Камера спасательная всплывающая
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области судостроения, в частности к аварийно-спасательному оборудованию подводных лодок. Камера спасательная всплывающая содержит корпус с верхним и нижним входными люками, устройство для закрепления на корпусе подводной лодки, толкатели, средства жизнеобеспечения и технологические обухи. На корпусе камеры установлены штоковые подъемные устройства с направляющими канатами, верхний люк снабжен надувным ограждением с воздушными клапанами подачи и наполнения, управляемые как снаружи, так и изнутри корпуса, нижний люк имеет опорное кольцо с конусными приливами, а в районе ватерлинии предусмотрен обух для буксировки. Обеспечивается эвакуация людей из спасательной камеры и ее буксировка в условиях морского волнения. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводных лодок (ПЛ).
Известна камера спасательная всплывающая (КСВ), включающая сферический корпус с верхним и нижним входными люками, устройство для закрепления на корпусе ПЛ, средства жизнеобеспечения, толкатели и технологические обухи для подъема и установки на корпус ПЛ в заводских условиях [1].
Недостатками камеры являются:
- низко расположенный над ватерлинией верхний люк, заливаемый водой при незначительном волнении;
- конструктивная несовместимость средств подъема КСВ с воды (технологических обухов) с ответными частями спуско-подъемных устройств (СПУ) спасательных судов;
- несовместимость конструкции нижнего люка КСВ с устройством его закрепления на комингсе приемно-выходного отсека (ПВО) декомпрессионной камеры (ДК) судна;
- отсутствие буксирного устройства,
что не позволяет вывести людей из КСВ при морском волнении, провести их декомпрессию на судне и доставить КСВ в пункт базирования.
Известна конструкция КСВ с корпусом вертикального исполнения, устанавливаемая на ПЛ-носителе спасательного подводного аппарата (СПА), позволяющая обеспечивать декомпрессию подводников, спасаемых с помощью СПА, в барокамере КСВ [2] (прототип). Декомпрессия обеспечивается с использованием коммуникаций, связывающих барокамеру КСВ с ПЛ-носителем.
Недостатками прототипа является то, что при всплытии КСВ на поверхность выход спасаемых через верхний люк на плаву при морском волнении невозможен; большая высота КСВ не позволяет поднять ее на палубу судна и установить на комингс ПВО ДК; конструкция нижнего люка несовместима с устройством его закрепления на комингсе ПВО ДК; не предусмотрено устройство для буксировки КСВ.
Указанные недостатки не обеспечивают спасения людей из КСВ при ее всплытии на поверхность и буксировки КСВ в базу.
Задачей изобретения является обеспечение спасения людей из КСВ и ее буксировки в условиях морского волнения.
Задача решается тем, что на корпусе КСВ устанавливается надувное ограждение верхнего люка с клапанами подачи и наполнения воздухом оболочки ограждения, управляемыми как из ограждения люка, так и изнутри КСВ; предусматриваются штоковые устройства (ШУ) с направляющими канатами; приваривается опорное кольцо с конусными приливами на торце нижнего люка; в районе ватерлинии устанавливается буксирное устройство.
Предлагаемое техническое решение имеет существенные преимущества перед прототипом, обеспечивающие:
- выход подводников из КСВ в ограждение люка при морском волнении;
- подъем КСВ, всплывшей с аварийной ПЛ, на палубу спасательного судна в условиях морского волнения;
- проведение декомпрессии подводников в декомпрессионном комплексе спасательного судна;
- буксировку КСВ.
Сущность изобретения поясняется рисунками.
На фиг.1 схематично показана конструкция КСВ.
Корпус 1 КСВ выполнен в виде горизонтального цилиндра со сферическими обечайками в оконечностях. Верхний входной люк 2 снабжен выдвижным гибким ограждением 3. Для установки ограждения 3 в рабочее положение служит клапан наполнения 14. Воздух для наполнения оболочки ограждения 3 подается из баллона 15 клапаном подачи 16. Управление клапанами 14 и 16 осуществляется как снаружи, так и изнутри корпуса КСВ (вид А). За пределами ограждения установлены технологические обухи 4. В оконечностях корпуса 1 предусмотрены штоковые устройства 5 с направляющими канатами 6. Штоковые устройства 5 установлены в вырезах обтекателя 7. Конструкция ШУ приведена в работе [3]. Корпус снабжен буксирным устройством 8 в виде обуха. Нижний люк 9 в шлюзовой шахте 10 снабжен опорным кольцом 11 с конусными приливами 12 (вид Б). Конусные приливы 12 взаимодействуют с прижимным устройством кремальерного типа, фиксирующим опорное кольцо 11 с комингсом ПВО ДК (аналогично креплению КСВ на корпусе ПЛ). За шлюзовой шахтой 10 расположены гидротолкатели 13, служащие для отделения КСВ от корпуса аварийной ПЛ.
На фиг.2 приведен вид КСВ, взятой на подвес спуско-подъемным устройством для подъема на борт, и на палубе судна после установки на комингс ПВО ДК.
Устройства КСВ работают следующим образом.
Для подъема КСВ на борт судна с помощью СПУ 17 подводники устанавливают в рабочее положение ограждение люка 3 открытием клапанов 16 и 14 изнутри КСВ, открывают крышку верхнего люка 2 и передают линеметом на спасательное судно 18 направляющие канаты 6 штоковых устройств 5. Подводники возвращаются в КСВ и закрывают за собой крышку люка.
При наличии в КСВ избыточного давления направляющие канаты ШУ передаются на судно спасателями. Если ограждение 3 люка 2 подводниками не установлено, спасатели после высадки на КСВ могут его установить самостоятельно открытием клапанов 14 и 16 снаружи корпуса КСВ.
На судне направляющие канаты 6 ШУ 5 соединяют с направляющими канатами 19, проходящими через автоматические захваты (ЗА) 20 грузовых блоков 21 СПУ 17. Мост СПУ 17 выкатывается за борт. Автоматические лебедки направляющих канатов включаются в режим слежения за постоянным натяжением канатов 19. По направляющим канатам 19 грузовыми канатами 22 с помощью лебедки 23 опускаются грузовые блоки 21 с автоматическими захватами 20.
После стыковки автоматического захвата 20 с ШУ 5 грузовые канаты 22 переводятся в режим слежения, поддерживая постоянное усилие натяжения. Система автоматического выбора момента подъема обеспечивает подъем КСВ грузовыми канатами 22 с вершины волны.
После подъема КСВ до конечного выключателя грузовой лебедки мост СПУ 17 закатывается на борт судна. КСВ опускается опорным кольцом 11 на комингс 24 декомпрессионного комплекса судна. Приливы 12 опорного кольца 11 прижимаются к комингсу ПВО 24 судовым устройством кремальерного типа.
Выравнивается давление между отсеками КСВ, ПВО и ДК. Подводники переходят из КСВ в ПВО ДК. При отсутствии избыточного давления в КСВ выход из ПВО обеспечивается в помещение декомпрессионных камер. При избыточном давлении в КСВ подводники переходят из ПВО в декомпрессионную камеру для декомпрессии. Больным и раненым оказывается первичная медицинская помощь.
После перехода подводников крышки переходных люков закрываются. Избыточное давление в КСВ снимается, и она готовится к буксировке.
Коренной конец буксирного каната заводится с внешней стороны в судовой клюз и закрепляется в держателе. Ходовой конец обносится вдоль борта к спуско-подъемной позиции. Огон ходового конца буксирного каната соединяют с буксирным обухом 8 КСВ скобой. Прижимным устройством освобождают опорное кольцо 11 КСВ.
КСВ поднимают с комингса 24 ПВО и опускают на воду. СПУ приводится в исходное положение.
Судну дается ход, и КСВ смещается в корму от спуско-подъемной позиции.
Судно ложится на заданный курс и начинает буксировку КСВ. Расположение буксирного устройства 8 КСВ в районе ватерлинии обеспечивает управляемую буксировку.
Предложенная конструкция КСВ в отличие от прототипа обеспечивает не только всплытие экипажа аварийной ПЛ в КСВ на поверхность, но и подъем КСВ на борт спасательного судна в штормовых условиях, оперативную эвакуацию подводников, в том числе потерявших активность, из КСВ на судно и оказание им первичной медицинской помощи, проведение декомпрессии в судовых условиях, а также буксировку КСВ в пункт базирования.
Конструкция отличается новизной, полезностью, простотой. Возможность внедрения предложенных технических решений сомнений не вызывает. Использование предложенной конструкции КСВ на современных и перспективных ПЛ решает важную для ВМФ проблему спасения экипажа аварийной ПЛ из отсеков с нормальным и повышенным давлением в штормовых условиях.
Литература
1. Е.К.Кондратенко. Г.Н.Пичугин. Спасение с аварийных подводных лодок. Камера спасательная всплывающая, «Судостроение», С-Петербург, 2002, с.40-42.
2. Камера спасательная всплывающая. Патент RU 2280586 С2, 26.04.2004.
3. Судовые устройства. Справочник под редакцией М.Н. Александрова, Л., «Судостроение», 1987, с.604-607.
Камера спасательная всплывающая, содержащая корпус с верхним и нижним входными люками, устройство для закрепления на корпусе подводной лодки, толкатели, средства жизнеобеспечения и технологические обухи, отличающаяся тем, что на корпусе установлены штоковые подъемные устройства с направляющими канатами, верхний люк снабжен надувным ограждением с воздушными клапанами подачи и наполнения, управляемыми как снаружи, так и изнутри корпуса, нижний люк имеет опорное кольцо с конусными приливами, а в районе ватерлинии предусмотрен обух для буксировки.