Способ интегральной оценки состояния организма дошкольников

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, а именно к гигиене детей и подростков, и может быть использовано для оценки состояния организма дошкольников на основе анализа интегральных педагогических, психологических, социальных, физических и медицинских характеристик, в том числе для оценки эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях в динамике учебно-воспитательного года. Для установления распределения дошкольников по группам наблюдения, внимания и риска специалисты детского сада - педагог-воспитатель, психолог, социальный педагог, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра определяют интегральные характеристики состояния организма каждого ребенка. В соответствии с принципом светофора дают оценку - отсутствие нарушений развития (зеленый цвет), незначительные нарушения (желтый цвет) и выраженные нарушения (красный цвет) и вносят цвета в ячейки таблицы, в которой в строках указаны имя и фамилия ребенка, а в столбцах - педагогическая, психологическая, социальная, физическая и медицинская характеристика. Затем проводят подсчет ячеек, соответствующих каждому цвету, соотносят их количество к общему количеству ячеек таблицы и определяют распределение детей по группам наблюдения (зеленый цвет), внимания (желтый цвет) и риска (красный цвет) как для отдельной группы детей, так и для детей всего детского сада. Способ позволяет повысить точность оценки состояния организма за счет анализа индивидуальных характеристик каждого ребенка. 3 табл., 3 пр.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к гигиене детей и подростков, и может быть использовано для оценки состояния организма дошкольников на основе анализа интегральных педагогических, психологических, социальных, физических и медицинских характеристик, в том числе для оценки эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях в динамике учебно-воспитательного года.

Известны различные способы оценки состояния организма детей дошкольного возраста:

1) оценка состояния организма детей на основе результатов скрининг-диагностики различных органов и систем организма - зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. (Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Методическое пособие / Под ред. Сердюковской Г.Н. - М.: Промедэк. - 1993. - 163 с.),

2) оценка состояния здоровья детей и подростков по результатам профилактических медицинских осмотров в соответствии с комплексной методикой оценки здоровья детей и подростков (Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах (руководство для врачей). - М: Издательский Дом «Династия», 2004. - 168 с.).

Основным недостатком приведенных способов оценки состояния организма детей является отсутствие возможности проведения интегральной оценки состояния организма дошкольников, учитывающей характеристики основных составляющих развития и здоровья ребенка - педагогической, психологической, социальной, физической, медицинской.

3) Способ оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков (патент на изобретение №240521 от 10.12.2010 г., авторы - Чекалова Н.Г. и др.). В процессе определения функциональных резервов организма дошкольников регистрируются гемодинамические показатели покоя (ЧСС, САД, ДАД, ПАД), координаторные пробы четырех степеней сложности (I степень сложности - испытуемый стоит прямо, носки и пятки вместе, руки вытянуты вперед, пальцы рук разведены, глаза закрыты; II степень - одна нога находится впереди другой на одной линии, носок соприкасается с пяткой - «веревочка»; III степень - стопа одной ноги опирается в колено другой ноги - «аист»; IV степень - опора на одну ногу, другая поднята под углом не менее 45 градусов - «ласточка»), результаты пробы Мартинэ-Кушелевского, дыхательных проб (Штанге, Генчи). Полученные данные обрабатываются с помощью специальной компьютерной программы оценки функциональных резервов организма V. 1.4.10. На основании результатов комплексной обработки различных данных выделяют 3 группы детей в зависимости от уровня функциональных резервов организма (ФРО): 1 группа - дети с высоким уровнем ФРО, 2 группа - дети со средним уровнем ФРО, 3 группа - дети с низким уровнем ФРО.

Основными недостатками данного способа являются:

1) результаты исследования не носят обобщающего интегрального характера, поскольку для оценки резервов организма используются только физиологические данные и не учитываются педагогические, психологические, социальные и медицинские составляющие, имеющие важное значение в общей оценке состояния организма дошкольников,

2) проведение тестирования, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, координаторной функции требует обучения специалистов, детей (выполнять правильно тесты), временных затрат. В процессе обучения специалистов часто отмечаются трудности в проведении пробы Мартинэ-Кушелевского, требующей определенные навыки регистрации ЧСС и АД в восстановительном периоде; детей предварительно необходимо обучать процедуре выполнения тестов (приседание, задержка дыхания и др.),

3) в процессе тестирования необходимо использование дополнительного оборудования, в том числе, специальной компьютерной программы и самого компьютера, что повышает стоимость обследования и снижает его надежность (возможны сбои программы, необходим метрологически выверенный тонометр и др.),

4) снижение точности результатов исследования в связи с возможным психологическим напряжением детей в процессе тестирования, поскольку в дошкольном возрасте высока степень психологической ранимости ребенка,

5) возрастные ограничения - минимальный возраст ребенка, который может участвовать в обследовании, составляет 5 лет. Тестирование детей младше этого возраста с помощью данной методики не проводится в связи с невозможностью выполнения ими тестов.

Предлагаемый способ интегральной оценки состояния организма дошкольников основан на результатах комплексного анализа педагогической, психологической, социальной, физической и медицинской интегральных характеристик ребенка.

Результат достигается за счет использования интегральных характеристик, отражающих разные аспекты развития и здоровья детей. Эти характеристики даются специалистами дошкольного образовательного учреждения. Комплексный анализ индивидуальных характеристик каждого ребенка позволяет повысить точность оценки состояния организма. Процедура интегральной оценки очень проста, не требует существенных временных затрат, дополнительных условий и специального оборудования. Оценка может проводится многократно, а результаты использоваться в процессе длительного наблюдения на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду от момента его поступления до окончания детского сада.

Способ осуществляется следующим образом. Каждый специалист (педагог-воспитатель, психолог, социальный педагог, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра), имея целостное представление о ребенке, дает интегральную характеристику каждому ребенку обследуемой группы на основании своих профессиональных критериев (особенностей поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выполнения педагогических заданий на занятиях, в том числе занятий по физической культуре, данных состояния здоровья и др.).

В таблице приведены критерии специалистов, которыми они руководствуются при установлении интегральной характеристики.

Таблица
Критерии специалистов для интегральной оценки состояния организма дошкольников
Специалист Описание критериев
Педагог-воспитатель 1) восприятие и усвоение ребенком учебного материала 2) уровень развития познавательного интереса в соответствии с возрастом 3) интеллектуальная компетентность 4) активная и творческая позиция в игровой деятельности 5) способность к самоконтролю
Социальный педагог 1) взаимоотношение в семье с родителями, бабушкой, дедушкой 2) взаимоотношение с воспитателями 3) взаимоотношения со сверстниками
Психолог 1) уровень развития психологических функций (внимание, мышление, работоспособности и др.) 2) уровень эмоционального состояния 3) уровень коммуникабельности
Воспитатель по физической культуре 1) уровень развития двигательных качеств 2) уровень мотивации к двигательно-активным формам занятий 3) уровень физической подготовленности
Медицинская сестра 1) наличие функциональных нарушений 2) наличие хронических заболеваний (устанавливаются по данным из медицинских карт)

Согласно интегральным характеристикам каждый специалист устанавливает одну из 3-х возможных оценок в соответствии с принципом светофора - отсутствие нарушений развития и здоровья (зеленый цвет), незначительные нарушения (желтый цвет) и выраженные нарушения (красный цвет). Данные заносятся в таблицу, строки которой представлены фамилией и именем детей, а столбцы - педагогической, психологической, социальной, физической и медицинской интегральной характеристикой. Каждая ячейка таблицы закрашивается цветом в соответствии с установленной каждым специалистом интегральной оценкой.

Затем определяется распределение детей на 3 группы: группа наблюдения (дети, не имеющие нарушения развития и здоровья), группа внимания (дети, имеющие незначительные нарушения) и группа риска (дети, имеющие выраженные нарушения). Для этого подсчитывается количество ячеек зеленого (желтого, красного) цвета, делится на общее количество ячеек таблицы и умножается на 100%.

Для индивидуальной количественной оценки состояния организма дошкольников интегральным характеристикам присваивается определенный балл: отсутствие нарушений развития и здоровья - 1 балл, незначительные нарушения - 2 балла, выраженные нарушения - 3 балла.

Интегральную оценку состояния организма дошкольников проводит старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения.

Алгоритм использования результатов интегральной оценки состояния организма дошкольников включает:

1) Интегральную оценку состояния организма дошкольников (распределение детей по группам наблюдения, внимания и риска) проводят в начале и в конце учебно-воспитательного года для установления эффективности педагогических, психологических, социальных, физических и медицинских мероприятий, проводимых в детском саду по совершенствованию системы воспитания, обучения и оздоровления детей, в том числе в зависимости от вида группы (общеразвивающая, компенсирующая).

2) Оценку распространенности групп наблюдения, внимания и риска по каждой из 5 интегральных характеристик для проведения сравнительного анализа и выявления наиболее проблемных направлений - педагогического, психологического, социального, физического и медицинского, требующего своевременной коррекции.

3) Анализ индивидуальных балльных оценок для установления динамики состояния организма каждого дошкольника в течение учебно-воспитательного года.

Примеры использования способа интегральной оценки состояния организма дошкольников.

Пример №1 Интегральная оценка состояния организма дошкольников в зависимости от вида группы (общеразвивающая, компенсирующая) (приложение 1, таблица 1 и 2).

Группа №8 подготовительная (компенсирующая ортопедическая) - 13 детей

Группа наблюдения - 67,7%

Группа внимания - 27,7%

Группа риска - 4,6%

Груша №5 подготовительная (общеразвивающая) - 28 детей

Группа наблюдения - 76,23%

Группа внимания - 22,8%

Группа риска - 0%.

В соответствии с приведенными данными дети массовой группы имеют лучшие показатели здоровья и развития, чем дети компенсирующей ортопедической группы.

Пример №2 Распределение детей в зависимости от интегральной характеристики - педагогической и психологической (приложение 1, таблица 1).

Педагогическая интегральная характеристика

Группа наблюдения - 76,9%

Группа внимания - 23,1%

Группа риска - 0%

Психологическая интегральная характеристика

Группа наблюдения - 69,2%

Группа внимания - 30,8%

Группа риска - 0%

Полученные данные свидетельствуют о том, что психологические проблемы у детей отмечаются чаще, чем педагогические: группу внимания составляли, соответственно, 30,8% и 23,1%.

Пример №3 Индивидуальная оценка состояния организма дошкольников (таблица 1)

Индивидуальный балл - Лена Л. - 5 баллов

Индивидуальный балл - Соня С.- 9 баллов

Приведенные индивидуальные данные свидетельствуют о более выраженных нарушениях развития и здоровья у Сони С.

Средний индивидуальный балл у детей компенсирующей ортопедической группы составил 6,46, общеразвивающей группы - 6,14, что свидетельствует о более выраженных нарушениях развития и здоровья у детей компенсирующей ортопедической группы.

Простота и надежность заявляемого способа позволяет широко его использовать для мониторинга развития и здоровья детей дошкольного возраста.

Способ интегральной оценки состояния организма дошкольников, состоящий в комплексной оценке педагогической, психологической, социальной, физической и медицинской интегральных характеристик ребенка, отличающийся тем, что каждый специалист детского сада - педагог-воспитатель, психолог, социальный педагог, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра в соответствии со своей интегральной характеристикой, указанной в таблице в описании, устанавливает для каждого ребенка согласно принципу светофора оценку по одному из 3-х возможных вариантов - отсутствие нарушений развития и здоровья - зеленый цвет, незначительные нарушения - желтый цвет и выраженные нарушения - красный цвет, которые вносятся в таблицу, подсчитывается количество зеленых, желтых и красных оценок и путем деления на общее количество оценок, определяемых умножением количества детей на 5, устанавливается распределение детей по группам наблюдения, внимания и риска как для отдельной группы детей, так и для детей всего детского сада.