Электромашина
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению. Предлагаемая электромашина содержит герметичный корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора из электротехнической стали, по внешнему диаметру шихтованный сердечник статора опирается на корпус электромашины, сердечник статора снабжен открытыми пазами, в которых размещены катушки обмотки, а в цилиндрической полости статора с возможностью вращения размещен ротор электромашины. При этом согласно настоящему изобретению шихтованный сердечник статора снабжен радиальными межпакетными вентиляционными каналами, аэродинамически сообщенными продольными каналами корпуса с входными отверстиями, сообщенными через фильтр с внешней средой, проводники обмотки каждого паза статора зафиксированы клином и контактирующей с ним шпоночной вставкой, поперечное сечение которой выполнено с возможностью фиксации спинки шпоночной вставки под клином паза, а сечение выступа соответствует сечению паза, поверхность спинки шпоночной вставки по всей ее длине снабжена продольным желобом, сообщенным с межпакетными вентиляционными каналами сердечника статора, причем объемы шпоночных вставок, выступающие над поверхностью полости сердечника статора, объединены в трубчатую втулку, предпочтительно составленную из сегментов, с образованием внутренней поверхности цилиндрической формы, в полости корпуса соосно с полостью сердечника статора установлены цилиндрические втулки, выполненные из изоляционного материала, например, стеклотекстолита, скрепленные своими торцами с торцами крайних пакетов статора, кроме того, ротор содержит индуктор с внешней цилиндрической поверхностью, выполненный из полюсов, постоянных магнитов, немагнитных клиньев и вала, при этом длина ротора превышает длину индуктора, причем с торцами индуктора жестко скреплены концевые цилиндрические втулки, выполненные из немагнитного материала, установленные заподлицо с внешней поверхностью индуктора и размещенные в полостях цилиндрических втулок статора, являющиеся цапфами радиальных лепестковых газодинамических подшипников (ЛТП). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в уменьшении массы и габаритов, а также в повышении ресурса электромашин, в частности, работающих при повышенных и высоких частотах вращения, при одновременном обеспечении минимального прогиба ротора, улучшении охлаждения обмотки статора и расширения области устойчивости ротора за счет деформирования указанных радиальных ЛТП и предотвращения заклинивания ротора при высоких окружных скоростях в районе расположения ЛТП. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромашиностроению.
Известна высокооборотная электромашина, содержащая корпус, выполненный с возможностью подвода в его полость охлаждающего газа, снабженный торцевыми щитами и средствами подвода охлаждающего газа к узлам, размещенным в полости корпуса, сердечник статора, снабженный обмоткой, в цилиндрической полости которого с зазором размещен ротор, содержащий индуктор и подшипниковый узел (см. Балагуров В.А., Галтеев Ф.Ф. Электрические генераторы с постоянными магнитами. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 280 с.).
Недостатком данного устройства является невозможность существенного уменьшения массогабаритных характеристик устройства за счет повышения скорости вращения ротора, поскольку нагрузочные характеристики подшипниковых узлов не допускают высокие скорости вращения ротора при уменьшении его радиального размера.
Наиболее близким к данному изобретению устройством является электромашина, содержащая корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора, снабженный открытыми пазами, в которых размещены катушки обмотки, причем в цилиндрической полости статора с возможностью вращения размещен ротор, подшипниковый узел которого выполнен с возможностью газодинамического поддержания (см. патент РФ №2385523, МПК Н02К 5/16, 2010 г.).
Недостатком данного устройства является повышенный немагнитный зазор из-за наличия втулки достаточно большой толщины, что уменьшает индукцию в зазоре между статором и ротором и, следовательно, ухудшает массогабаритные показатели машины.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое техническое решение, является улучшение массогабаритных показателей электромашины за счет уменьшения толщины втулки вплоть до нуля за счет использования специально организованного газового подшипника в зоне немагнитного зазора между сердечником статора и ротором и двух радиальных лепестковых газодинамических подшипников в районе лобовых частей обмотки статора, длительно обеспечивающих высокую надежность работы электромашины.
Технический результат, который достигается при решении поставленной задачи, выражается в уменьшении массы и габаритов и повышении ресурса электромашин, в том числе работающих при повышенных и высоких частотах вращения. Одновременно обеспечивается минимальный прогиб ротора, охлаждение ротора и обмотки статора, расширяется область устойчивости ротора за счет демпфирования радиальных лепестковых газодинамических подшипников (ЛТП) и предотвращается заклинивание ротора при высоких окружных скоростях в районе расположения ЛТП.
Поставленная задача решается тем, что электромашина, содержащая корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора, снабженный открытыми пазами, в которых размещены катушки обмотки, причем в цилиндрической полости статора с возможностью вращения размещен ротор, подшипниковый узел которого выполнен с возможностью газодинамического поддержания, отличается тем, что шихтованный сердечник статора снабжен радиальными межпакетными вентиляционными каналами, аэродинамически сообщенными продольными каналами корпуса с приемной воздушной камерой, сообщенной через фильтр с внешней средой, при этом проводники обмотки каждого паза статора зафиксированы клином и контактирующей с ним шпоночной вставкой, поперечное сечение которой выполнено с возможностью фиксации спинки шпоночной вставки под клином паза, а сечение выступа соответствует сечению паза, причем поверхность спинки шпоночной вставки по всей ее длине снабжена продольным желобом, сообщенным с межпакетными вентиляционными каналами сердечника статора, при этом объемы шпоночных вставок, выступающие над поверхностью полости сердечника статора, объединены в трубчатую втулку, предпочтительно составленную из сегментов, с образованием внутренней поверхности цилиндрической формы, кроме того, в полости корпуса соосно с полостью сердечника статора установлены цилиндрические втулки, выполненные из изоляционного материала, например, стеклотекстолита, скрепленные своими торцами с торцами крайних пакетов статора, при этом цилиндрические втулки служат внешними обоймами радиальных лепестковых газодинамических подшипников, кроме того, ротор содержит индуктор с внешней цилиндрической поверхностью, выполненный из полюсов, постоянных магнитов, немагнитных клиньев, вала, при этом длина ротора превышает длину индуктора, причем с торцами индуктора жестко скреплены концевые цилиндрические втулки, выполненные из немагнитного материала, установленные заподлицо с внешней поверхностью индуктора, являющиеся цапфами радиальных лепестковых газодинамических подшипников. Кроме того, индуктор снабжен бандажом, внешней поверхности которого придана цилиндрическая форма, соответствующая по диаметру и шероховатости внешней поверхности концевых цилиндрических втулок, при этом бандаж выполнен из высокопрочного немагнитного, термостойкого материала, предпочтительно намоткой углеродного волокна, пропитанного термостойкими синтетическими смолами. Кроме того, вал выполнен полым с возможностью соединения с валом турбины и/или компрессора.
Сопоставительный анализ совокупности существенных признаков предлагаемого технического решения и совокупности существенных признаков прототипа и аналогов свидетельствует о его соответствии критерию «новизна».
При этом существенные признаки отличительной части формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.
Признаки «шихтованный сердечник статора снабжен радиальными межпакетными вентиляционными каналами, аэродинамически сообщенными продольными каналами корпуса с приемной воздушной камерой, сообщенной через фильтр с внешней средой» обеспечивают эффективный отвод тепла от обмотки и сердечника статора.
Признаки «…проводники обмотки каждого паза статора зафиксированы клином и контактирующей с ним шпоночной вставкой…» обеспечивают удержание проводников обмотки каждого паза в его полости и возможность монтажа обмотки статора.
Признаки, указывающие, что поперечное сечение шпоночной вставки «выполнено с возможностью фиксации спинки шпоночной вставки под клином паза…», обеспечивают надежное удержание шпоночной вставки в пазу, исключающее возможность ее произвольного радиального смещения в направлении поверхности ротора.
Признаки, указывающие, что «поверхность спинки шпоночной вставки по всей ее длине снабжена продольным желобом, сообщенным с межпакетными вентиляционными каналами сердечника статора», обеспечивают возможность охлаждения обмотки.
Признаки, указывающие, что «объемы шпоночных вставок, выступающие над поверхностью полости сердечника статора, объединены в трубчатую втулку, предпочтительно составленную из сегментов, с образованием внутренней поверхности цилиндрической формы», обеспечивают «цилиндричность» «рабочей» полости статора (в которой непосредственно размещен ротор) и, тем самым, обеспечивают условия для использования газового слоя в зазоре между внутренней поверхностью трубчатой втулки и ротором для организации газодинамического подшипника.
Признаки, указывающие, что «в полости корпуса соосно с полостью сердечника статора установлены цилиндрические втулки, выполненные из изоляционного материала, например, стеклотекстолита, скрепленные своими торцами с торцами крайних пакетов статора, при этом цилиндрические втулки служат внешними обоймами радиальных лепестковых газодинамических подшипников», обеспечивают возможность использования полости этих втулок для монтажа подложек и лепестков радиальных газодинамических подшипников.
Признаки, указывающие, что «ротор содержит индуктор с внешней цилиндрической поверхностью», обеспечивают возможность его газодинамического поддержания.
Признаки, указывающие, что длина вала «превышает длину индуктора» и «с торцами индуктора жестко скреплены концевые цилиндрические втулки, выполненные из немагнитного материала, установленные заподлицо с внешней поверхностью индуктора, обеспечивают соответствие друг другу длин внешней обоймы и цапфы радиальных лепестковых газодинамических подшипников», позволяют увеличить несущую способность газодинамических подшипников и расширить область устойчивости ротора.
Признаки второго пункта формулы изобретения обеспечивают повышение прочности ротора и сохраняют возможность использования его внешней поверхности как одной из опорных поверхностей газодинамического подшипника.
Признаки третьего пункта формулы изобретения способствуют уменьшению массы и массовых моментов инерции ротора и, тем самым, расширяют диапазон устойчивости ротора в форме «полускоростного вихря» и повышают запас статической несущей способности газодинамического подшипника при незначительном снижении прочности ротора по сравнению со сплошным цельнокованым, кроме того, такая конструкция препятствует значительной деформации ротора в радиальном направлении от центробежных сил и тем самым предотвращает заклинивание газового подшипника.
На фиг.1 показан продольный разрез электромашины, на фиг.2 - поперечный разрез.
На чертежах показаны корпус 1, сердечник статора 2, пазы 3, обмотка 4, межпакетные вентиляционные каналы 5, продольные каналы 6 корпуса 1 с входными отверстиями 7, фильтр 8, клинья 9, шпоночные вставки 10, желоб 11, цилиндрические втулки 12, 13 на статоре, торцевые щиты 14 и 15, уплотнительные кольца 16, 17, подложки ЛТП 18, 19, лепестки 20, 21 радиальных лепестковых газодинамических подшипников (ЛПГ), полюса 22, постоянные магниты 23, немагнитные клинья 24, вал 25, концевые цилиндрические втулки 26, 27 на роторе, бандаж 28, зазор 29, упорный диск 30, вентилятор 31, нажимные листы 32, 33, бурт 34, ветреницы 35, разрезное кольцо 36, дистанционное кольцо 37, крышка 38, отверстия 39, 40, кольцевые каналы 41 и радиальные отверстия 42, осевые ЛТП 43, 44.
Электромашина содержит герметичный корпус 1, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора 2 из электротехнической стали (см. фиг.1, фиг.2). По внешнему диаметру шихтованный сердечник статора 2 опирается на корпус 1 электромашины. Сердечник статора 2 снабжен открытыми пазами 3, в которых размещена обмотка 4. Шихтованный сердечник статора 2 снабжен радиальными межпакетными вентиляционными каналами 5, аэродинамически сообщенными продольными каналами 6 корпуса 1 с входными отверстиями 7, сообщенными через фильтр 8 с внешней средой.
Проводники катушек 4 каждого паза 3 статора 2 зафиксированы клином 9 и контактирующей с ним шпоночной вставкой 10 из изоляционного материала, например, из стеклотекстолита, поперечное сечение которой выполнено с возможностью фиксации спинки шпоночной вставки 10 под клином 9 паза 3. При этом объемы шпоночных вставок 10, выступающие над поверхностью полости сердечника статора 2, могут быть объединены в сегменты. Причем внутренней поверхности сегментов шпоночных вставок 10 придана цилиндрическая форма, обеспечивающая возможность «работы» сегментов как втулки газодинамического подшипника. Поверхность спинки шпоночной вставки 10 по всей ее длине снабжена продольным желобом 11, сообщенным с межпакетными вентиляционными каналами 5 сердечника статора 2.
В полости корпуса 1, соосно с полостью сердечника статора 2, установлены цилиндрические втулки 12, 13, приклеенные к торцам крайних пакетов сердечника статора 2 непосредственно под нажимные листы 32, 33. Контакты противоположных концов цилиндрических втулок 12, 13 с торцевыми щитами 14, 15 снабжены уплотнительными кольцами 16, 17 (например, резиновыми). В полость цилиндрических втулок 12, 13 установлены подложки 18, 19 и лепестки 20, 21 радиальных лепестковых газодинамических подшипников.
В цилиндрической полости сегментов шпоночных вставок 10 и радиальных ЛТП размещен ротор с возможностью вращения.
Ротор содержит индуктор, выполненный из полюсов 22, постоянных магнитов 23, немагнитных клиньев 24, вала 25, длина которого превышает длину индуктора. С торцами индуктора жестко скреплены концевые цилиндрические втулки 26, 27, выполненные из немагнитного материала, размещенные заподлицо с внешней поверхностью индуктора. Для обеспечения механической прочности индуктор снабжен бандажом 28, внешней поверхности которого придана цилиндрическая форма, соответствующая по диаметру и шероховатости внешней поверхности концевых цилиндрических втулок 26, 27, при этом бандаж 28 изготовлен из высокопрочного немагнитного, термостойкого материала, выполненного предпочтительно намоткой углеродного волокна, пропитанного термостойкими синтетическими смолами. Вал 25 выполнен полым с возможностью соединения с валом турбины и/или компрессора.
Газодинамический подшипник включает опорную поверхность (составленную внутренними цилиндрическими поверхностями сегментов шпоночных вставок 10 и лепестками радиальных ЛТП 20, 21), цапфу (составленную наружной поверхностью бандажа 28 ротора и цилиндрических втулок 26 и 27), а также зазор 29 между ними.
Осевой подшипниковый узел шпинделя составляют: осевые лепестковые газодинамические подшипники (ЛТП) 43, 44, упорный диск 30 с лопатками вентилятора 31.
Статор собирается в следующем порядке. Из штампованных листов электротехнической стали собирают пакеты сердечника статора 2 и скрепляют их сваркой по канавкам на наружной цилиндрической поверхности пакета. В корпус 1 электромашины вставляют нажимной лист 33 до упора в бурт 34. Затем в корпус 1 устанавливают пакеты сердечника статора 2 с ветреницами 35, нажимной лист 32 и фиксируют собранный комплект пакетов и ветрениц 35 с помощью разрезного кольца 36. Далее в пазы 3 пакета сердечника статора 2 устанавливают пазовую изоляцию (на чертеже не показана), укладывают обмотку 4 статора 2 и заклинивают ее пазовыми клиньями 9. Обмотку 4 статора 2 подвергают пропитке и сушке. Внутрь пазов 3 статора 2 под клинья 9 плотно устанавливают на клей сегменты шпоночных вставок 10 газодинамического подшипника. Затем шлифуют внутреннюю цилиндрическую поверхность сегментов шпоночных вставок 10 газодинамического подшипника. Далее внутреннюю цилиндрическую поверхность сегментов шпоночных вставок 10 газодинамического подшипника, цилиндрических втулок 12, 13 покрывают антифрикционным материалом, например, ВАП-3. Цилиндрические втулки 12, 13 приклеивают к торцам крайних пакетов сердечника статора 2 непосредственно под нажимные листы 32, 33. В полости, образованные внутренними поверхностями цилиндрических втулок 12, 13, вставляют подложки 18, 19 и лепестки 20, 21 радиальных лепестковых газодинамических подшипников (ЛПГ). В полость статора 2, образованную лепестками радиальных ЛТП 20, 21 и сегментами шпоночных вставок 10, вставляют ротор. На крайние торцы цилиндрических втулок 12, 13 надевают уплотнительные кольца 16, 17 и устанавливают торцевые щиты 14, 15. В торцевой щит 15 устанавливают осевой ЛТП 43, дистанционное кольцо 37, надевают упорный диск 30, фиксируют его гайкой, устанавливают ЛТП 44 и прижимают крышкой 38 полученный комплект осевого подшипникового узла.
Работает электромашина следующим образом. При вращении ротора лопатки вентилятора 31 создают разрежение, воздух через фильтр 8, отверстия 7 в корпусе 1 электромашины проходит по продольным каналам 6, радиальным межпакетным вентиляционным каналам 5 сердечника статора 2, желобам 11 шпоночных вставок 10 и выходит наружу через отверстия 39, 40. При этом воздух охлаждает сердечник и обмотку статора 2. Воздух, поступающий с торцов подшипников в зазоры газодинамических подшипников, через кольцевые каналы 41 и радиальные отверстия 42 в сегментах шпоночных вставок 10 поступает в желоба 11 и уходит наружу вместе с охлаждающим воздухом.
1. Электромашина, содержащая корпус, в полости которого размещен шихтованный сердечник статора, снабженный открытыми пазами, в которых размещены катушки обмотки, причем в цилиндрической полости статора с возможностью вращения размещен ротор, подшипниковый узел которого выполнен с возможностью газодинамического поддержания, отличающаяся тем, что шихтованный сердечник статора снабжен радиальными межпакетными вентиляционными каналами, аэродинамически сообщенными продольными каналами корпуса с приемной воздушной камерой, сообщенной через фильтр с внешней средой, при этом проводники обмотки каждого паза статора зафиксированы клином и контактирующей с ним шпоночной вставкой, поперечное сечение которой выполнено с возможностью фиксации спинки шпоночной вставки под клином паза, а сечение выступа соответствует сечению паза, причем поверхность спинки шпоночной вставки по всей ее длине снабжена продольным желобом, сообщенным с межпакетными вентиляционными каналами сердечника статора, при этом объемы шпоночных вставок, выступающие над поверхностью полости сердечника статора, объединены в трубчатую втулку, предпочтительно, составленную из сегментов, с образованием внутренней поверхности цилиндрической формы, кроме того, в полости корпуса соосно с полостью сердечника статора установлены цилиндрические втулки, выполненные из изоляционного материала, например стеклотекстолита, скрепленные своими торцами с торцами крайних пакетов статора, при этом цилиндрические втулки служат внешними обоймами радиальных лепестковых газодинамических подшипников, кроме того, ротор содержит индуктор с внешней цилиндрической поверхностью, выполненный из полюсов, постоянных магнитов, немагнитных клиньев, вала, при этом длина ротора превышает длину индуктора, причем с торцами индуктора жестко скреплены концевые цилиндрические втулки, выполненные из немагнитного материала, установленные заподлицо с внешней поверхностью индуктора и размещенные в полостях цилиндрических втулок статора, являющиеся цапфами радиальных лепестковых газодинамических подшипников.
2. Электромашина по п.1, отличающаяся тем, что индуктор снабжен бандажом, внешней поверхности которого придана цилиндрическая форма, соответствующая по диаметру и шероховатости внешней поверхности концевых цилиндрических втулок, при этом бандаж выполнен из высокопрочного немагнитного, термостойкого материала, предпочтительно, намоткой углеродного волокна, пропитанного термостойкими синтетическими смолами.
3. Электромашина по п.1, отличающаяся тем, что вал выполнен полым с возможностью соединения с валом турбины и/или компрессора.