Способ определения содержания тяжелых фракций углеводородов в моторных маслах и топливах с помощью химического сенсора
Изобретение относится к контролю качества моторных топлив и может быть использовано для определения содержания тяжелых фракций углеводородов в моторных маслах и топливах. Способ характеризуется тем, что в качестве химического сенсора используется композитный сорбент следующего состава, мас.% силикагель тонкоизмельченный КСМГ - 20, гипс - 5, жидкое стекло 20%-ное - 5, вода - остальное, который тщательно перемешивают, наносят на алюминиевую фольгу, пропускают через прижимное устройство, подсушивают под током воздуха из вентилятора и далее в термостате, пока поверхность сорбента не станет белой, разрезают на сенсорные полоски, которые опускают в пробу моторного топлива, выдерживают не менее 5 секунд и затем сравнивают их окраску с предварительно приготовленной шкалой. Достигается упрощение и ускорение анализа. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к способам контроля качества моторных топлив и может быть использовано для определения содержания тяжелых фракций углеводородов в моторных маслах и топливах.
Известно изобретение (RU 2007711 C1), которое относится к области химмотологии, а именно к области определения содержания фактических смол, например, в автомобильных бензинах и может быть использовано в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающих отраслях промышленности, а также при проведении научно-исследовательских работ. Изобретение представляет собой способ, который осуществляется следующим образом. Отбирают пипеткой 1 см3 пробы бензина, наносят на хроматографическую бумагу, при этом она пропитывает топливо. Затем пропитанную бензином хроматографическую бумагу сушат при температуре 150°C в течение 1-2 мин и промывают ее 2-4 см3 н-гептана. Повторно бумагу сушат для полного испарения остатков гептана в течение 1 мин при 150°C. Затем бумагу со смолами мелко нарезают и переносят в 10 см3 смеси ацетона и толуола в соотношении 16:1, встряхивают в течение 0,5 мин для извлечения смол из хроматографической бумаги. Полученный раствор смол переносят в кювету с толщиной слоя 20 мм и измеряют оптическую плотность при длине волны 400 нм. В качестве раствора сравнения используют смесь ацетона и толуола в соотношении 1:1. Концентрацию фактических смол определяют по формуле:
Cф.с=K·D,
где Cф.с. - концентрация фактических смол в бензине, мг, в пересчете на 100 см3 бензина; K - эмпирический коэффициент; D - оптическая плотность раствора. Недостатком данного способа является длительность проведения операций и использование меняющихся систем растворителей.
Целью данного изобретения является создание простого экспресс-метода определения тяжелых фракций углеводородов в моторных топливах, обладающего высокими метрологическими характеристиками. Заявленный результат достигается за счет использования в заявленном способе сенсорной пластинки, которая изменяет интенсивность окраски в зависимости от содержания тяжелых фракций углеводородов в образце.
Сущность изобретения состоит в том, что в пробу моторного топлива или масла опускают алюминиевую пластинку, покрытую химическим сенсором - композитным сорбентом, который изготавливают следующим образом. Смесь, имеющую следующий состав, мас.%: силикагель тонкоизмельченный КСМГ - 20, гипс - 5, жидкое стекло 20%-ное - 5, вода - остальное, тщательно перемешивают, наносят на алюминиевую фольгу в количестве 0,5 г на каждую пластинку, размером 10×10 см. Пропускают каждую пластинку через прижимное устройство - ограничитель, при этом на пластинке остается слой материала толщиной 0,1 мм. Пластинки подсушивают под током воздуха из вентилятора, далее помещают в термостат и выдерживают до тех пор, пока поверхность сорбента не станет белой. Пластинки разрезают на полоски шириной 10 и высотой 80 мм.
При наличии тяжелых фракций углеводородов пластинка темнеет, приобретая коричнево-песочный цвет, интенсивность окрашивания зависит от количества этих тяжелых фракций углеводородов в моторном топливе. Интенсивность окраски сравнивают со шкалой, которая изготовлена следующим образом. В 10 стаканчиков вносят 0; 0,1; 0,2; 0,4; 0,8; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 10,0 см3 смеси мазута и керосина в соотношении 1:10, далее приливают во все стаканчики до 100 см3 изооктана ХЧ или ОСЧ. Тщательно все перемешивают, в каждый стаканчик опускают пластинку до обозначенной на пластинке черты (60 мм от нижнего края). Через 5 с пластинку вынимают и фотографируют или находят по цветометрической шкале тон и интенсивность окраски и составляют шкалу с обозначением содержания тяжелых фракций углеводородов в %.
Способ осуществляют следующим образом. Отбирают пробу моторного топлива в объеме 50 см3, опускают в нее сенсорную полоску, выдерживают 5 с, вынимают и сравнивают окраску со шкалой.
Метрологические характеристики способа определения тяжелых фракций углеводородов в моторных топливах и маслах приведены в табл.1.
Таблица 1 | |||
Результаты определения содержания тяжелых фракций углеводородов в бензинах. Число опытов n=6, степень надежности P=0,95, критерий Стьюдента tp=2,57. | |||
Проба | Внесено тяжелых фракций углеводородов, % | Найдено, % | |
Предлагаемый способ | Способ [1] | ||
Бензин марки АИ 76 | - | - | - |
0,10 | 0,10±0,01 | 0,10±0,02 | |
0,20 | 0,20±0,02 | 0,20±0,04 | |
0,40 | 0,40±0,04 | 0,40±0,06 | |
0,80 | 0,80±0,05 | 0,80±0,07 | |
1,00 | 1,00±0,09 | 1,00±0,10 | |
1,50 | 1,50±0,13 | 1,50±0,17 | |
2,00 | 2,00±0,15 | 2,00±0,19 | |
3,00 | 3,00±0,20 | 3,00±0,24 | |
10,0 | 10,0±0,80 | 10,0±0,10 | |
Бензин марки АИ 92 | - | - | - |
0,10 | 0,10±0,01 | 0,10±0,02 | |
0,20 | 0,20±0,02 | 0,20±0,04 | |
0,40 | 0,40±0,04 | 0,40±0,06 | |
0,80 | 0,80±0,05 | 0,80±0,07 | |
1,00 | 1,00±0,09 | 1,00±0,10 | |
1,50 | 1,50±0,13 | 1,50±0,17 | |
2,00 | 2,00±0,15 | 2,00±0,19 | |
3,00 | 3,00±0,20 | 3,00±0,24 | |
10,0 | 10,0±0,80 | 10,0±0,10 | |
Бензин марки АИ 95 | - | - | - |
0,10 | 0,10±0,01 | 0,10±0,02 | |
0,20 | 0,20±0,02 | 0,20±0,04 | |
0,40 | 0,40±0,04 | 0,40±0,06 | |
0,80 | 0,80±0,05 | 0,80±0,07 | |
1,00 | 1,00±0,09 | 1,00±0,10 | |
1,50 | 1,50±0,13 | 1,50±0,17 | |
2,00 | 2,00±0,15 | 2,00±0,19 | |
3,00 | 3,00±0,20 | 3,00±0,24 | |
10,0 | 10,0±0,80 | 10,0±0,10 | |
Керосин осветительный | - | - | - |
0,10 | 0,10±0,02 | 0,10±0,02 | |
0,20 | 0,20±0,04 | 0,20±0,05 | |
0,40 | 0,40±0,05 | 0,40±0,07 | |
0,80 | 0,80±0,07 | 0,80±0,08 | |
1,00 | 1,00±0,08 | 1,00±0,10 | |
1,50 | 1,50±0,12 | 1,50±0,14 | |
2,00 | 2,00±0,15 | 2,00±0,17 | |
3,00 | 3,00±0,20 | 3,00±0,24 | |
10,0 | 10,0±0,90 | 10,0±0,30 |
Как видно из результатов (табл.1), предлагаемый способ определения тяжелых фракций углеводородов в бензинах с использованием химического сенсора обладает высокими метрологическими характеристиками.
Литература
1. ГОСТ 8489-85. Метод определения фактических смол (по Бударову), в кн.: Нефтепродукты. Методы испытаний, ч.II. - М.: Стандартов, 1987, с.373.
1. Способ определения содержания тяжелых фракций углеводородов в моторных маслах и топливах с помощью химического сенсора, отличающийся тем, что в качестве химического сенсора используется композитный сорбент следующего состава, мас.%: силикагель тонкоизмельченный КСМГ 20, гипс 5, жидкое стекло 20%-ное 5, вода - остальное, который тщательно перемешивают, наносят на алюминиевую фольгу, пропускают через прижимное устройство, подсушивают под током воздуха из вентилятора и далее в термостате, пока поверхность сорбента не станет белой, разрезают на сенсорные полоски, которые опускают в пробу моторного топлива, выдерживают не менее 5 с и затем сравнивают их окраску с предварительно приготовленной шкалой.
2. Способ определения содержания тяжелых фракций углеводородов в моторных маслах и топливах с помощью химического сенсора по п.1, отличающийся тем, что для приготовления шкалы в 10 стаканчиков вносят 0; 0,1; 0,2; 0,4; 0,8; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 10,0 см3 смеси мазута и керосина в соотношении 1:10, далее приливают во все стаканчики до 100 см3 изооктана ХЧ или ОСЧ, тщательно перемешивают, в каждый стаканчик опускают сенсорную полоску, которую через 5 с вынимают, фотографируют или находят по цветометрической шкале тон и интенсивность окраски и составляют шкалу с обозначением содержания тяжелых фракций углеводородов в %.