки | 0,1-0,5 |
бензотриазол | 0,005-0,015 |
базовое масло (минеральное) | остальное |
Недостатком известного масла является его неудовлетворительная термоокислительная и термическая стабильность при температуре выше 150°C, что приводит к появлению отложений смолистого характера на фильтрах двигателя.
Известно смазочное масло для силовых турбин (RU 2109800 С1, 1998) следующего состава, мас.%:
2,6-дитретбутил паракрезол | 0,5-3,0 |
n,n'-динонилдифениламин | 0,2-0,5 |
трикрезил фосфат или дифенил паратретбутил | |
фенил фосфат | 1,0-3,0 |
бензотриазол | 0,005-0,1 |
базовое масло (нефтяное или синтетическое) | остальное |
Недостатком масла является неудовлетворительная термоокислительная стабильность при температуре выше 200°C, не обеспечивающая оптимальную эксплуатацию ГТД.
Из RU 2325434 C2, 27.05.2008, известно смазочное масло, содержащее базовое полиальфаолефиновое масло, 2,6-дитретбутилпаракрезол, трикрезилфосфат, бензотриазол, дополнительно содержит сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат и продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана.
Могут быть использованы эфиры триметилолпропана и карбоновых кислот, содержащих от 5 до 18 атомов углерода. Компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%:
продукты реакции N-фенилбензоламина и | |
2,4,4-триметилпентана | 0,1-1,5 |
2,6 дитретбутилпаракрезол | 0,5-5,0 |
трикрезилфосфат | 1,0-5,0 |
бензотриазол | 0,001-0,5 |
сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной | |
карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат | 10,0-40,0 |
полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4 | до 100% |
Недостатком данного масла является недостаточно стабильные технические характеристики его в условиях эксплуатации - в жестких условиях эксплуатации двигателей сверхзвуковой авиации.
Из RU 2185423, 2002, известно другое синтетическое смазочное масло для силовых турбин, содержащее в мас.%:
термостабильный диизооктилсебацинат | 10,0-15,0 |
2,6-дитретбутил паракрезол | 0,5-3,0 |
n,n'-динонилдифениламин или | |
смесь бутил-и-октилдифениламинов | 0,2-0,5 |
трикрезил фосфат или | |
дифенилпаратрет-бутилфенилфосфат | 1,0-3,0 |
бензотриазол | 0,005-0,1 |
базовое масло (синтетическое или | |
полиальфаолефиновое) | остальное |
Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные эксплуатационные свойства: стабильность к окислению при 210°C и термическая стабильность при 250°C, которые не обеспечивают эксплуатационные параметры теплонапряженных ГТД современной авиационной техники 4-го и 5-го поколений.
Технической задачей заявляемого изобретения является получение смазочной композиции высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации с хорошими вязкостно-температурными свойствами, в том числе и при минусовой температуре, термоокислительной стабильностью до 250°C, термической стабильностью и хорошими антикоррозионными свойствами в условиях повышенных температур, а также при минусовых температурах.
Поставленная техническая задача достигается смазочной композицией высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации, содержащей в качестве базового компонента сложный эфир триметилолпропана и жирных монокарбоновых кислот, а также антиокислительную присадку диоктилдифениламин или (бис(4-(1,1,3,3-тетраметибутил)фенил)амин, антиокислительную присадку - алкилированный фенил-альфа-нафтиламин, антикоррозионную присадку в виде смеси маслорастворимого дезактиватора металла Иргамет 39 на основе производного толутриазола и ингибитора коррозии 1,2,3-бензотриазола, трикрезилфосфат в качестве противоизносной присадки при следующем соотношении исходных компонентов в мас.%:
антиокислительные присадки: | |
диоктилдифениламин или | |
(бис(4-(1,1,3,3-тетраметибутил)фенил)амин | 1,0-3,0 |
алкилированный фенил-альфа-нафтиламин | 1,0-3,0 |
антикоррозионная присадка в виде в виде смеси | |
дезактиватора металла на основе производных | |
толутриазола Иргамет 39 и 1,2,3-бензотриазола | 0,1-0,5 |
трикрезилфосфат | 2,0-5,0 |
указанный авиационный триметилолпропановый | |
эфир в качестве базовой основы | остальное |
В заявленной в качестве изобретения смазочной композиции в качестве базовой основы используют авиационный эфир триметилолпропановый (сложный эфир), представляющий собой смесь сложных эфиров и индивидуальных жирных карбоновых кислот, например гептановой и копры в соотношении 70:30, соответствующий требованиям ТУ 0253-002-07548712-2010 («Авиационный эфир триметилолпропановый базовый»), основные технические свойства его указаны в таблице 1.
В состав смазочной композиции по изобретению входит смесь определенных присадок (антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные), обеспечивающие совместно с указанной базовой основой синергетический эффект, обусловленных подбором их и количественным содержанием их в смазочной композиции.
Показатели качества авиационного эфира триметилолпропанового базового должны соответствовать нормам, приведенным в таблице 1.
Таблица 1 | |||
№ | Наименование показателя | Норма для марок | Метод испытания |
1 | Внешний вид | Прозрачная однородная жидкость | Визуально по п.5.4 наст. СТО |
2 | Кинематическая вязкость, мм2/с: | ||
- при 100°C, не менее | 3,8 | ГОСТ 33 или | |
- при минус 40°C, не более | 5500 | ASTM D 445 | |
3 | Температура застывания, °C, не выше | минус 60 | ГОСТ 20287 или ASTM D 97 |
4 | Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, не ниже | 220 | ГОСТ 4333 |
5 | Кислотное число, мг КОН/г, не более | 0,05 | ГОСТ 5985 или ГОСТ 11362 ASTM D 974 |
6 | Плотность при 20°C, г/см3, в пределах | 0,961 | ГОСТ 3900 ASTM D 4052 |
В смазочной композиции по изобретению в качестве таких синергетически действующих присадок используют следующие добавки-присадки:
- антиокислительная присадка - диоктилдифениламин (ДАТ по ТУ 38.1011215) или Ирганокс L 01 (Ирганокс L 01 - ди-изо-октилдифенил-амин; CIBA IRGANOX L 01);
- антиокислительную присадку - алкилированный фенил-α-нафтиламин (ФАТ ТУ 38.401-1871-91) или Ирганокс L 06, CIBA IRGANOX L 06);
- антикоррозионную присадку Иргамет 39 (на основе производных толутриазола) и Иргамет BTZ (1,2,3-бензотриазол);
- противоизносную присадку - трикрезилфосфат (ТКФ по ГОСТ 5728).
В таблице 2 представлены примеры смазочной композиции по изобретению.
Таблица 2 | ||||
Примеры составов смазочной композиции по изобретению | ||||
№ п/п | Наименование компонентов | Нормативный документ | Содержание, %мас. | |
1 | 2 | |||
1 | Авиационный эфир триметилол- | ТУ 0253-002- | ||
пропановый базовый: смесь | 07548712-2010 | до 100 | до 100 | |
эфир триметилолпропановый 8317 и эфир триметилолпропановый | фирмы Nyco С.А. (Франция) | 70 | 65 | |
7300 | 30 | 35 | ||
2 | Антиокислительная присадка: | ТУ 38.1011215-89 | ||
Диоктилдифениламин (ДАТ) или | изм. 1-3 | 2,0 | 1,8 | |
Ирганокс L 01 | фирмы BASF СЕ (Ciba) (Германия) | |||
3 | Антиокислительная присадка: | ТУ 38.401-1871-91 | ||
алкилированный фенил-α- | 2,0 | 1,8 | ||
нафтиламин (ФАТ) или Ирганокс L 06 | фирмы BASF СЕ (Ciba) (Германия) | |||
4 | Противоизносная присадка: трикрезилфосфат | ГОСТ 5728 | 2,0 | 1,8 |
5 | Ингибитор коррозии: смесь | |||
триазолов: Иргамет 39 и | фирмы BASF СЕ | 0,125 | 0,124 | |
1,2,3-бензотриазол | (Ciba) (Германия) |
Смазочную композицию высокотемпературного масла готовят путем растворения добавок-присадок в базовой основе: в реактор подают расчетное количество эфира триметилолпропанового, включают мешалку, подают пар и нагревают до 70-80°C с последующим перемешиванием. При 75-95°C загружают присадки, перемешивают, фильтруют.
Подобранный экспериментально качественный состав пакета присадок и их количественного содержания в сочетании с базовой основой - авиационным эфиром триметилолпропановым (смесь сложных триметилолпропановых эфиров индивидуальных карбоновых кислот) - обеспечивает получаемой смазочной композиции высокотемпературного масла комплекс необходимых свойств, позволяющий использовать ее в жестких условиях эксплуатации - для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации (скоростные нагрузки, в условиях низких и высоких температур).
В таблице 3 представлены основные технические свойства смазочной композиции по изобретению, которые свидетельствуют о получении смазочной композиции, обладающей термоокислительной стабильностью при высоких температурах, коррозионной и окислительной стабильностью при высоких температурах, высокими триботехническими свойствами, стабильными вязкостно-температурными свойствами, необходимой вспениваемостью.
Таблица 3 | ||||
№ | Наименование показателя | Получаемые свойства с учетом действующих норм | Метод испытания | |
Образец 1 | Образец 2 | |||
1 | Внешний вид | Прозрачная жидкость | Прозрачная жидкость | Визуально |
2 | Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: | |||
100°C | 3,8 | 3,9 | по ГОСТ 33 | |
минус 40°C | 5500 | 5750 | ||
3 | Температура застывания, °C | Минус 60 | Минус 60 | ГОСТ 20287 (метод Б) |
4 | Температура вспышки, | 230 | 235 | ГОСТ 4333 |
определяемая в открытом тигле, °C | ||||
5 | Кислотное число, мг КОН/г на 1 г масла | 0,1 | 0,15 | ГОСТ 5985 |
6 | Содержание воды, % | отсутствие | отсутствие | ГОСТ 2477 |
7 | Содержание механических примесей, % | отсутствие | отсутствие | ГОСТ 6370 |
8 | Термоокислительная | ГОСТ 23797 | ||
стабильность при 250°C в | ||||
течение 50 ч и расходе | ||||
воздуха (10±0,5), дм3/ч: | ||||
а) кислотное число после | 3,2 | 3,5 | ГОСТ 5985 | |
окисления, мг КОН на 1 г масла | ||||
б) кинематическая вязкость, мм2/с, после | ГОСТ 33 | |||
окисления, при | ||||
температуре: | ||||
100°C | 6,5 | 7,2 | ||
минус 40°C | 8800 | 9200 | ||
в) массовая доля осадка, не растворимого в | 0,009 | 0,1 | ||
изооктане, % | ||||
г) коррозионность масла, мг/см2 на пластинках: | ГОСТ 23797 | |||
сталь марки ШХ15 по ГОСТ 801; | отсутствие | отсутствие | ||
алюминиевый сплав АК4 по ГОСТ 4784; | отсутствие | отсутствие | ||
медь марки M1 и М2 по ГОСТ 859 | +0,15 | +0,1 | ||
9 | Трибологические | ГОСТ 9490 | ||
характеристики на | ||||
четырехшариковой машине | ||||
трения: | ||||
при осевой нагрузке 196 Н: | ||||
а) критическая нагрузка (Рк), кгс; | 60 | 60 | ||
б) показатель износа, Ди, мм | 0,4 | 0,4 |
Смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации, включающая базовую основу - авиационный триметилолпропановый эфир на основе смеси сложных эфиров триметилолпропана и жирных монокарбоновых кислот, а также антиокислительную присадку диоктилдифениламин или (бис(4-(1,1,3,3-тетраметибутил)фенил)амин, антиокислительную присадку - алкилированный фенил-альфа-нафтиламин, антикоррозионную присадку в виде смеси маслорастворимого дезактиватора металла Иргамет 39 на основе производного толутриазола и ингибитора коррозии 1,2,3-бензотриазола, трикрезилфосфат в качестве противоизносной присадки при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%:антиокислительные присадки:
диоктилдифениламин или | |
(бис(4-(1,1,3,3-тетраметибутил)фенил)амин | 1,0-3,0 |
алкилированный фенил-альфа-нафтиламин | 1,0-3,0 |
антикоррозионная присадка в виде смеси | |
дезактиватора металла на основе производных | |
толутриазола Иргамет 39 и 1,2,3-бензотриазола | 0,1-0,5 |
трикрезилфосфат | 2,0-5,0 |
указанный авиационный триметилолпропановый | |
эфир в качестве базовой основы | остальное |