Способ укладки трубопровода с судна (варианты), способы хранения и предварительной сборки секций трубы на судне-трубоукладчике и судно-трубоукладчик (варианты)
Иллюстрации
Показать всеГруппа изобретений относится к способу и судну для хранения и/или предварительной сборки труб для их последующего использования судном-трубоукладчиком. Судно включает большое число станций обработки труб, расположенных по ширине судна. В одном варианте выполнения имеется две зоны обработки труб, отделенные друг от друга, вдоль судна. Станции обработки труб могут использоваться в двух технологических режимах. В первом технологическом режиме на судне изготавливаются трехтрубные плети трубопровода (сваренные из трех отрезков секций трубы), а во втором технологическом режиме изготавливаются двухтрубные плети трубопровода, например, из двух секций трубы единичной длины, длина которых существенно больше, чем у секций трубы единичной длины, используемых в первом технологическом режиме. В одном варианте выполнения трехтрубные секции трубы частично свариваются в одной зоне обработки труб, после чего перемещаются вдоль судна в другую зону обработки труб, где на трехтрубной плети выполняются последующие сварочные операции. Для обеспечения работы судна в двух технологических режимах конфигурация складских бункеров для хранения секций труб одиночной длины выбрана так, чтобы в одном бункере можно было разместить по длине встык секции труб одиночной длины различной длины. Техническим результатом заявленной группы изобретений является повышение эффективности выполнения предварительной сборки и укладки. 7 н. и 32 з.п. ф-лы, 13 ил.
Реферат
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к способу и судну для хранения и/или предварительной сборки труб для их последующего использования судном-трубоукладчиком.
Уровень техники
Укладка морских трубопроводов, например газо- и нефтепроводов, производится с судов, например кораблей, барж, полупогруженных судов и др. Такие суда-трубоукладчики хорошо известны. Примеры описания таких судов-трубоукладчиков приведены в патентах US 3967461, US 4257718, US 5044825 и US 5823712.
Как правило, сборка трубопровода выполняется на участке сварочных работ (главной технологической линии), состоящем из различных технологических станций, например сварочных станций и испытательных станций. Трубопровод наращивается присоединением секций трубы к концу трубопровода. Такие секции трубы (обычно называемые "плети трубопровода") формируются из множества секций трубы единичной длины (обычно называемых "отрезками"), предварительное соединение которых производится либо на береговых трубных участках, либо непосредственно на борту судна-трубоукладчика. Такие отрезки обычно имеют длину 12 м и из них могут быть составлены плети трубопроводов длиной 24 м (двухтрубная плеть или 2П), 36 м (трехтрубная плеть или 3П) или 48 м (четырехтрубная плеть или 4П). Настоящее изобретение относится к случаю, когда сборка таких плетей труб производится на борту судна. Обычно этот процесс называется предварительным. Операции предварительной сборки, выполняемые на судне, могут включать любую или все из следующих операций:
- снятие фасок сварных кромок на концах секций труб единичной длины (отрезков) для последующего соединения;
- выполнение сварки между соседними отрезками в предварительно изготавливаемой плети трубопровода;
- выполнение испытания без разрушения полученного соединяющего сварного шва;
- покрытие полученного соединяющего сварного шва (т.е. частичное или полное восстановление покрытия трубы, которое приходится убирать для того, чтобы обеспечить сварку одиночных отрезков); и
- снятие фасок сварных кромок на концах одиночных отрезков, которые в дальнейшем образуют концы полученной плети трубопровода (составная секция трубы).
Подготовленные таким образом плети трубопроводов могут быть временно складированы в части судна, которая используется для снабжения главной технологической линии (участка сварочных работ). С тем, чтобы избежать излишнего простоя, такая зона хранения может быть приспособлена для хранения заранее заданного минимального количества плетей трубопровода для обеспечения надежной подачи плетей трубопровода на участок сварочных работ. Склад может получать плети трубопроводов более чем от одной системы предварительной сборки плетей. Также следует иметь в виду, что технологические станции на участке сварочных работ располагаются последовательно и обычно отделены друг от друга расстоянием, равным длине плети трубопровода.
Технологические станции в системе предварительной сборки обычно работают параллельно и предназначены для проведения разных операций, например сварки (первый, последующий и чистовой проход), контроля (NDT - испытание без разрушений) и восстановления зоны соединения (покрытие сварного шва, включая утяжеление (FJC)). Как правило, используется от двух до пяти сварочных станций, одна станция контроля (NDT) и по крайней мере одна, возможно, более, станция покрытия сварного шва (FJC) и станция утяжеления. Каждое сварное соединение, таким образом, последовательно обрабатывается на нескольких станциях. В конце цикла укладываемый трубопровод удлиняется на одну плеть трубопровода. Продолжительность цикла определяется технологической станцией с самой медленной операцией (критическая станция). Функция каждого рабочего места обычно определяется путем разделения задач между станциями наиболее рациональным способом (каждой станции поручается одна или более операций). В некоторых случаях (например, в случае секции, состоящей из нескольких отрезков, например, из двух), на участке сварочных работ имеются промежуточные станции, предназначенные для выполнения только операций FJC или утяжеления на промежуточном сварном шве (в системе предварительной сборки плетей трубопровода выполняются вне основной технологической линии). Как в процессе предварительной сборки, так и в ходе операций на участке сварочных работ, сварочные операции вызывают обычно наибольшие задержки в процессе укладки трубопровода. Например, некоторые швы могут потребовать исправления или полного удаления (вырезания), или переделки. Такие операции могут отрицательно сказываться на продолжительности технологического цикла.
В настоящем изобретении ставится задача повышения эффективности выполнения предварительной сборки. Альтернативной или дополнительной задачей изобретения является создание способа предварительной сборки или судна для осуществления этого способа, где используются узкие однокорпусные суда, что обеспечивает укладку трубопроводов в различных условиях с относительно высокой производительностью. Альтернативной или дополнительной задачей изобретения является создание более гибких средств укладки трубопровода, по сравнению с известными в уровне техники. Альтернативной или дополнительной задачей изобретения является создание способа укладки трубопроводов большого диаметра, желательно на большой глубине, или судна для осуществления такого способа.
Конструкция судна и/или способа в соответствии с любой особенностью настоящего изобретения может быть определена в соответствии с раскрытием в патентной заявке Великобритании GB 0704411.8, под названием "Укладка труб под водой", номер регистрации у поверенного 12640 GB/JEB, поданной 7 марта 2007 г. Содержание этой заявки полностью включено в настоящее описание посредством ссылки. Судно и/или способ в соответствии с настоящим изобретением могут включать любой из признаков, раскрытых в этой заявке Великобритании. В частности, формула настоящей заявки может быть уточнена для включения любого из признаков, раскрытых в этой заявке. Например, судно, в соответствии с настоящим изобретением, может включать поднятую трассу укладки трубы и/или защищенную кормовую зону, в соответствии с описанием и формулой этой заявки.
Раскрытие изобретения
В настоящем изобретении предлагается, согласно первой его особенности, способ укладки трубопровода с судна, включающий:
подготовку судна, имеющего палубу, на которой поперек судна размещены большое число станций обработки труб, причем станции обработки труб образуют по крайней мере одну зону обработки труб,
одновременную работу станций обработки труб в первом технологическом режиме для формирования большого числа составных секций трубы, расположенных вдоль длины судна, причем каждая составная секция трубы получена соединением некоторого числа Xi секций трубы единичной длины Li, и
работу станций обработки труб во втором технологическом режиме для формирования большого числа составных секций трубы, причем каждая составная секция трубы получена соединением некоторого числа Xj секций трубы единичной длины Lj, где
Хi>Хj>1, Li<Lj, и
по крайней мере несколько станций обработки труб работают как в первом, так и во втором технологических режимах.
В соответствии с этой первой особенностью изобретения также предлагается судно-трубоукладчик, включающее палубу, на которой имеется по крайней мере одна зона обработки труб, снабженную группой станций обработки труб, установленной по ширине судна и обрабатываемыми секциями трубы, расположенными параллельно с секциями трубы, расположенных вдоль длины судна, в котором:
упомянутая группа станций обработки труб имеет по крайней мере два технологических режима, включающие
первый технологический режим, при котором по крайней мере группа станций обработки труб установлена с возможностью формирования составных секций трубы, причем каждая из составных секций трубы изготовлена из числа Xi секций трубы единичной длины, каждая из которых имеет длину Li, и
второй технологический режим, при котором станции обработки труб, включающие по крайней мере группу станций обработки труб, используемых в первом технологическом режиме, установлены с возможностью формирования составных секций трубы, причем каждая составная секция трубы сформирована из числа Xj секций трубы единичной длины, каждая из которых имеет длину Lj, и в котором
Xi>Xj>1 и Li<Lj.
Таким образом, судно используется в двух различных технологических режимах работы и может вести укладку трубопроводов, используя секции трубы единичной длины различных размеров. В предпочтительном варианте, первый и второй технологические режимы осуществляются в разное время. Способ может выполняться так, что судно проводит укладку единовременно только одного трубопровода. Секции трубы единичной длины, используемые для сборки трубопровода, могут быть по существу целиком сформированы из секций трубы одной длины (т.е. Li либо Lj).
Xi может быть равно трем. Xj может быть равно двум. Xi может быть равно четырем. Xj может быть равно трем. В описанном ниже варианте выполнения изобретения Xi=3 и Xj=2, поэтому здесь в первом технологическом режиме каждая трехзвенная секция трубы сформирована из трех секций трубы единичной длины, а во втором технологическом режиме каждая двухзвенная секция трубы сформирована из двух секций трубы единичной длины.
В пределах области притязаний настоящего изобретения находится, конечно, и вариант с Xi=4 и Xj=2 (на судне изготавливаются либо двухзвенные секции трубы, либо четырехзвенные секции трубы, причем длина двухзвенной секции трубы превышает половину длины четырехзвенной секции трубы), или Xi=4 и Xj=3 (на судне изготавливаются либо трехзвенные секции трубы, либо четырехзвенные секции трубы, причем длина трехзвенной секции трубы превышает 3/4 длины четырехзвенной секции трубы).
Длина Li секций трубы единичной длины, используемых в первом технологическом режиме, может быть больше 5 м. Длина секций трубы единичной длины, используемых во втором технологическом режиме, может быть по крайней мере на 10% больше длины секций трубы единичной длины, используемых в первом технологическом режиме, и, в предпочтительном варианте, больше по крайней мере на 20%. Длина Li секций трубы единичной длины, используемых в первом технологическом режиме, может быть больше 10 м. Например, длина Li может составлять примерно 12 м. Длина Lj секций трубы единичной длины, используемых во втором технологическом режиме, может быть больше 15 м, а длина Lj может составлять примерно 18 м.
Длина и количество секций трубы единичной длины, используемых в первом и во втором технологических режимах, могут быть такими, что длина составных секций трубы, полученных в первом технологическом режиме, по существу равна длине составных секций трубы, полученных во втором технологическом режиме. Таким образом, произведение ХiLi может быть по существу равно произведению XjLj. С учетом сказанного, а также технологических допусков, в пределы области притязаний термина "по существу равны" попадают (а) "точно равны" и (b) "равны друг другу с точностью плюс минус 10%". Такое соотношение может дать возможность технологическим станциям, на которых выполняются операции на стыках между соответствующими составными секциями трубы (например, соответствующих "плетей трубопровода") при присоединении к трубопроводу на участке сварочных работ, иметь по существу одинаковую конфигурацию и в первом, и во втором технологических режимах.
Как упоминалось выше, по крайней мере некоторые из станций обработки труб, используемые в первом технологическом режиме, могут работать как в первом, так и во втором технологических режимах. Некоторые из станций обработки труб могут выполнять одинаковую операцию как в первом, так и во втором технологических режимах при их размещении в одном и том же месте. Наличие большего числа станций обработки труб, обеспечивающих выполнение одинаковой операции в одном и том же месте, как в первом, так и во втором технологических режимах, дает возможность сократить количество изменений на судне для перестройки его работы между первым и вторым технологическими режимами. Некоторые из станций обработки труб могут выполнять одинаковую операцию, но в другом месте, в обоих технологических режимах. Некоторые из станций обработки труб могут выполнять разные операции, но в одном месте в обоих технологических режимах. Некоторые из станций обработки труб могут выполнять операцию в первом технологическом режиме, но она лишняя во втором технологическом режиме.
В варианте выполнения изобретения, реализующем эту первую особенность настоящего изобретения, предложено однокорпусное судно-трубоукладчик, на палубе которого имеется по крайней мере одна зона обработки труб, включающая большое число станций обработки труб, расположенных по ширине судна, и позволяющих вести обработку секций трубы параллельно с секциями трубы, расположенных вдоль длины судна, в котором:
упомянутое большое число станций обработки труб имеет по крайней мере два технологических режима, включающих
первый технологический режим, в котором каждая трехзвенная секция трубы сформирована из трех секций трубы единичной длины, и
второй технологический режим, в котором каждая двухзвенная секция трубы сформирована из двух секций трубы единичной длины, и в котором
длина секций трубы единичной длины, используемых во втором технологическом режиме, по крайней мере на 10% больше длины секций трубы единичной длины, используемых в первом технологическом режиме. Все из упомянутых большого числа станций обработки труб могут быть приспособлены для работы как в первом, так и во втором технологических режимах. Конечно, должно быть понятно, что может возникнуть необходимость в дополнительных станциях обработки труб для изготовления секций трубы в одном или другом, или обоих, первом и втором технологических режимах. Таким образом, по крайней мере одна зона обработки труб может содержать по крайней мере одну дополнительную станцию обработки труб, используемую только в одном из технологических режимов - первом и втором.
В соответствии со второй особенностью настоящего изобретения предложен способ укладки трубопровода с судна, включающий:
a) подготовку судна, включающего палубу, имеющую первую зону обработки труб и вторую зону обработки труб, из которых каждая зона обработки труб содержит большое число станций обработки труб, расположенных по ширине судна и обеспечивающих обработку секций трубы параллельно с секциями трубы, расположенными вдоль длины судна, причем первая и вторая зоны обработки труб отделены друг от друга вдоль длины судна,
b) формирование соединения между двумя секциями трубы единичной длины посредством их расположения встык,
c) формирование, на первой станции обработки труб в первой зоне обработки труб, частичного сварного шва в месте соединения двух секций трубы единичной длины, с образованием, посредством двух секций трубы единичной длины, двухзвенной секции трубы,
d) передача упомянутой двухзвенной секции трубы на вторую станцию обработки труб в первую зону обработки труб,
e) формирование, на второй станции обработки труб, частичного сварного шва в месте соединения двухзвенной секции трубы и добавленной секцией трубы единичной длины, расположенными встык, с образованием трехзвенной секции трубы,
f) передача сформированной таким образом трехзвенной секции трубы на третьей станции обработки труб во вторую зону обработки труб, и
g) добавление наплавленного материала, на третьей станции обработки труб, к области соединения двухзвенной секции трубы и добавленной секции трубы единичной длины.
В одном из вариантов способ укладки трубопровода с судна включает завершение формирования двухзвенной секции трубы в первой зоне обработки труб посредством сварки двух секций трубы единичной длины.
В еще одном варианте способ укладки трубопровода с судна включает выполнение по меньшей мере послесварочной операции на трехзвенной секции трубы посредством дополнительной станции обработки труб во второй зоне обработки труб.
Также предлагается, в соответствии с данной второй особенностью, судно-трубоукладчик, включающее палубу, имеющую первую зону обработки труб и вторую зону обработки труб, в котором:
a) каждая зона обработки труб содержит большое число станций обработки труб, расположенных по ширине судна, причем станции обеспечивают параллельную обработку секций трубы, расположенных вдоль длины судна,
b) первая и вторая зоны обработки труб отделены друг от друга вдоль длины судна,
c) первая зона обработки труб включает первую сварочную станцию для формирования частичного сварного шва в месте соединения двух секций трубы единичной длины, при этом две секции трубы единичной длины образуют двухзвенную секцию трубы,
d) первая зона обработки труб включает вторую сварочную станцию сварного соединения между двухзвенной секцией трубы, переданной с первой сварочной станции, и добавленной секцией трубы единичной длины для формирования трехзвенной секции трубы, и
е) вторая зона обработки труб включает третью сварочную станцию, обеспечивающую добавление наплавленного материала в область соединения между двухзвенной секцией трубы и добавленной секцией трубы единичной длины.
Таким образом, в вариантах выполнения, в соответствии со второй особенностью изобретения, сварка по крайней мере одного из сварных соединений трехзвенной секции трубы производится в двух разных зонах обработки труб, расположенных вдоль длины судна. Обычно все сварочные операции на одном сварном соединении выполняются в быстрой последовательности с тем, чтобы наплавленный материал не остыл слишком сильно, и поэтому, как это обычно делается, все сварочные операции на одном сварном соединении выполняются на судне в одной зоне обработки труб, причем секции трубы не перемещаются вдоль длины судна между сварочными операциями. Хотя предложенный в настоящем изобретении порядок может отличаться от общепринятого порядка, можно полагать, что разделение сварочного процесса между первой и второй зонами обработки труб может обеспечить более качественное и эффективное использование станций обработки труб, расположенных по ширине судна. Например, при таком порядке может улучшаться использование имеющегося пространства по ширине судна, поскольку в настоящем изобретении обеспечивается размещение сварочных станций для выполнения одиночного сварного соединения одного за другим в продольном направлении. При существующей организации процесса, для выполнения сварки на одном сварном соединении требуется три сварочных станции (одна станция для выполнения сварки внутри трубы и две станции для выполнения сварки снаружи трубы). В зоне обработки труб может оказаться достаточно места для размещения поперек палубы только четырех или пяти сварочных станций. Поэтому, в существующих конфигурациях, в одной зоне обработки труб недостаточно места для размещения двух групп из трех сварочных станций, что было бы необходимо для формирования трехзвенных секций трубы (имеющей два сварных соединения). Поэтому приходится размещать две группы по три сварочных станции в разных сварочных зонах, что снижает гибкость организации размещения станций обработки труб на палубе.
Первая сварочная станция может быть предназначена для формирования внутреннего сварного шва в соединении двух секций трубы единичной длины для формирования двухзвенной секции трубы. Первая зона обработки труб может включать сварочную станцию, предназначенную для формирования по крайней мере частичного наружного сварного шва в соединении двух секций трубы единичной длины двухзвенной секции трубы. Первая зона обработки труб может быть предназначена для завершения сварки сварного соединения двух секций трубы единичной длины для формирования двухзвенной секции трубы (например, выполнением последнего сварного шва, но не обязательно начиная сварку этого сварного соединения). Первая зона обработки труб может включать все сварочные станции, которые необходимы для выполнения сварки соединения двух секций трубы единичной длины для формирования двухзвенной секции трубы.
Первая зона обработки труб может включать несколько сварочных станций для формирования частичного сварного шва (т.е. не полностью законченного) в соединении между двухзвенной секцией трубы и добавленной секцией трубы единичной длины. Вторая сварочная станция может быть предназначена для формирования внутреннего сварного шва в месте соединения двухзвенной секции трубы и добавленной секции трубы единичной длины. Первая зона обработки труб может включать сварочную станцию, предназначенную для формирования по крайней мере частичного наружного сварного шва в месте соединения двухзвенной секции трубы и добавленной секции трубы единичной длины. Вторая зона обработки труб может включать дополнительную сварочную станцию, предназначенную для формирования по крайней мере частичного наружного сварного шва в соединении между двухзвенной секцией трубы и добавленной секцией трубы единичной длины. Третья сварочная станция может быть предназначена для завершения сварки сварного соединения между двухзвенной секцией трубы и добавленной секцией трубы единичной длины.
Вторая зона обработки труб может включать одну или более станций послесварочной обработки труб. Станции послесварочной обработки труб могут включать станцию, предназначенную для добавления материала, иного, нежели наплавленный материал, на сварное соединение. Например, станция может быть предназначена для нанесения защитного покрытия трубы и/или цемента на сварное соединение труб. Такая станция может представлять собой FJC станцию (станция покрытия сварного шва и утяжеления). Станции послесварочной обработки труб могут включать станцию, предназначенную для испытания сварного соединения, выполненного на одной или более других станциях. Например, станция может быть предназначена для выполнения контроля (NDT-испытание без разрушений) сварного соединения. Первая зона обработки труб может и не включать станции послесварочной обработки труб. Например, станции в первой зоне обработки труб могут включать только сварочные станции. В первой зоне обработки труб может не быть NDT станций. В первой зоне обработки труб может не быть FJC станций.
Станции обработки труб в первой или второй зонах обработки труб могут включать одну или более станций снятия фасок. На станциях снятия фасок производится снятие фасок на конце секции трубы с тем, чтобы секция трубы могла быть соединена с другой секцией трубы. В предпочтительном варианте выполнения снятие фасок с секций трубы выполняется в зоне, отделенной от первой и второй зон обработки труб. Снятие фасок с секций трубы может выполняться на уровне (по вертикали) в судне, не совпадающем с уровнем расположения по крайней мере одной, а в предпочтительном варианте и двух из первой и второй зон обработки труб.
В соответствии с третьей особенностью изобретения предложено судно-трубоукладчик, включающее палубу, имеющую по крайней мере одну зону обработки труб, содержащую большое число станций обработки труб, расположенных по ширине судна, и зону хранения труб для хранения секций трубы для последующей обработки в зоне обработки труб, причем зона хранения имеет:
по крайней мере два технологических режима работы, включая
первый технологический режим, в котором по крайней мере три комплекта секций трубы единичной длины, каждая из числа Хi секция трубы имеет длину Li, расположенных друг за другом по длине труб,
второй технологический режим, в котором по крайней мере два комплекта секций трубы единичной длины, каждая из числа Xj секция трубы имеет длину Lj, расположенных друг за другом по длине труб, и в которой
Xi>Xj>1 и 5 м<Li<Lj.
Судно может иметь одну зону хранения, образуемую, например, складским бункером, в котором и хранятся группы секций трубы. В каждом комплекте может быть более 10 секций трубы. Понятно, что каждый комплект секций трубы хранится в одной станции складирования (где все секции трубы расположены по существу на одном расстоянии по длине судна).
В соответствии с этой третьей особенностью изобретения также предложен способ хранения секций трубы на судне-трубоукладчике, включающий следующие операции:
подготовку судна, включающего
палубу, имеющую по крайней мере одну зону обработки труб, содержащую большое число станций обработки труб, расположенных по ширине судна, и
зону хранения труб для хранения секций трубы для последующей обработки в зоне обработки труб,
использование зоны хранения в первом технологическом режиме посредством хранения в зоне хранения комплектов секций трубы единичной длины, где каждая из числа Xi секция трубы имеет длину Li, расположенных друг за другом по длине труб,
использование зоны хранения во втором технологическом режиме посредством хранения в зоне хранения комплектов секций трубы единичной длины, где каждая из числа Xj секция трубы имеет длину Lj, расположенных друг за другом по длине труб, где
Xi>Хj>1 и 5 м<Li<Lj.
Таким образом, в вариантах выполнения, согласно третьей особенности изобретения, имеются гибкие средства хранения секций трубы единичной длины двух различных длин. При существующей организации хранения, в отличие от настоящего изобретения, применяются складские бункеры, которые приспособлены для использования только с секциями трубы одного типа (т.е. секциями трубы, имеющими примерно одинаковую длину), при этом бункеры имеют длину несколько больше 12 м. Таким образом, не существует простого пути переделки складских бункеров для хранения секций трубы большей длины. Xi может быть равно 3. Xj может быть равно 2.
В одном из вариантов способ хранения секций трубы на судне-трубоукладчике включает выполнение предварительной сборки и хранение группы составных секций трубы в дополнительной зоне хранения труб, содержащейся в судне.
В соответствии с третьей особенностью изобретения дополнительно предложено однокорпусное судно-трубоукладчик, включающее палубу, имеющую по крайней мере одну зону обработки труб, содержащую большое число станций обработки труб, расположенных по ширине судна, и зону хранения труб для хранения секций трубы для дальнейшей обработки в зоне обработки труб, имеющую:
по крайней мере два технологических режима работы, включающих
первый технологический режим, в котором секции трубы хранятся по крайней мере в трех станциях складирования, расположенных друг за другом по длине судна, причем секции трубы имеют по существу одинаковую длину, составляющую по крайней мере 10 м,
второй технологический режим, в котором секции трубы хранятся по крайней мере в двух станциях складирования, расположенных последовательно по длине труб, и в которых
длина секций трубы во втором технологическом режиме по крайней мере на 10% больше, чем длина секции трубы единичной длины, используемой в первом технологическом режиме. Также предложен способ использования такого однокорпусного судна, во-первых, для хранения в первом технологическом режиме секций трубы в по крайней мере трех станциях складирования, расположенных друг за другом по длине труб, и последующего извлечения из хранилища этих секций трубы, и, во-вторых, для хранения во втором технологическом режиме секций трубы в по крайней мере двух станциях складирования, расположенных друг за другом по длине труб.
В соответствии с третьей особенностью изобретения также предложено однокорпусное судно-трубоукладчик, содержащее палубу, имеющую по крайней мере одну зону предварительной сборки труб, содержащую большое число станций обработки труб и складской бункер для труб для хранения секций трубы единичной длины для последующей обработки в зоне предварительной сборки, причем длина складского бункера больше или равна 36 м, и бункер приспособлен для хранения секций трубы в положении их осей по длине бункера.
В соответствии с четвертой особенностью изобретения предложено судно-трубоукладчик, содержащее палубу, на которой имеется по крайней мере две зоны обработки труб, каждая из которых содержит большое число станций обработки труб, расположенных по ширине судна, и зона хранения труб для хранения секций трубы для последующей обработки в зоне обработки труб, при этом зона хранения проходит по ширине судна и имеет по крайней мере одну зону доступа с палубы по левому борту и по крайней мере одну зону доступа с палубы по правому борту, а судно оборудовано так, что секции трубы могут подаваться из зоны хранения труб через любую зону доступа в любую зону обработки труб.
В соответствии с этой четвертой особенностью изобретения также предложен способ предварительной сборки секций трубы на судне-трубоукладчике, включающий следующие операции:
a) подготовку судна, содержащего
палубу, имеющую по крайней мере две зоны обработки труб, каждая из которых содержит большое число станций обработки труб, расположенных по ширине судна, причем одна зона обработки труб расположена на первой стороне судна, а вторая зона обработки труб расположена на второй стороне судна,
зону хранения труб для хранения секций трубы для последующей обработки в зоне обработки труб, расположенную по ширине судна и имеющую
по крайней мере одну зону доступа с первой стороны судна, и
по крайней мере одну зону доступа со второй стороны судна,
причем первая сторона является одной из сторон по левому борту и по правому борту, а вторая сторона является другой из сторон по левому борту и по правому борту,
b) перемещение секции трубы единичной длины из области зоны хранения с первой стороны судна через зону доступа с первой стороны судна в зону обработки труб с первой стороны судна,
c) передача секции трубы единичной длины от первой стороны судна к зоне обработки труб на второй стороне судна, и
d) затем использование по крайней мере одной из станций обработки труб в зоне обработки труб на второй стороне судна для формирования составной секции трубы из секций трубы единичной длины.
Таким образом, зона хранения труб может обеспечивать подачу секций трубы на любую сторону судна. Такая гибкость может быть полезна, если, по какой-либо причине, обработка труб на судне в полном объеме возможна только с одной его стороны, что может быть, например, если подача секций трубы из зоны хранения с этой стороны судна заблокирована или как-то затруднена. Судно может включать кран на правом борту. Кран правого борта может быть в состоянии передать секции трубы единичной длины с первой стороны на вторую сторону судна. Судно может включать кран на левом борту. Кран левого борта может быть в состоянии передать секции трубы единичной длины с первой на вторую сторону судна. Например, кран левого борта может передать секции трубы единичной длины либо с левого борта судна на правый борт судна, либо с правого борта судна на левый борт судна. Может использоваться перемещение секции трубы единичной длины из зоны доступа в центр судна. Эта операция может выполняться краном, либо, в альтернативном варианте, может выполняться другими конвейерными средствами, например роликовым конвейером с силовым приводом, цепным конвейером или подобными конвейерами. Может использоваться перемещение секции трубы вдоль судна посредством продольного конвейера. Эта операция может выполняться как часть способа передачи секции трубы единичной длины с первой стороны судна на вторую сторону судна.
Приведенное далее описание, в частности, относится к дополнительным признакам, которые могут найти применение в связи с более чем одной особенностью описанного здесь изобретения. Следует, конечно, иметь в виду, что описанные здесь различные особенности изобретения тесно связаны, и поэтому признаки одной особенности изобретения могут быть введены в другие особенности изобретения, описанные здесь. Например, ссылка на признаки зоны хранения труб, зоны обработки труб или технологические режимы судна в связи с одной особенностью изобретения могут в равной степени быть применимы к другим особенностям изобретения. Кроме того, любая особенность способа изобретения может быть использована или быть выполнена в отношении к судну в соответствии с любой другой особенностью изобретения. Аналогично, конфигурация судна в соответствии с любой особенностью изобретения может быть приспособлена к его использованию в способе, в соответствии с любой другой особенностью изобретения. Признаки устройства, согласно изобретению, могут быть введены в способ, согласно изобретению, и наоборот.
Зона обработки труб может представлять собой зону предварительной сборки труб.
Зона хранения труб может быть образована бункером для хранения труб. Зона хранения труб может быть образована несколькими бункерами для хранения труб. Зона хранения труб может быть разделена на по крайней мере два участка вертикальной перегородкой, проходящими по ширине судна. В зоне хранения труб может быть четыре участка, расположенные по схеме "два на два". Каждый участок может быть образован складским бункером. Зоны хранения могут быть расположены по существу симметрично относительно продольной оси судна.
Количество секций трубы, хранящихся в зоне хранения труб в любой момент времени, при работе судна с использованием каждого технологического режима превышает 20 секций трубы и, в предпочтительном варианте, составляет более 100 секций трубы.
В предпочтительном варианте зона хранения труб находится ниже главной палубы судна, желательно, в трюме судна. Зона хранения труб может быть связана с системой транспортировки труб. Система транспортировки труб может быть расположена над зоной хранения труб. Система транспортировки труб может обеспечивать перемещение секций трубы между различными станциями складирования в зоне хранения, по существу параллельно длине судна.
Транспортирующие средства могут обеспечивать перемещение секций трубы единичной длины от зоны хранения труб к зоне предварительной сборки труб. Для хранения составных секций трубы, предварительно изготовленных на борту судна, может быть предусмотрена дополнительная зона хранения. Подобная дополнительная зона хранения также может иметь форму складского бункера, длина которого превышает или равна 36 м. Складские бункеры могут быть открыты или частично открыты с более чем одной стороны. Например, по сторонам бункера могут быть проемы для передачи секций трубы в бункер или из бункера. У бункера может быть менее четырех вертикальных сторон. Стороны бункера могут быть образованы открытой рамой.
Транспортирующие средства могут использоваться для перемещения секций трубы от одной станции обработки труб к другой. Транспортирующие средства могут включать конвейеры, позволяющие перемещать секции трубы продольно, вдоль длины судна. Транспортирующие средства могут включать конвейеры, позволяющие перемещать секции трубы в поперечном направлении, по ширине судна. Транспортирующие средства могут включать подъемники (например, подъемное оборудование или лифты), позволяющие перемещать секции трубы между палубами судна. Транспортирующие средства могут включать роликовые конвейеры с силовым приводом. Транспортирующие средства могут включать цепные конвейеры. Транспортирующие средства могут включать по крайней мере один кран.
Судно, в предпочтительном варианте, представляет собой однокорпусное судно. Судно, в предпочтительном варианте, имеет продолговатую форму на виде сверху. Поэтому палубы судна могут быть относительно узкими по сравнению с длиной судна. В предпочтительном варианте судно включает по крайней мере три палубы для и