Комбинированная почвообрабатывающая машина

Иллюстрации

Показать все

Машина состоит из последовательно установленных по ее длине шарнирно сопряженных секций рам с рабочими органами. Секции рам соединены механизмом перевода в транспортное положение, например гидроцилиндром. Шарнирное соединение секций рам выполнено в виде продольного паза в щеках одной рамы и размещенного в нем пальца другой рамы. В рабочем положении секции рам дополнительно сопряжены посредством подвижного соединения, размещенного перед шарнирным и выполненного в виде открытого продольного паза в щеках одной рамы и размещенного в нем пальца другой рамы. Длина паза подвижного соединения меньше длины паза шарнирного соединения на величину, превышающую ширину паза подвижного соединения. Такое конструктивное выполнение позволит упростить перевод машины с последовательным многорядным расположением секций рам с рабочими органами из рабочего положения в транспортное и исключить фиксацию рам вручную. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к области сельского хозяйства, в частности к комбинированным почвообрабатывающим машинам.

Известны почвообрабатывающие машины с многорядным расположением рабочих органов. Для уменьшения их транспортного габарита по длине заднюю секцию рамы с рабочими органами поворачивают относительно горизонтальной поперечной оси, поднимают и размещают над передней секцией /Проспект «Культиваторы стерневые комбинированные - КСКН-4Н». ЗАО «Производственная компания «Ярославич»/.

Недостаток известной конструкции состоит в том, что при ее переводе из транспортного положения в рабочее необходима ее жесткая фиксация пальцами, требующая выход из кабины, а при переводе машины в транспортное положение требуется выход из кабины для разъединения секций рамы, для извлечения пальцев. Это снижает коэффициент использования сменного времени.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой является выбранная в качестве прототипа почвообрабатывающая машина, включающая трехсекционную по длине раму и закрепленные на ней рабочие органы /А.с. СССР №604527, МКИ7 А01В 59/04/. Для улучшения продольной устойчивости и уменьшения габарита по высоте рама выполнена в виде секций, шарнирно соединенных между собой и дополнительно сопряженных посредством гидроцилиндров, обеспечивающих подъем и перевод секций в транспортное положение.

Недостатком известной конструкции является то, что каждому шарнирному соединению требуется гидроцилиндр, а рабочее положение секций также требует их жесткой фиксации вручную, что связано с выходом тракториста из кабины трактора.

Технической задачей изобретения является упрощение перевода в транспортное и рабочее положение почвообрабатывающей машины с многорядным расположением рабочих органов, закрепленных на нескольких последовательно установленных секциях рам, исключение фиксации рам вручную, связанной с выходом тракториста из кабины.

Техническая задача решается тем, что в комбинированной почвообрабатывающей машине, состоящей из последовательно установленных по ее длине шарнирно сопряженных секций рам с рабочими органами, соединенных механизмом перевода в транспортное положение, например гидроцилиндром, согласно изобретению, шарнирное соединение секций рам выполнено в виде продольного паза в щеках одной рамы и размещенного в нем пальца другой рамы, кроме того, в рабочем положении секции рам дополнительно сопряжены посредством подвижного соединения, размещенного перед шарнирным и выполненного в виде открытого продольного паза в щеках одной рамы и размещенного в нем пальца другой рамы, при этом длина паза подвижного соединения меньше длины паза шарнирного соединения на величину, превышающую ширину паза подвижного соединения.

Кроме того, в транспортном положении угол между рамами меньше 70°, а между рамой и поводками не превышает 90°.

Комбинированная почвообрабатывающая машина показана на фиг.1 - в рабочем положении, вид сбоку; фиг.2 - в рабочем положении, вид сверху; фиг.3 - в транспортном положении, вид сбоку; фиг.4 - положение пальцев в пазах перед поворотом вверх второй секции рамы.

Комбинированная почвообрабатывающая машина содержит навесное устройство 1, секции рам (модули) 2 и 3, сопряженные посредством подвижного и шарнирного соединений, выполненных в виде закрепленных на раме 2 щек 4 с открытыми пазами 5, в которых установлены пальцы 6 и с закрытыми пазами 7 с пальцами 8. Пальцы 6 и 8 закреплены на раме 3. На них установлены кольца, контактирующие с ребрами пазов 5 и 7. Диаметр колец незначительно меньше ширины пазов, в которых они перемещаются. Кольца удерживаются шайбами и болтами, ввернутыми в торцы пальцев 8.

Секции рам 2 и 3 дополнительно соединены гидроцилиндром 9 с нагнетальной и сливной магистралями (не показаны).

На раме 2 установлены два ряда двухдисковых секций правых 10 и левых 11, а на раме 3 - два ряда лап 12 со стойками 13, закрепленными в кронштейнах 14. К раме 3 шарнирно присоединены поводки 15, на которых установлены подшипниковые узлы 16 катка 17, выполненного в виде трубчатого барабана. Верхние торцы поводков 15 при работе упираются в регулировочные болты 18, установленные в кронштейнах рамы 3. При работе они ограничивают подъем катка 17 и заглубление агрегата. Кронштейны 19 на раме 3 ограничивают опускание вниз поводков 15 с катком 17 в транспортном положении машины.

Двухдисковые секции 10 и 11 содержат поворотную стойку 20 с подшипниковым узлом. На его валу 21 закреплены диски 22 и 23. Стойка 21 снабжена поводком 24, шарнирно сопряженным с тягой 25 регулировки угла атаки ряда дисковых секций 10 и 11. Тяга 25 соединена с закрепленным на раме 2 талрепом 26, посредством которого она перемещается и поворачивает стойки 20 с дисками 22 и 23, изменяет угол атаки секций 10 и 11. Верхняя часть стоек 13 лап 12 содержит ряд ярусно расположенных отверстий (зенковок) для регулировки заглубления лап относительно дисковых секций.

Комбинированная почвообрабатывающая машина работает следующим образом.

При переводе агрегата из рабочего положения в транспортное его выглубляют посредством навесного устройства трактора, затем гидроцилиндром 9 перемещают вперед раму 3 до выхода пальца 6 из открытого паза 5. При этом палец 8, перемещаясь вперед вместе с рамой 3, упрется в передние ребра пазов 7. Их длина L2 больше длины L1 пазов 5 на величину, превышающую ширину S паза 5 (больше диаметра пальца 6): L2>L1+S. Это необходимо для поворота рамы 3 без задевания пальцем 6 нижнего торца или ребра паза 4. На фиг.4 показан минимальный радиус R перемещения поверхности пальца 6 при повороте рамы 2.

Гидроцилиндром 9 раму 3 поворачивают вверх на пальцах 8 и поднимают в транспортное положение. Каток 17 с поводками 15 опустится до их упора в кронштейны 19. В транспортном положении угол между рамами 3 и 2 меньше 70° и достаточен для того, чтобы центр масс поднятой рамы 3 с лапами 12 и катком 17 расположился впереди оси пальца 8, что необходимо для обеспечения устойчивого положения модуля с рамой 3 при транспортировании машины. Для обеспечения транспортной устойчивости машины угол между поводками 15 и рамой 3 не превышает 90°, при этом каток 17 не должен касаться лап.

Гидроцилиндр 9 устанавливают в положение «нейтрально». Учитывая, что в транспортном положении передняя часть рамы 2 наклонена вниз на 10…20°, а рама 3 дополнительно на столько же - вперед, необходимость выхода оператора из кабины энергосредства для фиксация рамы 2 исключается.

При переводе из транспортного положения в рабочее машину опускают к опорной поверхности, но удерживают в навесном положении, исключающем контакт лап или опущенного катка с этой поверхностью. Гидроцилиндром 11 на шарнире с пальцем 8 поворачивают раму 3 с лапами 12 и катком 17. При достижении рамой 3 положения, параллельного раме 2, пальцы 6 упрутся в верхние ребра щек 4. Затем под действием гидроцилиндра 9 рама 3 сместится назад до упора пальцев 8 в заднюю часть ребер паза 7 шарнирного соединения. После этого агрегат можно опускать на опорную поверхность, на почву. При этом параллельность рам 2 и 3 не нарушится. В начале движения поводки 15 катка 17 повернутся назад. Под действием тягового сопротивления при работе рама 3 остается в таком же (смещенном назад) положении, ее дополнительная фиксация не требуется. Гидроцилиндр 9 устанавливают в положение «нейтрально». Таким образом и в транспортном, и в рабочем положении выход оператора из кабины энергосредства для фиксации рамы 3 не требуется.

Перед началом работы агрегата посредством талрепа 26 и тяг 25 устанавливают требуемый угол атаки дисковых секций 10 и 11, с помощью болтов 18 регулируют их заглубление, ограничивая подъем катка. Требуемую глубину рыхления лапами 12 регулируют изменением высоты крепления их стоек 13 в кронштейнах 14. При работе под действием реакции почвы пальцы 6 и 8 удерживаются в заднем положении пазов 5 и 7, и рамы 2 и 3 соединены жестко. Дисковые секции 10 и 11 измельчают растительные остатки и крошат верхний слой почвы, лапы 12 подрезают и рыхлят нижележащий слой, катки 17 выравнивают и уплотняют разрыхленный слой.

1. Комбинированная почвообрабатывающая машина, состоящая из последовательно установленных по ее длине шарнирно сопряженных секций рам с рабочими органами, соединенных механизмом перевода в транспортное положение, например гидроцилиндром, отличающаяся тем, что шарнирное соединение секций рам выполнено в виде продольного паза в щеках одной рамы и размещенного в нем пальца другой рамы, кроме того, в рабочем положении секции рам дополнительно сопряжены посредством подвижного соединения, размещенного перед шарнирным и выполненного в виде открытого продольного паза в щеках одной рамы и размещенного в нем пальца другой рамы, при этом длина паза подвижного соединения меньше длины паза шарнирного соединения на величину, превышающую ширину паза подвижного соединения.

2. Комбинированная почвообрабатывающая машина по п.1, отличающаяся тем, что к раме шарнирно присоединены поводки, на которых установлен каток, при этом в транспортном положении угол между рамами меньше 70°, а между рамой и поводками не превышает 90°.