Способ очистки покрытия от снежно-ледяных отложений

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к дорожной отрасли. При устройстве покрытия автомобильной дороги используются составы антигололедных смесей. Очистку льда и снежно-ледянных отложений на поверхности покрытия производят путем предварительного воздействия на них вальцом виброкатка в течение 1…2 с и дальнейшей механической очисткой отвалом автогрейдера или бульдозера или рабочим органом льдоскалывателя. Изобретение позволяет снизить энергозатраты при очистке дорожного покрытия. 3 табл.

Реферат

Изобретение относится к дорожной отрасли, а именно к способам очистки покрытий автомобильных дорог от снежно-ледяных образований.

Наряду с общеизвестными способами удаления снежно-ледяных образований, такими как механические (их скалывание и очистка пассивными и активными рабочими органами автогрейдеров, бульдозеров, снегоочистителей, льдоскалывателей), химические (предварительная обработка поверхностей кристаллическими и жидкими противоморозными солями с последующим механическим удалением), физико-химические или комбинированные (предварительная посыпка покрытий песко-соляными смесями с последующим механическим удалением) [1], предложены новые: тепловые (предварительное воздействие на снежно-ледяные отложения тепловым излучением до полного оттаивания, мощным инфракрасным, светогидравлическим и импульсным излучением в различном оптическом диапазоне с последующим механическим удалением) [2].

Основными недостатками традиционных способов являются: а) вредное воздействие химических реагентов на материал покрытия и окружающую среду; б) малая продолжительность фрикционных свойств песко-соляных смесей после каждой посыпки. К недостаткам тепловых способов можно отнести: а) опасность возникновения ударной нагрузки в момент излучения генератором; б) необходимость наличия специального мощного инфракрасного или другого излучателя.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является способ очистки покрытий механическим удалением снежно-ледяных отложений [1]. Недостатками данного способа являются: а) необходимость использования специальных мощных льдоскалывателей для очистки покрытия; б) опасность возникновения механических повреждений покрытия при удалении снежно-ледяных отложений.

Сущность предлагаемого способа состоит в том, что для устройства покрытия автомобильной дороги используются составы из антигололедных битумоминеральных (асфальтобетонных) смесей [3]. Очистку льда и снежно-ледяных отложений на поверхности покрытия осуществляют путем предварительного воздействия на них вальцом виброкатка в течение 1…2 с и дальнейшей механической очисткой отвалом автогрейдера, бульдозера, снегоочистителя и др. машин.

Состав смеси по предлагаемому решению следующий, масс.%: щебня прочных пород фр. 5…10 мм - 72,37; дробленого песка - 10,70…11,47; минерального порошка - 10,15; стабилизирующей добавки - 0,38, соль NaCl - 0,57…0,80; соль CaCl2 - 0…0,08; битум вязкий - 5,64.

Технический результат предлагаемого способа заключается в резком снижении энергозатрат при очистке и сил адгезии снежно-ледяных образований с поверхности покрытия, позволяющий: а) использовать для дальнейшей очистки маломощные снегоочистители или другие машины с отвально-плужным рабочим органом; б) возможность круглогодичного использования простаивающих зимой виброкатков (повышение эффективности использования виброкатков в течение года).

Способ осуществляется следующим образом.

При устройстве покрытия автомобильной дороги в летнее время используются составы антигололедных смесей (табл.1). Очистку льда и снежно-ледяных отложений на поверхности покрытия производят путем предварительного воздействия на них вальцом виброкатка в течение 1…2 с и дальнейшей механической очисткой отвалом автогрейдера или бульдозера или рабочим органом льдоскалывателя.

Таблица 3
Величина адгезии льда к поверхности асфальтобетона при различном времени вибрации
Время вибрации 1, сек Адгезия, МПа
0 0,27
5 0,22
8 0,20
30 0,06
45 0,00

Источники информации:

1. Борисюк Н.В. Зимнее содержание городских дорог: учеб. пособие / Н.В.Борисюк. - М.: МАДИ (ГТУ), 2005. - 115 с.

2. Патент на изобретение РФ. Способ очистки жестких аэродромных и дорожных покрытий от снежно-ледяных образований: RU 2307889 С2. Е01Н 5/10. 10.10.2007.

3. Патент на изобретение РФ. Битумоминеральная смесь: RU 2167118 С2. С04В 26/26. 20.05.2001.

Способ очистки покрытия от снежно-ледяных отложений, включающий приготовление и укладку в верхний слой покрытия горячих асфальтобетонных и щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей, очистку с поверхности покрытия образующихся ледяных и снежно-ледяных образований механическим способом, отличающийся тем, что покрытие устраивают из антигололедного щебеночно-мастичного асфальтобетона, состоящего из мас.%: щебня прочных пород фр. 50-10 мм - 72,37; дробленного песка 10,70-11,47; минерального порошка - 10,15; стабилизирующей добавки - 0,38; соли NaCl - 0,57-0,80; соли CaCl2 - 0-0,08; битума вязкого 5,64; производят в течение 1-2 с предварительным воздействием на поверхность снежно-ледяных отложений отвалом автогрейдера, бульдозера и других машин.