Двухрядный шариковый подшипник качения
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Двухрядный шариковый подшипник качения содержит наружное кольцо (1), внутреннее разрезное кольцо (2), два ряда тел качения в виде шариков (3) и сепаратор для разделения шариков (3). Наружное кольцо (1) выполнено с двумя дорожками качения торообразного профиля. Внутреннее кольцо (2) выполнено с профилированной дорожкой качения на каждой его половине. Шарики (3) имеют профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения наружного кольца (1). Половины внутреннего кольца (2) установлены с возможностью взаимного смещения. Дорожки качения на половинах внутреннего кольца (2) выполнены конического профиля либо криволинейного профиля с радиусом кривизны на половинах внутреннего кольца (2) большим радиуса шарика (3). Технический результат: увеличение срока эксплуатации подшипника. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.
Известен двухрядный шариковый подшипник качения, содержащий наружное кольцо с двумя дорожками качения торообразного профиля и внутреннее кольцо с дорожкой качения торообразного профиля на каждой его половине, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения колец подшипника, сепаратор для разделения тел качения. Внутреннее кольцо выполнено разрезным для обеспечения возможности сборки данного подшипника, а именно для установки тел качения без осевого зазора между его половинами. Между наружным и внутренним кольцами установлено двустороннее уплотнение (ГОСТ 3359-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - С.41, тип 256000).
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и предлагаемому результату (прототипом) является двухрядный шариковый подшипник качения, содержащий наружное кольцо с двумя дорожками качения торообразного профиля и внутреннее разрезное кольцо с дорожками качения торообразного профиля на каждой его половине, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения колец подшипника, сепаратор для разделения тел качения. Внутреннее кольцо выполнено разрезным для обеспечения возможности сборки данного подшипника, а именно для установки тел качения без осевого зазора между его половинами (ГОСТ 3359-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - С.49, тип 178800).
Общим недостатком описанных двухрядных шариковых подшипников качения является пониженный срок эксплуатации вследствие отсутствия возможности регулировки зазора между шариками и дорожками качения наружного и внутреннего колец, обусловленного износом контактирующих поверхностей в процессе работы.
Предлагаемое изобретение решает задачу повышения срока эксплуатации подшипника.
Для решения поставленной задачи в двухрядном шариковом подшипнике качения, содержащем наружное кольцо с двумя дорожками качения торообразного профиля и внутреннее разрезное кольцо с профилированной дорожкой качения на каждой его половине, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения наружного кольца, сепаратор для разделения тел качения, согласно изобретению половины внутреннего кольца установлены с возможностью взаимного смещения, а дорожки качения на половинах внутреннего кольца выполнены конического профиля либо криволинейного профиля с радиусом кривизны на половинах внутреннего кольца, большим радиуса шарика.
Повышение срока эксплуатации подшипника обеспечивается регулировкой образовавшегося зазора между шариками и дорожками качения колец за счет установки половин внутреннего кольца с возможностью смещения друг относительно друга и выполнением дорожек качения на половинах внутреннего кольца конического профиля либо криволинейного профиля с радиусом кривизны большим радиуса шарика, что позволяет за счет сближения половин внутреннего кольца регулировать зазоры в подшипнике, возникающие в процессе его работы.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен двухрядный шариковый подшипник качения с дорожками качения на половинах внутреннего кольца конического профиля, осевой разрез; на фиг.2 - то же с дорожками качения на половинах внутреннего кольца криволинейного профиля с радиусом кривизны на половинах внутреннего кольца, большим радиуса шарика, осевой разрез.
Двухрядный шариковый подшипник качения (фиг.1) содержит наружное кольцо 1 с двумя дорожками качения торообразного профиля и внутреннее разрезное кольцо 2 с дорожками качения на половинах кольца 2 конического профиля, два ряда тел качения, выполненных в виде шариков 3, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения наружного кольца 1. Половины внутреннего кольца 2 установлены с возможностью взаимного смещения, которое обеспечивает регулировку зазора, вызванного износом рабочих поверхностей подшипника. Для разделения тел качения в подшипнике введен сепаратор (на чертеже не показан).
Двухрядный шариковый подшипник качения (фиг.2) содержит наружное кольцо 1 с двумя дорожками качения торообразного профиля, два ряда тел качения, выполненных в виде шариков 3, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения наружного кольца 1, и внутреннее разрезное кольцо 4 с дорожками качения на половинах кольца 4 криволинейного профиля с радиусом кривизны на половинах внутреннего кольца 4 большим радиуса шарика 3. Половины внутреннего кольца 4 установлены с возможностью взаимного смещения, которое обеспечивает регулировку зазора, вызванного износом рабочих поверхностей подшипника. Для разделения тел качения в подшипнике введен сепаратор (на чертеже не показан).
Двухрядный шариковый подшипник качения работает следующим образом.
Предлагаемый подшипник, установленный в узле, устройстве, машине обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении колец подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного 1 и внутреннего 2 колец подшипника (фиг.1) или наружного 1 и внутреннего 4 колец подшипника (фиг.2). В процессе эксплуатации за счет взаимного осевого смещения половин внутреннего разрезного кольца 2 (фиг.1) или внутреннего разрезного кольца 4 (фиг.2) устраняется зазор, вызванный износом рабочих поверхностей подшипника.
Таким образом, использование предлагаемого изобретения, по сравнению с прототипом, позволяет увеличить срок эксплуатации подшипника.
Двухрядный шариковый подшипник качения, содержащий наружное кольцо с двумя дорожками качения торообразного профиля и внутреннее разрезное кольцо с профилированной дорожкой качения на каждой его половине, два ряда тел качения в виде шариков, имеющих профиль, сопрягаемый с поверхностями дорожек качения наружного кольца, сепаратор для разделения тел качения, отличающийся тем, что половины внутреннего кольца установлены с возможностью взаимного смещения, а дорожки качения на половинах внутреннего кольца выполнены конического профиля либо криволинейного профиля с радиусом кривизны на половинах внутреннего кольца, большим радиуса шарика.