Способ подачи смазки в очаг деформации

Изобретение относится к способу подачи смазки в очаг деформации и может быть использовано при прокатке, волочении, штамповке металлов. Способ включает поступление смазки в сужающуюся щель между поверхностями валка и полосы, образование масляного клина, нагнетание смазки в сужающийся предочаговый зазор в зависимости от вязкости смазки, и формирование слоя смазки, разделяющего поверхность валков и полосы, введение в смазку наночастиц железа размером от 5 до 10 нанометров, покрытие поверхности наночастиц железа поверхностно активным веществом олеиновой кислотой, при этом на наночастицы железа размером от 5 до 10 нанометров воздействуют управляемым магнитным полем от индукционной катушки, по обмотке которой протекает электрический ток. Обеспечивается возможность управления процессом подачи смазки в очаг деформации и величиной вязкости в процессе прокатки полосы со смазкой по мере увеличения шероховатости валков по мере их износа, снижение расхода валков на тонну готовой продукции и повышение эффективности прокатки, в частности, цветных металлов. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при прокатке, волочении, штамповке металлов.

Известен способ подачи смазки в очаг деформации, включающий поступление смазки в сужающуюся щель между поверхностями валка и полосы, образование масляного клина, нагнетание смазки в сужающийся предочаговый зазор, увеличение давления в масляном клине в соответствии с вязкостью смазки и формирование слоя смазки, разделяющего поверхность валка и деформируемой полосы (смотри «Трение и смазка при обработке металлов давлением» А.П.Грудев, Ю.В.Зильберг, В.Т.Тилик, М.: «Металлургия», 1982, стр.165, рис.3).

Недостатком описанного способа подачи смазки в очаг деформации является формирование толщины слоя смазки, разделяющей поверхность валка и полосы, за счет вязкости смазки полосы (смотри «Трение и смазка при обработке металлов давлением», А.П.Грудев, Ю.В.Зильберг, В.Т.Тилик, М.: «Металлургия», 1982, стр.166).

Известен способ подачи смазки в очаг деформации (прототип), включающий поступление смазки в сужающуюся щель между поверхностями валка и полосы, образование масляного клина, нагнетание смазки в сужающийся предочаговый зазор в зависимости от вязкости смазки и формирование слоя смазки, разделяющего поверхность валка и полосы, введение в смазку наночастиц для модификации вязкости (WO 2006076728 А2 «Состав трансмиссионного масла, содержащий наноматериал»).

Недостатком описанного способа является невозможность управлять величиной вязкости смазки с наночастицами в процессе прокатки полосы со смазкой.

Технической задачей изобретения является создание способа подачи смазки в очаг деформации с управлением величиной вязкости в процессе прокатки полосы со смазкой.

Поставленная задача решается за счет того, что взаимодействуют наночастицы железа размером от 5 до 10 нанометров, управляемые магнитным полем от индукционной катушки, по обмотке которой протекает регулируемый электрический ток.

Сущность изобретения поясняется рисунком, на котором: фиг.1 - схематическое изображение очага деформации.

Способ подачи смазки в очаг деформации включает поступление смазки 1 в сужающуюся щель 2 между рабочей поверхностью 3 валка 4 и поверхностью 5 полосы 6, образование масляного клина 7, нагнетание смазки 1 в сужающийся предочаговый зазор 8. В смазку 1 масляного клина 7 вводятся наночастицы железа 9 размером от 5 до 10 нанометров, покрытые поверхностно активным веществом 10. Под действием движения молекул смазки 1 наночастицы железа 9 размером от 5 до 10 нанометров, покрытые поверхностно активным веществом 10, равномерно распределяются по всему объему смазки 1, превращая ее в ферромагнетик, затем накладываются силовые магнитные линии 11, создаваемые индукционной катушкой 12 при прохождении электрического тока по проводам 13, причем чем он больше, тем интенсивнее магнитные линии 11, тем больше вязкость смазки 1, поэтому кроме действующего в предочаговом зазоре 8 своеобразного гидродинамического насоса действует магнитный насос, нагнетающий смазку 1 в очаг деформации, что позволяет существенно улучшить технологические характеристики смазки.

Предложенный способ подачи смазки в очаг деформации металла позволяет управлять процессом подачи смазки в очаг деформации по мере увеличения шероховатости валков по мере их износа и тем самым снизить расход валков на тонну готовой продукции и значительно повысить эффективность прокатки, особенно цветных металлов.

Способ подачи смазки в очаг деформации металлов при прокатке полосы, включающий поступление смазки в сужающуюся щель между поверхностями валка и полосы, образование масляного клина, нагнетание смазки в сужающийся предочаговый зазор в зависимости от вязкости смазки и формирование слоя смазки, разделяющего поверхность валков и полосы, введение в смазку наночастиц железа размером от 5 до 10 нм, покрытых поверхностно-активным веществом в виде олеиновой кислоты, отличающийся тем, что управляют величиной вязкости смазки воздействием на упомянутые наночастицы железа управляемым магнитным полем, создаваемым индукционной катушкой, по обмотке которой протекает электрический ток.