Массивный ротор электрической машины переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

о .со:с —,.,и 1т. б„.„ т1ет1ен 1;о

О П И С" А Н И Е

248053

Фои1з Соеетскив

Социалистическиз

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 20.11.1968 (№ 1219192/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 10Х11.1969. Бюллетень ¹ 23

Дата опубликования описания 5.1.1970

Кл. 21d, 51

МПК Н 02k

УДК 621.313.3.045.7

1088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

Г. Г. Счастливый, В. И. Шевченко, И. И. Лычко, И. И. СущукСлюсаренко, В. А. Обухов, В. П. Глазков и В, 3, Рябов

Институт электродинамики АН Украинской ССР, Институт электросварки им. Е. О. Патона и Лысьвенский турбогенераторный завод

Заявители

МАССИВНЫЙ РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Предмет изобретения

Изобретение относится к демпферным системам массивного ротора электрической машины переменного тока, в частности турбогенератора, синхронного и асинхронного электродвигателя и т, п.

Известны массивные роторы электрической машины переменного тока, в которых роль демпферной обмотки выполняют пазовые металлические клинья и зубцы, замкнутые посредством короткозамыкающих колец.

Цель изобретения — повышение термической устойчивости элементов демпферной системы при протекании токов в пусковых и несимметричных режимах. Это достигается тем, что короткозамыкающие кольца выполнены путем нанесения слоя металла повышенной электропроводности на торцы бочки ротора, например, электрошлаковой наплавкой.

На чертеже показан описываемый ротор.

Демпферную систему ротора образуют зубцы 1 и металлические клинья 2, заложенные в пазах 8. Коротксзамыкающие кольца 4 и 5 выполнены нанесением слоя металла, например меди, на торцы бочки и в специальную кольцевую выточку вала при помощи электрошлаковой наплавки при практически полном отсутствии проплавления стали ротора.

После наплавки слоя меди производят фрезерование пав ротора и его окончательную сбработку. Образованное таким образом короткозамыкающее кольцо имеет надежный контакт со сталью ротора по всей торцовой повер Iloc ll бочки ротора и части вала. Наплавленный слой металла отличается однородностью. плотностью и высокими механическими свойствами. Пазовые клинья 2 имеют контакт с короткозамыкающпм кольцом по длине, равной толщине и кольца 4.

При возникновении неспмметрпп токов статс ра турбогенер атора или acIImpoIIII0 1 запуске синхронного двигателя по поверхностному слою зубцов и клиньям циркулируют вихревые токи. Через торцы зубцов и клиньев

GHII !1ерсходят на короткозамыкающее кольцо.

Неразъемное соединение бочки ротора и кольца *обеспечивает высокуlo термическую устой"IèâoñIü демпферной системы, так как практически исключаются местные контактные на20 гревы. Токи, протекающие по металлическим клиньям, замыкаются па кольцо 4 в основном через контакты клиньев с коротксзамыка10IljIDI 1,0ЛЬЦОМ.

Массивный ротор электрической машины переменно"0 тока, в котором роль демпферной обмотки выполняют пазовые металлические

248053

Б-Б

Составитель А. Лисов

Редактор А. Ю. Пейсоченко Техред А. А. Камышникова Корректоры: М. Коробова и А. Абрамова

Заказ 3253/14 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров (..ССР

Москва K-35, Раушская наб., д. 4!5

Типография, пр. Сапунова, 2 клинья и зубцы, замкнутые посредством короткозамыкающих колец, имеющих в пазовой части конфигурацию бочки ротора, отличаюи4ийся тем, что, с целью повышения термической устойчивости элементов демпферной системы при протекании токов в пусковых и несимметричных режимах, короткозамыкающие кольца выполнены путем нанесения слоя металла на торцы бочки ротора, например, электрошлаковой наплавкой.