Способ прогнозирования эффективности назначения дюфастона у больных с угрожающим выкидышем в первом триместре беременности

Изобретение относится к медицине, а именно к акушерству и гинекологии, и может быть использовано для прогнозирования эффективности назначения дюфастона у больных с угрожающим выкидышем в первом триместре беременности. Для этого у беременной по общему анализу крови, сданной в первом триместре, рассчитывают лейкоцитарный индекс интоксикации и при его значении менее 0,6 прогнозируют отсутствие эффекта от назначения дюфастона. Способ показывает достоверное прогнозирование эффективности назначения данного препарата, обеспечивающее обоснованное и своевременное назначение другого эффективного лечения, направленного на коррекцию патологического состояния. 4 пр.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, а именно к гинекологии и акушерству, может быть использовано для прогнозирования эффективности назначения дюфастона (Эббот, США) у больных с угрожающим выкидышем в первом триместре беременности.

На сегодняшний день предложено большое количество способов терапии больных с угрожающим выкидышем, из которых самым распространенным является назначение гестагенов, в частности дюфастона. Убедительно доказан иммуномодулирующий (иммуносупрессивный) эффект этого препарата. Однако такое лечение оказывается эффективным не у всех беременных - до 21% женщин с угрожающим выкидышем даже при назначении дюфастона имеют выкидыши (Сидельников В.М., Сухих Г.Т. Невынашивание беременности. Руководство для практикующих врачей. М., ООО «Медицинское информационное агентство», 2010. С.95).

На сегодняшний день не существует способов прогнозирования эффективности назначения дюфастона у больных с угрожающим выкидышем (Рациональная фармакотерапия в акушерстве и гинекологии: Рук. для практикующих врачей / В.И.Кулаков, В.Н.Серов, П.Р.Абакарова, А.Г.Антонов и др.; Под общей редакцией В.И.Кулакова, В.Н.Серова. - М.: Литтерра. - 2005. - С.457-458).

Технический результат - прогнозирование эффективности назначения дюфастона у больных с угрожающим выкидышем в первом триместре беременности при высокой достоверности получаемых результатов, обеспечивающее обоснованное и своевременное назначение другого эффективного лечения, направленного на коррекцию патологического состояния.

Указанный результат достигается тем, что по общему анализу крови, взятой у женщины в первом триместре беременности, проводят оценку лейкоцитарного индекса интоксикации и при его значении менее 0,6 прогнозируют отсутствие эффекта от назначения дюфастона.

Способ осуществляют следующим образом: после получения общего анализа крови беременной женщины с угрожающим выкидышем в первом триместре рассчитывается лейкоцитарный индекс интоксикации по формуле Я.Я.Кальф-Калиф (Кальф-Калиф Я.Я. О лейкоцитарном индексе интоксикации и его практическом значении // Врачебное дело. - 1941. - №1. - С.31-35).

При анализе лейкоцитарного индекса интоксикации обращает на себя внимание, что у больных с угрожающим выкидышем и эффективным применением дюфастона в первом триместре он выше 0,7 усл.ед. У пациенток с лейкоцитарным индексом интоксикации меньше 0,6 в первом триместре беременности имеется риск самопроизвольных выкидышей и замерших беременностей.

К достоинствам данного метода прогнозирования эффективности назначения дюфастона у больных с угрожающим выкидышем в первом триместре беременности следует отнести высокую прогностическую ценность с минимальными затратами времени, технических и материальных средств.

Примеры конкретного выполнения.

Пример 1. Беременная М., 37 лет. Встала на учет по поводу беременности в 5 недель. Особенности анамнеза: хронический цистит с 5 лет, хронический пиелонефрит с 16 лет; бесплодие первичное - 5 лет (диагностирована неполноценная секреторная трансформация эндометрия), проводили гормональное лечение дюфастоном. Первая беременность закончилась самопроизвольным выкидышем в 9 недель, вторая - срочными родами (беременность протекала с угрозой прерывания - до 20 недель принимала дюфастон). В 5-7 недель беременности лечилась в гинекологическом отделении с угрожающим выкидышем, бессимптомной бактериурией, получала магнезии сульфат, папаверин в инъекциях при болях, витамины, монурал. С 5 недель в постоянном режиме назначен дюфастон по 20 мг в сутки, который женщина принимала до 22 недель беременности. При обследовании в первом триместре в общем анализе крови лейкоцитов - 6,4×109/л, эозинофилов - 0%, палочкоядерных нейтрофилов - 3%, сегментоядерных нейтрофилов - 53%, лимфоцитов - 41%, моноцитов - 3%, лейкоцитарный индекс интоксикации - 1,28 (соответствует показателям лейкоцитарного индекса интоксикации у женщин с эффективным назначением дюфастона). УЗИ в 6 недель патологии не выявило. В дальнейшем беременность протекала с обострением пиелонефрита в 17 недель (принимала амоксиклав), фето-плацентарной недостаточностью с 26 недель (проведен курс стационарного лечения - получала внутривенное введение актовегина и пентоксифиллина), закончилась физиологическими родами в 40 недель с рождением живой доношенной девочки весом 3 кг 980 г по Апгар 9/10 баллов.

Заключение: у беременной с отягощенным соматическим и акушерско-гинекологическим анамнезом, угрожающим выкидышем в первом триместре беременности, при нормальных показателях лейкоцитарного индекса интоксикации лечение дюфастоном оказалось эффективным, беременность закончилась физиологическими родами с рождением живого, здорового ребенка.

Пример 2. Беременная Д., 29 лет. Встала на учет по поводу беременности в 5 недель. Особенности анамнеза: детские инфекции, редкие ОРВИ, рецидивирующий кандидозный вульвовагинит. Первые две беременности закончилась операцией медицинского аборта, каждый раз с развитием эндометрита. С 4 по 6 неделю анализируемой беременности лечилась в гинекологическом отделении с угрожающим выкидышем и ангиной, проведено лечение магнезии сульфатом в течение 3 дней, по поводу ангины прошла 5-дневный курс амоксиклава. С 4 недель в постоянном режиме принимала дюфастон по 20 мг в сутки. При обследовании в первом триместре в общем анализе крови лейкоцитов - 6,0×109/л, эозинофилов - 2%, палочкоядерных нейтрофилов - 1%, сегментоядерных нейтрофилов - 60%, лимфоцитов - 32%, моноцитов - 5%, лейкоцитарный индекс интоксикации - 0,56 (соответствует показателям лейкоцитарного индекса интоксикации у женщин с неэффективным назначением дюфастона). Ультразвуковое исследование в 5 недель патологии не выявило. В 9 недель беременности на фоне приема дюфастона произошел самопроизвольный выкидыш.

Заключение: у женщины с отягощенным двумя медицинскими абортами и хроническим эндометритом гинекологическим анамнезом, угрожающим выкидышем с ранних сроков при низких показателях лейкоцитарного индекса интоксикации терапия дюфастоном оказалась неэффективной, и в 9 недель беременности произошел самопроизвольный выкидыш.

Пример 3. Беременная Р., 31 год. Встала на учет по поводу беременности в 5 недель. Особенности анамнеза: редкие ОРВИ, ВСД по кардиальному типу, хронический гастрит. Гинекологические заболевания - хламидиоз, пролеченный до беременности, цервицит. Первая беременность закончилась срочными родами с рождением гипотрофичного плода (массой 2 кг 750 г), в родах - плотное прикрепление плаценты, ручное отделение и выделение последа, в послеродовом периоде - эндометрит. Данная беременность протекала с угрозой прерывания с ранних сроков, с 5 недель назначен дюфастон по 20 мг сутки в непрерывном режиме. При обследовании в первом триместре выявлен кандидозный вульвовагинит (проведена местная санация пимафуцином), высеяна Mycoplasma hominis в титре 105 КОЕ/мл. В общем анализе крови лейкоцитов - 8,1×109/л, эозинофилов - 3%, палочкоядерных нейтрофилов - 5%, сегментоядерных нейтрофилов - 55%, лимфоцитов - 31%, моноцитов - 8%. Лейкоцитарный индекс интоксикации - 0,41 (соответствует показателям лейкоцитарного индекса интоксикации у женщин с неэффективным назначением дюфастона). Ультразвуковое исследование в 6 и 13 недель патологии не выявило. В дальнейшем беременность протекала с постоянными симптомами угрозы прерывания, проводились повторные курсы стационарного лечения в 8-10 и 16-18 недель (внутривенно вводили магнезии сульфат). С 16 недель по поводу выявленной микоплазменной инфекции прошла лечение вильпрафеном. В 19 недель на фоне приема дюфастона появились боли в животе, при проведении УЗИ диагностирована замершая беременность.

Заключение: у беременной с отягощенным хламидиозом, рождением гипотрофичного плода, плотным прикреплением последа и послеродовым эндометритом при первых родах акушерско-гинекологическим анамнезом при угрожающем выкидыше с ранних сроков беременности при низких показателях лейкоцитарного индекса интоксикации терапия дюфастоном оказалась неэффективной и в 19 недель диагностирована замершая беременность.

Пример 4. Беременная П., 33 лет. Встала на учет по поводу беременности в 5 недель. Особенности анамнеза: экзема с 12 лет, хронический гастрит, варикозная болезнь, рецидивирующий генитальный герпес. Первые две беременности закончилась операцией медицинского аборта, оба раза с развитием эндометрита. Третья - антенатальной гибелью плода в 38 недель. С данной беременностью с 5 недель лечилась в гинекологическом отделении с угрожающим выкидышем, неспецифическим вульвовагинитом. Получала внутривенное введение магнезии сульфата, актовегина, папаверин - при болях, свечи «Гексикон» для санации влагалища, кроме того - дюфастон по 20 мг в сутки, который продолжала принимать и после выписки по 20 мг в день в непрерывном режиме. При обследовании в первом триместре в общем анализе крови лейкоцитов - 5,4×109/л, эозинофилов - 4%, палочкоядерных нейтрофилов - 4%, сегментоядерных нейтрофилов - 55%, лимфоцитов - 36%, моноцитов - 8%. Лейкоцитарный индекс интоксикации - 0,29 соответствует показателям лейкоцитарного индекса интоксикации у женщин с неэффективным назначением дюфастона). Ультразвуковое исследование в 6 недель выявило краевую отслойку хориона, в 13 недель - признаки угрозы прерывания (участки сокращенного миометрия), к лечению были добавлены препараты магния (Магне В6 по 2 таблетки 2 раза в день в непрерывном режиме). В 15 недель на фоне приема дюфастона отошли околоплодные воды и выпали петли пуповины. На фоне спазмолитиков начато внутривенное введение энзапроста, произошел самопроизвольный выкидыш.

Заключение: у беременной с крайне отягощенным соматическим и акушерско-гинекологическим анамнезом, хроническим эндометритом, угрожающим выкидышем с ранних сроков беременности при низких показателях лейкоцитарного индекса интоксикации терапия дюфастоном оказалась неэффективной и в 15 недель беременности на фоне приема препарата произошел самопроизвольный выкидыш.

Предложенный способ прогнозирования эффективности назначения дюфастона апробирован на 30 пациентках, имевших неудачные исходы беременности на фоне приема дюфастона.

Способ прогнозирования эффективности назначения дюфастона у больных с угрожающим выкидышем в первом триместре беременности, заключающийся в том, что у беременной по общему анализу крови, сданной в первом триместре, рассчитывают лейкоцитарный индекс интоксикации и при его значении менее 0,6 прогнозируют отсутствие эффекта от назначения дюфастона.