Способ распознавания и идентификации партий товарных бензинов

Изобретение относится к области контроля качества и логистики нефтепродуктов, а именно товарных бензинов. Технический результат заключается в обеспечении постоянного и однозначного контроля качества производимых партий товарных бензинов. Способ заключается в измерении производителем для каждого из исходных компонентов, используемых для изготовления партии товарного бензина, и партии готового товарного бензина значений диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности с приведением к температуре учета, формирование и нанесение на сопроводительную документацию идентифицирующей метки, публикацию в общедоступных источниках информации сведений о выпущенной партии товарного бензина, проверку получателем соответствия идентифицирующей метки, нанесенной на сопроводительную документацию, и идентифицирующей метки, указанной в опубликованных сведениях, контрольное измерение получателем значений диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности товарного бензина и проверку полученных результатов путем обращения к информационному ресурсу. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к области контроля качества и логистики нефтепродуктов, а именно товарных бензинов.

Общеизвестна необходимость контроля качества нефтепродуктов, в первую очередь бензинов, предотвращающего массовое появление на рынке продукции несоответствующего качества, подделок под продукцию крупных производителей, неучтенной продукции, выпускаемой вне производственного контроля. Контроль качества тесно связан с контролем движения партий товарных бензинов, предотвращающим хищение и подмену продукции. Известен контроль за счет введения в состав бензина химических маркеров, изменяющих цвет бензина, являющийся недостаточно эффективным из-за сравнительной легкости имитации маркера. Наиболее эффективным способом контроля качества бензина является измерение его химических и/или физических характеристик. Эффективным является контроль качества бензина, основанный на измерении электрофизических параметров (диэлектрическая проницаемость, удельная электропроводность), взаимосвязанных с качественным составом бензина, известный, например, из патента US 6869013, опубликованного 22.03.2005, а также из патента RU 2305283, опубликованного 27.08.2007. В указанных патентах не описана методика контроля качества бензина, как при производстве, так и при продвижении ее через складские и торговые сети.

Предлагаемое изобретение позволит устранить недостатки известных методик контроля, обеспечив постоянный и однозначный контроль качества производимых партий товарных бензинов на стадии производства, транспортных и складских предприятий, предприятий оптовой и розничной торговли.

Основой предложенного способа распознавания и идентификации партий товарных бензинов является измерение производителем для каждого из исходных компонентов, используемых для изготовления партии товарного бензина, и готовой партии товарного бензина, значений диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности соответственно для каждого из исходных компонентов и готового товарного бензина. Указанные электрофизические характеристики служат комплексными параметрами качества продукции и использованных компонентов.

Производитель формирует идентифицирующую метку, включающую измеренные значения диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности, приведенные к температуре учета, а также значение частоты, на которой проводились измерения. Помимо измеренных значений электрофизических характеристик: диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности, идентифицирующая метка включает код марки бензина, номер партии, дату изготовления партии товарного бензина, номер рецептуры, перечень исходных компонентов, фактическое октановое число по исследовательскому и/или моторному методу партии товарного бензина; код каждого из исходных компонентов, используемых для изготовления партии товарного бензина, прогнозное октановое число по исследовательскому и/или моторному методу и массовую долю в товарном бензине данной партии для каждого из исходных компонентов, используемых для изготовления партии товарного бензина. Идентифицирующая метка в форме штрих-кода или же иного сочетания букв, цифр и/или иных символов наносится на сопроводительную документацию готовой партии товарного бензина. Производитель публикует в общедоступных источниках информации, преимущественно на собственном интернет-сайте, сведения о выпущенной партии готового товарного бензина, включающие идентифицирующую метку, измеренные значения диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности.

Получатель партии товарного бензина (транспортное предприятие, складской терминал, предприятия оптовой и розничной торговли, а также службы централизованного контроля качества продукции) проверяет соответствие идентифицирующей метки, нанесенную сопроводительную документацию партии готового товарного бензина, и идентифицирующей метки, указанной в опубликованных производителем сведениях о выпущенной партии готового товарного бензина. Выполняется контрольное измерение получателем партии готового товарного бензина значений диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности готового товарного бензина данной партии и последующая проверка получателем партии товарного бензина результатов контрольного измерения путем обращения к выделенному для этих целей информационному ресурсу. Проверка результатов контрольного измерения может быть выполнена путем обращения к сведениям о выпущенной партии готового товарного бензина, опубликованным производителем в общедоступных источниках информации или же путем обращения к средствам автоматизированной оценки качества с исходными данными - результатами контрольного измерения.

Предложенный способ осуществляется следующим образом (см. схему).

Для компонентов бензина, получаемых в ходе производственного цикла нефтеперегонных заводов, производится постоянный контроль электрофизических параметров: диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности с приведением к температуре учета, измеренные значение заносятся в базу данных производства. Аналогичный контроль диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности выполняется для партий готового товарного бензина, получаемого смешением компонентов, полученные данные также заносятся в базу данных производства. Таким образом, для каждой партии товарного бензина, реализуемой нефтеперерабатывающим заводом, известны значения диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности, кроме того, также известны значения электрофизических характеристик и для исходных компонентов, использованных при изготовлении партии товарного бензина. Так как электрофизические характеристики товарного бензина взаимосвязаны с электрофизическими характеристиками исходных компонентов, используемых для получения партии товарного бензина по пропорционально-аддитивному закону (характеристика готового продукта складывается из характеристик компонентов в пропорциях их концентраций), становятся возможными дальнейшие операции по распознаванию и идентификации партий товарных бензинов с прогнозированием параметров качества бензина.

Для каждой партии товарного бензина производитель 1 формирует идентифицирующую метку 12, включающую измеренные значения диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности 11. В большинстве случаев метка будет представлять собой числовую последовательность, отображаемую в виде штрихкода, также возможно отображение метки в виде последовательности символов. Помимо перечисленных значений электрофизических характеристик идентифицирующая метка включает код марки бензина, номер партии, дату изготовления партии товарного бензина, номер рецептуры, перечень исходных компонентов, фактическое октановое число по исследовательскому и/или моторному методу партии товарного бензина; код каждого из исходных компонентов, используемых для изготовления партии товарного бензина, прогнозное октановое число по исследовательскому и/или моторному методу и массовую долю в товарном бензине данной партии для каждого из исходных компонентов, используемых для изготовления партии товарного бензина. Перечисленная информация публикуется 13 на интернет-сайте предприятия, включая перечень идентифицирующих меток. Таким образом, на стадии производства однозначно проконтролировано качество производимого товарного бензина.

Партии товарного бензина реализуются оптовым покупателям. Получатель партии товарного бензина 2: транспортное предприятие, складской терминал, предприятия оптовой и розничной торговли, а также службы централизованного контроля качества продукции могут в любое время выполнить контроль качества поставленного товарного бензина, что выявит поставку продукции несоответствующего качества, а также хищение или подмену поставляемой продукции. При контроле в первую очередь проверяется соответствие идентифицирующей метки сопроводительной документации и меток, представленных на интернет-сайте нефтеперерабатывающего завода 21, отсекая тем самым «грубые» фальсификации поставляемой партии товара. Далее выполняется контроль электрофизических характеристик поступившей партии товарного бензина 22: диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности с приведением к температуре учета. Полученные результаты измерений поверяются 23 по информации на сайте нефтеперерабатывающего завода, соответственно определяется идентичность партии бензина и качество самого бензина, таким образом, устраняется возможность фальсификаций при подмене партий, использовании некачественного сырья при производственных хищениях и т.п. Аналогичная проверка, при затруднениях в интернет-связи, может быть произведена путем обращения к средствам расчетной автоматизированной оценки качества с исходными данными - результатами контрольного измерения электрофизических характеристик.

Таким образом, предложен постоянный и однозначный способ контроля качества товарных бензинов как на стадии производства, так и на стадии реализации продукции.

1. Способ распознавания и идентификации партий товарных бензинов, включающийизмерение производителем для каждого из исходных компонентов, используемых для изготовления партии товарного бензина, и партии готового товарного бензина значений диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности с приведением к температуре учета,формирование и нанесение производителем на сопроводительную документацию готовой партии товарного бензина идентифицирующей метки, включающей измеренные значения диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности, а также значения частоты, на которой проводились измерения;публикацию производителем в общедоступных источниках информации, преимущественно на собственном интернет-сайте, сведений о выпущенной партии готового товарного бензина, включающих идентифицирующую метку, измеренные значения диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности, а также значения частоты, на которой проводились измерения;проверку получателем партии товарного бензина соответствия идентифицирующей метки, нанесенной на сопроводительную документацию готовой партии товарного бензина, и идентифицирующей метки, указанной в опубликованных производителем сведениях о выпущенной партии товарного бензина,контрольное измерение получателем партии товарного бензина значений диэлектрической проницаемости и удельной электропроводности товарного бензина данной партии,проверку получателем партии товарного бензина результатов контрольного измерения путем обращения к выделенному для этих целей информационному ресурсу.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что идентифицирующая метка включаеткод марки, номер партии, дату изготовления партии товарного бензина, номер рецептуры, перечень исходных компонентов, фактическое октановое число по исследовательскому и/или моторному методу партии товарного бензина;код каждого из исходных компонентов, используемых для изготовления партии товарного бензина,прогнозное октановое число по исследовательскому и/или моторному методу и массовую долю в товарном бензине данной партии для каждого из исходных компонентов, используемых для изготовления партии товарного бензина.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что идентифицирующая метка, наносимая на сопроводительную документацию готовой партии товарного бензина, представляет собой штрихкод.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что идентифицирующая метка, наносимая на сопроводительную документацию готовой партии товарного бензина, представляет собой сочетание букв, цифр и/или иных символов.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что проверка результатов контрольного измерения выполняется путем обращения к сведениям о выпущенной партии товарного бензина, опубликованным производителем в общедоступных источниках информации.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что проверка результатов контрольного измерения выполняется путем обращения к средствам автоматизированной оценки качества с исходными данными - результатами контрольного измерения.