Оросительная система
Оросительная система включает две дождевальные машины, связанные между собой гибкой тягой, снабженные центральными вертикальными стойками, закрепленными к центру поддона, на стойках растяжками закреплены радиальные спицы с дождевателями. Дождевальные машины движутся поочередно вверх без вращения и вниз с вращением по своим наклонным канатным дорогам с использованием силы веса поддона, наполняемого поливной водой в верхней точке наклонной канатной дороги, и подают воду из поддона по трубчатым спицам на дождеватели с использованием центробежной силы при движении вниз с одновременным вращением дождевальной машины вокруг стойки на опоре. Система включает храповик, взаимодействующий с вращателем, выполненным в виде шкива, катящего по канатной дороге в горизонтальной плоскости. Заполнение поддона водой происходит через слив, открывающийся при взаимодействии концевика, установленного в верхней точке канатной дороги в момент касания с кареткой, и закрывающийся при отцеплении зацепа, установленного на поплавке внутри поддона после его заполнения водой. Техническим результатом изобретения является повышение эксплуатационной надежности системы. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к орошению земель дождевальными машинами.
Известна дождевальная машина, движущаяся на понтонах по оросительному каналу и подающая воду на дождеватели с использованием силы ветра.
Известная дождевальная машина снабжена центральной вертикальной стойкой, закрепленной к центру поддона, а поливной трубопровод выполнен в виде радиальных спиц, закрепленных на стойке на тросовой подвеске, которая снабжена парусами (оросительная система SU 1672998 A1 МКИ: A01G 25/09).
Недостатком этой системы является ее малая эксплуатационная надежность, так как требуется наличие оросительного канала и ветра, которого в жаркие дни обычно не бывает.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение эксплуатационной надежности оросительной системы.
Для решения этой задачи предложена оросительная система, для работы которой сила ветра заменена на силу притяжения, и включает две дождевальные машины, связанные между собой гибкой тягой, движущиеся поочередно вверх без вращения и вниз с вращением по своим наклонным канатным дорогам с использованием силы веса поддона, наполняемого поливной водой в верхней точке наклонной канатной дороги, и подающие воду из поддона по трубчатым спицам на дождеватели с использованием центробежной силы при движении вниз с одновременным вращением дождевальной машины вокруг стойки на опоре, с храповиком, взаимодействующим с вращателем, выполненным в виде шкива, катящего по канатной дороге в горизонтальной плоскости, а заполнение поддона водой происходит через слив, открывающийся при взаимодействии концевика, установленного в верхней точке канатной дороги в момент касания с кареткой, и закрывающийся при отцеплении зацепа, установленного на поплавке внутри поддона после его заполнения водой.
На чертеже показана схема одной из двух наклонных канатных дорог 1 с дождевальной машиной, состоящей из каретки 2 с гибкой тягой 3 для соединения с кареткой другой дождевальной машины (не показано). К каретке 2 на вертикальной центральной стойке 4 установлен поддон 5 с водой для полива. Центральная вертикальная стойка 4 закреплена к центру поддона. Стойка 4 вращается на опоре 6 и взаимодействует через пилообразный торец храповика 7 с ответным пилообразным торцом вращателя 8, выполненным в виде шкива, катящего по канатной дороге в горизонтальной плоскости. Со дна поддона 5 выведены радиальные полые спицы 9 с дождевателями 10 на концах. Спицы соединены между собой и центральной стойкой растяжками 11. Заполнение поддона 5 осуществляется через слив 12, который открывается концевиком 13 в момент остановки каретки 3 в верхней точке канатной дороги 1. После заполнения поддона 5 слив 12 закрывается при отцеплении поплавкового зацепа 14.
Оросительная система работает следующим образом. Две канатные дороги одинаковой длины и уклона, величина которого подбирается опытным путем, устанавливаются параллельно на расстоянии не менее длины двух радиальных спиц 9. Длина гибкой тяги 3 подбирается так, чтобы каретки 2 находились одна на верхнем конце, а вторая на нижнем конце соответствующих канатных дорог.
Каретка 2 дождевальной машины с пустым поддоном, двигаясь вверх без вращения, взаимодействует в верхнем конце канатной дороги с рычагом концевика 13, соединенным с рычагом, открывающим водяной поток через слив 12 в поддон 5, удерживаемый зацепом 14 в течение процесса наполнения поддона водой.
Водяной поток, в зависимости от местных условий, может поступать самотеком из водонапорной башни или подаваться насосом из водоема по команде механического электрического или другого типа концевика 13.
После наполнения поддона 5 до заданного уровня водой поплавковый зацеп 14 отцепляется, одновременно перекрывая водяной поток через слив 12, и каретка 2 устремляется вниз по наклонной канатной дороге 1. При этом вращатель 11 катится по канатной дороге 1 в горизонтальной плоскости, передавая вращение через храповик 7 центральной стойке 4 с поддоном 5 и радиальными спицами 9. При вращении спиц на дождевателе 10 создается центробежный поток воды, поступающей из поддона 5 по полым спицам или шлангам. Вытекающая из дождевателей 10 вода при движении с вращением двух дождевальных машин орошает площадь длиной в канатную дорогу и шириной в четыре радиальные спицы. В целях безопасной эксплуатации в автоматическом режиме поддоны подвешиваются выше человеческого роста, а на участках движения транспорта подвешиваются на высоте до четырех метров.
Таким образом, предлагаемая оросительная система отличается экономичностью, работает в автоматическом режиме без нарушения экологии, не требует строительства оросительных каналов, может эффективно орошать поля как на равнинных, так и в горных и пересеченных оврагами местностях, сохраняет урожайность посевных и пастбищных угодий в период засухи.
Оросительная система, включающая дождевальную машину, снабженную центральной вертикальной стойкой, закрепленной к центру поддона, а поливной трубопровод с дождевателями выполнен в виде радиальных спиц, закрепленных на стойке на тросовой подвеске, отличающаяся тем, что для работы оросительной системы применена сила притяжения, и включает две дождевальные машины, связанные между собой гибкой тягой, движущиеся поочередно вверх без вращения и вниз с вращением по своим наклонным канатным дорогам с использованием силы веса поддона, наполняемого поливной водой в верхней точке наклонной канатной дороги, и подающие воду из поддона по трубчатым спицам на дождеватели с использованием центробежной силы при движении вниз с одновременным вращением дождевальной машины вокруг стойки на опоре, с храповиком, взаимодействующим с вращателем, выполненным в виде шкива, катящего по канатной дороге в горизонтальной плоскости, а заполнение поддона водой происходит через слив, открывающийся при взаимодействии концевика, установленного в верхней точке канатной дороги в момент касания с кареткой, и закрывающийся при отцеплении зацепа, установленного на поплавке внутри поддона после его заполнения водой.