Судовое маловязкое топливо
Изобретение относится к судовому маловязкому топливу, содержащему смесь дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки нефти. Топливо характеризуется тем, что оно содержит фракцию атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С и фракцию вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С при следующем массовом соотношении компонентов, мас.%: фракция атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С - 60-70; фракция вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С - до 100. Настоящее топливо обладает улучшенными показателями по цетановому числу, при этом технология его получения является упрощенной. 4 табл.
Реферат
Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Судовое маловязкое топливо (СМТ) предназначено для использования в среднеоборотных и высокооборотных дизельных двигателях, потребляющих значительное количество дефицитного дизельного топлива по ГОСТ 305-82. В табл.1 представлены требования к дизельному топливу марки «Л-0,5», вырабатываемому по ГОСТ 305-82, и предлагаемому взамен его СМТ, вырабатываемому по ТУ 38.101567-2000. Из данных табл.1 следует, что по сравнению с дизельным топливом марки «Л-0,5» нормы на топливо СМТ менее жесткие.
Таблица 1 | ||
Норма показателей качества | ||
Показатель | ГОСТ 305-82 на топливо марки Л-0,5-69 | ТУ 38.101567-2000 |
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/с | в пределах 3,0-6,0 | не более 11,4 |
Цетановое число, не менее | 45 | 40 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 60 | 62 |
Температура застывания, °С, не выше | Минус 10 | Минус 10 |
Массовая доля серы, %, не более | 0,5 | 1,5 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,025 |
Коксуемость, %, не более | 10% ост 0,3 | 0,2 |
Содержание механических примесей, %, не более | Отс. | 0,02 |
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,01 |
Плотность, кг/м3, не более | 860 | 890 |
Известно топливо для судовых двигателей, которое получается путем компаундирования легкого газойля коксования с установки 21-10/6, дизельных фракций с АВТ, вакуумного газойля с АВТ и дистиллята прямогонного с комбинированной установки КГФ-АТ-ТК («Химия и технология топлив и масел», 1979, №3, с.28-30). Однако используемые фракции характеризуются низкой перегонкой топлива и большим запасом качества по показателю кинематической вязкости. Топливо характеризуется низким цетановым числом и выходом. Оно содержит мас.%: смесь продуктов атмосферной перегонки и вакуумной переработки нефти фракции 110-500°С 2-15; фракцию 240-500°С вакуумного дистиллята переработки нефти 1-20; фракцию 130-400°С вакуумной перегонки мазута при производстве масел 10-40; фракцию 160-400°С газойля каталитического крекинга до 100%.
Однако используемые фракции каталитического крекинга, а также продукты прямогонные с н.к. 110°С приводят к снижению смазывающей способности топлива и повышению его коррозионной активности.
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является топливо для судовых двигателей (Пат. РФ №2058372, C10L 1/04, опубл. 20.04.96, БИ №11), содержащее смесь дистиллятов нефти: фракции 160-360°С, 240-450°С атмосферной перегонки при массовом соотношении во фракции 240-450°С фракций, выкипающих в интервале 240-360°С и 360-450°С, равном (80-90):(20-10), фракцию 240-550°С вторичной вакуумной перегонки мазута при массовом соотношении в ней фракций 240-360°С и 360-550°С, равном (80-90):(20-10), при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Фракция 240-450° атмосферной перегонки | 5-30 |
Фракция 240-550°С вторичной вакуумной перегонки мазута | 5-15 |
Фракция 160-360°С атмосферной перегонки | До 100 |
Известное судовое маловязкое топливо получают следующим образом: нефть подвергают перегонке с выделением на установке AT фракций 160-360°С, 240-450°С и на установке вакуумной перегонки мазута фракции 240-550°С.
Однако выделяемые на AT и вакуумной перегонки мазута фракции должны иметь определенное соотношение в них дизельных и мазутных (выше 360°С) фракций. Это достигается регулированием режима и коэффициента рециркуляции фракций на установке. Таким образом, в дистиллятах 240-450°С атмосферной перегонки и 240-550°С вакуумной перегонки мазута соотношение фракций 160-360°С и выше 360°С должно составлять (80-90):(20-10).
Недостатками предложенного судового топлива является недостаточно высокое цетановое число, а также вовлечение в его состав значительного количества легких углеводородных фракций. Количество фракции с интервалом выкипания 160-360°С составляет от 55 до 90% от массы судового топлива. В двух других компонентах топлива доля фракции с интервалом выкипания 240-360°С составляет 80-90%. Известно, что наличие низкомолекулярных фракций снижает цетановое число топлива. Фракции с интервалом выкипания 160-170°С имеют цетановое число лишь 34, фракции, выкипающие в интервале 170-180°С, имеют цетановое число 36, а у фракций, выкипающих при 180-190°С, оно находится на уровне 38. Присутствие в топливе фракций с температурой начала кипения 160°С приводит к жесткой работе двигателя, поскольку к моменту самовоспламенения рабочей смеси в его цилиндре накапливается большое количество паров топлива, и горение сопровождается чрезмерным повышением давления и стуками в двигателе. Значительное присутствие в составе топлива фракций с относительно невысокими температурами начала кипения нецелесообразно также по экономическим соображениям, поскольку они могут являться компонентами гораздо более ценных и дорогих продуктов, таких, например, как нефрас, керосин или реактивное топливо типа ТС-1. Процесс, согласно прототипу, отличается сложностью, поскольку предполагает смешение 7 потоков в четко определенных соотношениях. Особенно сложно регулировать количество введенной фракции с интервалом выкипания 360-550°С, поскольку ее количество варьируется от 0,5 до 3,0 мас.%.
Задачей изобретения является разработка топливной композиции, обладающей улучшенными показателями по цетановому числу.
Указанная задача решается тем, что судовое маловязкое топливо получают следующим образом: нефть подвергают перегонке с выделением на атмосферной колонне фракции с интервалом выкипания 210-365°С и на колонне вакуумной перегонки мазута фракции с интервалом выкипания 255-360°С. Судовое маловязкое топливо получают компаундированием фракций при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Фракция атмосферной перегонки с | |
интервалом выкипания 210-365°С | 60-70 |
Фракция вакуумной перегонки с | |
интервалом выкипания 255-360°С | До 100 |
В табл.2 приведен компонентный состав, в табл. 3, 4 - показатели качества компонентов судового маловязкого топлива по прототипу и предлагаемому техническому решению.
В качестве сравнительного примера прототипа выбран состав и показатели качества примера 1 (табл.3, 4, 5, пат. РФ №2058372). Состав топлива согласно прототипу в соответствии с примером 2 табл.3 пат. РФ №2058372 имеет более высокий показатель цетанового числа, однако его температура застывания минус 10°С не обеспечивает необходимого запаса качества (норма по ГОСТ 305-82 и ТУ 38.101567-2000 - минус 10°С).
Таблица 2 | ||||||
Компонентный состав судового маловязкого топлива | ||||||
Компонент | Состав, мас. % | |||||
прототип | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Фракция атмосферной перегонки 160-360°С | 80 | - | - | - | - | - |
Фракция 240-450°С атмосферной перегонки Соотношение фракций: | 5 | - | - | - | - | - |
240-36°С | 80 | |||||
360-450°С | 20 | |||||
Фракция 240-550°С вакуумной перегонки Соотношение фракций: | 15 | |||||
240-3604 | 20 | |||||
360-550°С | 10 | |||||
Фракции 210-365°С атмосферной перегонки | - | 65 | 60 | 70 | 59 | 71 |
Фракции 255-360°С вакуумной перегонки | - | 35 | 40 | 30 | 41 | 29 |
Таблица 3 | ||||||
Физико-химические свойства образцов топлива | ||||||
Содержание, мас. % | ||||||
Показатель | прототип | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вязкость при 20°С, мм2/с | 8,1 | 8,2 | 8,3 | 8,1 | 8,3 | 8,0 |
Цетановое число | 48 | 50 | 51 | 50 | 50 | 48 |
Температура застывания,°С | -14 | -12 | -12 | -14 | -12 | -15 |
Массовая доля серы, % | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Коксуемость, % | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,09 | 0,09 | 0,13 |
Плотность при 20°С, кг/м3 | 870 | 873 | 875 | 870 | 876 | 869 |
Йодное число, г йода на 100 г топлива | 4,2 | 4,2 | 4,1 | 4,2 | 4,1 | 4,2 |
Таблица 4 | ||||||
Показатели качества судового маловязкого топлива | ||||||
Показатель | Содержание, мас. % | |||||
прототип | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Содержание осадка при хранении, мг/100 см3/топл. | 0,63 | 0,62 | 0,63 | 0,56 | 0,62 | 0,63 |
Теплота сгорания, Дж/кг | 49,7 | 49,7 | 49,8 | 49,8 | 50,0 | 50,1 |
Коррозионные потери стали Ст. 3 на приборе Пинкевича, кг/м3 | 17,6 | 17,5 | 17,5 | 17,4 | 17,6 | 17,5 |
Показатель горючести в дизельном топливе | 145 | 145 | 146 | 145 | 144 | 145 |
Смазывающие свойства на двигателе ЧШМ, Р кр. мет. | 62 | 62 | 62 | 62 | 62 | 62 |
Коррозионная агрессивность в условиях конденсации воды по ГОСТ 8607-73, г/м3 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,1 | 1,2 | 1,0 |
Из приведенных данных следует, что предлагаемое топливо (примеры 1-3, табл.3) по сравнению с прототипом характеризуется более высокими численными значениями цетанового числа. Эксплуатационными испытаниями доказана достаточно высокая его смазывающая способность и стабильность при хранении, а также теплотворная способность в сочетании с низкой коррозионной агрессивностью.
Примеры 4 и 5 характеризуют показатели качества неоптимального состава судового топлива. Снижение содержания в топливе фракции вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С ниже величины 30% приводит к повышению его коксуемости.
С другой стороны, превышение содержания в топливе фракции атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С более величины 70% приводит к снижению цетанового числа.
Реализация изобретения позволит:
- Получать судовое маловязкое топливо с повышенным цетановым числом, без добавления специальных цетаноповышающих присадок;
- Максимально вовлекать более тяжелые фракции;
- Получать дополнительное количество керосиновых фракций или фракций ракетного топлива;
- Упростить технологический процесс получения топлива.
Судовое маловязкое топливо, содержащее смесь дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки нефти, отличающееся тем, что оно содержит фракцию атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С и фракцию вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С при следующем массовом соотношении компонентов, мас.%:
Фракция атмосферной перегонки с | |
интервалом выкипания 210-365°С | 60-70 |
Фракция вакуумной перегонки с | |
интервалом выкипания 255-360°С | до 100 |