Опорная часть моста
Иллюстрации
Показать всеОпорная часть моста включает анкерную плиту, нижний балансир с криволинейной поверхностью скольжения, верхний балансир, верхнюю опорную плиту и центральный шкворень, жестко закрепленный в анкерной плите и проходящий сквозь нижний и верхний балансиры. Новым является то, что криволинейная поверхность скольжения нижнего балансира выполнена цилиндрической и расположена в продольном направлении моста, центральный шкворень снабжен втулкой, объемлющей его с минимальным зазором и имеющей в верхней части в продольном направлении по оси моста заплечики, и верхней упорной гайкой, опирающейся на втулку, при этом верхний балансир имеет горизонтальную плоскость скольжения, взаимодействующую с цилиндрической поверхностью скольжения нижнего балансира, и содержит в плане в продольном направлении моста прорезь с направляющими, на которые опираются с возможностью продольного перемещения заплечики втулки. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к мостостроению, в частности к опорным частям мостов.
Известна опорная часть моста, включающая нижнюю опорную плиту с закрепленным в его верхней части элементом скольжения, нижний и верхний балансиры с ответными сферическими поверхностями скольжения, центральный шкворень, жестко закрепленный в нижней опорной плите и размещенный в стакане, выполненном в нижней части нижнего балансира, и верхнюю опорную плиту. Опорная часть снабжена дополнительным балансиром, опирающимся на верхний балансир, причем центральный шкворень объединяет между собой нижний, верхний и дополнительные балансиры. Между верхней опорной плитой и верхним балансиром расположена скользящая плита, которая объединена с верхней плитой и верхним балансиром /1/.
К недостаткам этой опорной части моста можно отнести ее высокую стоимость из-за ее конструктивной сложности и больших трудозатрат при изготовлении, особенно в части выполнения большого количества ответных сферических поверхностей скольжения.
Задачей настоящего изобретения является создание простой и надежной в эксплуатации опорной части, воспринимающей как продольные перемещения пролетного строения, так и поворот опорного узла вдоль оси моста, и обеспечивающей восприятие вертикальной отрывной реакции.
Поставленная задача решается за счет того, что в опорной части моста, включающей анкерную плиту, нижний балансир с криволинейной поверхностью скольжения, верхний балансир, верхнюю опорную плиту и центральный шкворень, жестко закрепленный в анкерной плите и проходящий сквозь нижний и верхний балансиры, криволинейная поверхность скольжения нижнего балансира выполнена цилиндрической и расположена в продольном направлении моста, центральный шкворень снабжен втулкой, объемлющей центральный шкворень с минимальным зазором и имеющей в верхней части в продольном направлении моста заплечики, и верхней упорной гайкой, опирающейся на втулку, а верхний балансир имеет горизонтальную плоскость скольжения, взаимодействующую с цилиндрической поверхностью нижнего балансира, и содержит в плане в продольном направлении моста прорезь с направляющими, на которые опираются с возможностью продольного перемещения заплечики втулки.
Изобретение поясняется чертежами, где:
- на фиг.1 изображена опорная часть, поперечное сечение, вид по оси моста;
- на фиг.2 изображена опорная часть на фиг.1, вид по А-А;
- на фиг.3 изображена опорная часть на фиг.2, вид по Б-Б.
Опорная часть моста состоит из анкерной плиты 1, закрепленной на оголовке опоры 2 с помощью высокопрочных болтов 3. На анкерную плиту 1 опирается нижний балансир 4, имеющий вдоль моста криволинейную, преимущественно цилиндрического очертания, поверхность скольжения 5. Верхний балансир 6 имеет горизонтальную плоскость скольжения 7, взаимодействующую с цилиндрической поверхностью скольжения 5 нижнего балансира 4. К верхнему балансиру 6 прикреплена болтовым соединением 8 верхняя опорная плита 9. К анкерной плите 1 жестко прикреплен центральный шкворень 10, проходящий сквозь нижний 4 и верхний 6 балансиры. Центральный шкворень 10 снабжен втулкой 11, объемлющей его с минимальным зазором и имеющей в верхней части в продольном направлении моста заплечики 12. Центральный шкворень 10 имеет в верхней части упорную гайку 13, опирающуюся на втулку 11. Верхний балансир 6 имеет в плане, в продольном направлении моста, прорезь 14 с направляющими 15, на которые опираются с возможностью продольного перемещения заплечики 12 втулки 11.
Опорная часть работает следующим образом. Вертикальная прижимающая опорная реакция от пролетного строения передается через верхнюю опорную плиту 9 на верхний балансир 6, который в свою очередь передает реакцию на нижний балансир 4 через поверхности скольжения 5 и 7. Поворот в вертикальной плоскости опорного узла пролетного строения происходит за счет скольжения в вертикальной плоскости верхнего балансира 6 относительно нижнего балансира 4. Горизонтальные перемещения пролетного строения осуществляются за счет перемещения направляющих 15 верхнего балансира 6 относительно заплечиков 12 втулки 11. Данная конструкция опорной части позволяет также воспринимать поворот пролетного строения в плане на любой угол за счет свободного вращения верхнего балансира 6 вокруг центрального шкворня 10. Предлагаемая опорная часть может успешно применяться в сейсмических зонах за счет того, что вертикальная отрывающая опорная реакция передается через верхнюю опорную плиту 9 и верхний балансир 6, заплечики 12 и упорную гайку 13 на центральный шкворень 10, жестко закрепленный на анкерной плите 1. Угловые перемещения опорного узла и горизонтальные реакции пролетного строения воспринимаются в этом случае аналогично с работой опорной части на прижимающую реакцию.
Источники информации
1. Патент РФ №2235821, кл. E01D 19/04, приоритет от 19.11.2003 г.
Опорная часть моста, включающая анкерную плиту, нижний балансир с криволинейной поверхностью скольжения, верхний балансир, верхнюю опорную плиту и центральный шкворень, жестко закрепленный в анкерной плите и проходящий сквозь нижний и верхний балансиры, отличающаяся тем, что криволинейная поверхность скольжения нижнего балансира выполнена цилиндрической и расположена в продольном направлении моста, центральный шкворень снабжен втулкой, объемлющей его с минимальным зазором и имеющей в верхней части в продольном направлении по оси моста заплечики, и верхней упорной гайкой, опирающейся на втулку, при этом верхний балансир имеет горизонтальную плоскость скольжения, взаимодействующую с цилиндрической поверхностью скольжения нижнего балансира, и содержит в плане в продольном направлении моста прорезь с направляющими, на которые опираются с возможностью продольного перемещения заплечики втулки.