Механизм управления фрикционами и тормозами гусеничной машины

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, в частности к самоходным гусеничным комбайнам. Механизм управления фрикционами и тормозами гусеничной машины содержит короткоходовой гидроцилиндр двойного действия, тягу фрикциона и тормоз с тягой. Гидроцилиндр двойного действия шарнирно закреплен одним концом на цапфе балки ведущего моста, а другим - на цапфе профильного рычага, установленного также на балке ведущего моста с возможностью поворота вокруг своей оси на цапфе. Тяга фрикциона соединена одним концом с профильным рычагом с помощью цапфы, а другим - с рычагом отключения фрикциона. Профильный рычаг снабжен резьбовой втулкой, в которой установлен регулировочный болт со сферической головкой, контактирующий с кнопкой концевого выключателя. Концевой выключатель установлен в зоне действия профильного рычага, при положении короткоходового гидроцилиндра двойного действия в крайнем положении, когда фрикцион полностью выключен. Лампочка-индикатор, включенная в одну электрическую цепь с концевым выключателем, установлена на пульте управления в кабине гусеничной машины. Достигается повышение надежности управления гусеничной машины, обеспечение согласованности срабатывания фрикциона и тормоза, а также повышение ресурса деталей и узлов фрикциона. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, в частности к самоходным гусеничным комбайнам.

Известен механизм совмещенного управления фрикционами и тормозами гусеничной машины по авторскому свидетельству №1206135, содержащий направляющие, закрепленные на раме, на которых подвижно на роликах установлено коромысло двустороннего действия.

К средним точкам коромысла подсоединены плунжеры гидроцилиндров, а к крайним точкам - тяги одностороннего действия.

Тяги кинематически связаны соответственно с фрикционом и тормозом левого борта, а тяги - с фрикционом и тормозом правого борта машины.

Недостатком данного механизма управления фрикционами и тормозами гусеничной машины является то, что сложность регулировки тяг не обеспечивает четкой последовательности выполнения поворотов гусеничной машины, из-за несогласованности срабатывания фрикциона и тормозной ленты, когда фрикцион еще не «выжался» полностью, а тормозная лента уже начинает затягивать барабан фрикциона, вызывая интенсивное выделение тепла, которое приводит к перегреву пружин фрикциона и вытеканию смазки из выжимного подшипника.

Кроме того, при совмещенном механизме управления фрикционами, тормозная лента срабатывает (надо, не надо) столько же раз, сколько и фрикцион. Это приводит к преждевременному износу поверхности барабана фрикциона и колодок тормозной ленты.

При движении по полю при уборке хлеба достаточно срабатываний фрикциона, чтобы незначительно подкорректировать направление движения, и только на поворотах в конце поля требуется «вмешательство» тормозной ленты.

Известен также механизм управления фрикционами тележки с резиноармированными гусеницами ТРК 00.00.000 А комбайна «Енисей КЗС 958» (Техническое описание и инструкция по эксплуатации тележки с резиноармированными гусеницами ТРК 00.00.000 А (приложение к руководству по эксплуатации комбайна «Енисей КЗС 958», рис.8), состоящий из двух отдельных механизмов, обеспечивающих, как в серийной гусеничной тележке, совмещение управления фрикционами и тормозами каждого борта.

Каждый механизм состоит из короткоходового гидроцилиндра, профильного рычага, тяги фрикциона и тяги тормоза.

Для подсоединения гидроцилиндра и тяги фрикциона на профильном рычаге имеются цапфы, а для подсоединения тяги тормоза - отверстие.

Задние концы тяг присоединены к рычагам фрикциона и тормозной ленты.

Профильный рычаг и второй конец гидроцилиндра установлены на цапфах, которые приварены снизу к балке моста.

Несмотря на простоту по сравнению с аналогом недостатки, вызванные применением совмещенного механизма управления фрикционами и тормозами, остались.

Невозможно произвести регулировку тяг с обеспечением четкой последовательности выполнения поворотов гусеничной тележки из-за несогласованности срабатывания фрикциона и тормозной ленты. Нам не видно внутри фрикциона, насколько разошлись его диски, и в случае когда они разошлись не полностью, а тормозная лента уже начинает затягивать барабан фрикциона, вызывает интенсивное выделение тепла, приводящее к перегреву пружин фрикциона и вытеканию смазки из выжимного подшипника, что приводит к преждевременному износу наружной поверхности барабана фрикциона, колодок тормозной ленты и разрушению выжимного подшипника.

Кроме того, при совмещенном механизме управления фрикционами, тормозная лента срабатывает столько же раз, сколько и фрикцион, однако известно, что при движении по полю при уборке хлеба достаточно выжать фрикцион без затягивания тормозной ленты, чтобы незначительно подкорректировать направление движения гусеничной машины, и только на поворотах в конце поля требуется «вмешательство» тормозной ленты.

Цели изобретения:

1. Повысить надежность управления гусеничной машины.

2. Обеспечить согласованность срабатывания фрикциона и тормоза гусеничной машины.

3. Повысить ресурс деталей и узлов фрикциона.

Эта цель достигается тем, что профильный рычаг снабжен резьбовой втулкой, в которой установлен регулировочный болт со сферической головкой, контактирующий с кнопкой концевого выключателя, установленного в зоне действия профильного рычага, при положении короткоходового гидроцилиндра двойного действия в крайнем положении, когда фрикцион полностью выключен, при этом лампочка-индикатор, включенная в одну электрическую цепь с концевым выключателем, установлена на пульте управления в кабине гусеничной машины.

Механизм управления фрикционами и тормозами установлен на балке ведущего моста гусеничной машины сверху.

Состояние лампочки-индикатора (горит, не горит) сдублировано с источником звукового сигнала, также находящегося в кабине гусеничной машины и имеющего выключатель.

Таким образом, заявляемый механизм управления фрикционами и тормозами гусеничной машины соответствует критерию «Новизна».

Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, в других технических решениях данной области техники не выявлены, что позволяет сделать вывод, что заявляемый механизм управления фрикционами и тормозами гусеничной машины соответствует критерию «существенные отличия».

На фиг.1 изображен общий вид механизма управления фрикционами и тормозами гусеничной машины, вид сверху; на фиг.2 - левая часть механизма управления фрикционами и тормозами гусеничной машины, вид сверху; на фиг.3 - правая часть механизма управления фрикционами и тормозами гусеничной машины, вид сверху; на фиг.4 - положение профильного рычага при крайних положениях короткоходового гидроцилиндра двойного действия, вид сверху; на фиг.5 - правая часть механизма управления фрикционами и тормозами в разобранном виде в аксонометрии.

Механизм управления фрикционами и тормозами гусеничной машины (фиг.1, 2, 3) содержит короткоходовой гидроцилиндр 1 двойного действия, шарнирно закрепленный одним концом на цапфе 2 (фиг.5) балки 3 ведущего моста 4, а другим - на цапфе 5 профильного рычага 6, установленного также на балке 3 ведущего моста 4 с возможностью поворота вокруг своей на цапфе 7, тягу 8 фрикциона 9 (фиг.1, 2, 3), соединенную одним концом с профильным рычагом 6 с помощью цапфы 10 (фиг.5), а другим - с рычагом 11 (фиг.1, 2, 3) отключения фрикциона 9, тормоз 12 с тягой 13.

Профильный рычаг 6 (фиг.4, 5) снабжен резьбовой втулкой 14, в которой установлен регулировочный болт 15 со сферической головкой, контактирующий с кнопкой 16 концевого выключателя 17, установленного в зоне действия профильного рычага 6, при положении короткоходового гидроцилиндра 1 (фиг.1, 2, 3) двойного действия в крайнем положении, когда фрикцион 9 полностью выключен, при этом лампочка-индикатор 18 (не показана), включенная в одну электрическую цепь с концевым выключателем 17, установлена на пульте управления в кабине гусеничной машины.

Механизм управления фрикционами 9 и тормозами 12 (фиг.1, 2, 3) установлен на балке 3 ведущего моста 4 гусеничной машины сверху.

Состояние лампочки-индикатора 18 (горит, не горит) сдублировано с источником звукового сигнала, также находящегося в кабине гусеничной машины и имеющего выключатель 19 (не показано).

Механизм управления фрикционами и тормозами гусеничной машины работает следующим образом.

При прямолинейном движении гусеничной машины по полю механизм управления фрикционами 9 и тормозами 12 не работает.

Для поворота гусеничной машины, например налево, поворачивают рулевое колесо (не показано) влево, при этом втягивается шток короткоходового гидроцилиндра 1 (фиг.1, 2) двойного действия, шарнирно закрепленного одним концом на цапфе 2 балки 3 ведущего моста 4, а другим - на цапфе 5 профильного рычага 6, который поворачивается вокруг своей оси на цапфе 7, перемещая тягу 8 фрикциона 9, соединенную с профильным рычагом с помощью цапфы 10, и через рычаг 11 отключения фрикциона 9 отжимает (выключает) фрикцион 9, и гусеничная машина незначительно поворачивает налево.

Одновременно с профильным рычагом 6 поворачивается и резьбовая втулка 14, в которой установлен регулировочный болт 15 со сферической головкой, которой регулировочный болт 15 упрется в кнопку 16 концевого выключателя 17, выключит лампочку-индикатор 18 и включит звуковой сигнал (не показано).

Это произойдет в то время, когда короткоходовой гидроцилиндр 1 двойного действия будет находиться в крайнем положении, а фрикцион 9 полностью отжат (выключен).

При необходимости более крутого поворота, например в конце поля при развороте, нажимают педаль (не показано), связанную с тягой 13 тормоза 12 и гусеничная машина круто (на одном месте) поворачивает налево.

При повороте гусеничной машины, например направо (фиг.1, 3) осуществляется аналогично описанному выше способу поворота гусеничной машины налево.

При необходимости можно выключить звуковой сигнал выключателем 19 (не показано).

Во время работы гусеничной машины в грязи обеспечивается целостность механизма управления фрикционами 9 и тормозами 12 в виду их расположения сверху на балке 3 ведущего моста 4.

Благодаря тому что профильный рычаг снабжен резьбовой втулкой, в которой установлен регулировочный болт со сферической головкой, контактирующий с кнопкой концевого выключателя, установленного в зоне действия профильного рычага, при положении короткоходового гидроцилиндра двойного действия в крайнем положении, когда фрикцион полностью выключен, при этом лампочка-индикатор, включенная в одну электрическую цепь с концевым выключателем, установлена на пульте управления в кабине гусеничной машины, а ее показания (значения) сдублированы с источником звукового сигнала, является возможным:

1. повысить надежность управления гусеничной машины;

2. обеспечить согласованность срабатывания фрикциона и тормоза гусеничной машины;

3. повысить ресурс деталей и узлов фрикциона.

Расположением сверху на балке ведущего моста механизма управления фрикционами и тормозами обеспечивается их целостность, и увеличивается клиренс гусеничной машины.

1. Механизм управления фрикционами и тормозами гусеничной машины содержит короткоходовой гидроцилиндр двойного действия, шарнирно закрепленный одним концом на цапфе балки ведущего моста, а другим - на цапфе профильного рычага, установленного также на балке ведущего моста с возможностью поворота вокруг своей оси на цапфе, тягу фрикциона, соединенную одним концом с профильным рычагом с помощью цапфы, а другим - с рычагом отключения фрикциона, тормоз с тягой, отличающийся тем, что профильный рычаг снабжен резьбовой втулкой, в которой установлен регулировочный болт со сферической головкой, контактирующий с кнопкой концевого выключателя, установленного в зоне действия профильного рычага, при положении короткоходового гидроцилиндра двойного действия в крайнем положении, когда фрикцион полностью выключен, при этом лампочка-индикатор, включенная в одну электрическую цепь с концевым выключателем, установлена на пульте управления в кабине гусеничной машины.

2. Механизм управления фрикционами и тормозами гусеничной машины по п.1, отличающийся тем, что механизм управления фрикционами и тормозами установлен на балке ведущего моста гусеничной машины сверху.

3. Механизм управления фрикционами и тормозами гусеничной машины по п.1, отличающийся тем, что состояние лампочки-индикатора (горит, не горит) сдублированы с источником звукового сигнала, также находящегося в кабине гусеничной машины и имеющим выключатель.