Способ нормализации цитоархитектоники эритроцитов у детей 7-8 лет со сколиозом

Изобретение относится к медицине, биологии, гематологии, педиатрии. В течение 6 мес. ежедневно проводят ЛФК лежа на спине, на животе, с упражнениями «вытяжение», «плавание», «велосипед», «ножницы», «удержание», стоя - вращение руками, приседание, наклоны, глубокие вдохи с поднятием рук и выдохи с резким их опусканием. Проводят четыре курса массажа по 25 сеансов по 30 мин, воздействуя на поверхность спины, трапециевидные мышцы, возвышение в области грудного сколиоза, длинные мышцы спины, поясничную вогнутость, оттягивают за подвздошный гребень. Используют поглаживание, гребнеобразное растирание, щипцеобразное разминание, вибрацию лабильную непрерывистую. Массируют поясничную выпуклость, межреберья, с оттягиванием углов лопаток от вогнутости позвоночника, надплечья, мышцы над лопатками, области - подключичную, надключичную, грудных мышц путем растирания, разминания, вибрации прерывистой, ударных приемов. На передней брюшной стенке - растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная. Плавание по 30 мин ежедневно утром и вечером. Способ обеспечивает стабильную корректировку цитоархитектоники эритроцитов у таких детей до уровня, близкого к таковому для здоровых детей этого возраста, снижает риск микротромботических проявлений, оптимизирует рост и развитие в организме ребенка, обеспечивая наилучшие условия для коррекции сколиоза. 5 пр.

Реферат

Изобретение относится к медицине и биологии, а именно к гематологии и педиатрии.

Аналогов предлагаемого способа нормализации цитоархитектоники эритроцитов у детей 7-8 лет со сколиозом не существует.

В литературе имеются отдельные рекомендации по коррекции сколиоза у детей с помощью лечебной физической культуры (ЛФК), массажа и плавания. Однако данные средства коррекции никогда ранее не применялись с целью нормализации цитоархитектоники эритроцитов у детей 7-8 лет со сколиозом.

При подготовке данной заявки была поставлена цель - разработать способ нормализации цитоархитектоники эритроцитов у детей 7-8 лет со сколиозом, который позволил бы решать проблему коррекции искривления позвоночника с одновременной нормализацией цитоархитектоники эритроцитов, что тем самым во многом нормализовало бы у этого контингента детей гемодинамику в капиллярах, обмен веществ в тканях и вследствие этого процессы репарации и роста во всем организме, включая костную и хрящевую ткань.

Никогда ранее лечебный комплекс, состоящий из ЛФК, плавания и массажа, не применялся у детей 7-8 лет со сколиозом с целью нормализации цитоархитектоники эритроцитов.

Сущность заявляемого способа заключается в том, что для коррекции цитоархитектоники эритроцитов детям 7-8 лет со сколиозом длительно назначаются ЛФК, плавание и массаж.

Для оценки цитоархитектоники эритроцитов была использована световая фазово-контрастная микроскопия клеток (Пахрова О.А., Гринева М.Р., Иванов К.С. Методология и клиническое значение исследования реологических свойств крови // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2008. - Т.13, №1-2. - С.89-98).

Для исследования цитоархитектоники клеток кровь фиксировали в 1% растворе глютарового альдегида («Fluka», Switzerland) на среде 199 (рН 7,4) при температуре 4°С в течение одних суток, после чего готовился препарат «раздавленная капля». Подсчет клеток производился в процентах на 200 эритроцитов с использованием фазово-контрастного устройства светового микроскопа «Люмам-Р1» под иммерсией.

Эритроциты классифицировались на десять классов:

1) дискоциты;

2) дискоциты с одним выростом;

3) дискоциты с гребнем;

4) дискоциты с множественными выростами;

5) эритроциты в виде тутовой ягоды;

6) куполообразные эритроциты (стоматоциты);

7) сфероциты с гладкой поверхностью;

8) сфероциты с шипиками на поверхности;

9) эритроциты в виде «спущенного мяча»;

10) дегенеративные формы эритроцитов.

Первые пять классов эритроцитов (с признаками эхиноцитарной трансформации) считали обратимо деформированными, так как эти клетки способны спонтанно восстанавливать форму. Остальные классы эритроцитов относили к группе необратимо деформированных или предгемолитических форм.

При снижении в крови детей 7-8 лет со сколиозом количества дискоцитов ниже 80,0% и при повышении обратимо измененных форм эритроцитов выше 12,0% и/или необратимо измененных форм выше 8,0% необходимо применять заявленный способ.

Способ позволяет корректировать цитоархитектонику эритроцитов у детей 7-8 лет со сколиозом в течение полугода, стабильно переводя его на уровень, близкий к таковому для здоровых детей данного возраста, что позволяет существенно снизить у них риск микротромботических проявлений, оптимизировав процессы роста и развития в организме ребенка, обеспечив наилучшие условия для коррекции сколиоза.

Первым компонентом заявленного способа является ежедневная лечебная физическая культура, состоящая из нескольких частей: разминки, упражнений лежа на спине, лежа на животе и стоя. Отдых между упражнениями производится в исходном положении (т.е. если упражнение проводилось лежа на спине, то и отдых происходит в этом же положении без вставания и сидения).

1. Разминка - ходьба по кругу 3-4 минуты.

Ребенок ложится на спину.

2. "Вытяжение" позвоночника. Ребенок лежит на спине и пятками тянется "вниз", макушкой - "вверх". Выполняется 5-6 "вытяжений" по 15-20 секунд.

3. Плавание. Исходное положение лежа на спине, ноги прямые, голова затылком соприкасается с плоскостью, на которой лежит тело. Ребенок выполняет движения, имитирующие плавание на спине: руки отведены вбок и совершают движения, имитирующие греблю амплитудой около 90°, ноги выпрямлены и совершают легкие толчкообразные движения. Выполняется 2-3 подхода по 30 секунд с кратковременным отдыхом между ними (5-10 секунд).

4. Велосипед. Лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ребенок совершает ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Большая часть амплитуды движений ног должна быть на уровне тела, не болтая ногами над животом и стремясь, чтобы выпрямляемая нога поочередно проходила близко к полу. Темп выполнения - средний. Выполняется 2-3 подхода по 30-40 секунд с перерывами на отдых по 5-10 секунд.

5. Ножницы. Лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ребенок выполняет окрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. При этом горизонтальные махи необходимо производить ближе к полу. Темп выполнения - средний. Выполняется 2-3 подхода по 30-40 секунд.

Ребенок переворачивается на живот.

6. "Вытяжение" позвоночника. Лежа на животе, носочками ребенок тянется "вниз", макушкой - "вверх". Выполняется 5-6 "вытяжений" по 15-20 секунд с перерывами на отдых 5-10 секунд.

7. Плавание. Исходное положение лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Ребенок прогибается в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Удерживая такое положение, выполняются движения, имитирующие плавание: руки вперед, ноги развести в стороны, затем руки в стороны, ноги соединить, затем руки к плечам, ноги по-прежнему вместе. Выполняются 2-3 подхода по 10-15 повторений с отдыхом между подходами 5-10 секунд.

8. Ножницы. Лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Ребенок поднимает ноги и выполняет окрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. В ходе выполнения этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Темп выполнения - средний. Выполняется 2-3 подхода по 15-20 секунд с отдыхом между ними по 5-10 секунд.

9. "Вытяжение" позвоночника. Лежа на животе, носочками ребенок тянется "вниз", макушкой - "вверх". Выполняется 3-4 "вытяжения" по 15 секунд с отдыхом между ними по 5-10 секунд.

10. Удержание. Лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Ребенок поднимает ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Ноги вместе, руки в стороны, ладони вывернуты вверх. Статически ребенок замирает в этом положении на 10-15 секунд. При этом желательно не задерживать дыхание и при выполнении этого упражнения бедра желательно отрывать от пола. Выполняется 3-4 повторения с отдыхом между повторениями по 5-10 секунд.

Ребенок встает.

11. Вращение руками. Стоя перед зеркалом для контроля осанки, локти отводятся в сторону, пальцы рук - к плечам. Выполняется вращение рук назад (по часовой стрелке) с большой амплитудой движения - локти должны совершать при вращении наибольшую окружность. Темп выполнения - медленный. Выполняется 2-3 подхода по 20-30 секунд с отдыхом между ними по 5-10 секунд.

12. Приседания. Стоя перед зеркалом для контроля осанки, руки разведены в сторону, ладони повернуты вверх. В таком положении, ребенок, сохраняя правильную осанку, встает на носочки, потом приседает, снова встает на носочки и возвращается в исходное положение. Темп выполнения упражнения - медленный. Выполняется 5-10 таких приседаний с отдыхом между ними по 5-10 секунд.

13. Наклоны из вертикального положения в стороны по 6-7 раз вправо и влево. Руки на поясе.

14. Глубокие вдохи с поднятием рук вверх и глубокие выдохи с резким их опусканием - 1-2 минуты.

Вторым компонентом заявленного способа является проведение четырех курсов массажа. Длительность одного сеанса массажа - 30 мин, один курс массажа состоит из 25 сеансов. В течение полугода коррекции курсы массажа проводят четыре раза - первый сразу же в начале коррекции, а затем еще 3 курса массажа с интервалом 25-26 дней.

Ребенок со сколиозом лежит на животе, массажист стоит со стороны грудного сколиоза. В начале проводится общее поглаживание всей поверхности спины (плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение), затем осуществляется седативное, расслабляющее воздействие на верхнюю часть трапециевидной мышцы (поглаживание, растирание, вибрация лабильная непрерывистая), делается растирание, разминание, вибрация на возвышении в области грудного сколиоза (гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины). После этого массируется область поясничной вогнутости (применяются приемы на расслабление, растягивание, воздействующие седативно-поглаживание, растирание, вибрация только лабильная, непрерывная).

Ребенок поворачивается на левый бок. В этом положении используют приемы оттягивания за правый подвздошный гребень.

Ребенок поворачивается на правый бок. В этом положении производят оттягивание за левый подвздошный гребень.

Ребенок поворачивается вновь на живот. Продолжается массаж области сколиоза в поясничном отделе, в области выпуклости (приемы стимуляции, тонизирования - разминание и вибрация прерывистая для укрепления мышц). Затем осуществляется расслабление и растягивание подлопаточной области, массируя межреберья (граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная) с оттягиванием углов лопаток от вогнутости позвоночника, массируются, стимулируя и тонизируя надплечья, мышцы над лопатками, верхними частями трапециевидных мышц (растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы).

Ребенок переворачивается на спину. В этом положении проводится массаж передней поверхности грудной клетки. В подключичной и надключичной областях, а также в области грудных мышц с целью стимуляции, укрепления мышечного корсета проводят растирание, разминание, вибрацию прерывистую и ударные приемы. На передней брюшной стенке выполняются приемы стимулирования, тонизирования (растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная).

Третьим компонентом заявленного способа является ежедневное плавание ребенка в море, реке или бассейне по 2 раза в день утром и вечером по 30 минут.

Пример 1. Группа здоровых детей 7-8 лет (n=42) обследована во время диспансерного осмотра в плановом порядке. У детей бралась кровь в пластиковые пробирки с последующим исследованием цитоархитектоники эритроцитов. Полученные результаты (дискоциты 86,1±0,012%, обратимо измененные формы 8,5±0,09%, необратимо измененные формы 5,4±0,12%) указывали на ее нормальное состояние.

Спустя 8 мес. вся группа в плановом порядке была повторно обследована на предмет состояния цитоархитектоники эритроцитов (дискоциты 85,3±0,14%, обратимо измененные формы 7,9±0,11%, необратимо измененные формы 6,8±0,10%), которая оставалась по-прежнему нормальной.

Пример 2. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени (n=24) обследована во время планового диспансерного осмотра. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки с последующим исследованием цитоархитектоники эритроцитов. Результаты ее оценки (дискоциты 74,3±0,17%, обратимо измененные формы 15,4±0,15%, необратимо измененные формы 10,3±0,12%) свидетельствовали о ее повышении.

Для коррекции сколиоза всем детям данной группы в поликлинике по месту жительства проводили в течение 8 мес. стандартные, 5 раз в неделю, занятия ЛФК, плавание в бассейне 3 раза в неделю и пять стандартных курсов массажа, применяемых при сколиозе по 10 сеансов длительностью 20 минут. Через 8 мес. коррекции на фоне выраженной позитивной динамики сколиоза у детей отмечено ослабление нарушений, но не нормализация цитоархитектоники эритроцитов (дискоциты 76,8±0,12%, обратимо измененные формы 13,8±0,11%, необратимо измененные формы 9,4±0,09%).

Пример 3. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени (n=28) обследована в детской поликлинике по месту жительства во время планового диспансерного осмотра по поводу сколиоза. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки с последующим исследованием цитоархитектоники эритроцитов, показавшей ее повышение у них (дискоциты 72,8±0,14%, обратимо измененные формы 14,8±0,13%, необратимо измененные формы 12,4±0,08%).

Детям была рекомендована стандартно применяемая при сколиозе ежедневная ЛФК, шесть стандартных десятидневных курсов массажа по 20-30 мин с посещением бассейна в ближайшем спорткомплексе 6 раз в неделю в течение 8 месяцев.

Спустя 8 мес. коррекции признаки сколиоза у детей 7-8 лет были сведены к минимуму. При этом показатели цитоархитектоники эритроцитов у наблюдаемых детей (дискоциты 76,8±0,18%, обратимо измененные формы 13,3±0,19%, необратимо измененные формы 9,9±0,07%) так и не достигли уровня цитоархитектоники у их здоровых сверстников.

Пример 4. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени обследована во время диспансерного осмотра по поводу сколиоза. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки и оценена у каждого цитоархитектоника эритроцитов, оказавшаяся повышенной (дискоциты 74,7±0,11%, обратимо измененные формы 14,6±0,21%, необратимо измененные формы 10,7±0,08%).

Детям были рекомендованы на 8 мес. стандартная ЛФК ежедневно, семь дней в неделю по 2 раза в день плавание в бассейне поликлиники по 30 минут и шесть стандартных курсов массажа со стандартными приемами по 15 сеансов, длительность сеанса 30 минут.

Спустя 8 мес. коррекции признаки сколиоза у детей были полностью устранены, однако показатели цитоархитектоники эритроцитов (дискоциты 78,5±0,06%, обратимо измененные формы 13,0±0,08%, необратимо измененные формы 8,5±0,04%) оставались выше значений, характерных для здоровых детей 7-8 лет.

Пример 5. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени (n=45) обследована в поликлинике по месту жительства во время диспансерного осмотра по поводу сколиоза. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки с исследованием спонтанной цитоархитектоники эритроцитов (дискоциты 73,0±0,11%, обратимо измененные формы 16,2±0,14%, необратимо измененные формы 10,8±0,07%), оказавшейся повышенной.

Детям было рекомендовано сочетание ЛФК, плавания и массажа согласно заявленному способу.

Уже через 6 мес. коррекции, согласно заявленному способу, признаки сколиоза были полностью устранены, а показатели цитоархитектоники эритроцитов у всех детей данной группы нормализовались (дискоциты 84,6±0,09%, обратимо измененные формы 11,4±0,07%, необратимо измененные формы 4,0±0,03%).

Контроль цитоархитектоники эритроцитов у детей данной группы еще через 6 мес. даже при прекращении применения у них всех элементов заявленного способа показал сохранение ее нормального состояния.

Использование предлагаемого способа коррекции цитоархитектоники эритроцитов в педиатрии и гематологии поможет оптимизировать реологию крови у детей младшего школьного возраста со сколиозом, нормализовав в них обмен веществ и процессы роста и репарации в тканях, что обеспечивает основу для устранения проявлений искривления позвоночника.

Способ нормализации цитоархитектоники эритроцитов у детей 7-8 лет со сколиозом, включающий длительностью 6 месяцев ежедневное применение лечебной физической культуры, состоящей из разминки, упражнений лежа на спине - «вытяжение», «плавание», «велосипед», «ножницы», лежа на животе - «вытяжение», «плавание», «ножницы», «вытяжение», «удержание», заключающееся в удержании ребенком при прогибании в пояснице в положении с опорой на живот поднятых головы, верхней части туловища, рук и ног, и стоя - вращение руками, приседание, наклоны из вертикального положения в стороны, глубокие вдохи с поднятием рук вверх и глубокие выдохи с резким их опусканием; четыре курса массажа по 25 сеансов, длительность одного сеанса массажа - 30 мин в положении лежа на животе с проведением вначале общего поглаживания всей поверхности спины - плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение, затем массируют верхнюю часть трапециевидной мышцы - поглаживание, растирание, вибрация лабильная непрерывистая, затем массируют возвышение в области грудного сколиоза - гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины, затем массируют область поясничной вогнутости - поглаживание, растирание, вибрация лабильная, непрерывистая при поворачивании на один, затем на другой бок, используют приемы оттягивания за подвздошный гребень на противоположной стороне, при повороте ребенка на живот продолжают массаж области сколиоза в поясничном отделе в области выпуклости - разминание и вибрация прерывистая, затем массируют межреберья - граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная с оттягиванием углов лопаток от вогнутости позвоночника, затем массируют надплечья, мышцы над лопатками, верхними частями трапециевидных мышц - растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы, после переворачивания ребенка на спину проводят массаж в подключичной и надключичной областях, в области грудных мышц - растирание, разминание, вибрация прерывистая и ударные приемы, на передней брюшной стенке выполняют приемы стимулирования, тонизирования - растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная; ежедневное плавание по 2 раза в день утром и вечером по 30 мин.