Способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при горячей прокатке рифленых полос на непрерывных широкополосных станах. Способ включает нагрев слябов из углеродистой стали, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре полосы 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены чередующиеся ряды лунок, при котором прокатку в заключительном проходе ведут с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков и относительном обжатии 8-25%, а охлаждение в последнем межклетевом промежутке ведут подачей воды на полосу с удельным расходом 10-80 м3/м2·ч, при этом окружную скорость рабочего валка с чередующимися рядами лунок на бочке устанавливают больше окружной скорости парного с ним рабочего валка на 0,2-1,8%. Способ обеспечивает повышение стойкости валков и качество полос. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при горячей прокатке рифленых полос из углеродистых сталей на непрерывных широкополосных станах.
Известен способ производства рифленых полос, включающий многопроходную прокатку, согласно которому прокатку в последнем проходе ведут в паре рабочих валков, на бочке одного из которых выполнены многозаходные винтовые ручьи левого и правого направлений, образующие ромбические калибры. Ромбические калибры вытянуты вдоль оси валка и образуют в диаметральных плоскостях тупые углы, которые в 2,9-3,0 раза больше углов ромбических калибров по оси валка [1].
Недостатки известного способа состоят в низкой стойкости рабочего валка, бочка которого ослаблена многозаходными винтовыми ручьями. Низкая стойкость рабочего валка является причиной ухудшения качества рифленых полос.
Известен также способ производства полос из углеродистой стали марки Ст3сп с односторонним чечевичным рифлением на непрерывном широкополосном стане, включающий многопроходную горячую прокатку с относительным обжатием полосы в последнем проходе 27% в паре рабочих валков, на бочке одного из которых выполнены чередующиеся ряды лунок, при этом диаметр рабочего валка с лунками превышает диаметр бочки другого рабочего валка в 1,005-1,015 раза [2].
Недостатки известного способа состоят в низких стойкости рабочего валка с чередующимися рядами лунок и качестве полос с односторонним рифлением.
Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением из углеродистой стали марки БСт2сп, включающий нагрев слябов до температуры 1190-1220°С, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены ряды лунок для рифления [3].
Недостатки известного способа состоят в том, что асимметрия условий контактного взаимодействия валков на разных сторонах полосы приводит к увеличению пути скольжения металла по бочке рабочего валка с лунками. Следствием этого является разрушение его поверхности, искажение формы рифов, снижение стойкости валка и качества полосы.
Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в повышении стойкости валков и качества полос. Для этого в известном способе производства полос с односторонним чечевичным рифлением из углеродистой стали, включающем нагрев слябов, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре полосы 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены ряды лунок, согласно предложению прокатку в заключительном проходе ведут с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков и относительным обжатием 9-25% и подачей на полосу в последнем межклетевом промежутке воды с удельным расходом 10-80 м3/м2·ч, при этом окружную скорость рабочего валка с рядами лунок на бочке устанавливают меньше окружной скорости парного с ним рабочего валка на 0,2-1,8%.
Сущность предложенного технического решения состоит в следующем. При деформировании полосы в последнем проходе металл затекает в лунки на бочке рабочего валка, в результате чего вытяжка полосы и скорость ее скольжения относительно этого рабочего валка (опережение) резко снижается. Следствием проявления деформационной асимметрии является увеличение касательных контактных напряжений, действующих на лунки, их ускоренный износ, ухудшение качества полос с односторонним рифлением.
Введение рассогласования скоростей рабочих валков (скоростной асимметрии) путем снижения окружной скорости рабочего валка с рядами лунок на бочке относительно окружной скорости парного с ним рабочего валка с гладкой бочкой на 0,2-1,8% обеспечивает компенсацию негативного влияния деформационной асимметрии, вызванной наличием лунок на его поверхности. Однако, как показали эксперименты, эта компенсация имеет место лишь в прокатке углеродистых сталей с относительным обжатием, ограниченным диапазоном 9-25%, при температуре полосы 800-950°С. Подача воды на полосу в последнем межклетевом промежутке с удельным расходом 10-80 м3/м2·ч обеспечивает подстуживание тонкого поверхностного слоя, компенсацию асимметрии процесса, уменьшение разгара рифленого рабочего валка и улучшение отпечатываемости рифов.
Экспериментально установлено, что снижение окружной скорости рабочего валка с рядами лунок на бочке более 1,8% приводит к «перекомпенсации» - пробуксовкам парного валка с гладкой бочкой, его повышенному износу и снижению качества рифленых полос. Снижение окружной скорости рабочего валка с чередующимися рядами лунок на бочке менее 0,2% вызывает увеличение износа рабочего валка с лунками и ухудшение качества прокатываемых полос.
Увеличение относительного обжатия более 25% приводит к искажению формы рифов на поверхности полосы из углеродистой стали и сокращает срок службы рабочего валка с лунками вследствие увеличения интенсивности продольного течения металла в очаге деформации. Снижение относительного обжатия менее 9% приводит к невыполнению профиля чечевичных рифов.
Если температура полосы из углеродистой стали в последнем проходе будет ниже 800°С, то из-за недостаточных пластических свойств металла не обеспечивается полного заполнения лунок на поверхности бочки рабочего валка, что ведет к невыполнению формы рифов. Увеличение температуры полосы в последнем проходе выше 950°С приводит к росту термических напряжений на поверхности бочки рабочего валка, ослабленной лунками. Это способствует образованию трещин на бочке, снижению стойкости валка и качества полос.
При удельном расходе охлаждающей воды в последнем межклетевом промежутке менее 10 м3/м2·ч снижается стойкость валков и качество полос. Увеличение удельного расхода охлаждающей воды более 80 м3/м2·ч нецелесообразно, так как при этом повышения стойкости валков и качества полос не происходит.
Примеры реализации способа
В последнюю, 7-ю клеть кварто чистовой группы непрерывного широкополосного стана 2000 (НШС 2000) заваливают пару чугунных рабочих валков. На бочке верхнего рабочего валка выполнены ряды лунок с максимальной глубиной h=3,0 мм. Нижний рабочий валок имеет гладкую бочку.
В методическую печь загружают непрерывнолитые слябы толщиной 250 мм из углеродистой стали марки Ст3сп и производят их нагрев до температуры аустенитизации Та=1230°С. Очередной нагретый сляб прокатывают в черновой группе клетей НШС 2000 в раскат с промежуточной толщиной 40 мм. Затем раскат задают в непрерывную 7-клетевую чистовую группу клетей кварто с приводными рабочими валками и производят его прокатку до конечной толщины 5,0 мм.
В процессе прокатки полосы в заключительном проходе рабочие валки 7-й клети чистовой группы вращают с помощью электродвигателей главного привода с рассогласованием окружных скоростей, а именно: нижний рабочий валок, имеющий гладкую бочку, вращают с большей окружной скоростью V1=8,00 м/с, тогда как верхний рабочий валок, на бочке которого выполнены ряды лунок, вращают с меньшей окружной скоростью V2=8,08 м/с. Таким образом, окружная скорость нижнего рабочего валка V1 превышает окружную скорость верхнего рабочего валка V2 на величину А, равную:
Относительное обжатие полосы при ее рифлении в заключительном проходе в 7-й клети устанавливают равным εр=17%, а температуру полосы в этом проходе поддерживают равной Тр=870°С. В последнем межклетевом промежутке на полосу подают охлаждающую воду с удельным расходом Q=45 м3/м2·ч.
В заключительном проходе верхний рабочий валок формирует на верхней стороне полосы чечевичное рифление. Благодаря рассогласованию окружных скоростей валков и охлаждению поверхностного слоя полосы водой в межклетевом промежутке в этом проходе достигается выравнивание вытяжек по сторонам полосы, снижаются контактные касательные напряжения на рабочем валке с лунками на бочке. В результате достигается повышение стойкости рабочих валков и качества полос с односторонним чечевичным рифлением.
Прокатанную полосу с односторонним чечевичным рифлением охлаждают водой и сматывают в рулон.
Варианты реализации способа производства полос с односторонним чечевичным рифлением и показатели их эффективности приведены в таблице.
Таблица. | ||||||
Режимы производства полос чечевичным рифлением из углеродистой стали и их эффективность | ||||||
№ п/п | А, % | εp, % | Tp, °C | Q, м3/м2·ч | Стойкость рабочего валка (тонн прокатанных полос) | Дефекты полос |
1. | 0,1 | 8 | 790 | 9 | 8350 | нарушение формы |
2. | 0,2 | 9 | 800 | 10 | 12300 | отсутствуют |
3. | 1,0 | 17 | 870 | 45 | 12700 | отсутствуют |
4. | 1,8 | 25 | 950 | 80 | 12300 | отсутствуют |
5. | 1,9 | 26 | 960 | 83 | 11150 | невыполнение профиля |
6. | -- | 27 | 990 | -- | 3636 | нарушение формы, |
невыполнение профиля |
Из данных, представленных в таблице, следует, что при реализации предложенного способа (варианты №2-4) достигается повышение стойкости валков и качества полос. При запредельных значениях заявленных параметров (варианты №1 и №5), а также в случае реализации способа-прототипа (вариант №6) имеет место снижение стойкости валков и ухудшение качества полос из углеродистой стали с односторонним чечевичным рифлением.
Технико-экономические преимущества предложенного способа производства полос из углеродистой стали с односторонним чечевичным рифлением состоят в том, что введение рассогласования окружных скоростей рабочих валков с превышением скорости рабочего валка без лунок на 0,2-1,8% относительно парного валка с лунками на бочке и подачей на полосу в последнем межклетевом промежутке воды с удельным расходом 10-80 м3/м2·ч при одновременном выполнении температурного и деформационного режимов рифления обеспечивает выравнивание кинематических и силовых условий взаимодействия обоих рабочих валков с прокатываемой полосой, наиболее полный перенос рифления на полосу, исключение переполнения и незаполнения лунок, снижение контактных нагрузок на лунки и исключение преждевременного разрушения бочки валка. В результате достигается повышение стойкости валков и качества полос с односторонним чечевичным рифлением.
В качестве базового объекта принят известный способ [3]. Использование предложенного способа обеспечит повышение рентабельности производства горячекатаных полос с односторонним чечевичным рифлением на 17-22%.
Литературные источники
1. Авт. свид. СССР №706145, В21В 27/02, 1979.
2. RU 2121402 C1, B21B 27/02, 10.11.1998.
3. А.М.Мелешко и др. Производство листа с рифленой поверхностью. М.: Металлургия, 1985, с.49, 70-71.
1. Способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, включающий нагрев слябов из углеродистой стали, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре полосы 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены чередующиеся ряды лунок, и охлаждение, отличающийся тем, что прокатку в заключительном проходе ведут с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков при относительном обжатии 9-25%, а охлаждение в последнем межклетевом промежутке ведут подачей воды на полосу с удельным расходом 10-80 м3/(м2·ч).
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что окружную скорость рабочего валка с чередующимися рядами лунок на бочке устанавливают меньше окружной скорости парного с ним рабочего валка на 0,2-1,8%.