Устройство для искробезопасного управления конвейером разветвленной конвейерной линии

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

248О 38

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСИО,МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Со1оз Соеетскиа

Социалистические

Республик

Зависимое от BBT. свидетельства №

Кл. 21с, 58/60

21с, 62/01

Заявлено 09.11.1966 (№ 1055524/24-7) с присоединением заявки №

МПК Н 02р

Н 02р

УДК 621.316.717:621..867 (088.8) Приоритет

Опубликовано 10. т/11.1969. Бюллетень ¹ 23

Дата опубликования описания 5.1.1970

Комитет по делам изобретений и открытий ори Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

А. Ш. Кильман, Б. П. Неверов и 3. А. Смола

Кузнецкий научно-исследовательский угольный институт

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ- ИСКРОБЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КОНВЕЙЕРОМ РАЗВЕТВЛЕННОЙ КОНВЕЙЕРНОЙ ЛИНИИ

Известные устройства для искробезопасного управления конвейером разветвленной конвейерной линии, содержащие релейные узлы приема и усиления сигналов датчиков скорости, выбора маршрута, узел выдержек времени на подачу звукового сигнала и защиты от затянувшегося пуска, узел аварийного реле и блок питания, выполненные на полупроводниках, не позволяют управлять линией произвольной конфигурации по системе .<один провод — земля» с автоматизированным запуском и достаточной надежностью контроля запуска конвейеров.

В предлагаемом устройстве в узле выбора маршрута использован релейный элемент, к выходу которого подключен провод линии связи со следующим конвейером, и элемент предотвращения повторного включения отключенного с линии конвейера, выполненный в виде делителя, одно плечо которого содержит последовательную RC-цепь с зашунтированным ключом конденсатором, а другое плечо состоит из параллельно соединенных резистора и цепи диод — конденсатор.

С целью автоматизированного запуска конвейеров линии и повышения надежности контроля запуска ко входу узла приема и усиления сигналов датчиков скорости подключен ьыход блокировочного датчика скорости последующего по грузопотоку конвейера, а с базой входного транзистора соединен коллектор выходного транзистора узла выдержек времени на подачу предупредительного сигнала и защиты от затянувшегося пуска.

На фиг. 1 представлена электрическая схема предлагаемого устройства, на фиг. 2— схема внешних связей устройства и пускателя.

Устройство входит в комплект аппаратуры, содержащей еще и два датч11ка скорости— блок11рово 1ный ДБ и ко ITpoal5I скорости ДС, и линейный разъединитель, предназначенный для автоматизированного управления конвейерными линиями в условиях шахт, опасных по газу и пыли.

Выполненное в основном на полупроводниковых элементах устройство подкл1очается к шахтному магнитному пускателю (любого ти. па) и позволяет управлять конвейерными линиями по системе «один провод — земля», составленным 1 нз неограниченного количества конвейеров с произвольным числом ответвлений.

Кроме того, в комплексе с упомянутыми дополнительнымй элементами оно обеспечивает: а) автоматическую подготовку к запуску выбранного маршрута с места загрузки в направлении грузопотока;

o) автоматическую се,лективную подачу пу30 скового звукового сигнала с выдержкой вре248038

3 мени с последующим автоматическим отключением его по мере включения в работу каждого конвейера; в) автоматический запуск конвейерной линии в направлении, обратном движению грузопотока, путем подачи кратко временного импульса;

r) включение каждого конвейера,в,выбранном маршруте после установления рабочей скорости тягового органа предыдущего конвейера; д) автоматический сброс выбранного маршрута и оперативную остановку конвейерной линии с постов управления в случае затянувшегося режима при пуске, снижении скорости рабочего органа (скребков, лент) до 750/о от,номинальной, при механической неисправности и т. д,; е) автом атическу ю готовность к новому пуску после оперативного отключения; ж) автоматический контроль за работой каждого конвейера; з) перевод управления любым конвейером с автоматического на местное с сохранением автоматизированного управления остальными конвейерами; и) блокировку конвейерной линии с работой погрузочного пункта; к) одновременную .работу нескольких маршрутов.

Состоит устройство из пяти разъемных функциональных блоков, помещенных во взрывобезопасный корпус, и условно разделено на следующие узлы: приема и усиления сигналов датчиков скорости ПУ, выбора маршрута ВМ, выдержек времени,на подачу звукового сигнала и защиты от затянувшегося пуска ВС3, аварийного реле AP блок питания БП.

При нажатии кнопки «Пуск», находящейся в забое (на схеме не показана), напряжение поступает на выпрямительный мост узла выбора маршрута ВМ, на транзисторы (триоды)

Т„ Т>, Т3 трехкаскадного эмиттерного повторителя узла ВМ. Реле 1Р срабатывает, своим контактом 1Р, шунтирует кнопку «Пуск» и по линии связи подает питание с этого же моста на узел выбора маршрута (вход 1) следующего аппарата (2 — 10 — другие зажимы проводов, соединяющих устройство с внешними узлами).

В головном аппарате при срабатывании реле 1Р замыкающим контактом 1Р подается отрицательное смещение на базу триода Т узла ПУ приема и усиления сигналов датчиков скорости (узел ПУ датчика блокировки—

ПУ ) и начинается автоматический запуск конвейерной линии, В исходном положении контакт 1Р в головном аппарате разомкнут (положение а), триоды Т,, Т4 узла ПУ закрыты, триоды Т>, Т, узла ВС3 открыты, С коллектора триода

Т, подаются два сигнала запрета: один через диод Д на базу триода Т узла ПУ, приема и усиления сигналов датчика скорости «соб5

4 ственного» конвейера, другой — через диод

g4 на базу триода Т9 узла аварийного реле

AP. Конденсатор С> разряжен через переход эмиттер — коллектор триода Т,. Триод Т» закрыт, триоды Т и Т» — открыты.

Конденсатор С заряжен по цепи: «плюс» источника питания — переход «эмиттер †база» триода T» — конденсатор С вЂ” резистор ,R< — переход «эмиттер †коллект» триода

Т, — «минус» источника питания.

При замыкании контакта 1Р в головном аппарате на базу триода Т4 через .резистор

R> будет подаваться отрицательное смещение, и триод Т, откроется. 3а счет обратной связи ,резистор R, триод Т, закроется, а конденсатор С, начнет заряжаться. Напряжен ие заряда конденсатора С «минусом» будет приложено к базе триода Т7. Время заряда конденсатора С,, в основном зависящее от величины его емкости и сопротивления .резистора R4, определяет выдержку времени на подачу звукового сигнала перед запуском линии (не менее 5 сек). По мере заряда конденсатора С триод Т, закрывается, следовательно, снимаются сигналы запрета с триодов Т8 и Т9.

Триод Т„узла ВС3 открывается и шунтирует вход триода Т„. Последний закрывается, а конденсатор С начинает перезаряжаться по цепи: «плюс» источника питания — резисторы

В, R — конденсатор С вЂ” резистор R6 — «минус» источника питания. Ток перезаряда конденсатора С закрывает триод Т», а время переразряда определяет выдержку времени,на запуск данного конвейера. На базу триода

Т» узла ПУ, по цепи: «минус» источника питания — резистор R, — диод Дз — переход

«база — эмиттер» триода T» — резистор R8—

«плюс» источника питания, подается отрицательный потенциал, превышающий по амплитуде положительное смещение триода, — последний открывается и открывает триоды Т8 и

Т,4. Триод Т,4 включает реле 2Р, которое своими контактами включает магнитный пускатель, отключает подачу звукового сигнала,,разрывает цепь питания аварийного реле AP и шунтирует емкость Сз узла выбора маршрута BM.

В этом узле, с целью обеспечения автоматического сброса выбранного маршрута, т. е. автоматической последовательной остановки конвейеров, применен «автоброс» А (элемент предотвращения повторного включен ия отключенного с линии конвейера), состоящий из диода Д4, конденсаторов Сз, С4 и резисторов

R>, Р» и присоединенного с одной стороны к цепи базы триода Т> эмиттерного повторителя с отключающимся реле 1Р, а с другой — к источнику питания, одно плечо которого содержит последовательную RC-цепь R>< — C3 с зашунтированным ключом конденсатором, а другое плечо состоит .из параллельно соединенных резистора R и цепи диод — конденсатор Д4 — С .

При нормальной работе конвейера с выпрямительного моста Д; — Дз на базу триода

248038 вл

Т,3 поступает сигнал с датчика ДС, который удерживает триод Т» в открытом состоянии.

В случае затянувшегося пуска или длительной пробуксовки, превышающей допустимую,,величины сигнала с датчика становится недостаточно, чтобы удержать триод Т<з в открытом состоянии, и он закроется постоянно действующим положительным смещением через резистор R> на его базу. Когда закроются триоды Т, и Т,4, реле 2Р обесточигся, отключит магнитный пускатель .и включит аварийное реле АР. Последнее замкнет свой замыкающий контакт АР, в цепи базы триода

Т4, тем самым заблокирует аппарат аварийного конвейера и не допустит повторного автоматического включения до момента устранения причины аварии и возврата аппарата в исходное состояние. Возврат аппарата в исходное состоявие производится кратковременным отключением блокировочного разъединителя.

При остановке конвейера с любого места и при аварийной остановке автоматически снимается выбор маршрута данного направления, Сброс выбора маршрута осуществляется разрядным током конденсатора С4. При нормальной работе конвейера замыкающий контакт 2Р, замкнут, конденсатор С4 заряжен по цепи: «плюс» источника питания — диод

Д4 — конденсатор С4 — резистор Я о — замыкающий контакт 2P> — «минус»:.источника питания. Во время остановки конвейера контакт 2Р> размыкается и начинается зарядразряд конденсаторов Сз и С4. Разрядным током конденсатора С4 закрывается триод Tz, который, в свою очередь, закрывает триод Т>, 6 реле 1Р отключается. Своим контактом 1Р, реле 1Р разрывает цепь питания, выбора маршрута.

5 Предмет изобретения

1. Устройство для искробезопасного управления конвейером разветвленной конвейерной линии, содержащее релейные узлы приема и усиления сигналов датчиков скорости, выбора

10 маршвута, узел выдержек времени на подачу звукового сигнала и защиты от затянувшегося пуска, узел аварийного реле и блок питания, выполненные на полупроводниках, отличающееся тем, что, с целью управления ли15,нией произвольной конфигурации по системе

«один провод — земля», в узле выбора маршрута .использован релейный элемент, к выходу которого подключен провод линии связи со следующим конвейером, и элемент пред20 отвращения повторного включения отключенного с линии конвейера, выполненный в виде делителя, одно плечо которого содержит последовательно RC-цепь с зашунтированным ключом конденсатором, а другое плечо сос25 тоит из параллельно соединенных, резистора и цепи диод — конденсатор.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тел, что, с целью автоматизированного запуска конвейеров линии и повышения:надежности

30 контроля запуска, ко входу узла приема .и усиления сигналов датчиков скорости подключен выход блокировочного датчика скорости последующего по грузопотоку конвейера, а с базой входного транзистора соединен кол35 лектор выходного транзистора узла выдержек времени на подачу предупредительного сигнала .и защиты от затянувшегося пуска.

248О38

9иг 2

Составитель В. Ягиятинский

Редактор П. А. Вербова Техред А. А. Камышникова Корректоры: М. Коробова и А. Абрамова

Заказ 3253/4 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Сонете Министров СССР

Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2