Способ нормализации спонтанной агрегации эритроцитов у детей 7-8 лет со сколиозом
Изобретение относится к медицине, биологии, гематологии, педиатрии. В течение 6 мес ежедневно проводят ЛФК лежа на спине, на животе, с упражнениями «вытяжение», «плавание», «велосипед», «ножницы», «удержание», стоя вращение руками, приседание, наклоны, глубокие вдохи с поднятием рук и выдохи с резким их опусканием. Проводят четыре курса массажа по 25 сеансов по 30 мин, воздействуя на поверхность спины, трапециевидные мышцы, возвышение в области грудного сколиоза, длинные мышцы спины, поясничную вогнутость, оттягивание за подвздошный гребень. Используют приемы поглаживания, гребнеобразного растирания, щипцеобразного разминания, вибрацию лабильную непрерывистую. Массируют область поясничной выпуклости, межреберья, с оттягиванием углов лопаток от вогнутости позвоночника, надплечья, мышцы над лопатками, подключичную и надключичную области, область грудных мышц - растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы, на передней брюшной стенке - растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная. Плавание - по 30 мин ежедневно утром и вечером. Способ обеспечивает стабильную нормализацию реологии крови у детей данной группы с существенным снижением риска микротромботических осложнений, улучшением процессов роста и развития в детском организме. 5 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине и биологии, а именно к гематологии и педиатрии.
Аналогов предлагаемого способа снижения спонтанной агрегации эритроцитов (САЭ) у детей 7-8 лет со сколиозом не существует.
Для коррекции сколиоза у детей нередко назначают лечебную физическую культуру (ЛФК), плавание и массаж. При этом никогда ранее лечебный комплекс, состоящий из ЛФК, плавания и массажа, не применялся у детей 7-8 лет со сколиозом с целью нормализации САЭ.
При подготовке данной заявки была поставлена цель - разработать эффективный и доступный способ нормализации САЭ у детей 7-8 лет со сколиозом, который позволил бы решать у них проблему коррекции сколиоза с одновременной нормализацией САЭ и тем самым профилактики развития микротромбозов различной локализации.
Сущность заявляемого способа заключается в том, что для стабильной нормализации САЭ детям 7-8 лет со сколиозом на полгода назначается комплекс из ЛФК, плавания и массажа.
Способ позволяет нормализовать САЭ у детей 7-8 лет со сколиозом за 6 месяцев, переводя ее на уровень, свойственный для здоровых детей этого возраста. При соблюдении рекомендаций заявляемого способа возможна стабильная нормализация реологических свойств крови даже при прекращении его применения через 6 месяцев, что позволит существенно снизить риск микро-тромботических осложнений, улучшив процессы роста и развития в детском организме.
Заявляемый способ осуществляется следующим образом. Агрегация эритроцитов оценивается по их способности спонтанно агрегировать (Пахрова О.А., Гринева М.Р., Иванов К.С. Методология и клиническое значение исследования реологических свойств крови // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2008. - Т13, №1-2. - с.89-98).
Для оценки агрегации эритроцитов кровь из вены забирают в утренние часы после 14 часового голодания из вены через толстую иглу самотеком в пробирку с цитратом натрия в соотношении 9:1 и центрифугируют 10 мин при 3000 об/мин. В 96 луночной планшетке заполняют 2 лунки 0,2 мл плазмы обследуемого. Из пробирки удаляется вся плазма и слой лейкоцитов. Эритроциты ресуспепдируются стандартным фосфатным буфером в соотношении 1:4 с последующим центрифугированием в течение 10 мин при 3 000 об/мин, что позволяет отмыть их от остатков плазмы при удалении надосадочной жидкости. После этого берется 0,02 мл эритроцитов и ресуспендируется в первой заполненной аутологичной плазмой лунке 96 луночной планшетки, что позволяет получить 10% гематокрит. Затем из этой лунки забирают чистой сухой пипеткой 0,02 мл содержимого и помещают во вторую заполненную лунку, что позволяет получить 1% гематокрит. После этого 1 сетку в камере Горяева заполняют полученной суспензией эритроцитов, выдерживают 3 мин для возникновения спонтанной агрегации и проводят подсчет свободных эритроцитов (в т.ч. 2 эритроцита вместе) и агрегатов, начиная с 3 эритроцитов, соединенных в виде «монетных столбиков» в 2-х больших квадратах камеры (объектив × 40, окуляр × 10). Считаются количество «монетных столбиков» и количество эритроцитов, вовлеченных в них.
На основе полученных данных рассчитываются следующие показатели, оценивающие САЭ:
1) Средний размер агрегата (CPA):
СРА=СЭА/КА
СЭА - сумма всех эритроцитов в агрегатах; КА - количество агрегатов.
2) Показатель агрегации (ПА):
ПА=(CPA·КА+КСЭ)/(КА+КСЭ)
КСЭ - количество свободных эритроцитов.
3) Процент неагрегированных эритроцитов (ПНА):
ПНА=КСЭ·100/(CPA·КА+КСЭ)
В случае повышения у ребенка 7-8 лет со сколиозом CPA больше 4,8 и/или увеличения ПА выше 1,10 и/или понижения ПНА ниже 85,0% можно говорить об увеличении САЭ, что указывает на необходимость проводить этому ребенку 6 месячную коррекцию согласно заявленного способа, состоящую из ежедневного применения ЛФК, четырех курсов массажа и ежедневного плавания по 2 раза в день.
Первым компонентом заявленного способа является ежедневная лечебная физическая культура, состоящая из нескольких частей: разминки, упражнений лежа на спине, лежа на животе и стоя. Отдых между упражнениями производится в исходном положении (т.е. если упражнение проводилось лежа на спине, то и отдых происходит в этом же положении без вставания и сидения).
1. Разминка - ходьба по кругу 3-4 минуты.
Ребенок ложиться на спину.
2. "Вытяжение" позвоночника. Ребенок лежит на спине и пятками тянется "вниз", макушкой - "вверх". Выполняется 5-6 "вытяжений" по 15-20 секунд.
3. Плавание. Исходное положение лежа на спине, ноги прямые, голова затылком соприкасается с плоскостью, на которой лежит тело. Ребенок выполняет движения, имитирующие плавание на спине: руки отведены в бок и совершают движения, имитирующие греблю, амплитудой около 90°, ноги выпрямлены и совершают легкие толчкообразные движения. Выполняется 2-3 подхода по 30 секунд с кратковременным отдыхом между ними (5-10 секунд).
4. Велосипед. Лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ребенок совершает ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Большая часть амплитуды движений ног должна быть на уровне тела, не болтая ногами над животом и стремясь, чтобы выпрямляемая нога поочередно проходила близко к полу. Темп выполнения - средний. Выполняется 2-3 подхода по 30-40 секунд с перерывами на отдых по 5-10 секунд.
5. Ножницы. Лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ребенок выполняет скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. При этом горизонтальные махи необходимо производить ближе к полу. Темп выполнения - средний. Выполняется 2-3 подхода по 30-40 секунд.
Ребенок переворачивается на живот.
6. "Вытяжение" позвоночника. Лежа на животе, носочками ребенок тянется "вниз", макушкой - "вверх". Выполняется 5-6 "вытяжений" по 15-20 секунд с перерывами на отдых 5-10 секунд.
7. Плавание. Исходное положение лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Ребенок прогибается в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Удерживая такое положение, выполняются движения имитирующие плавание: руки вперед, ноги развести в стороны, затем руки в стороны, ноги соединить, затем руки к плечам, ноги по-прежнему вместе. Выполняются 2-3 подхода по 10-15 повторений с отдыхом между подходами 5-10 секунд.
8. Ножницы. Лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Ребенок поднимает ноги и выполняет скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. В ходе выполнения этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Темп выполнения - средний. Выполняется 2-3 подхода по 15-20 секунд с отдыхом между ними по 5-10 секунд.
9. "Вытяжение" позвоночника. Лежа на животе, носочками ребенок тянется "вниз", макушкой - "вверх". Выполняется 3-4 "вытяжения" по 15 секунд с отдыхом между ними по 5-10 секунд.
10. Удержание. Лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Ребенок поднимает ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Ноги вместе, руки в стороны, ладони вывернуты вверх. Статически ребенок замирает в этом положении на 10-15 секунд. При этом желательно не задерживать дыхание и при выполнении этого упражнения бедра желательно отрывать от пола. Выполняется 3-4 повторения с отдыхом между повторениями по 5-10 секунд.
Ребенок встает.
11. Вращение руками. Стоя перед зеркалом для контроля осанки, локти отводятся в сторону, пальцы рук - к плечам. Выполняется вращение рук назад (по часовой стрелке) с большой амплитудой движения - локти должны совершать при вращении наибольшую окружность. Темп выполнения - медленный. Выполняется 2-3 подхода по 20-30 секунд с отдыхом между ними по 5-10 секунд.
12. Приседания. Стоя перед зеркалом для контроля осанки, руки разведены в сторону, ладони повернуты вверх. В таком положении, ребенок, сохраняя правильную осанку, встает на носочки, потом приседает, снова встает на носочки и возвращается в исходное положение. Темп выполнения упражнения - медленный. Выполняется 5-10 таких приседаний с отдыхом между ними по 5-10 секунд.
13. Наклоны из вертикального положения в стороны по 6-7 раз вправо и влево. Руки на поясе.
14. Глубокие вдохи с поднятием рук вверх и глубокие выдохи с резким их опусканием - 1-2 минуты.
Вторым компонентом заявленного способа является проведение четырех курсов массажа. Длительность одного сеанса массажа - 30 мин, один курс массажа состоит из 25 сеансов. В течение полугода коррекции курсы массажа проводят четыре раза - первый сразу же в начале коррекции, а затем еще 3 курса массажа с интервалом 25-26 дней.
Ребенок со сколиозом лежит на животе, массажист стоит со стороны грудного сколиоза. В начале проводится общее поглаживание всей поверхности спины (плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение), затем осуществляется седативное, расслабляющее воздействие на верхнюю часть трапециевидной мышцы (поглаживание, растирание, вибрация лабильная непрерывистая), делается растирание, разминание, вибрация на возвышении в области грудного сколиоза (гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины). После этого массируется область поясничной вогнутости (применяются приемы на расслабление, растягивание, воздействующие седативно - поглаживание, растирание, вибрация только лабильная, непрерывная).
Ребенок поворачивается на левый бок. В этом положении используют приемы оттягивания за правый подвздошный гребень.
Ребенок поворачивается на правый бок. В этом положении производят оттягивание за левый подвздошный гребень.
Ребенок поворачивается вновь на живот. Продолжается массаж области сколиоза в поясничном отделе, в области выпуклости (приемы стимуляции, тонизирования - разминание и вибрация прерывистая для укрепления мышц). Затем осуществляется расслабление и растягивание подлопаточной области, массируя межреберья (граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная) с оттягиванием углов лопаток от вогнутости позвоночника, массируются, стимулируя и тонизируя надплечья, мышцы над лопатками, верхними частями трапециевидных мышц (растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы).
Ребенок переворачивается на спину. В этом положении проводится массаж передней поверхности грудной клетки. В подключичной и надключичной областях, а также в области грудных мышц с целью стимуляции, укрепления мышечного корсета, проводят растирание, разминание, вибрацию прерывистую и ударные приемы. На передней брюшной стенке выполняются приемы стимулирования, тонизирования (растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная).
Третьим компонентом заявленного способа является ежедневное плавание ребенка в море, реке или бассейне по 2 раза в день утром и вечером по 30 минут.
Пример 1. Группа здоровых детей 7-8 лет (n=42) обследована во время диспансерного осмотра в плановом порядке. У детей бралась кровь в пластиковые пробирки с последующим исследованием спонтанной агрегации эритроцитов. Полученные результаты (CPA 4,4±0,006, ПА 1,07±0,07, ПНА 92,8±0,14%) указывали на нормальное состояние у них САЭ.
Спустя 8 мес вся группа в плановом порядке была повторно обследована на предмет состояния агрегации эритроцитов (CPA 4,5±0,08, ПА 1,09±0,11, ПНА 93,0±0,17%), которая оставалась по-прежнему нормальной.
Пример 2. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени (n=24) обследована во время планового диспансерного осмотра. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки с последующим исследованием спонтанной агрегации эритроцитов. Результаты оценки САЭ (CPA 5,2±0,17, ПА 1,14±0,12, ПНА 82,5±0,19%) свидетельствовали о ее повышении.
Для коррекции сколиоза всем детям данной группы в поликлинике по месту жительства проводили в течение 8 мес стандартные 5 раз в неделю занятия ЛФК, плавание в бассейне 3 раза в неделю и пять стандартных курсов массажа, применяемых при сколиозе по 10 сеансов длительностью 20 минут. Через 8 мес коррекции на фоне выраженной позитивной динамики сколиоза у детей отмечено ослабление, но не нормализация САЭ (CPA 5,0±0,19, ПА 1,13±0,22, ПНА 84,0±0,21%).
Пример 3. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени (n=28) обследована в детской поликлиники по месту жительства во время планового диспансерного осмотра по поводу сколиоза. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки с последующим исследованием спонтанной агрегации эритроцитов, показавшей ее повышение у них (CPA 5,3±0,14, ПА 1,15±0,24, ПНА 83,1±0,16%).
Детям была рекомендована стандартно применяемая при сколиозе ежедневная ЛФК, шесть стандартных десятидневных курсов массажа по 20-30 мин с посещением бассейна в ближайшем спорткомплексе 6 раз в неделю в течение 8 месяцев.
Спустя 8 мес коррекции признаки сколиоза у детей 7-8 лет были сведены к минимуму. При этом показатели агрегации эритроцитов у наблюдаемых детей (CPA 5,0±0,22, ПА 1,12±0,15, ПНА 84,8±0,26%) так и не достигли уровня САЭ у их здоровых сверстников.
Пример 4. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени обследована во время диспансерного осмотра по поводу сколиоза. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки и оценена у каждого спонтанная агрегация эритроцитов, оказавшаяся повышенной (CPA 5,2±0,09, ПА 1,16±0,19, ПНА 81,9±0,16%).
Детям были рекомендованы на 8 мес стандартная ЛФК ежедневно, семь дней в неделю по 2 раза в день плавание в бассейне поликлиники по 30 минут и шесть стандартных курсов массажа со стандартными приемами по 15 сеансов, длительность сеанса 30 минут.
Спустя 8 мес коррекции признаки сколиоза у детей были полностью устранены, однако показатели агрегации их эритроцитов (CPA 4,9±0,07, ПА 1,12±0,06, ПНА 83,4±0,05%) оставались выше значений, характерных для здоровых детей 7-8 лет.
Пример 5. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени (n=45) обследована в поликлинике по месту жительства во время диспансерного осмотра по поводу сколиоза. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки с исследованием спонтанной агрегации активности эритроцитов (CPA 5,3±0,09, ПА 1,15±0,06, ПНА 82,0±0,05%), оказавшейся повышенной.
Детям было рекомендовано сочетание ЛФК, плавания и массажа согласно заявленному способу.
Уже через 6 мес коррекции, согласно заявленного способа, признаки сколиоза были полностью устранены, а показатели спонтанной агрегации эритроцитов у всех детей данной группы нормализовались (CPA 4,6±0,04, ПА 1,07±0,02, ПНА 92,5±0,08%).
Контроль САЭ у детей данной группы через 6 мес даже при прекращении применения у них всех элементов заявленного способа показал сохранение ее нормальной активности.
Использование предлагаемого способа коррекции САЭ в гематологии и педиатрии поможет избежать микротромбозов в тканях и органах у детей 7-8 лет со сколиозом, оптимизировав их рост и развитие, обеспечив за 6 месяцев полное устранение сколиоза и сопровождающих его нарушение в костной системе и внутренних органах.
Способ нормализации спонтанной агрегации эритроцитов при сколиозе у детей 7-8 лет, включающий ежедневное применение в течение 6 месяцев лечебной физической культуры, состоящей из разминки, упражнений лежа на спине - «вытяжение», «плавание», «велосипед», «ножницы», лежа на животе - «вытяжение», «плавание», «ножницы», «вытяжение», «удержание», которое выполняют при поднятии сведенных вместе ног и верхней части туловища, руки в стороны, прогибаясь в пояснице при точке опоры - живот, и стоя - вращение руками, приседание, наклоны из вертикального положения в стороны, глубокие вдохи с поднятием рук вверх и глубокие выдохи с резким их опусканием; четыре курса массажа по 25 сеансов, длительность одного сеанса массажа - 30 мин в положении лежа на животе с проведением вначале общего поглаживания всей поверхности спины - плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение, затем массируют верхнюю часть трапециевидной мышцы - поглаживание, растирание, вибрация лабильная непрерывистая, затем массируют возвышение в области грудного сколиоза - гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины, затем массируют область поясничной вогнутости - поглаживание, растирание, вибрация лабильная, непрерывистая при поворачивании на один, затем на другой бок, используют приемы оттягивания за подвздошный гребень на противоположной стороне, при повороте ребенка на живот продолжают массаж области сколиоза в поясничном отделе в области выпуклости - разминание и вибрация прерывистая, затем массируют межреберья - граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная с оттягиванием углов лопаток от вогнутости позвоночника, затем массируют надплечья, мышцы над лопатками, верхними частями трапециевидных мышц - растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы, после переворачивания ребенка на спину проводят массаж в подключичной и надключичной областях, в области грудных мышц - растирание, разминание, вибрация прерывистая и ударные приемы, на передней брюшной стенке выполняют приемы стимулирования, тонизирования - растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная; ежедневное плавание по 2 раза в день утром и вечером по 30 мин.