Способ возведения защитного покрытия на подводной поверхности водоема

Изобретение относится к области гидротехники. Способ заключается в изготовлении и укладке на подводную поверхность водоема мата из синтетического, водостойкого, нетканого, водопроницаемого материала, один торец которого плотно прошивают, а простегиванием верхнего полотнища мата с нижним образуют продольные каналы для последующего заполнения их балластировочным материалом из раздаточного бункера. При изготовлении мат гофрируют и присборивают с фиксацией. Балластировочный материал изготавливают в виде подвижной бетонной смеси с гидравлическим вяжущим. Раздаточный бункер расположен на палубе плавсредства с возможностью передвижения последнего вдоль защищаемой подводной поверхности. Раздаточный бункер связывают трубопроводом с распределительным коллектором, на выпускные патрубки которого плотно насаживают каналы мата, который вместе с распределительным коллектором спускают за борт, прекращая спуск на некотором расстоянии от дна водоема. После чего подают порцию балластировочного материала из раздаточного бункера по трубопроводу через распределительный коллектор и каналы мата к зашитому его торцу, обеспечивая заякоревание мата. После этого приводят в движение плавсредство вдоль защищаемой подводной поверхности и одновременно продолжают подавать балластировочный материал в каналы мата, расправляя его присборенный объем и обеспечивая постепенное размещение мата на площади защищаемой подводной поверхности. После полного заполнения каналов мата балластировочным материалом дальнейшая подача его и продолжающееся движение плавсредства инициируют снятие мата с выпускных патрубков распределительного коллектора. На открытый конец мата поперечно укладывают бетонную балку, предотвращая вытекание балластировочного материала. Изобретение позволяет возвести защитное покрытие на подводной поверхности водоема, обладающее низкой себестоимостью и высокой прочностью. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области гидротехники и может быть использовано для укрепления дна гаваней, акваторий портов, рек, каналов и других водоемов с целью защиты его от разрушительного воздействия текущей среды, в частности от действия струй судовых гребных винтов.

Известен способ возведения габионного крепления в текущей воде, включающий укладку вдоль берегов русла на основание заполненных камнем габионов призматической формы (патент РФ №2248427, кл. Е02В 3/00, опубл. 20.03.2005).

Недостатком данного технического решения является невозможность его использования в конструкциях, подвергающихся изгибам значительной величины.

Известны цилиндрические габионы, включающие плетеную или другую сетку, заполненную камнем (Волков И.М., Кононенко П.Ф., Федечкин И.К. “Гидротехническое строительство”, И., Колос, 1968, с.312-313).

Недостатками такой конструкции являются ее неудовлетворительное качество и прочность, вызванные деформированием сетки при использовании габионов большого размера.

Известен способ уплотнения постели из каменной наброски, служащей фундаментом морского сооружения, в котором используют свернутый в рулон мешок из водопроницаемого материала (акц. заявка Японии №60-303927, кл. Е02В 3/12, опубл. 08.06.85). Край мешка крепят к кромке подошвы кессона, который затем погружают в воду до тех пор, пока его подошва не ляжет на постель из каменной наброски, отсыпанную на морское дно. С поверхности воды внутрь мешка нагнетают цементный раствор, который заставляет мешок разворачиваться на поверхности постели.

Недостатком известного способа является его низкая экономичность, так как при разворачивании мешка велика вероятность его разрыва, что может служить причиной разлива цементного раствора за границы постели.

Наиболее близким к заявляемому является описание работы установки для заполнения мата для защитного покрытия на подводной поверхности водоема путем изготовления для последующей укладки на эту поверхность мата из синтетического, водостойкого, нетканого, водопроницаемого материала, причем один торец мата плотно прошивают, а пристегиванием верхнего полотнища мата с нижним образуют продольные каналы для последующего заполнения их балластировочным материалом в виде песка из раздаточного бункера, расположенного на палубе плавсредства с возможностью передвижения последнего вдоль защищаемой подводной поверхности. Заполненную песком часть мата наматывают с помощью привода на катушку для дальнейшего использования в качестве защитного покрытия подводной поверхности водоема (патент РФ №2340726, кл. Е02В 3/12, опубл. 10.12.1008, - прототип).

Известный способ характеризуется низкой технологичностью процесса возведения защитного покрытия подводной поверхности водоема, предусматривающего при этом раздельные этапы его реализации, а именно: заполнение балластировочным материалом мата и его намотку на палубе плавсредства, доставку катушки к месту производства работ и укладку мата на защищаемую подводную поверхность. Такая низкая технологичность предопределяет высокую себестоимость защитного покрытия, выполненного по способу, описанному в прототипе.

Кроме этого, использование песка в качестве балластировочного материала снижает прочность получаемого защитного покрытия.

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание нового способа, по которому изготавливают защитное покрытие на подводной поверхности, обладающее низкой себестоимостью, а также высокой прочностью.

Поставленная техническая задача решается при осуществлении способа возведения защитного покрытия на подводной поверхности водоема путем изготовления и укладки на эту поверхность мата из синтетического, водостойкого, нетканого, водопроницаемого материала, причем один торец мата плотно прошивают, а пристегиванием верхнего полотнища мата с нижним образуют продольные каналы для последующего заполнения их балластировочным материалом из раздаточного бункера, расположенного на палубе плавсредства с возможностью передвижения последнего вдоль защищаемой подводной поверхности, в котором, согласно изобретению, при изготовлении мат гофрируют и прибирают с фиксацией, а балластировочный материал изготавливают в виде подвижной бетонной смеси с гидравлическим вяжущим, причем раздаточный бункер связывают трубопроводом с распределительным коллектором, на выпускные патрубки которого плотно насаживают каналы мата, который вместе с распределительным коллектором опускают за борт, прекращая спуск на некотором расстоянии от дна водоема, после чего подают порцию балластировочного материала из раздаточного бункера по трубопроводу через распределительный коллектор и каналы мата к зашитому его торцу, обеспечивая заякоревание мата, после этого приводят в движение плавсредство вдоль защищаемой подводной поверхности и одновременно продолжают подавать балластировочный материал в каналы мата, расправляя его присборенный объем и обеспечивая постепенное размещение мата на площади защищаемой подводной поверхности, а после полного заполнения каналов мата балластировочным материалом дальнейшая подача его и продолжающееся движение плавсредства инициируют снятие мата с выпускных патрубков распределительного коллектора, при этом на открытый конец мата поперечно укладывают бетонную балку, предотвращая вытекание балластировочного материала.

В таком способе в качестве гидравлического вяжущего используют портландцемент или цемент Сореля.

В таком способе контроль за процессом укладки мата на защищаемую подводную поверхность осуществляют с использованием современных технических средств или водолазов.

В соответствии с предлагаемым способом возведения защитного покрытия на подводной поверхности водоема заполнение балластировочным материалом мата производят одновременно с его укладкой на защищаемую поверхность, что повышает технологичность процесса и снижает себестоимость возводимого по предложенному способу защитного покрытия, устраняя необходимость таких этапов процесса, как намотка заполненного балластировочным материалом мата на катушку и доставка на плавсредстве заполненного мата к месту производства работ.

Заполнение каналов мата балластировочным материалом, который изготавливают в виде подвижной бетонной смеси с гидравлическим вяжущим, в качестве которого используют портландцемент или цемент Сореля, обеспечивает повышение прочности защитного покрытия, выполненного по предложенному способу.

Сопоставительный анализ заявляемого способа и прототипа выявляет наличие отличительных признаков заявляемого способа по сравнению с наиболее близким аналогом, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию изобретения “новизна”.

Наличие отличительных признаков дает возможность получить положительный эффект, заключающийся в создании нового способа, по которому изготавливают защитное покрытие на подводной поверхности, обладающего низкой себестоимостью и высокой прочностью.

Поскольку при исследовании объекта изобретения по патентной и научно-технической литературе не выявлено решений, содержащих признаки заявляемого изобретения, отличные от прототипа, следует сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию изобретения “существенные отличия”.

Использование заявляемого изобретения в области гидротехники обеспечивает заявляемому изобретению соответствие критерию “промышленная применимость”.

Заявляемое изобретение изображено на чертеже, на котором представлен общий вид устройства для реализации способа возведения защитного покрытия на подводной поверхности водоема.

Способ возведения защитного покрытия на подводной поверхности водоема путем изготовления и укладки на эту поверхность мата 1 из синтетического, водостойкого, нетканого, водопроницаемого материала, причем один торец 2 мата 1 прошивают, а пристегиванием верхнего полотнища мата с нижним образуют продольные каналы 3 для последующего заполнения их балластировочным материалом из раздаточного бункера 4, расположенного на палубе плавсредства 5 с возможностью передвижения последнего вдоль защищаемой подводной поверхности, в котором при изготовлении мат 1 гофрируют и прибирают с фиксацией, а балластировочный материал изготавливают в виде подвижной бетонной смеси с гидравлическим вяжущим, причем раздаточный бункер 4 связывают трубопроводом 6 с распределительным коллектором 7, на выпускные патрубки 8 которого плотно насаживают каналы 3 мата 1, который вместе с распределительным коллектором 7 опускают за борт, прекращая спуск на некотором расстоянии от дна водоема, после чего подают порцию балластировочного материала из раздаточного бункера 4 по трубопроводу 6 через распределительный коллектор 7 и каналы 3 мата 1 к зашитому его торцу 2, обеспечивая заякоревание мата 1, после этого приводят в движение плавсредство 5 вдоль защищаемой подводной поверхности и одновременно продолжают подавать балластировочный материал в каналы 3 мата 1, расправляя его присборенный объем 9 и обеспечивая постепенное размещение мата 1 на площади защищаемой подводной поверхности, а после полного заполнения каналов 3 мата 1 балластировочным материалом дальнейшая подача его и продолжающееся движение плавсредства инициируют снятие мата 1 с выпускных патрубков 8 распределительного коллектора 7, при этом на открытый конец мата поперечно укладывают бетонную балку (на чертеже не показана), предотвращая вытекание балластировочного материала.

Предлагаемый способ позволяет возвести защитное покрытие на подводной поверхности водоема, обладающее низкой себестоимостью и высокой прочностью, что определяет преимущество заявляемого способа по сравнению с прототипом.

1. Способ возведения защитного покрытия на подводной поверхности водоема путем изготовления и укладки на эту поверхность мата из синтетического, водостойкого, нетканого, водопроницаемого материала, причем один торец мата плотно прошивают, а простегиванием верхнего полотнища мата с нижним образуют продольные каналы для последующего заполнения их балластировочным материалом из раздаточного бункера, расположенного на палубе плавсредства с возможностью передвижения последнего вдоль защищаемой подводной поверхности, отличающийся тем, что при изготовлении мат гофрируют и присборивают с фиксацией, а балластировочный материал изготавливают в виде подвижной бетонной смеси с гидравлическим вяжущим, причем раздаточный бункер связывают трубопроводом с распределительным коллектором, на выпускные патрубки которого плотно насаживают каналы мата, который вместе с распределительным коллектором спускают за борт, прекращая спуск на некотором расстоянии от дна водоема, после чего подают порцию балластировочного материала из раздаточного бункера по трубопроводу через распределительный коллектор и каналы мата к зашитому его торцу, обеспечивая заякоревание мата, после этого приводят в движение плавсредство вдоль защищаемой подводной поверхности и одновременно продолжают подавать балластировочный материал в каналы мата, расправляя его присборенный объем и обеспечивая постепенное размещение мата на площади защищаемой подводной поверхности, а после полного заполнения каналов мата балластировочным материалом дальнейшая подача его и продолжающееся движение плавсредства инициируют снятие мата с выпускных патрубков распределительного коллектора, при этом на открытый конец мата поперечно укладывают бетонную балку, предотвращая вытекание балластировочного материала.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве гидравлического вяжущего используют портландцемент или цемент Сореля.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что контроль за процессом укладки мата на защищаемую подводную поверхность осуществляют с использованием современных технических средств или водолазов.