Способ нормализации содержания фосфолипидов в мембранах эритроцитов у детей 7-8 лет со сколиозом
Изобретение относится к медицине, биологии, гематологии, педиатрии. Детям 7-8 лет со сколиозом проводят комплекс из ЛФК, плавания и массажа в течение 6 мес. ЛФК включает разминку, упражнения на спине - «вытяжение», «плавание», «велосипед», «ножницы», на животе - «вытяжение», «плавание», «ножницы», «вытяжение», «удержание» - ребенок при прогибании в положении на животе удерживает верхние части поднятых туловища и ног, стоя - вращение руками, приседание, наклоны в стороны, глубокие вдохи с поднятием рук и глубокие выдохи с резким их опусканием. Проводят 4 курса массажа по 25 сеансов по 30 мин: лежа на животе - плоскостное, обхватывающее, граблеобразное поглаживание спины и глажение, затем поглаживание, растирание, вибрация лабильная непрерывная верхней части трапециевидной мышцы, гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление возвышения в области грудного сколиоза, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины, поглаживание, растирание, вибрация лабильная непрерывная области поясничной вогнутости при переворачивании на один и другой бок, оттягивание за подвздошный гребень на противоположной стороне, при повороте на живот массируют область сколиоза в поясничном отделе в области выпуклости - разминание и вибрация прерывистая, затем граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная межреберий с оттягиванием углов лопаток от вогнутости позвоночника, стимулирование и тонизирование надплечий, мышц над лопатками, верхних частей трапециевидных мышц - растирание, разминание, вибрация прерывистая и ударные приемы, далее - поворот ребенка на спину и массаж областей: подключичной и надключичной, грудных мышц - растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы, стимулирование и тонизирование передней брюшной стенки - растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная. Плавание - ежедневно по 2 раза в день утром и вечером по 30 мин. Способ обеспечивает стабильную нормализацию уровня фосфолипидов в мембранах эритроцитов у данной группы детей, улучшение реологических свойств эритроцитов, снижение риска микротромботических проявлений, оптимизацию трофики тканей, роста и развития ребенка. 5 пр.
Реферат
Изобретение относится к медицине и биологии, а именно к гематологии и педиатрии.
Аналогов предлагаемого способа нормализации содержания фосфолипидов (ФЛ) в мембранах эритроцитов (эр.) у детей 7-8 лет со сколиозом не существует.
В литературе имеются отдельные рекомендации по коррекции сколиоза у детей с помощью лечебной физической культуры (ЛФК), массажа и плавания. Однако, данные средства коррекции никогда ранее не применялись у них с целью нормализации содержания фосфолипидов в мембранах тромбоцитов.
Целью изобретения является нормализация содержания фосфолипидов в мембранах эритроцитов у детей 7-8 лет со сколиозом.
Сущность заявляемого способа заключается в том, что для нормализации уровня фосфолипидов мембран эритроцитов детям 7-8 лет со сколиозом на 6 мес назначается комплекс из ЛФК, плавания и массажа.
Способ позволяет нормализовать уровень фосфолипидов в эритроцитах детей 7-8 лет за 6 мес его применения, переводя его на уровень, близкий к таковому для здоровых детей данного возраста. Применение заявленного способа позволяет стабильно нормализовать количество фосфолипидов в мембранах эритроцитов, что позволит у них улучшить реологические свойства эритроцитов, существенно снизить риск микротромботических проявлений, обеспечив оптимальную трофику их тканей, рост и развитие ребенка.
В случае снижения количества фосфолипидов в отмытых и ресуспендированных эритроцитах у детей 7-8 лет со сколиозом, определяемых по количеству в них фосфора (Колб, В.Г. Справочник по клинической химии / В.Г.Колб, B.C.Камышников. - Минск: „Беларусь", 1982. - 367 с.) ниже 0,68 мкмоль/1012 эр. необходимо назначение заявленного способа, который состоит из ежедневных занятий ЛФК по предложенной схеме, четырех курсов массажа и ежедневного плавания по 2 раза в день.
Первым компонентом заявленного способа является ежедневная лечебная физическая культура, состоящая из нескольких частей: разминки, упражнений лежа на спине, лежа на животе и стоя. Отдых между упражнениями производится в исходном положении (т.е. если упражнение проводилось лежа на спине, то и отдых происходит в этом же положении без вставания и сидения).
1. Разминка - ходьба по кругу 3-4 минуты.
Ребенок ложится на спину.
2. "Вытяжение" позвоночника. Ребенок лежит на спине и пятками тянется "вниз", макушкой - "вверх". Выполняется 5-6 "вытяжений" по 15-20 секунд.
3. Плавание. Исходное положение лежа на спине, ноги прямые, голова затылком соприкасается с плоскостью, на которой лежит тело. Ребенок выполняет движения, имитирующие плавание на спине: руки отведены в бок и совершают движения, имитирующие греблю, амплитудой около 90°, ноги выпрямлены и совершают легкие толчкообразные движения. Выполняется 2-3 подхода по 30 секунд с кратковременным отдыхом между ними (5-10 секунд).
4. Велосипед. Лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ребенок совершает ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Большая часть амплитуды движений ног должна быть на уровне тела, не болтая ногами над животом и стремясь, чтобы выпрямляемая нога поочередно проходила близко к полу. Темп выполнения - средний. Выполняется 2-3 подхода по 30-40 секунд с перерывами на отдых по 5-10 секунд.
5. Ножницы. Лежа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ребенок выполняет окрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. При этом, горизонтальные махи необходимо производить ближе к полу. Темп выполнения - средний. Выполняется 2-3 подхода по 30-40 секунд.
Ребенок переворачивается на живот.
6. "Вытяжение" позвоночника. Лежа на животе, носочками ребенок тянется "вниз", макушкой - "вверх". Выполняется 5-6 "вытяжений" по 15-20 секунд с перерывами на отдых 5-10 секунд.
7. Плавание. Исходное положение лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Ребенок прогибается в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Удерживая такое положение, выполняются движения, имитирующие плавание: руки вперед, ноги развести в стороны, затем руки в стороны, ноги соединить, затем руки к плечам, ноги по-прежнему вместе. Выполняются 2-3 подхода по 10-15 повторений с отдыхом между подходами 5-10 секунд.
8. Ножницы. Лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Ребенок поднимает ноги и выполняет окрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. В ходе выполнения этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Темп выполнения - средний. Выполняется 2-3 подхода по 15-20 секунд с отдыхом между ними по 5-10 секунд.
9. "Вытяжение" позвоночника. Лежа на животе, носочками ребенок тянется "вниз", макушкой - "вверх". Выполняется 3-4 "вытяжения" по 15 секунд с отдыхом между ними по 5-10 секунд.
10. Удержание. Лежа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Ребенок поднимает ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Ноги вместе, руки в стороны, ладони вывернуты вверх. Статически ребенок замирает в этом положении на 10-15 секунд. При этом желательно не задерживать дыхание и при выполнении этого упражнения бедра желательно отрывать от пола. Выполняется 3-4 повторения с отдыхом между повторениями по 5-10 секунд.
Ребенок встает.
11. Вращение руками. Стоя перед зеркалом для контроля осанки, локти отводятся в сторону, пальцы рук - к плечам. Выполняется вращение рук назад (по часовой стрелке) с большой амплитудой движения - локти должны совершать при вращении наибольшую окружность. Темп выполнения - медленный. Выполняется 2-3 подхода по 20-30 секунд с отдыхом между ними по 5-10 секунд.
12. Приседания. Стоя перед зеркалом для контроля осанки, руки разведены в сторону, ладони повернуты вверх. В таком положении, ребенок сохраняя правильную осанку, встает на носочки, потом приседает, снова встает на носочки и возвращается в исходное положение. Темп выполнения упражнения - медленный. Выполняется 5-10 таких приседаний с отдыхом между ними по 5-10 секунд.
13. Наклоны из вертикального положения в стороны по 6-7 раз вправо и влево. Руки на поясе.
14. Глубокие вдохи с поднятием рук вверх и глубокие выдохи с резким их опусканием - 1-2 минуты.
Вторым компонентом заявленного способа является проведение четырех курсов массажа. Длительность одного сеанса массажа - 30 мин, один курс массажа состоит из 25 сеансов. В течение полугода коррекции курсы массажа проводят четыре раза - первый сразу же в начале коррекции, а затем еще 3 курса массажа с интервалом 25-26 дней.
Ребенок со сколиозом лежит на животе, массажист стоит со стороны грудного сколиоза. В начале проводится общее поглаживание всей поверхности спины (плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, глажение), затем осуществляется седативное, расслабляющее воздействие на верхнюю часть трапециевидной мышцы (поглаживание, растирание, вибрация лабильная непрерывистая), делается растирание, разминание, вибрация на возвышении в области грудного сколиоза (гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины). После этого массируется область поясничной вогнутости (применяются приемы на расслабление, растягивание, воздействующие седативно - поглаживание, растирание, вибрация только лабильная, непрерывная).
Ребенок поворачивается на левый бок. В этом положении используют приемы оттягивания за правый подвздошный гребень.
Ребенок поворачивается на правый бок. В этом положении производят оттягивание за левый подвздошный гребень.
Ребенок поворачивается вновь на живот. Продолжается массаж области сколиоза в поясничном отделе, в области выпуклости (приемы стимуляции, тонизирования - разминание и вибрация прерывистая для укрепления мышц). Затем осуществляется расслабление и растягивание подлопаточной области, массируя межреберья (граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная) с оттягиванием углов лопаток от вогнутости позвоночника, массируются, стимулируя и тонизируя надплечья, мышцы над лопатками, верхними частями трапециевидных мышц (растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы).
Ребенок переворачивается на спину. В этом положении проводится массаж передней поверхности грудной клетки. В подключичной и надключичной областях, а также в области грудных мышц с целью стимуляции, укрепления мышечного корсета, проводят растирание, разминание, вибрацию прерывистую и ударные приемы. На передней брюшной стенке выполняются приемы стимулирования, тонизирования (растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная).
Третьим компонентом заявленного способа является ежедневное плавание ребенка в море, реке или бассейне по 2 раза в день утром и вечером по 30 минут.
Пример 1. Группа здоровых детей 7-8 лет (n=42) обследована во время диспансерного осмотра в плановом порядке. У детей бралась кровь в пластиковые пробирки с последующим исследованием уровня фосфолипидов в мембранах эритроцитов. Полученные результаты (ФЛ 0,72±0,007 мкмоль/1012 эр.) указывали на нормальное содержание фосфолипидов в мембранах их эритроцитов.
Спустя 8 мес вся группа в плановом порядке была повторно обследована на предмет содержания ФЛ в мембранах эритроцитов (0,73±0,009 мкмоль/1012 эр.), которое оставалось по-прежнему нормальным.
Пример 2. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени (n=24) обследована во время планового диспансерного осмотра. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки с последующим исследованием содержания фосфолипидов в мембранах эритроцитов, оказавшегося пониженным (0,64±0,012 мкмоль/1012 эр.).
Для коррекции сколиоза всем детям данной группы в поликлинике по месту жительства проводили в течение 8 мес стандартные 5 раз в неделю занятия ЛФК, плавание в бассейне 3 раза в неделю и пять стандартных курсов массажа, применяемых при сколиозе по 10 сеансов длительностью 20 минут.
Через 8 мес коррекции на фоне выраженной позитивной динамики сколиоза у детей отмечено повышение, но не нормализация содержания фосфолипидов в мембранах эритроцитов (0,65±0,008 мкмоль/1012 эр.).
Пример 3. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени (n=28) обследована в детской поликлинике по месту жительства во время планового диспансерного осмотра по поводу сколиоза. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки с последующим исследованием содержания ФЛ в мембранах эритроцитов, оказавшегося пониженным (0,65±0,005 мкмоль/1012 эр.).
Детям была рекомендована стандартно применяемая при сколиозе ежедневная ЛФК, шесть стандартных десятидневных курсов массажа по 20-30 мин с посещением бассейна в ближайшем спорткомплексе 6 раз в неделю в течение 8 месяцев.
Спустя 8 мес коррекции признаки сколиоза у детей 7-8 лет были сведены к минимуму. При этом уровень ФЛ в мембранах эритроцитов у наблюдаемых детей (0,67±0,007 мкмоль/1012 эр.) так и не достиг уровня, свойственного для их здоровых сверстников.
Пример 4. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени обследована во время диспансерного осмотра по поводу сколиоза. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки и оценен уровень фосфолипидов в мембранах эритроцитов, оказавшийся пониженным (0,64±0,009 мкмоль/1012 эр.).
Детям были рекомендованы на 8 мес стандартная ЛФК ежедневно, семь дней в неделю по 2 раза в день плавание в бассейне поликлиники по 30 минут и шесть стандартных курсов массажа со стандартными приемами по 15 сеансов, длительность сеанса 30 мин.
Спустя 8 мес коррекции признаки сколиоза у детей были полностью устранены, однако уровень ФЛ в мембранах их эритроцитов оставался пониженным (0,66±0,008 мкмоль/1012 эр.).
Пример 5. Группа детей 7-8 лет со сколиозом I-II степени (n=45) обследована в поликлинике по месту жительства во время диспансерного осмотра по поводу сколиоза. У детей была взята кровь в пластиковые пробирки с исследованием уровня ФЛ в мембранах эритроцитов (0,64±0,005 мкмоль/1012 эр.), оказавшимся пониженным.
Детям было рекомендовано сочетание ЛФК, плавания и массажа согласно заявленному способу.
Уже через 6 мес коррекции, согласно заявленному способу, признаки сколиоза были полностью устранены, а уровень ФЛ в мембранах эритроцитов у всех детей данной группы нормализовался (0,71±0,004 мкмоль/1012 эр.).
Контроль уровня ФЛ в мембранах эритроцитов у детей данной группы через 6 мес даже при прекращении применения у них всех элементов заявленного способа показал сохранение их нормального количества.
Использование предлагаемого способа нормализации уровня фосфолипидов в эритроцитах в педиатрии и гематологии поможет улучшить кровообращение в тканях детей со сколиозом за счет оптимизации способности эритроцитов к деформации и агрегации, способствуя стимуляции анаболизма, сокращая сроки коррекции сколиоза и устраняя его патологические проявления во внутренних органах.
Способ нормализации содержания фосфолипидов в мембранах эритроцитов у детей 7-8 лет со сколиозом, включающий назначение на 6 месяцев комплекса из ежедневного применения лечебной физической культуры, состоящей из разминки, упражнений лежа на спине - «вытяжение», «плавание», «велосипед», «ножницы», лежа на животе - «вытяжение», «плавание», «ножницы», «вытяжение», «удержание», заключающийся в удержании ребенком при прогибании в положении на животе поднятых верхней части туловища и ног, и стоя - вращение руками, приседание, наклоны из вертикального положения в стороны, глубокие вдохи с поднятием рук вверх и глубокие выдохи с резким их опусканием; четырех курсов массажа по 25 сеансов, длительность одного сеанса массажа - 30 мин в положении лежа на животе с проведением вначале общего поглаживания всей поверхности спины - плоскостное, обхватывающее, граблеобразное глажение, затем массируется верхняя часть трапециевидной мышцы - поглаживание, растирание, вибрация лабильная непрерывная, затем массируется возвышение в области грудного сколиоза - гребнеобразное растирание, поколачивание, рубление, разминание щипцеобразное по длинным мышцам спины, затем массируется область поясничной вогнутости - поглаживание, растирание, вибрация лабильная непрерывная при поворачивании на один, затем на другой бок, используют приемы оттягивания за подвздошный гребень на противоположной стороне, при повороте ребенка на живот продолжается массаж области сколиоза в поясничном отделе в области выпуклости - разминание и вибрация прерывистая, затем массируются межреберья - граблеобразное поглаживание, растирание, вибрация лабильная с оттягиванием углов лопаток от вогнутости позвоночника, массируются стимулируя и тонизируя надплечья, мышцы над лопатками, верхними частями трапециевидных мышц - растирание, разминание, вибрация прерывистая и ударные приемы, после переворачивания ребенка на спину проводят массаж в подключичной и надключичной областях, в области грудных мышц - растирание, разминание, вибрация прерывистая, ударные приемы, на передней брюшной стенке выполняются приемы стимулирования, тонизирования - растирание гребнеобразное, разминание, вибрация прерывистая, ударная; ежедневного плавания по 2 раза в день утром и вечером по 30 минут.